ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-312/19 от 11.09.2019 Родниковского районного суда (Ивановская область)

№ 2-312/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2019 года город Родники

Родниковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.В.,

при секретаре Бушуевой М.В.,

с участием истца Филатова С.А.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) Красильниковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филатов С.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное), обществу с ограниченной ответственностью «Каминский текстиль», обществу с ограниченной ответственностью «Камтехпром» о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязании назначить страховую пенсию, обязании перечислить дополнительные страховые взносы для зачисления на индивидуальный лицевой счет,

У С Т А Н О В И Л:

Филатов С.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное), ООО «Каминский текстиль», ООО «Камтехпром», в котором просит на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федерального закона № 400-ФЗ) удовлетворить его право на досрочное назначении страховой пенсии, обязать ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) включить в его специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда в котельной ООО «Юст», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда в котельной ООО «Каминский текстиль», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования в котельной ООО «Каминский текстиль», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования в котельной ООО «Камтехпром», назначить страховую пенсию с момента обращения к ответчику; обязать ООО «Каминский текстиль», ООО «Камтехпром» перечислить Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) дополнительные страховые взносы по соответствующим тарифам за весь период его работы в данных организациях для зачисления на его индивидуальный лицевой счет; взыскать с ответчиков в свою пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, расходы по оплате услуг на подготовку искового заявления в суд в размере <данные изъяты>.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Филатов С.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ года в назначении досрочной пенсии ему было отказано. Не согласен с данным решением ответчика, указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при определении стажа работников, занятых на работах с тяжелыми условиями, в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ применяется Список производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным Списком в разделе XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство объектов» предусмотрена профессия слесаря по ремонту и обслуживанию оборудования в цехах, котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления (2140000а-18455). Отметил, что определение и подтверждение полной занятости (не менее 80% рабочего времени) работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия. Не согласен с отказом пенсионного органа в части невключения в его льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода работы в ООО «Юст» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда, несмотря на отсутствие на его лицевом счете как застрахованного лица сведений о работе и уплате страховых взносов за данный период, поскольку в трудовой книжке, являющейся в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, запись о его работе в указанный период в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда имеется. Кроме того отмечает, что Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) при наличии таких полномочий не были сделаны запросы документов из архивов о предоставлении архивных справок по ООО «Юст». Также истец не согласен с невключением пенсионным органом в его специальный стаж периодов работы в ООО «Каминский текстиль» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования, в ООО «Камтехпром» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования в котельной, в связи с тем, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета сданы без указания кода особых условий труда. Отсутствие в индивидуальных сведениях, представленных страхователем, кода особых условий труда, не должно препятствовать застрахованному лицу в назначении пенсии, так как ответственность за предоставление таких сведений возложена законом на работодателя. Ненадлежащее исполнение указанной обязанности не может повлечь неблагоприятных последствий для истца в виде невключения в страховой стаж спорного периода работы. Отмечено, что в структурное подразделение предприятий ООО «Юст», ООО «Каминский текстиль», ООО «Камтехпром» входила в разное время одна и та же котельная, с тем же самым котельным оборудованием и паровыми котлами. Котельная - это одно цельное здание, находящееся на территории текстильной фабрики. В данной котельной установлены паровые котлы, которые работают на твердом топливе «каменный уголь». Паровые котлы используются для выработки (получения) пара, необходимого для технологических нужд текстильной фабрики, а именно для работы (запуска) шлихтовальных машин, которые работают за счет пара, также данный пар поступает в отдельное структурное подразделение текстильной фабрики - «бойлерная», в которой проходит технологический процесс по нагреву воды, которая в дальнейшем осуществляет отопление в зимний период времени текстильной фабрики и осуществляет горячее водоснабжение. Таким образом, в структуре предприятий в спорные периоды было паросиловое хозяйство, что подтверждается копией приказа его коллеги Вещиной Т.В. о приеме на работу в ООО «Каминский текстиль» в должность начальника ПСХ от ДД.ММ.ГГГГ. Котельная отвечает всем техническим и технологическим характеристикам паросилового хозяйства. Что касается карты специальной оценки условий труда бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования, подготовленной представителями ООО «Научно-исследовательский институт охраны труда в <адрес>» в период его работы в ООО «Каминский текстиль» в должности бригадира, то о ее существовании истец до недавнего времени не знал, отметил, что в ней не отражено ряда информации. По оценке условий труда согласно карте специальной оценке рабочего места его рабочее место соответствует классу 3.1, что соответствует вредным условиям труда. В карте специальной оценки рабочего места содержится противоречивая информация о вредном условии труда, но не указана информация о праве на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Действительно, согласно ч. 6 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы, предусмотренные п.п. 1-18 ч. 1 данной статьи, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1-18 ч. 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1-18 ч. 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Работодателями ООО «Каминский текстиль», ООО «Камтехпром» и ООО «Юст» соответствующий тариф не был уплачен. По смыслу действующего пенсионного законодательства застрахованное лицо не отвечает за невыполнение либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей другими лицами. В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 11 указанного Федерального закона страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда. Работодателями соответствующие сведения о его занятости в спорные периоды времени в особых условиях труда не сданы в надлежащем виде. Отсутствие в индивидуальных сведениях персонифицированного учета Пенсионного фонда кода особых условий труда в связи с неподтверждением работодателями, и неуплата работодателями страховых взносов по дополнительным тарифам, не могут повлиять на реализацию его права на досрочную страховую пенсию.

