ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-312/19 от 06.06.2019 Суражского районного суда (Брянская область)

УИД

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

6 июня 2019 года г. Сураж

Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Зайцева С.Я., при секретаре Левицкой Н.А., с участием истца ФИО1, представителя истца по доверенности ФИО2, представителя ответчика – Администрации Суражского района Брянской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Суражского района Брянской области, Департаменту строительства Брянской области о признании постановления незаконным, обязании восстановить его на жилищном учете и выдать жилищный сертификат,

установил:

ФИО1 (далее – «истец») обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором указал, что он является добровольно выехавшим из зоны отселения – <адрес> на постоянное место жительства на территорию, не подвергшуюся радиационному загрязнению – <адрес>, и имеет право на улучшение жилищных условий.

Постановлением администрации Суражского района от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако, ДД.ММ.ГГГГ постановлением , он был снят ответчиком с жилищного учета в связи с повторным добровольным переселением в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения.

С указанным постановлением ФИО1 не согласен, поскольку в связи с выходом на льготную пенсию, как гражданин, проживавший в зоне с правом на отселение, он имеет гарантии и поддержки, предусмотренные статями 20 и 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на предоставление ему за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

С учетом уточненных исковых требований просил суд признать действия администрации Суражского района Брянской области о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении постановлением от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, а также обязать администрацию Суражского района восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий в качестве нуждающегося в жилом помещении, с целью признания за ним права на получение государственного жилищного сертификата как участника подпрограммы по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством – федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 гг.»

В судебном заседании ФИО1 поддержал уточненные исковые требования по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что неоднократные въезды в зону радиоактивного загрязнения были связаны с жизненными обстоятельствами. После выезда в чистую зону в <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ он не воспользовался мерами социальной поддержки в связи с невозможностью проживания в указанном регионе.

Представитель истца ФИО2 уточненные исковые требования ФИО1 поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что ФИО1 имеет удостоверение серии <данные изъяты>, выданное департаментом строительства Брянской области ДД.ММ.ГГГГ, как выехавшему добровольно из зоны отселения. В настоящее время истец является пенсионером, основанием для его выхода на пенсию явилось проживание в зоне отселения. В связи с тем, что истцу гарантированы меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, действия администрации по снятию его с жилищного учета являются незаконными.

Представитель ответчика – администрации Суражского района Брянской области ФИО3 возражал против удовлетворения уточненных исковых требований. Пояснил, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 ошибочно был поставлен на жилищный учет в качестве выехавшего добровольно из зоны отселения. Истец проживал в зоне отселения - <адрес> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Действия администрации <адрес> по снятию ФИО1 с жилищного учета являются законными, так как право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, истцом утрачено в связи с добровольным повторным переселением в равнозначную зону радиоактивного загрязнения. Предоставил суду письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 95-96).

Представитель ответчика – Департамента строительства Брянской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента.

В материалах дела имеется письменное возражение представителя ответчика по доверенности ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление, согласно которому Департамент строительства Брянской области полагает, что заявленные ФИО1 требования не подлежат удовлетворению, так как снятие его администрацией Суражского района с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является правомерным в связи добровольным повторным переселением истца в равнозначную зону радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и утратой права на меры социальной поддержки, гарантированные статьей 17 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 (л.д. 59-62).

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – «Закон РФ № 1244-1»), гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Как следует из п. 11 ч.1 ст. 13 указанного Закона РФ № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется его действие, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Порядок возмещения вреда и меры социальной поддержки таких граждан установлен ст. 17 и ст. 22 Закона № 1244-1.

В силу ч. 1 ст. 22 Закона РФ гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.

В качестве одной из мер социальной поддержки предусмотрено, в том числе обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (ст. 17 Закона РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Как следует из удостоверения серии <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства Брянской области, ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, является лицом выехавшим добровольно из зоны отселения – <адрес>, с периодами проживания в указанной зоне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Территория <адрес> согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесена к зоне отселения.

Постановлением Администрации Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 поставлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в составе семьи - 1 человек (л.д. 30,48).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации Суражского района истец был снят с жилищного учета на основании ч. 2 ст. 22 Закона РФ 1244-1, согласно которой добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона (л.д. 27,28).

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец зарегистрирован и имеет право на проживание по договору найма в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО5, членом семьи которой он не является, что подтверждается материалами копии учетного дела (л.д. 34-49).

Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО1 в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 21,22).

Закон РФ № 1244-1 устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Так, согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

Гражданам, переселившимся после 30.06.1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновение права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 настоящего Закона (ч. 2 ст. 22 Закона № 1244-1).

Анализ положений Закона РФ № 1244-1 позволяет сделать вывод, что законодатель наделяет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, различным льготным статусом. После добровольного переселения гражданина из одной зоны радиоактивно загрязнения в другую, а также в случае выезда из указанных зон на территорию, не подвергшуюся загрязнению, его статус меняется.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 неоднократно добровольно выезжал из зоны радиоактивного загрязнения на постоянное место жительства в чистые зоны, так в период с декабря 1986 года по декабрь 1989 года он с семьей проживал в <адрес>, а с июня ДД.ММ.ГГГГ года по август ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, после чего вновь возвращался в радиоактивную зону. Данные обстоятельства также подтверждаются представленным истцом удостоверением.

Таким образом, в рассматриваемом случае имело место повторное добровольное переселение ФИО1 в равнозначную радиоактивную зону загрязнения вследствие Чернобыльской АЭС, что исходя из смысла ч. 2 ст. 22 Закона РФ 1244-1, не влечет за собой возникновение права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 вышеназванного Закона.

Меры социальной поддержки, указанные в п. 7 ст. 17 Закона должны быть предоставлены истцу по достижении им пенсионного возраста по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. Однако, поскольку в данном случае имело место повторное добровольное переселение истца в равнозначную зону радиоактивного загрязнения, то меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона ему не предоставляются.

При наличии вышеизложенных обстоятельств дела, с учетом приведенных норм права, у истца ФИО1 отсутствует право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ № 1244-1.

Таким образом, постановление Администрации Суражского района о снятии ФИО1 с составом семьи 1 человек с жилищного учета является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Суражского района Брянской области, Департаменту строительства Брянской области о признании постановления незаконным, обязании восстановить его на жилищном учете и выдать жилищный сертификат - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (с мотивировочной частью).

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Зайцев С.Я.