Дело № 2-3128/2021
УИД: 42RS0005-01-2021-007230-66
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерациигород Кемерово 07 декабря 2021 года
Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего Жигалиной Е.А.,
при секретаре Бересневой К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску председателя совета многоквартирного дома ФИО1 к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с иском к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о признании решения незаконным, мотивируя свои требования тем, что является председателем совета многоквартирного дома (далее МКД) по адресу: <адрес> на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений №№№ от ДД.ММ.ГГГГ Действует в интересах собственников помещений МКД по адресу: <адрес>, <адрес> на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений МКД по адресу: <адрес>. Из данного протокола следует: на общем внеочередном собрании собственников помещений было решено уполномочить ФИО1 на основании п.5 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ обратиться в суд от имени и в интересах собственников помещений МКД и выдать доверенность. ДД.ММ.ГГГГ собственниками многоквартирного дома по адресу: <адрес> было проведено внеочередное общее собрание собственников, на котором было принято решение о проведении капитального ремонта фасада: замена деревянных окон на пластиковые окна с использованием средств со спец.счета, владельцем которого является региональный оператор. Собственники МКД, расположенного по адресу: <адрес> формируют фонд капитального ремонта на спец.счете, владельцем которого является региональный оператор. На дату ДД.ММ.ГГГГ сумма накопленных средств на спец.счете составляла 1 021 682.01 рубль. ДД.ММ.ГГГГ в адрес НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» был направлен пакет документов: Протокол собрания собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ, локальная смета № от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда № на выполнение работ по капитальному ремонту МКД по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заявление о перечислении аванса на счет подрядчика. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ - решение от НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о невозможности проведения такого ремонта, т.к. замена деревянных окон на пластиковые в МКД по <адрес> относятся к текущему ремонту и не может быть осуществлена со средств, накопленных на спец.счете.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" - Капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные в части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ виды работ по капитальному ремонту раскрываются и уточняются в содержании "Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно разделу 1.3. Рекомендаций: Капитальный ремонт зданий - замена или восстановление отдельных частей или целых конструкций (за исключением полной замены основных конструкций, срок которых определяет срок службы многоквартирного дома в целом) и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, а также устранение, в необходимых случаях, последствий функционального (морального) износа конструкций и проведения работ по повышению уровня внутреннего благоустройства, т.е. проведение модернизации зданий. При капитальном ремонте ликвидируется физический (частично) и функциональный (частично или полностью) износ зданий. Капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома.
Капитальный ремонт подразделяется на комплексный капитальный ремонт и выборочный. а) Комплексный капитальный ремонт - это ремонт с заменой конструктивных элементов и инженерного оборудования и их модернизацией. Он включает работы, охватывающие все здание в целом или его отдельные секции, при котором возмещается их физический и функциональный износ. б) Выборочный капитальный ремонт - это ремонт с полной или частичной заменой отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений или оборудования, направленные на полное возмещение их физическою и частично функционального износа. Выборочный капитальный ремонт проводится исходя из технического состояния отдельных конструкций и инженерных систем путем их полной или частичной замены.
Согласно таблице 2.3. п.5. Методических рекомендаций указано, что замена окон входит как в ремонт фасадов требующих утепления, так и не требующих утепления. Оконные проемы и окна являются элементами функционально связанными с фасадом здания, от которых во многом также зависит герметичность и сохранение тепла в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5.1 ВСН 58-88 (р) от 23.11.1988 г. № 312 капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества н качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Согласно положению пункта 5.2 ВСН 58-88 (р) следует, что на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций), но при необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства - что также указывает, на то, что полная замена деревянных окон в МКД относится к капитальному ремонту и может быть осуществлена со средств сформированными собственниками па спец.счете регионального оператора.
Считает, что ответчик незаконно отнес полную замену деревянных окон на пластиковые по адресу: <адрес> текущему ремонту. Также законодательно нет запрета па проведение части работ по ремонту фасада.