В судебном заседании истец Филатов С.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, письменных возражениях на отзывы ответчиков пояснил, что решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости полагает незаконным в части невключения указанных в исковом заявлении периодов работы, отметил, что в специальной оценке его рабочего места, представленной ООО «Каминский текстиль» не отражено ряда информации: в сроке 010 информация полностью отсутствует, в строке 022 - используемое оборудование, не указан паровой котел, его серийный номер, а также, какое сырье используется, не указана информация о классе травмаопасности, в строке 030 не отражена информация о напряженности позы при работе, в строке 040 - гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте, не указана информация о праве на досрочное назначение трудовой пенсии и о напряженности трудового процесса, в карте специальной оценке рабочего места содержится противоречивая информация о вредном и тяжелом условии труда, также не указана информация о праве на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Отметил, что с картой специальной оценки рабочего места в ДД.ММ.ГГГГ не знакомился, сомневается в том, что подпись в карте его. Сотрудников ООО «Научно-исследовательский институт охраны труда в <адрес>», подготовивших специальную оценку условий труда, он в период работы в ООО «Каминский текстиль» на предприятии никогда не видел. Должностные инструкции, которые были предоставлены в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) ООО «Каминский текстиль», не отражают реально существующий технический и технологический процесс в «котельной», делать на нее акцент нельзя. Отметил, что за весь период работы с ДД.ММ.ГГГГ здание котельной, паровые котлы, котельное оборудование не менялось. Периодически менялись только юридические лица - работодатели. Также считает, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе <адрес> (межрайонное), предложив ему представить справку, подтверждающую льготный характер работы в ООО «Камтехпром», переложило на истца ответственность за предоставление документов. Письменного запроса со стороны пенсионного органа в его адрес для предоставления перечня документов не было. Указал, что непредставление работодателем соответствующих сведений не может являться препятствием для включения спорных периодов в специальный стаж, поскольку на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем возложенных на него по закону обязанностей. Просил обязать ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) включить в его специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда в котельной ООО «Юст», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда в котельной ООО «Каминский текстиль», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования в котельной ООО «Каминский текстиль», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования в котельной ООО «Камтехпром», назначить страховую пенсию с момента обращения к ответчику; обязать ООО «Каминский текстиль», ООО «Камтехпром» перечислить Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) дополнительные страховые взносы по соответствующим тарифам за весь период его работы в данных организациях для зачисления на его индивидуальный лицевой счет. Полагает, что дополнительные страховые взносы работодателями должны быть перечислены за весь период его работы, а не с ДД.ММ.ГГГГ. В случае удовлетворения его исковых требований судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по оплате услуг на подготовку искового заявления в суд в размере 3 000 рублей просил взыскать с ответчиков ООО «Каминский текстиль», ООО «Камтехпром».

