ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-312/2014 от 04.03.2014 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 4 марта 2014 года г. Ставрополь

 Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

 председательствующего судьи Эминова А.И.,

 при секретаре Бутовой К.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1, заинтересованное лицо администрация г. Ставрополя, об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

 ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, обосновав свои требования тем, что в соответствии с извещением о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма от 20.07.2012 года № 01/11-06-1972 она, ФИО1, со своей семьей состоящей из трех человек, на основании постановления администрации г. Ставрополя от 18.07.2012 № 2063, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как малоимущая. По общему списку нуждающихся ей присвоен номер ***, по списку очередности малоимущих граждан порядковый номер ***. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления отнесено предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Кроме того, обязанность органа местного самоуправления обеспечивать жилыми помещениями малоимущих граждан закреплена пунктом 6 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым к вопросам местного значения отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Однако администрация г. Ставрополя до настоящего времени ее семью жилым помещением не обеспечила. Извещением жилищного управления администрации г. Ставрополя от 19.12.2013 года № 01/14-5-2435 ей сообщили, что ее семья снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, которые давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (не подтвердила статус малоимущей). В соответствии с выпиской из постановления администрации г. Ставрополя от 18.12.2013 года № 4693 ее семья включена в список граждан, снятых с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С обжалуемым постановлением в части снятия ее с учета не согласна и считает, что обжалуемым постановлением нарушены ее права и свободы, гарантированные, в том числе, статьей 40 Конституции Российской Федерации, а также созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, направленных на улучшение жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации. Отказ администрации г. Ставрополя является незаконным и необоснованным по следующим обстоятельствам. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также членом семьи собственника жилого помещения либо нанимателя жилого помещения она не является. Таким образом, в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации она относится к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Порядок ведения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также определяет порядок признания органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья определяется Законом Ставропольского края от 16.03.2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с частями 2, 8 статьи 1 Законом Ставропольского края от 16.03.2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» определение перечня документов, подтверждающих право малоимущих граждан, признанных таковыми в установленном порядке в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; граждан, имеющих право на получение жилых помещений в жилищном фонде Ставропольского края в соответствии с законодательством Ставропольского края; граждан, имеющих право на получение жилых помещений в жилищном фонде Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке, установленном Правительством Ставропольского края, перерегистрация граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края. Все условия, предусмотренные вышеуказанными нормативно-правовыми актами, ею выполнены, ее семья является малоимущей, имеющей право на предоставление жилого помещения. Однако должностными лицами администрации г. Ставрополя требовалось сбор всех документов ежегодно. При этом для подтверждения этого статуса ей пришлось собрать огромное количество справок, за большинство которых пришлось платить. Никакой денежной компенсации за понесенные ею расходы нет, что еще больше усугубило материальное положение ее семьи. За право продолжать находиться в этой очереди нужного ежегодно обновлять все полученные документы, при этом никто не указывает срок предоставления жилья. Данное обстоятельство подвергает ее семью на дополнительные расходы. В соответствии с Порядком перерегистрации граждан, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 года № 126-п в случае если у гражданина за истекший период не произошло изменений в учетных данных, отраженных в ранее представленных документах (или их составе), подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то гражданин представляет в орган, осуществляющий принятие на учет, расписку, в которой он подтверждает неизменность ранее представленных им документов. Расписка в соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Порядка предоставлена ею в администрацию г. Ставрополя 6.05.2013 года. В ней она подтвердила неизменность ранее предоставленных ею документов. Таким образом, она имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, а администрация незаконно исключила ее из списка. Просила отменить постановление администрации г. Ставрополя от 18.12.2013 года № 4693 в части снятия ее, ФИО1, с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя составом семьи 3 человека, обязать администрацию г. Ставрополя восстановить ее на учете граждан в общей очереди и в списке очередности малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на дату первоначального принятия на учет - с 18.07.2012 года.

