№ 2-3128/2023
УИД61RS0003-01-2023-003410-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2023 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Строителевой О.Ю.,
при секретаре Газиевой М.Р.,
с участием старшего помощника прокурора г. Ростова-на-Дону Грицай Е.О.,
представителя Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону Кучеева Н.И.,
представителя Администрации г. Ростова-на-Дону Касьянова М.И.,
представителя МКУ УЖКХ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону Паршина А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону и Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Фонд содействия реформированию ЖКХ, МКУ УЖКХ Кировского районаг. Ростова-на-Дону, МКУ УЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону, МКУ УЖКХ Октябрьского районаг. Ростова-на-Дону, МКУ УЖКХ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, МКУ УЖКХ Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, МКУ УЖКХ Первомайского района г. Ростова-на-Дону, МКУ УЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону, МКУ УЖКХ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, об обязаниипринять меры к расселению муниципальных и частных помещений в аварийных домах,
УСТАНОВИЛ:
прокурора г.Ростова-на-Дону (далее также истец)в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону и Администрации г. Ростова-на-Дону о возложении обязанности принять меры к расселению муниципальных и частных помещений в аварийных многоквартирных домах.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г. Ростова-на-Дону во исполнение приказа прокурора Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№, указания прокурора Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан их ветхого и аварийного жилья» проведена проверка соблюдения жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с приказом Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в первоочередном порядке подлежат расселению многоквартирные дома на основании подтвержденных сведений о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе в результате пожара, взрыва или обрушения жилого дома.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории г. Ростова-на-Дону расположено 176 многоквартирных домов (далее также МКД), признанных аварийными с ДД.ММ.ГГГГ, из которых только 9 полностью расселены.
При этом, из 167 МКД не проводятся мероприятия по расселениюпомещений52 аварийных многоквартирных домов, имеющих в соответствии с заключениями специализированных организаций сведения об угрозе обрушения, проживания граждан, по следующим адресам:<адрес>, литер А(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер В(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу); <адрес>, литер А (постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу); <адрес>(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес> (постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>А(постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>(постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес> б, литер А(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А (постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А, Б(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер К(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес> (постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А(постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес> (постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер Б(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А(постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу); <адрес>, литер А(постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А (постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А, Б, В (постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу); <адрес>(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер Б (постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону отДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер Б (постановлением администрации <адрес> отДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А(постановлением администрации <адрес> от 25.11.2021№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер Б(постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А(постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);пер. Университетский, 15, литер А, Б(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу); пер. Университетский,28(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А, Б(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер Б(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);пер. Крыловской, 34(постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А, Б, Б1, В(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А (постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А, В, Г, Д(постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А, З(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);пер. Братский, 39, литер В(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от 09.04.2019№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер В, Е, Ж(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу); <адрес>, литер А(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер А(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу); <адрес>, литер Б(постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу);<адрес>, литер Б, Г, Д(постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу); <адрес>, литер А(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу); <адрес>, литер Б(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу); <адрес>, литер Б(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу); <адрес>, литер А(постановлением администрацииг. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу).
Прокурор ссылается на то, что вышеуказанные аварийные многоквартирные дома в какие-либо программы переселения граждан (муниципальные, региональные) не включены, финансирование на их расселение в настоящее время отсутствует.
При этом, не расселенные аварийные многоквартирные дома создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку могут разрушить.
В соответствии с Положением о Департаменте координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 №138,Департамент координации строительства и перспективного развития осуществляет функции, связанные с реализацией программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также основными задачам которого является формирование и проведение единой политики обеспечения жилой площадью граждан (в том числе, путем распределения жилых помещений), состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, в том числе посредством комплексного развития территорий жилой и нежилой застройки.
Также, указанный Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону обеспечивает права собственников жилых и нежилых помещений при изъятии земельного участка для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также в случаях строительства объектов, в отношении которых главным распорядителем средств бюджета города выступает Департамент, осуществляет сбор, систематизацию, анализ отчетов по рыночной оценке жилых помещений; проводит мероприятия по подготовке и заключению договоров, направленных на приобретение (получение) в муниципальную собственность жилых помещений, а также нежилых помещений, расположенных в аварийном жилом фонде, и государственной регистрации на них права муниципальной собственности.
По мнению прокурора, длительное бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер, определенных ст.ст. 32, 85, 86 ЖК РФ, не только нарушает жилищные права жильцов помещений в указанных домах, но и может повлечь наступление неблагоприятных последствий для неопределенного круга лиц, которые по стечению обстоятельств могут находиться около дома.