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе <адрес> (межрайонное) Красильникова Е.И. в судебном заседании исковые требования Филатова С.А. не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для ихудовлетворения, суду пояснила, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ предоставляется мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда 12 лет и 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо представить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, подтверждающие такие сведения. Филатов С.А. обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по Списку . Дата его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - ДД.ММ.ГГГГ. В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Филатов С. А. просил зачесть в льготный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту котельного оборудования, а также бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования в котельной ООО «Юст», ООО «Каминский Текстиль», ООО «Камтехпром», льготный стаж просил зачесть по Списку (раздел XIII паросиловое хозяйство, а) - рабочие). Сообщил, что льготные справки представить не может в связи с отказом предприятий. В выписке из индивидуального лицевого счета Филатова С. А. отсутствует информация о работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Юст» <адрес>. По сообщению отдела персонифицированного учета в <адрес> выявлены две организации с таким названием, но обе они сняты с учета (ООО «Юст», регистрационный номер в ПФР , снята с учета ДД.ММ.ГГГГ; ООО «Юст», регистрационный номер в ПФР , снята с учета ДД.ММ.ГГГГ). Период работы Филатова С.А. в ООО «Юст» не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, а также и в страховой стаж по причине того, что на лицевом счете застрахованного лица сведения о работе и уплате страховых взносов за данный период отсутствуют. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период работы Филатова С.А. в ООО «Каминский текстиль» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сданы организацией указания кода особых условий труда. Согласно документам наблюдательного дела ООО «Каминский текстиль», в «Перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей, работникам которых в соответствии с действующим законодательством установлены пенсионные льготы или пенсионное обеспечение за выслугу лет» с <данные изъяты> год включены только две профессии: в ремонтно-механическом отделе - электросварщик ручной сварки, в котельной - машинист (кочегар) котельной. В письме от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Каминский текстиль» сообщает, что структурой ООО «Каминский текстиль» предусмотрено наличие следующих отделов: управление, котельная, ремонтно-механический отдел, ремонтно-строительный отдел, хозяйственно-транспортный отдел, электроцех. Организация не подтверждает постоянную занятость Филатова С. А. ремонтом только котельного оборудования. В предоставленных должностных инструкциях бригадира слесарей по ремонту и обслуживанию котельного оборудования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в его обязанности входило производство ремонтных работ оборудования, установленного в помещении котельной и в производственном корпусе. ООО «Каминский текстиль» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производило уплату дополнительного тарифа страховых взносов за Филатова С.А. В организации в сентябре <данные изъяты> Верхневолжским филиалом ООО «Научно- исследовательский институт охраны труда в <адрес>» была проведена специальная оценка условий труда определенных профессий, и в частности профессии «бригадир слесарей по ремонту котельного оборудования». Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда и карта специальной оценки условий труда работников по профессии «бригадир слесарей по ремонту котельного оборудования» от ДД.ММ.ГГГГ устанавливают класс условий труда 3.1, предоставляют работнику, занятому на данном рабочем месте, гарантию и компенсацию в виде повышенной оплаты труда работника, право на досрочное назначение трудовой пенсии не предоставляется. С результатами специальной оценки условий труда Филатов С.А. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. Все представленные документы подтверждают отсутствие права истца в период работы в ООО «Каминский текстиль» в должностях слесарь по ремонту котельного оборудования, бригадир слесарей по ремонту котельного оборудования на льготное пенсионное обеспечение. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период работы Филатова С.А. в ООО «Камтехпром» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сданы организацией без указания кода особых условий труда. Согласно документам наблюдательного дела ООО «Камтехпром», в «Перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии» в период с ДД.ММ.ГГГГ включены только две профессии: в котельной - машинист (кочегар) котельной; в электроцехе - электросварщик ручной сварки. ООО «Камтехпром» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год не производил уплату дополнительного тарифа страховых взносов за Филатова С.А. Управлением ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были направлены запросы ООО «Камтехпром» о предоставлении документов, ответы на запросы не поступили. Филатовым С.А. не представлено подтверждение, что, работая в должности бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования в ООО «Камтехпром», он выполнял дополнительно трудовые функции бригадира и не освобожден от своей основной работы по профессии, заявитель в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что документы, подтверждающие льготный характер работы за период с ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Камтехпром» представлять не будет. Суду такие доказательства также не предоставлены. Правовые основания для зачета в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периода работы Филатова С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Камтехпром» отсутствуют.