Просит признать решение НО «Фонда капитального ремонта МКД Кузбасса» в виде отказа в перечислении денежных средств на капитальный ремонт фасада - замена деревянных окон на пластиковые по адресу: <адрес> из средств, сформированных на специальном счете регионального оператора, незаконным; обязать НО «Фонд капитального ремонта МКД Кузбасса» отнести замену старых деревянных окон на пластиковые в МКД по адресу: <адрес> капитальному ремонту.
Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 16.11.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Государственная жилищная инспекция Кузбасса.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта МКД Кузбасса» - ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица – Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица - Государственная жилищная инспекция Кузбасса в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика НО «Фонд капитального ремонта МКД Кузбасса» ФИО2, представителя третьего лица Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса ФИО3, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом; общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Частью 2 ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Статьей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.7 ст.45 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует и установлено судом, что истица ФИО1 является председателем совета многоквартирного дома (далее МКД) по адресу: <адрес> на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений № 1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-25).
Действует в интересах собственников помещений МКД по адресу: <адрес>, <адрес> на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений МКД по адресу: <адрес> (л.д.58-59).
Из данного протокола следует: на общем внеочередном собрании собственников помещений было решено уполномочить ФИО1 на основании п.5 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ обратиться в суд от имени и в интересах собственников помещений МКД и выдать доверенность.
Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует ЖК РФ (п. 11.1 ч. 1 ст. 4), который относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (п. 8.3 ст. 13, ч. 1 ст. 167).
В соответствии со ст. 170 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу п. 4 ч. 4 ст. 170 ЖК Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Специальный счет открывается на имя лица, указанного в ч. ч. 2 и 3 ст. 175 ЖК Российской Федерации, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с п. 1.1 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами (ст. 176 ЖК Российской Федерации).
Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 175 ЖК Российской Федерации владельцами специального счета могут быть: товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений; осуществляющее управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив; региональный оператор.
Операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 177 Кодекса).
В соответствии с ч. 3 ст. 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого определен региональный оператор.
В соответствии с частью 1 статьей 180 Жилищного кодекса Российской Федерации фонд выполняет следующие функции:
1. аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2. открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3. осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4. финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5. взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6. иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта РФ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ собственниками многоквартирного дома по адресу: <адрес> было проведено внеочередное общее собрание собственников, на котором было принято решение о проведении капитального ремонта фасада: замена деревянных окон на пластиковые окна с использованием средств со спец.счета, владельцем которого является региональный оператор (л.д.16-17).
На дату ДД.ММ.ГГГГ сумма накопленных средств на спец.счете составляла 1021 682.01 рубль.
Из договора подряда № на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в лице представителя ФИО1, наделенной полномочиями, определенными решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№), именуемая в дальнейшем «Заказчик» с одной стороны, и ИП ФИО5, именуемый в дальнейшем «Подрядчик» с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем: Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту: замена деревянных окон в подъездах на пластиковые WHS HALO – 3х камерный профиль, внешний и внутренний уплотнитель черного цвета. Стеклопакет света прозрачный 24 мм, дистанционная рамка алюминий. Фурнитура поворотно-откидная «Аксор» многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с локальной сметой № (л.д.13-15, 20-22).
Согласно п. 1.2 Договора, общая стоимость работ по Договору составляет 560142,00 руб., без НДС.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» был направлен пакет документов: Протокол собрания собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ, локальная смета № от ДД.ММ.ГГГГ, договор подряда № на выполнение работ по капитальному ремонту МКД по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заявление о перечислении аванса на счет подрядчика (л.д.46).
ДД.ММ.ГГГГ истцу был направлен ответ на заявление от НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о невозможности проведения такого ремонта, т.к. замена деревянных окон на пластиковые в МКД по <адрес> относятся к текущему ремонту и не может быть осуществлена со средств, накопленных на спец.счете (л.д.12).
