ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-312/2013 от 26.12.2013 Усольского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-312/2013   РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Усолье 26 декабря 2013 года

Судья Усольского районного суда Пермского края Новикова Н.С.

при секретаре Бухариновой К.С.,

с участием прокурора Курбатова С.О.,

представителя ответчика Катаевой Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усолье дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к Орлинскому сельскому поселению Усольского муниципального района о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Березниковской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением с учетом уточненных исковых требований о возложении на Орлинское сельское поселение в лице администрации обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения организовать водоснабжение населения Орлинского сельского поселения в соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации № 2395-1 от 21.02.1992 года «О недрах» указывая на то, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ г. при проверке установлено, что в собственности Орлинского сельского поселения находятся объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения, которые эксплуатируются Орлинским сельским поселением для осуществления пользования недрами с целью добычи подземных вод для водоснабжения населения Орлинского сельского поселения. Скважины используются без лицензии на право пользования недрами, чем нарушается законодательство о недропользовании, а также нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатов С.О. поддержал заявление.

Представитель ответчика - Орлинского сельского поселения Усольского муниципального района - по доверенности Катаева Л.Л. с иском не согласна, указала, что администрацией поселения организовано водоснабжение населения, в силу действующего законодательства непосредственно органам местного самоуправления лицензия на право пользования недрами не выдается, администрацией принимаются меры по исполнению закона «О недрах», проводятся аукционы по вопросам передачи систем водоснабжения специализированным организациям, но заявки не поступают. Заявление прокурора неконкретно, не указано, какие именно мероприятия в соответствии с законом следует выполнить ответчику.

Третьи лица Управление по недропользованию, Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, не находит заявление подлежащим удовлетворению частично.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

В соответствии со ст.11 Закона «О недрах» Закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

В судебном заседании установлено, что в собственности Орлинского сельского поселения Усольского муниципального района находятся объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения, которые эксплуатируются Орлинским сельским поселением для водоснабжения населения Орлинского сельского поселения.

С ДД.ММ.ГГГГ года ежегодно Администрацией Орлинского сельского поселения проводится работа по заключению договора на работы, связанные с подготовкой документов по оформлению заявок для получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения, проводится работа по передаче системы хозяйственно-питьевого водоснабжения в аренду. Таким образом, в судебном заседании фактов бездействия органов местного самоуправления в сфере соблюдения законодательства о недропользовании не установлено. Доказательств, что непосредственно органы местного самоуправления Орлинского сельского поселения должны получить лицензию на право пользования недрами суду не представлено.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями помощника межрайонного природоохранного прокурора Курбатова С.О., представителя ответчика Катаевой Л.Л., материалами дела.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не установлено.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем, чтобы решение не вызвало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).

Следовательно, с учетом данной правовой позиции Верховного Суда РФ, резолютивная часть решения суда должна содержать четко сформулированные выводы суда по существу дела в полной и ясной форме. Ссылки на нормы материального права, которыми руководствуется суд, обязательны в мотивировочной части решения, в резолютивной части решения они не приводятся. В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Иск прокурора не подлежит удовлетворению, поскольку в том числе, конкретные исковые требования к ответчику не заявлены, не указано, какие именно действия должны быть совершены органами местного самоуправления Орлинского сельского поселения по судебному решению.

Суд не может принять во внимание доводы иска о том, что принятые администрацией Орлинского сельского поселения меры являются малоэффективными, и администрация вправе создать муниципальное предприятие, поскольку в соответствии со ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

С учетом того, что органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно решать вопросы местного значения, и создавать муниципальные предприятия – это право, а не обязанность органов местного самоуправления, водоснабжение населения Орлинского сельского поселения организовано, что не оспаривается сторонами, Администрация Орлинского сельского поселения в рамках своих полномочий принимает меры, направленные на соблюдение законодательства о недропользовании, в судебном заседании не установлено оснований для удовлетворения иска прокурора.

Руководствуясь ст.198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к Орлинскому сельскому поселению Усольского муниципального района о возложении обязанности организовать водоснабжение населения Орлинского сельского поселения в соответствии со статьей 11 Закона Пермского края «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Усольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 31 декабря 2013 года.

Судья подпись Н.С.Новикова

.