Представитель ответчика ООО «Каминский текстиль», будучи извещенным о дате, времени, месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями гл. 10 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ), в судебное заседание не явился, директором ООО «Каминский текстиль» Бобренковым А.Н. представлены отзыв на исковое заявление Филатова С.А., в котором указывает, что исковые требования не признает, полагает не подлежащими удовлетворению, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества, в отзыве на исковое заявление указывает, что ответчиком в период работы истца дополнительный тариф по пенсионным отчислениям уплачивался по должностям машинист (кочегар) котельной, электросварщик ручной сварки в связи с тем, что данные профессии относятся к льготным для назначения досрочной пенсии. ООО «Каминский текстиль» не является аккредитованной организацией, устанавливающей льготы и компенсации различным категориям работников и произвольно трактовать присвоенные каких-либо льгот не может. Общество не имело законных прав для перечисления дополнительного тарифа по профессии «бригадир слесарей по ремонту котельного оборудования». ООО «НИИ охраны труда в <адрес>» была проведена специальная оценка условий труда определенных профессий, и в частности профессии «бригадир слесарей по ремонту котельного оборудования», по результатам которой был установлен класс условий труда 3.1, а также было установлено, что по данной профессии не предоставляется работнику право на досрочное назначение трудовой пенсии. С результатом специальной оценки Филатов С.А. ознакомлен под роспись. Результаты проведенной специальной оценки указывают на отсутствие необходимости начисления и уплаты страховых взносов по соответствующему тарифу. При этом, по другим сотрудникам, занятость на которых предусматривала право на досрочное назначение трудовой пенсии, машинист (кочегар) котельной и электросварщик ручной кварки, Обществом производилось начисление и уплата страховых взносов по соответствующему тарифу. Структурой ООО «Каминский текстиль» было предусмотрено наличие следующих отделов: - управление, - котельная, - ремонтно-механический отдел, ремонтно-строительный отдел, - хозяйственно-транспортный отдел, -электроцех, отдельного структурного подразделения «бойлерная» не было. Данная структура была для предприятия оптимальна с учетом численности работников. Филатов С.А. занимался ремонтом котельного оборудования не постоянно, в его обязанности входило производство ремонтных работ оборудования, установленного в помещении котельной и в производственном корпусе.

Представитель ответчика ООО «Камтехпром» в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела ответчик извещался в порядке гл. 10 ГПК РФ, корреспонденция, направленная ответчику по адресу место нахождения в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ, возвращена в адрес суда с отметкой «истек срок хранения». Применительно к положениям пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Минкомсвязи России ДД.ММ.ГГГГ, ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует возврат почтового отправления в адрес ООО «Камтехпром» по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Суд считает возможным с согласия истца, представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Условия и порядокпенсионногообеспечения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом №400-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. Еще одним условием для назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 вышеуказанного Федерального закона, является наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. С учетом переходных положений в 2019 году ИПК должен быть не менее 16,2.

В соответствии с положениями частей 2 - 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации № 665 от 16.07.2014 года «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановления Правительства Российской Федерации № 665) при определении стажа на соответствующих видах работ при назначении пенсии за работу с тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

В Списке № 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 в разделе XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» имеется позиция 2140000а-18455, в соответствии с которой предусмотрены: слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п. 4 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 29 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (далее - разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 29) право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

В соответствии с п. 11 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 29 бригадиры пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда как рабочие в случаях: а) когда их профессия прямо предусмотрена в Списках; б) когда они заняты в бригаде рабочих, профессии которых предусмотрены Списками, выполняют дополнительные трудовые функции бригадира и не освобождены от своей основной работы по профессии.

Частью 6 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 НК РФ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с заявлением о назначении пенсии Филатов С.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ (л.д.112,т.1). В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Филатов С.А. просил зачесть в льготный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда в котельной ООО «Юст», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда в котельной ООО «Каминский текстиль», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования в котельной ООО «Каминский текстиль», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования в котельной ООО «Камтехпром», льготный стаж просил зачесть по Списку (раздел XIII паросиловое хозяйство, а) рабочие) (л.д.119,т.1).

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Филатову С.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В решении указано, что продолжительность стажа с тяжелыми условиями труда составляет <данные изъяты> при требуемом специальном стаже 12 лет 6 месяцев для возраста 55 лет. Продолжительность страхового стажа составляет <данные изъяты> день, индивидуальный пенсионный коэффициент составляет <данные изъяты> (л.д.102-105,т.1).

Согласно записям в трудовой книжке серии <данные изъяты>, вкладыше в трудовую книжку серии <данные изъяты>II Филатов С.А. работал: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Юст» <адрес> в котельной слесарем по ремонту котельного оборудования 5 разряда; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Каминский Текстиль» в котельной слесарем по ремонту котельного оборудования 5 разряда; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Каминский Текстиль» бригадиром слесарей по ремонту котельного оборудования; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Камтехпром» в котельной бригадиром слесарей по ремонту котельного оборудования (л.д.104-111,т.3).

Из материалов выплатного дела истца, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии), следует, что дата регистрации Филатова С.А. в системе обязательного пенсионного страхования - ДД.ММ.ГГГГ года(л.д.146, т.1).

Спорные периоды приходятся на период работы истца после регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.