Согласно ч. 1 ст. 174 Жилищного кодекса РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-,
водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в
многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно «Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов», утвержденных государственной корпорацией - "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" ДД.ММ.ГГГГ, применяемых по аналогии к капитальному ремонту, проводимому в рамках части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, при капитальном ремонте конструкций и инженерных систем в составе общего имущества многоквартирного дома (далее- МКД) осуществляется замена не менее 50% каждой конструкции и инженерной системы. То есть, при капитальном ремонте фасада должно быть отремонтировано не менее 50% от общей поверхности стен МКД, включая конструктивные элементы, расположенные на наружной лицевой стороне здания (двери, межпанельные швы, подъездные козырьки и т.д.).
Также, в таблице 2.3 в пункте 5 четко определен набор работ,проводимый при капитальном ремонте фасада:
1. Ремонт фасадов, не требующих утепления:
1.Ремонт штукатурки (фактурного слоя), включая архитектурный ордер;
2.Ремонт облицовочной плитки;
3.Окраска по штукатурке или по фактурному слою;
4.Ремонт и восстановление герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей крупноблочных и крупнопанельных зданий;
5.Ремонт и восстановление со стороны фасада герметизации стыков оконных и дверных проемов мест общего пользования;
6.Окраска со стороны фасада оконных переплетов;
7.Ремонт ограждающих стен;
8.Ремонт и замена окон и балконных дверей (в составе общего имущества);
9.Ремонт или замена входных наружных дверей,
2. Работы по ремонту фасадов, требующих утепления:
1.Ремонт и утепление ограждающих стен с последующей отделкой поверхностей;
2.Ремонт окон и балконных дверей (в составе общего имущества) или замена на окна и двери в энергосберегающем конструктивном исполнении (оконные блоки с тройным остеклением и др.) с последующим их утеплением (герметизацией);
3.Ремонт входных наружных дверей с последующим их утеплением или замена на металлические двери в энергосберегающем конструктивном исполнении,
3. Общие для обеих групп зданий работы:
1.Ремонт балконов с заменой при необходимости консолей, гидроизоляцией и герметизацией с последующей окраской;
2.Усиление конструкций козырьков над входами и последними этажами с последующей отделкой поверхностей;
3.3. Усиление конструкций карнизных блоков с последующей отделкой
поверхностей;
4.Смена оконных отливов;
5.Смена водосточных труб;
6.Ремонт и утепление цоколя.
Выполнение за счет средств фонда капитального ремонта, сформированных на специальном счете одних только работ по замене оконных блоков, повлечет нарушение прав собственников общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома на капитальный ремонт фасада данного многоквартирного дома со всеми его конструктивными элементами, так как, после замены оконных блоков необходимо будет отразить в отчете формы КР информацию о проведенном на данном многоквартирном доме одном из видов капитального ремонта, установленных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (в данном случае фасада), в результате чего, основания для повторного проведения капитального ремонта фасада будут отсутствовать.
Таким образом, замена оконных блоков в местах общего пользования в энергосберегающем конструктивном исполнении, может быть произведена за счет средств фонда капитального ремонта только в рамках капитального ремонта фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> при ремонте (замене) не менее 50% каждой конструкции являющейся элементом фасада многоквартирного дома.
Из ответа Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 следует, что выполнение за счет средств фонда капитального ремонта, сформированных на специальном счете одних только работ по замене оконных блоков, повлечет нарушение прав собственников общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома на капитальный ремонт фасада данного многоквартирного дома со всеми его конструктивными элементами, т.к. после замены оконных блоков необходимо будет отразить в отчете формы КР информацию о проведенном на данном многоквартирном доме одном из видов капитального ремонта, установленных ч. 1 ст. 166 ЖК РФ (в данном случае фасада), в результате чего, основания для повторного проведения капитального фасада будут отсутствовать. Замена оконных блоков в местах общего пользования в энергосберегающем конструктивном исполнении, может быть произведена за счет средств фонда капитального ремонта только в рамках капитального ремонта фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> при ремонте (замене) не менее 50% каждой конструкции являющейся элементом фасада многоквартирного дома. Согласно «СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» существует возможность проведения выборочного капитального ремонта с полной или частичной заменой отдельных конструктивных элементов здания (л.д.92-93).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ был направлен запрос, в котором просят сообщить информацию можно ли отнести только замену оконных блоков с тройным остеклением (в составе общего имущества многоквартирного дома) к капитальному ремонту фасада многоквартирного дома (л.д.130).