 Заявитель ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании уточнили требования и просили признать незаконным постановление администрации г. Ставрополя от 18.12.2013 года № 4693 в части снятия ее, ФИО1, с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя составом семьи 3 человека, обязать администрацию г. Ставрополя восстановить ее на учете граждан в общей очереди и в списке очередности малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на дату первоначального принятия на учет – с 18.07.2012 года.

 Представитель заинтересованного лица – администрации г. Ставрополя по доверенности ФИО3 в судебном заседании требования ФИО1 не признала и пояснила, что ФИО1 принята 18.07.2012 года в администрации г. Ставрополя на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 3 человека. По состоянию на 01.04.2013 (дата ежегодной перерегистрации очередности граждан) по общей очереди ее номер ***, по списку очередности малоимущих граждан номер ***. В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденным постановлением администрации г. Ставрополя от 06.06.2012 года № 1597 ФИО1 была предоставлена справка № 7 от 04.06.2012 года о признании малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. В соответствии со статьей 6 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» определение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, производится ежегодно. Исходя из смысла вышеуказанной нормы, малоимущие граждане должны ежегодно предоставлять в орган, осуществляющий учет граждан, справку, подтверждающую данный статус. Кроме того, пунктом 10.4 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 года № 17 «Об утверждении методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимся в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» регламентировано, что при утверждении пороговых значений дохода необходимо также определить периодичность, с которой будет производиться их пересмотр. Рекомендуемая периодичность составляет 1 год. 6.05.2013 ФИО1 предоставила расписку в подтверждение неизменности ранее предоставленных документов в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 5.09.2006 года № 126-п. Письмом от 27.08.2013 года № 01/14-5-1607 ФИО1 была уведомлена о том, что помимо предоставленной расписки, ей также необходимо представить справку о признании ее малоимущей, так как срок действия ранее предоставленной справки уже истек. Однако до момента издания постановления администрации г. Ставрополя от 18.12.2013 года № 4693 в части снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вышеуказанная справка предоставлена не была. Следует также отметить, что постановление Правительства от 5.09.2006 года № 126-п является подзаконным нормативно-правовым актом, основанным на Законе Ставропольского края от 16.03.2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» и имеющий более низкую юридическую силу, чем Закон. Подзаконный нормативно-правовой акт не должен противоречить закону, потому что по иерархии нормативно-правовых актов, он стоит ниже закона и является подзаконным актом, что следует понимать буквально. На основании вышеизложенного семья ФИО1 была снята с учета граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, представитель администрации г. Ставрополя просила суд отказать в заявленных требованиях ФИО1 в полном объеме.

 Представитель заинтересованного лица – Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с учетом имеющихся в деле письменных возражений, в которых указано, что в настоящее время в соответствии с постановлением администрации г. Ставрополя от 12.12.2013 года № 4595 «О ликвидации управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя» управление труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации г. Ставрополя находится в стадии ликвидации. Функции данного управления, в том числе, функция признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, с 1 января 2014 года переданы комитету труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя. Семья заявительницы 4 июня 2012 года, исходя из представленных сведений о доходах, была признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со статьей 6 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» определение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, производится ежегодно. Срок действия справки, выданной Л.Д. Ермоченко, закончился 4 июня 2013 года. В 2013 году заявительница по вопросу признания ее семьи малоимущей в орган социальной защиты населения г. Ставрополя не обращалась. На основании пункта 1 Порядка перерегистрации граждан, признанных малоимущими, иных граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Ставропольского края, и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 5 сентября 2006 года № 126-п, перерегистрация граждан, признанных малоимущими производится органами местного самоуправления поселений Ставропольского края ежегодно, в период с 1 января по 1 апреля. Данная норма устанавливает, что ежегодная перерегистрация граждан осуществляется только в том случае, если семья заявителя является малоимущей. Таким образом, семья ФИО1 обоснованно была снята жилищным управлением администрации г. Ставрополя с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку заявительница не представила в жилищное управление администрации г. Ставрополя документ, подтверждающий тот факт, что ее семья является малоимущей. Представитель Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя просил отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

 Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему.

 Статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, к которым относятся определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

 Статья 13 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

 В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

 Во исполнение своих полномочий на уровне субъекта Российской Федерации – Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 16.03.2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае», который в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации определяет порядок ведения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также определяет порядок признания органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья.

 В судебном заседании достоверно установлено, что в соответствии с извещением о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма от 20.07.2012 года № 01/11-06-1972 она, ФИО1 со своей семьей, состоящей из трех человек, на основании постановления администрации г. Ставрополя от 18.07.2012 года № 2063 принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как малоимущая. По общему списку нуждающихся ей присвоен номер ***, по списку очередности малоимущих граждан порядковый номер ***.

 При постановке на учет ФИО1 представила все необходимые документы, предусмотренные Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденных постановлением администрации г. Ставрополя от 6.06.2012 года № 1597, в том числе, справку о признании семьи малоимущей с целью предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилого фонда.

 В соответствии с ч. 8 ст. 1 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» перерегистрация граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края.

 В соответствии с порядком перерегистрации граждан, признанных малоимущими, иных граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Ставропольского края, и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 5 сентября 2006 года № 126-п, перерегистрация граждан осуществляется в следующем порядке: в случае если у гражданина за истекший период не произошло изменений в учетных данных, отраженных в ранее представленных документах (или их составе), подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то гражданин представляет в орган, осуществляющий принятие на учет, расписку, в которой он подтверждает неизменность ранее представленных им документов; в случае если в учетных данных, отраженных в ранее представленных документах (или их составе), произошли изменения, то гражданин представляет документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае органы, осуществляющие принятие на учет, проводят проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом вновь представленных документов. При необходимости проводят дополнительное обследование жилищных условий гражданина.

 Поскольку у ФИО1 не произошло изменений в учетных данных, отраженных в ранее представленных документах (или их составе), подтверждающих ее право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, она представила 6.05.2013 года в орган, осуществляющий принятие на учет – администрацию г. Ставрополя, расписку, в которой подтвердила неизменность ранее представленных ею документов.

 Данная расписка составлена ФИО1 в соответствии с порядком, определенном Правительством Ставропольского края, на который имеется ссылка в Законе Ставропольского края от 16.03.2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае».

 В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Администрацией г. Ставрополя не представлены в судебное заседание достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что в учетных данных ФИО1 произошли изменения, в соответствии с которыми она утратила право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также сведения из правоохранительных органов о наличии в действиях ФИО1 признаков преступления, либо приговор суда в отношении ФИО1 по факту предоставления ею подложных документов.

 Довод представителя администрации о том, что истек срок действия справки о признании ФИО1 малоимущей, суд признает необоснованным, поскольку данная справка действительна в течение года с момента ее выдачи и необходима при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

 Действующий порядок перерегистрации не предусматривает необходимость повторного предоставления справки о признании семьи малоимущей.

 Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у администрации г. Ставрополя не имелось законных оснований для снятия ФИО1 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 В соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1

 Суд приходит к изложенным выводам, с учетом анализа представленных в суд доказательств в их совокупности, пояснений в судебном заседании участников процесса, а также их заявлениями в судебном заседании о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

 Заявление ФИО1, заинтересованное лицо администрация г. Ставрополя, об оспаривании решения органа местного самоуправления, - удовлетворить.

 Признать незаконным постановление администрации г. Ставрополя от 18.12.2013 года № 4693 в части снятия ФИО1 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Ставрополя составом семьи 3 человека.

 Обязать администрацию г. Ставрополя восстановить ФИО1 на учете граждан в общей очереди и в списке очередности малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на дату первоначального принятия на учет – с 18.07.2012 года.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.

 Мотивированное решение суда изготовлено 6 марта 2014 года.

Судья А.И.Эминов