В выписке из индивидуального лицевого счета Филатова С.А. отсутствует информация о работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Юст» <адрес>. Из пояснений представителя пенсионного органа следует, что материалов отделом персонифицированного учета в <адрес> выявлены две организации ООО «Юст», обе они сняты с учета (ООО «Юст», регистрационный номер в ПФР , снята с учета ДД.ММ.ГГГГ; ООО «Юст», регистрационный номер в ПФР , снята с учета ДД.ММ.ГГГГ). Истец пояснить, в организации с какими реквизитами в спорный период он работал, не смог.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Юст», <данные изъяты>, место нахождения: <адрес>, прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, способ прекращения: в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (л.д.75-77,т.3). Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Юст», <данные изъяты>, <данные изъяты>, место нахождения: <адрес>, прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, способ прекращения: в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст.21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ (л.д.78-81,т.3).

Из ответа на запрос суда ГБУ Ивановской области «Государственный архив Ивановской области» от ДД.ММ.ГГГГ, исх. , следует, что документы ООО «Юст», <данные изъяты>, ООО «Юст», <данные изъяты> на хранение в архив не поступали (л.д.99,т.3). Из ответа на запрос суда архивного отдела администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, исх. , следует, что документы ООО «Юст» на хранение в архивный отдел не поступали (л.д.98,т.3).

Таким образом, установлено, что указанные организации ликвидированы, документы в архив не были сданы, наблюдательных дел, как следует из пояснений представителя ответчика, в пенсионном органе по указанным организациям не имеется. Запись в трудовой книжке свидетельствует лишь о факте работы истца в спорный период в ООО «Юст», однако не отражает характер его работы в данный период, иные доказательства суду не представлены.

В ДД.ММ.ГГГГ Филатовым С.А. заключен трудовой договор с ООО «Каминский текстиль» на выполнение трудовых обязанностей по должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда (л.д.185-187,т.1). С ДД.ММ.ГГГГ Филатов С.А. переведен на должность бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования в ООО «Каминский текстиль» (л.д.188,т.1).

Из Устава ООО «Каминский текстиль», утвержденного протоколом Общего собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1-9,т.3), следует, что предметом деятельности Общества является производство товаров народного потребления, текстильная промышленность, торговая, закупочная, сбытовая деятельность, строительные работы, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, другие работы и оказание других услуг, из выписки из ЕГРЮЛ (л.д.49-58,т.1), следует, что основным видом деятельности является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, также предметом деятельности Общества является производство хлопчатобумажных тканей, оптовая торговля, выращивание зерновых, зернобобовых культур, другие виды хозяйственной деятельности.

Из штатных расписаний ООО «Каминский текстиль» за спорный период (л.д.7-9,61-63,112-114,160-162,164-166,182-184,т.2), следует, что Филатов С.А. работал в структурном подразделении «котельная».

Согласно ответу ООО «Каминский текстиль» от ДД.ММ.ГГГГ, исх. , на запрос Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) структурой ООО «Каминский текстиль» было предусмотрено наличие следующих отделов: - управление, - котельная, - ремонтно-механический отдел, - ремонтно-строительный отдел, хозяйственно-транспортный отдел, - электроцех. В ведомстве структурного подразделения «котельная» был и тепловой пункт, и трубопроводы пара и горячей воды, находящиеся за территориальными границами здания котельной. Котельная работает для собственных нужд предприятия, обеспечивает подачу пара на шлихтовальные машины, а также отопление и горячее водоснабжение производственного корпуса. Котельное оборудование состоит из: - котла парового ДКВР 4/13, заводской с топочным устройством ПМЗ; - котла парового ДКВР 4/13, заводской топочным устройством ПМЗ; - экономайзера ЭП2-142, заводской ; - экономайзера ВЭ-II-16.П, заводской номер Б-444; - питательных насосов ЦНСГ 38/132, ЦНСГ 40-44; - солевых насосов 1,5Х-6 д. типа «ХД»; - центробежных консольных насосов 2 К-6, К8/18; - натрий-катионитовых фильтров К 185883/А; - термических деаэраторов ДСА 10; - пароводяных подогревателей ПП2-6-2-2, заводские номера 1915 и 1037; - подогревателей водоводяных типа 09 ОСТ 34-588-68 в количестве 2 шт.; - охладителя выпара, заводской ; - дымососа ДН-10; - вентилятора ВД-8; - оборудования золошлакоудаления, каналов золоудаления, скреперных тележек, лебедок, бункера золоудаления;- циклона НИИ0ГАЗ 6 0 550 мм; - сепаратора К-182482; - сетевых насосов К 50-32-125-С-УЗ: - трубопровода (паропровода) собственных нужд; - запорной арматуры; - регулирующей арматуры; - обратной арматуры; - предохранительной арматуры; - водоуказательной арматуры (л.д/121-122,т.1).