Из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса следует, что указанные в письме работы по замене только оконных блоков фасада являются работами, выполняемыми при текущем ремонте (в части общедомового имущества). Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность частичного (выборочного) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Частичный ремонт конструктивных элементов и инженерных систем относится к текущему ремонту, за который ежемесячно вносится плата за содержание и ремонт жилья и не относится к капитальному ремонту, поэтому направление средств фонда капитального ремонта, сформированного из минимального размера взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, будет нецелевым расходованием средств с нарушением порядка использования средств фонда капитального ремонта. Вместе с тем, при проведении капитального ремонта фасада могут быть выполнены работы по замене оконных блоков в местах общего пользования (л.д.161-163).
Кроме того, В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно ГОСТ Р 51929-2014 капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома, характеризующееся отсутствием отдельных несоответствий конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН) и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (далее - ВСН № 58-88 (р)) установлено, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Таким образом, основным отличительным признаком капитального от текущего ремонта является цель его проведения, если текущий ремонт предназначен для поддержания параметров устойчивости и надежности зданий, то при капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется замена или восстановление строительных конструкций объекта либо его элементов, в том числе такая замена (восстановление) может улучшать показатели конструкций и элементов.
Более того, для проведения капитального ремонта требуется оформление предусмотренной статьей 48 ГрК РФ проектной документации. При проведении текущего ремонта такая документация не оформляется.
Проведенный капитальный ремонт, начиная с момента окончания работ по конструктивному элементу, должен гарантировать минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов в соответствии с межремонтными сроками, установленными в Приложении № 3 ВСН 58-88(р). Необходимый объём работ по каждому конструктивному элементу, гарантирующий указанную минимальную продолжительность эффективной эксплуатации, определяется при проектировании работ по капитальному ремонту, на основании результатов обследования технического состояния дома в соответствии с оценкой физического износа, с учетом факта достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности.
Таким образом, работы по замене только оконных блоков фасада являются работами, выполняемыми при текущем ремонте (в части общедомового имущества). Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность частичного (выборочного) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя ремонт фасада.
Региональным нормативным правовым актом вышеуказанный перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в МКД может быть дополнен также иными видами работ (ч. 2 ст. 166 ЖК РФ).
Истец, ссылается в исковом заявлении на п. 5.1 ВСН 58-88 (р) от 23.11.1988 г. № 312, где дано определение понятия капитальный ремонт - должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
Вместе с тем, не приводит доказательств того, что состав остальных работ по выбранному виду работ - ремонт фасада не требуют восстановления или ремонта других элементов фасада, обеспечивающий надлежащий уровень качества работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Так в Москве перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт в соответствии с постановлением Правительства от 29.12.2014 № 833-ПП помимо основных видов работ, установленных ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, включает в том числе, как отдельный вид работ: «9(1). Замена оконных блоков, расположенных в помещениях общего пользования в многоквартирном доме».
В Кемеровской области - Кузбассе дополнительных видов работ не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности принятого НО «Фонд капитального ремонта МКД Кузбасса» решения об отказе в перечислении денежных средств на капитальный ремонт фасада – замена деревянных окон на пластиковые по адресу: <адрес> из средств, сформированных на специальном счете регионального оператора, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования председателя совета многоквартирного дома ФИО1 к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о признании решения незаконным оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Заводский районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А. Жигалина
Мотивированное решение суда составлено 10.12.2021 года.
Копия верна. Судья:
Подлинный документ подшит в гражданском деле № 2-3128-2021 Заводского районного суда г. Кемерово.