РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2013 года с. Степное
Степновский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Товкань В.Т., при секретаре К. , представителя истца ФИО2, представителя администрации Степновского муниципального района Ставропольского края ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с заявлением в интересах неограниченного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, указывая, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: ... данные объекты недвижимости расположены на сельскохозяйственных землях, вид угодий пастбища.
В соответствии с ч.1 ст. 55.24 Градостроительного Кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Статья 9 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЭ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", предусматривает, что здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. Статья 13 Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" предусматривает, что помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Согласно Санитарные правил и норм СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочных продуктов" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 4 октября 1996 г. N 23) выбор и отвод участка под строительство предприятий молочной промышленности должен производиться при обязательном участии органов Госсанэпиднадзора. Следует учитывать размещение сырьевой базы, направление господствующих ветров, наличие подъездных путей, возможность обеспечения водой питьевого качества, условия спуска сточных вод, возможность организации санитарно-защитной зоны не менее 50 м (в соответствии с "Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий"), а для сыродельных заводов - не менее 100 м. При этом в дальнейшем в п. 4.2 СанПиН 2.3.4.551-96 разъяснено, то территория предприятия должна быть ограждена, иметь уклон для отвода атмосферных, талых и смывных вод в ливневую канализацию от 0,003 до 0,05 в зависимости от грунта. Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее чем на 0,5 м ниже отметки пола подвальных помещений. 4.4. Территория молочного предприятия должна иметь сквозной или кольцевой проезд для транспорта со сплошным усовершенствованным покрытием, (асфальтобетон, асфальт, бетон и т.п.); пешеходные дорожки для персонала с не пылящим покрытием (асфальт, бетон, плиты).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров. Пункт 2.12. устанавливает, что для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон:
• предприятия первого класса -1 ООО м;
• предприятия второго класса - 500 м;
• предприятия третьего класса - 300 м;
• предприятия четвертого класса -100 м;
• предприятия пятого класса - 50 м.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 к КЛАССУ III - санитарно-защитная зона 300 м относятся:
1. Фермы крупного рогатого скота менее 1 200голов (всех специализаций), фермы коневодческие.
2. Фермы овцеводческие на 5—30 тыс. голов.
С момента строительства указанных выше объектов недвижимости сложился порядок пользования прилегающими земельными участками, а именно они использовались как пастбища для выпаса крупного рогатого скота и овец, а так же была определена охранная зона в целях ветеринарной и санитарной безопасности от объектов недвижимости до полотна дороги ... ..., от объектов недвижимости до полотна дороги ... ....
Реализуя преимущественное право, он ... обратился в администрацию Степновского муниципального района с заявлением о предоставлении земельных участков для обслуживания находящихся на них объектов недвижимости: ...
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Местоположение границ этого земельного участка и его площадь определены с учетом фактического землепользования и необходимостью обслуживания строения так как объекты недвижимости составляют единый имущественный комплекс для надлежащего функционирования которых необходим прилегающий к ним земельный участок.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. При этом не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Испрашиваемые земельные участки согласно данных, размещенных на сайте Росреестра, никому не предоставлены, их оборот не ограничен, администрация Степновского муниципального района поручила ему изготовление схемы расположения испрашиваемых земельных участков.
При подаче заявлений от ... им были приобщены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
... администрация Степновского муниципального района направила в его адрес за исходящим номером ... письменный отказ в предоставлении ему испрашиваемых земельных участков, указав, что по заявлению Степновского станичного казачьего общества ... администрацией Степновского муниципального района вынесено Постановление ... об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером квартала ... которая соответствует местоположению испрашиваемых им земельных участков, то есть имеется наложение испрашиваемых земельных участков.
Постановление администрации Степновского станичного муниципального района Ставропольского края от ... ... и ответ от ... за исходящим номером ... изданы в нарушение сложившегося порядка пользования, предусмотренного ветеринарно-санитарными правилами и зоогигиеническими мероприятиями при содержании различных видов сельскохозяйственных животных.
Статьей 1 Земельного кодекса РФ установлено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которой все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. Земельного кодекса РФ права на земельные участки, в частности, право аренды, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. Согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Из статьи 28 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ. и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Объекты недвижимости приобретены мной на основании договора купли-продажи.
Как следует из ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Из анализа приведенных норм ГК РФ и ЗК РФ следует, что приобретатель здания, расположенного на арендованном земельном участке, приобретает право пользования земельным участком на тех же условиях, что и прежний собственник недвижимости, на часть земельного участка, которая занята зданием и необходима для его использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При издании администрацией Степновского станичного муниципального района Ставропольского края Постановления от ... ... сотрудники администрации не осуществляли выезд на место и не согласовывали акт границ смежных земельных участков, что привело к тому, что при издании данного постановления ущемлены его интересы, так как я он не имеет возможности использовать принадлежащие ему объекты недвижимости по назначению, не нарушив санитарных и ветеринарных требований.
Просит суд признать незаконным постановление администрации Степновского станичного муниципального района Ставропольского края от ... ....
Обязать администрацию Степновского муниципального района устранить допущенные нарушения путем утверждения схем расположений земельных участков на кадастровом плане территории, необходимой для обслуживания объектов недвижимости - ....
Признать незаконным отказ администрации Степновского муниципального района Ставропольского края в предоставлении в аренду земельных участков необходимых ему для обслуживания объектов недвижимости - ...
Обязать администрацию Степновского муниципального района заключить с ФИО4 договоры аренды земельных участков, необходимых для обслуживания объектов недвижимости - ...
В судебном заседании представитель истца ФИО4 – ФИО2 иск поддержал, настаивал на его удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Степновского муниципального района Ставропольского края ФИО3 с исковым заявлением не согласилась, пояснив, что администрация Степновского муниципального района Ставропольского края возражает против иска ФИО4 по следующим основаниям.