Работодателем пенсионному органу представлены должностные инструкции бригадира слесарей по ремонту и обслуживанию котельного оборудования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.123-125, т.1), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.126-128, т.1), содержащиеся в материалах выплатного дела, где указано, что в его обязанности входило производство ремонтных работ оборудования, установленного в помещении котельной и в производственном корпусе.

Между тем, несмотря на доводы истца о фактическом наличии на предприятии паросилового хозяйства, работодатель не подтверждает факт занятости Филатова С. А. не менее 80% рабочего времени ремонтом и обслуживанием оборудования, установленного позицией 2140000а-18455 раздела XIII Списка . Из отзыва ООО «Каминский текстиль» на исковое заявление Филатова С.А. следует, что он занимался ремонтом котельного оборудования не постоянно.

Вопреки доводам истца о том, что в ответе ООО «Каминский текстиль» на запрос пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.130, т.1), работодатель подтверждает его более 80% рабочего времени в условиях, дающих досрочное назначение страховой пенсии по старости, из текста ответа лишь следует, что Филатов С.А., работая в ООО «Каминский текстиль» бригадиром слесарей по ремонту котельного оборудования, не освобожден от основной работы слесаря по ремонту котельного оборудования.

Страхователь ООО «Каминский текстиль» состоит на учете в пенсионном органе, как имеющий льготные рабочие места. Перечни льготных профессий представлялись страхователем за спорные периоды работы истца в пенсионный орган (л.д.1,14-15,20-21,27-28,31-32,37-38,43-44,49-50,55-56,66-67,71-72,74-75,88-90,94-95,100-101,106-107,109,110,118,120-121,124-125,129-130,140-141,143-114,148-149,152-153,157-158,172-173,178,208-209,213-214,231-232,249-250, т.2). Протоколы сверки сведений имеются в материалах наблюдательного дела. Такие должности как «слесарь по ремонту котельного оборудования 5 разряда» и «бригадир слесарей по ремонту котельного оборудования» не согласовывались. Согласно документам наблюдательного дела ООО «Каминский текстиль», представленного пенсионным органом, в «Перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии» с <данные изъяты> год включены только две профессии: в ремонтно-механическом отделе - электросварщик ручной сварки, в котельной - машинист (кочегар) котельной.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период работы Филатова С.А. в ООО «Каминский текстиль» сдавались ООО «Каминский текстиль» по должностям, занимаемым истцом, без указания кода особых условий труда.

В соответствии с письмом ООО «Каминский текстиль» от ДД.ММ.ГГГГ справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимая для досрочного назначения пенсии Филатова С.А., не представлена, представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ о работе Филатова С.А. в ООО «Каминский текстиль» с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.161, т.3).

ДД.ММ.ГГГГ Филатовым С.А. заключен трудовой договор с ООО «Камтехмпром» на выполнение трудовых обязанностей по должности бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования (л.д.31-32,т.1).

Согласно Уставу ООО «Камтехпром», утвержденному Решением единственного учредителя Общества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-46,т.3), выписки из ЕГРЮЛ (л.д.60-62,т.1) предметом деятельности Общества является оптовая торговля текстильными и галантерейными изделиями, прочая оптовая торговля, организация перевозок грузов, производство хлопчатобумажных тканей, передача, распределение электроэнергии.

Перечни льготных профессий представлялись страхователем за спорные периоды работы истца в пенсионный орган (л.д.17-21,25-26,27-28,т.3). Протоколы сверки сведений имеются в материалах наблюдательного дела. Такая должность как «бригадир слесарей по ремонту котельного оборудования», как и «слесарь по ремонту котельного оборудования 5 разряда» не согласовывалась. Согласно документам наблюдательного дела ООО «Камтехпром», представленного пенсионным органом, в «Перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии» с 2017 года по 2018 год включены только две профессии: в ремонтно-механическом отделе - электросварщик ручной сварки, в котельной - машинист (кочегар) котельной.

Индивидуальные сведения за период работы истца в ООО «Камтехпром» с ДД.ММ.ГГГГ работодателем по его должности представлены без кода льготных условий труда.