На основании изложенного, с учетом неоднократных уточнений исковых требований, прокурор г.Ростова-на-Дону просит суд обязать Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону и Администрацию <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к расселению муниципальных помещений, расположенных в аварийных многоквартирных домах по адресу: <адрес>, обеспечив жилыми помещениями по договорам социального найма, в том числе путем распределения жилых помещений. Обязать Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону и Администрацию г. Ростова-на-Дону в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к расселению граждан, проживающих в частных помещениях, расположенных в аварийных, имеющих сведения об угрозе обрушения, многоквартирных домах по адресам: г. Ростов-на-Дону, <адрес> путем организации проведения оценки рыночной стоимости изымаемых земельных участков и частных жилых помещений с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, уведомления собственников о результатах оценки с целью выплаты собственникам возмещения за изымаемые объекты недвижимости или предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В судебное заседание явилась старший помощник прокурора города Ростова-на-Дону Грицай Е.О., которая исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону Кучеева Н.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать, предоставить срок для исполнения 3 года.
Представитель администрации города Ростова-на-Дону Касьянова М.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель Управления ЖКХ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону Паршина А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Фонд содействия и реформирования ЖКХ, Управление ЖКХ Кировского района г. Ростова-на-Дону, Управление ЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону, Управление ЖКХ Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Управление ЖКХ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, Управление ЖКХ Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, Управление ЖКХ Первомайского района г. Ростова-на-Дону, Управление ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону уполномоченных представителей в судебное заседание не направили, извещены о дате слушания дела надлежащим образом.
Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК РФ.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья1 ЖК РФпредусматривает обеспечение органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
В силу п. 3 ч. 1 ст.14Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского (сельского) поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Как следует из абз. 2. ст. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного домааварийными подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, именно в компетенцию органа местного самоуправления входит определение срока отселения физических и юридических лиц в случае признания многоквартирного домааварийными подлежащим сносу.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания гражданпринятФедеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Требования к региональной адресной программе по переселению граждан изаварийногожилищного фонда изложены в ст.16Федерального закона № 185-ФЗ.
Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан изаварийногожилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона, региональная адресная программа по переселению граждан изаварийногожилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядкеаварийнымии подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которыхаварийнымии подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признанияаварийнымии подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Переселение граждан изаварийногожилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (ч.3 ст.16 вышеуказанного закона).
Согласно п. 6 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно п.п. 5, 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФпризнание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного домааварийными подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом,принявшимрешение о признании такого домааварийными подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с ч. 1 ст.32 ЖК РФжилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Согласно ч. 2. ст.32 ЖК РФизъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 8. ст.32 ЖК РФпо соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно позиции, изложенной в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправленияпринимаетсярешение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанныйаварийныйдом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требованияосносеаварийногодома либо его реконструкции, так и последующему,принятиюорганом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположенаварийныйдом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно п.13 ст.56.6ЗК РФ решение об изъятии земельного участка действует в течение трех лет со дня егопринятия.
Согласно п.п. 1, 1.1 ст. 85, 86 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, предоставление жилых помещений по договорам социального найма взамен аварийных, изъятие частных помещений для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за изымаемые помещения относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Как указал Верховный суд Российской Федерации в обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом ВС РФ от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то представление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокуратурой г. Ростова-на-Дону во исполнение приказа прокурора Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№, указания прокурора Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан их ветхого и аварийного жилья» проведена проверка соблюдения жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с приказом Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в первоочередном порядке подлежат расселению многоквартирные дома на основании подтвержденных сведений о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе в результате пожара, взрыва или обрушения жилого дома.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории г. Ростова-на-Дону расположено 176 многоквартирных домов, признанных аварийными с 01.01.2017, из которых только 9 полностью расселены.
При этом, из 167 МКД на сегодняшний день не проводятся мероприятия по расселению помещений аварийных многоквартирных домов, имеющих в соответствии с заключениями специализированных организаций сведения об угрозе обрушения, проживания граждан.
Обращаясь в суд с вышеуказанными требования прокурор г. Ростова-на-Дону ссылается на то, что аварийные многоквартирные дома, приведенные в исковом заявлении, в какие-либо программы переселения граждан (муниципальные, региональные) не включены, финансирование на их расселение в настоящее время отсутствует.
При этом, нерасселенные аварийные многоквартирные дома создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку могут разрушиться в любой момент.
В соответствии с Положением о Департаменте координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 №138,Департамент координации строительства и перспективного развития осуществляет функции, связанные с реализацией программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также основными задачам которого является формирование и проведение единой политики обеспечения жилой площадью граждан (в том числе путем распределения жилых помещений), состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, в том числе посредством комплексного развития территорий жилой и нежилой застройки.
Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону обеспечивает права собственников жилых и нежилых помещений при изъятии земельного участка для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также в случаях строительства объектов, в отношении которых главным распорядителем средств бюджета города выступает Департамент, осуществляет сбор, систематизацию, анализ отчетов по рыночной оценке жилых помещений; проводит мероприятия по подготовке и заключению договоров, направленных на приобретение (получение) в муниципальную собственность жилых помещений, а также нежилых помещений, расположенных в аварийном жилом фонде, и государственной регистрации на них права муниципальной собственности.
Решением Ростовской-на-дону городской Думы от 21.06.2011 №138 «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» утверждено Положение о Департаменте координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону (приложение № 4)
Согласно п. 1.1 Положения Департамент является отраслевым органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий, относящихся к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону: формирование и размещение муниципального заказа; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования; оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и других категорий граждан; осуществление функций, связанных с реализацией программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с под.16 п. 2.3 Положения Департамент осуществляет функции по учету, распределению и предоставлению жилья различным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как следует из пояснений ответчиков и представленных в материалы дела документов, постановлением правительства Ростовской области от 12.08.2016 №569 утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 01.01.2012 в 2017-2023 годах».
В настоящее время реализуются мероприятия областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 01.01.2012, в 2017 - 2023 годах», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 №569. В Программу включены дома, признанные аварийными с 01.01.2012 по 01.01.2017, которые планируется расселить по условиям Программы в срок до 31.12.2023.
Расселение запланировано в первоочередном порядке в рамках очередной программы по расселению домов, признанных аварийными с 01.01.2017 по 01.01.2022 (первые 3 этапа), с привлечением средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий», областного бюджета. Начало реализации новой программы с 2024 года.
Постановлением правительства Ростовской области от 30.10.2023 №776 утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 01.01.2017 в 2023-2031 годах».
Согласно правовой позиции, установленной п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Как указано выше в п. 49 Положения указано, что к компетенции органов местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако в соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.
Как следует из положений ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение. Таким образом, нуждающимся по смыслу приведенной нормы может быть не только наниматель жилого помещения, но и его собственник, что согласуется с разъяснениями Конституционного Суда РФ в Определении от 05.03.2009 №376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Р.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации».
В материалы дела прокурором г. Ростова-на-Дону представлены экспертные заключения о техническом состоянии несущих конструкций жилых домов, по которым заявлены настоящие требования, в которых содержатся выводы об аварийности вышеуказанных многоквартирных домов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что с учетом длительности непринятия ответчиками мер направленных на расселение граждан, а также с учетом сроков, установленных областной адресной программой, могут произойти необратимые последствия для граждан, так как в результате чрезвычайной ситуации, указанные дома, разрушаясь, могут не только причинить вред жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости, что в свою очередь приведет к нарушение права жильцов, в том числе и тех, кто имеет право на выкуп принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, в указанном аварийном доме в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ.
Доводы ответчиков о том, что срок отселения граждан, установленный региональной программой, не настал, подлежат отклонению, поскольку с учетом длительности периода непринятия ответчиками мер к расселению граждан из признанных аварийными жилых домов, исходя из аварийного состояния этих домов, степени их износа, имеется реальная угроза их обрушения, в связи с чем, нахождение в данном доме является опасным для граждан, а учитывая, что имеется реальная опасность их самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, органом местного самоуправления должны быть приняты соответствующие меры к расселению.
Между тем, судебное решение как правоприменительный акт направлен на реализацию правовых норм, которые имеют государственно-властный характер, общеобязательны и гарантируются возможностью государственного принуждения. В силу указанных обстоятельств вступившие в законную силу судебные решения, в соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России. В этой связи исполнимость решения суда является проявлением общеобязательности решения по гражданскому делу.
Исходя из изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела при рассмотрении требований истца в части установления сроков исполнения решения суда, суд полагает, что испрашиваемый истцовой стороной срок, а именно один год с момента вступления решения суда в законную силу, является не достаточным, и считает необходимым установить срок один год и шесть месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора г. Ростова-на-Дону – удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию г. Ростова-на-Дону и Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону обязанность в течение одного года и шести месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры к расселению граждан, проживающих в муниципальных помещениях, расположенных в аварийных, имеющих сведения об угрозе обрушения, многоквартирных домах по адресам: <адрес> обеспечив жилыми помещениями по договорам социального найма, в том числе, путем распределения жилых помещений.
Возложить на Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону и Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанность в течение одного года и шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к расселению граждан, проживающих в частных помещениях, расположенных в аварийных, имеющих сведения об угрозе обрушения, многоквартирных домах по адресам: <адрес> путем организации проведения оценки рыночной стоимости изымаемых земельных участков и частных жилых помещений с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, уведомления собственников о результатах оценки с целью выплаты собственникам возмещения за изымаемые объекты недвижимости или предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.12.2023