В исковом заявлении ФИО4 утверждает, что имеет преимущественное право на приобретение в аренду земельных участков, необходимых для обслуживания находящихся на них объектов недвижимости: ....
В статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что: исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Вместе с тем, в соответствии со статьями 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации ФИО4 уже были ранее предоставлены в собственность земельные участки с кадастровыми номерами ... для эксплуатации и обслуживания вышеуказанных объектов недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: ..., копии которых приложены к исковому заявлению ФИО4
При формировании земельных участков, в частности при утверждении проектов границ земельных участков, истец претензий к размерам предоставляемых ему в собственность земельных участков не имел, возражений по данному поводу в администрацию не поступало.
Исходя из вышеизложенного следует, что земельные участки о которых идет речь в заявлении ФИО4 о предоставлении их в аренду от ..., свободны от застройки и всего лишь граничат с земельными участками, предоставленными ранее ему в собственность, как собственнику зданий, строений, сооружений, находящихся на данных земельных участках. Следовательно, при предоставлении земельных участков, указанных, в заявлении ФИО4 от ... администрация Степновского муниципального района Ставропольского края не могла руководствоваться нормами и правилами статей законодательства, на которые он ссылается в иске, в частности статьями 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, постановлением администрации Степновского муниципального района Ставропольского края от ... ... на основании пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории из земель сельскохозяйственного назначения государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером квартала ... кв. метров по заявлению атамана Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества ФИО1 от ... вх. ...-ж о предоставлении земельного участка в аренду. Земельный участок, указанный в заявлении ФИО1 соответствует расположению земельных участков, на которые претендует ФИО4 в своих заявлениях от ...
В исковом заявлении ФИО4 ссылается на необходимость согласования администрацией Степновского муниципального района Ставропольского края акта границ смежных земельных участков. Вместе с тем, согласование акта; границ не является необходимой процедурой при утверждении схемы расположения земельного участка и не относится к компетенции органов местного самоуправления. Следовательно.; постановление администрации Степновского муниципального района Ставропольского края от ... ... принято с учетом всех норм и правил предоставления земельных участков в аренду казачьим обществам, в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 34, Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного администрация Степновского района Ставропольского края не имеет возможности предоставить в аренду ФИО4 испрашиваемые им земельные участки, не нарушив при этом действующее законодательство и не ущемив права Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества на приобретение в аренду земельного участка площадью ... кв. метров, расположенного в границах кадастрового квартала ... на основании и в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона or 24 июля 2002 г.. №101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», о чем ... за ... администрацией Степновского муниципального района Ставропольского края был подготовлен ответ на заявление ФИО4 копия которого приложена к исковому заявлению.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права ... ФИО4 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости нежилое здание - ...
В судебном заседании установлено, не опровергается сторонами, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ... ..., ... ..., а так же схемами расположения земельных участков, ФИО4 были предоставлены в собственность земельные участки с кадастровыми номерами ... для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости двух нежилых зданий – кошар, находящихся у него в собственности.
При утверждении проектов границ данных земельных участков, а так же в последствие на протяжении 5 лет с момента получения свидетельств о праве собственности на данную недвижимость, истец претензий к размерам предоставленных ему земельных участков не предъявлял. Они являются достаточными для обслуживания тех объектов: ..., собственником которых является истец.
Доводы истца, о том, что ему необходимы земельные участки большей площади для обслуживания предприятий молочной промышленности, являются необоснованными, так как подобных объектов недвижимости на данных участках нет.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, в частности схемой расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации Степновского муниципального района Ставропольского края от ... ..., земельные участки, о предоставлении которых просит истец администрацию Степновского муниципального района и в связи с чем он обратился в соответствующий муниципальный орган с заявлением от ..., свободны от застройки и граничат с земельными участками с кадастровыми номерами ..., предоставленными ФИО4 в собственность, как собственнику зданий, строений, сооружений, находящихся на данных земельных участков.
Данная схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории из земель сельскохозяйственного назначения государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером квартала ... по заявлению атамана Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества ФИО1 от ... вх. ...-ж о предоставлении земельного участка в аренду, утверждена постановлением администрации Степновского муниципального района Ставропольского края от ... ... на основании пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок, указанный в данной схеме, соответствует расположению земельных участков, на которые претендует ФИО4 в своих заявлениях от ...
Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, а так же тот факт, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером квартала ... утвержденная постановлением администрации Степновского муниципального района Ставропольского края от ... ..., была утверждена с нарушением закона и не соответствует действительности, истцом не представлено.
В своем иске истец указывает на необходимость согласования администрацией Степновского муниципального района Ставропольского края акта границ смежных земельных участков. Вместе с тем, согласование акта границ не является необходимой процедурой при утверждении схемы расположения земельного участка и не относится к компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, постановление администрации Степновского муниципального района Ставропольского края от ... ... принято с учетом всех норм и правил предоставления земельных участков в аренду казачьим обществам, в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 34, Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного судом установлено, что администрации Степновского муниципального района не имела возможности предоставить в аренду ФИО4 испрашиваемые им земельные участки, не нарушив при этом действующее законодательство и не ущемив права Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества на приобретение в аренду земельного участка площадью ... кв. метров, расположенного в границах кадастрового квартала ... на основании и в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона or 24 июля 2002 г.. №101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Действия администрации Степновского муниципального района совершены в соответствии с законом и в пределах полномочий органа местного самоуправления. Действиями (бездействием) ответчика не были нарушены права либо законные интересы истца.
В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь, ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО4 к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Степновский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья - Товкань В.Т.