При этом по иным должностям - электросварщик ручной сварки, машинист (кочегар) котельной сведения ООО «Камтехпром» представлены с кодом льготных условий труда.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральным законом № 27-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении. Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ (ст. 5 Федерального закона № 27-ФЗ).

На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (п.1, п. 2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в связи с выполнением определенных п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ).

Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ. Сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.

Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).

Согласно ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда РФ документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку. Органы Пенсионного фонда РФ имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда РФ обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда РФ о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд РФ вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как указано выше, в ходе рассмотрения дела установлено, из выписки из индивидуального лицевого счета Филатова С.А. следует, что имеются данные об оплате страховых взносов работодателя ООО «Каминский текстиль», ООО «Камтехпром» в общем порядке, код льготных условий труда не проставлен. Сведений об уплате дополнительного тарифа страховых взносов не имеется.

Из действий работодателей следует вывод, что работодатели не относили выполняемую истцом работу к льготной, и именно по этой причине сведения о стаже сданы без кода льготы.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59,60 ГПК РФ.

Доказательств, подтверждающих, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца, представленные работодателями без льготного кода, недостоверны, суду не представлено.

Также следует учесть, что в силу ст. 14 Федерального закона № 27-ФЗ застрахованное лицо имеет право: получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете; в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.

Таким образом, работник с 2005 года имел право и мог фактически контролировать сведения, которые предоставляют работодатели в Пенсионный фонд для индивидуального (персонифицированного) учета, а в случае несогласия с представленными сведениями, обжаловать действия работодателя, в том числе в суде.

Доводы истца о том, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) не контролировало работодателей истца, суд находит несостоятельными, поскольку из материалов наблюдательных дел ООО «Каминский текстиль», ООО «Камтехпром», копии которых представлены пенсионным органом суду, следует, что организациями в территориальный орган Пенсионного фонда предоставлялись перечни льготных профессий и документы, подтверждающие занятость работников на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии. При сдаче ежеквартальной отчетности Пенсионный фонд контролирует соответствие сданных сведений перечню льготных профессий. В случае предоставления документов, подтверждающих занятость работников на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии, страхователь обязан откорректировать перечни льготных профессий и индивидуальные сведения по всем работникам, начислив и уплатив дополнительный тариф страховых взносов.

Суд также не может принять как состоятельные доводы Филатова С.А. о том, что территориальный орган Пенсионного фонда РФ не оказал ему содействие в истребовании документов, поскольку в материалах дела имеются сведения об обращении пенсионного органа к работодателям истца за предоставлением сведений (л.д.120,132,133,134,т.1). Из материалов выплатного дела следует, что пенсионным органом были сделаны запросы в подтверждение периодов работы истца, в том числе и в иных организациях, не являющиеся предметом спора.

Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что в ООО «Каминский текстиль» в сентябре 2014 года Верхневолжским филиалом ООО «Научно- исследовательский институт охраны труда в <адрес>» была проведена специальная оценка условий труда определенных профессий, в том числе профессии «бригадир слесарей по ремонту котельного оборудования».

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральным законом №426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014 года.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (п. 1 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (п. 3 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.

Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона № 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пп. 1 п. 1 ст. 5), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пп. 2 п. 1 ст. 5), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со ст. 26 данного Федерального закона (пп. 3 п. 1 ст. 5).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (п. 1 ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ).

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (п. 2 ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Федеральным законом № 426-ФЗ установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Таким образом, Федеральным законом № 426-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ).

При этом, отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 года должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ.

Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 01.01.2014 года осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 года № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» не реже одного раза в пять лет. Данный документ утратил силу в связи с изданием Федерального закона № 426-ФЗ.

Согласно копии сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.129,т.1), копии карты специальной оценки условий труда работников по профессии (должности) «бригадир слесарей по ремонту котельного оборудования» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – карта ) (л.д.113-115,т.3), итоговый класс условий труда 3.1 - вредный 1 степени, что также подтверждается протоколом N 19-ТМ результатов измерений и оценки параметров тяжести трудового процесса от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.124-125,т.3), протоколом -Х измерений (оценки) химического фактора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.116,т.3), протоколом -П измерений (оценки) аэрозолей преимущественно фиброгенного действия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.117,т.3), протоколом -Ш измерений (оценки) шума от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1118,т.3), протоколом -ВЛ измерений (оценки) вибрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.119-120,т.3). Работнику, занятому на данном рабочем месте, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда работника – да; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – нет; сокращенная продолжительность рабочего времени – нет; молоко или другие равноценные пищевые продукты – нет; лечебно-профилактическое питание – нет; право на досрочное назначение трудовой пенсии - нет. Вопреки доводам истца о том, что об указанной оценке условий труда он узнал после обращения в пенсионный орган, в карте имеется запись об ознакомлении Филатова С.А. с результатами специальной оценки условий труда ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит несостоятельными доводы истца о неуказании в строке 022 карты перечня обслуживаемого оборудования, поскольку строка поименована: «используемое оборудование», «используемые сырье и материалы», и в ней указано используемое при работе оборудование: перфоратор электрический SCH-780 STAYER, б.н., 2010 г.; углошлифмашина Makita GA9030S, б.н., 2012 г.; гильотина (отрезное приспособление), б.н., сверлильный станок НОМЗ, б.н., 1986 г.; используемое сырье и материалы: детали оборудования, ручной слесарный инструмент.

Доводы стороны истца о несогласии с заполнением иных строк карты , оформлением протоколов суд также находит несостоятельными, поскольку результаты проведения специальной оценки условий труда оформлены в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда.

Копия отчета о проведении специальной оценки условий труда в ООО «Каминский текстиль» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.126-137,т.3) представлена Обществом по запросу суда. По результатам оценки имеется право на досрочную льготную пенсию только по профессиям «машинист (кочегар) котельной» и «электросварщик ручной сварки».

Результаты представленной специальной оценки условий труда не оспорены. Доводы истца о том, что он не видел сотрудников ООО «Научно-исследовательский институт охраны труда в <адрес>», подготовивших специальную оценку условий труда, на предприятии, о ее незаконности не свидетельствуют.

Согласно сведениям, представленным ООО «Каминский текстиль» ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца, аттестация рабочих мест в период с 2005 года по 2014 год по должностям «слесарь по ремонту котельного оборудования», «бригадир слесарей по ремонту котельного оборудования» проводилась один раз в пять лет. Профессией для льготного пенсионного обеспечения в структурном подразделении «котельная» по результатам аттестаций всегда признавалась только профессия электросварщика ручной сварки (л.д.212,219,т.3). Представлена копия карты аттестации рабочего места по условиям труда слесаря по ремонту котельного оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, работнику, занятому на данном рабочем месте, гарантии в виде права на досрочное назначение трудовой пенсии не предоставляется (л.д.213-218,т.3).

Анализируя нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, оценив имеющиеся в материалах дела письменные доказательства в их совокупности,суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Филатова С.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) о включении в его специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости спорных периодов работы в ООО «Юст» в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда, в ООО «Каминский текстиль» в должностях слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда, бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования, в ООО «Камтехпром» в должности бригадира слесарей по ремонту котельного оборудования, обязании назначить страховую пенсию с момента обращения к ответчику - ДД.ММ.ГГГГ.

Суд также не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца к ООО «Каминский текстиль», ООО «Камтехпром» об обязании перечислить Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) дополнительные страховые взносы по соответствующим тарифам за весь период работы истца в данных организациях для зачисления на его индивидуальный лицевой счет.

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ, регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральным законом № 212-ФЗ).

Исчисление и уплата сумм страховых взносов является обязанностью работодателя - плательщика страховых взносов.

Начисление и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам на выплаты работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда до 2013 года Федеральным законом № 212-ФЗ не предусмотрены.

С ДД.ММ.ГГГГ в указанный Федеральный закон внесены изменения в части установления размера дополнительного тарифа для плательщиков страховых взносов в пользу физических лиц, занятых на работах, указанных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», а с ДД.ММ.ГГГГ - в п.п. 1-18 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В 2013 году для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, применялись дополнительные тарифы страховых взносов, согласно ч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

Размер страхового взноса в отношении работающих граждан и порядок уплаты таких страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ регулируются законодательством о налогах и сборах.

Представленные в материалы дела сведения индивидуального (персонифицированного) учета истца свидетельствуют о своевременной уплате ответчиками - работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд, как в пользу состоящего в трудовых отношениях с ответчиками лица, на которого распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Обязанности начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам у плательщиков страховых взносов - работодателей истца в рассматриваемом случае не имелось.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, то оснований для взыскания судебных расходов не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Филатов С.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязании назначить страховую пенсию отказать.

В удовлетворении исковых требований Филатов С.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Каминский текстиль», обществу с ограниченной ответственностью «Камтехпром» об обязании перечислить дополнительные страховые взносы для зачисления на его индивидуальный лицевой счет отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Кузнецова Е.В.

Мотивированное решение

изготовлено 16 сентября 2019 года

Судья Кузнецова Е.В.