Дело № 2-312/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2016 года р.п. Таврическое
Таврический районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Гусарского В.Ф., при секретаре Ладун Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей ГЕД, ФИО5, к администрации Таврического муниципального района Омской области, администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил
ФИО1, ФИО2, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей ГЕД, ФИО5, обратились в суд с названным иском, указав, что они проживают в <адрес>№ ОПХ СибНИИСХО<адрес>ОО, которую им предоставили на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Они несут расходы на содержание квартиры. Данная квартира в реестре муниципальной и федеральной собственности не числится. Полагали, что отсутствие сведений о принадлежности квартиры, а также не закрепление ее за кем-либо, лишают их право на получение этой квартиры в собственность в порядке приватизации. Просили суд, с учетом уточнения иска, признать за ФИО1, ФИО2, ГЕД, ФИО5, право общей долевой собственности в порядке приватизации, по <данные изъяты> за каждым, на <адрес>№<данные изъяты>
В судебном заседании истец ФИО2, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей ГЕД, ФИО5 (л.д. 59, 60), уточненные исковые требования поддержала, пояснила, что в <адрес>№ ОПХ СибНИИСХО<адрес>ОО она и ее семья проживают с <данные изъяты>ОО. Просила суд признать за ФИО1, ФИО2, ГЕД, ФИО5, право общей долевой собственности в порядке приватизации, по 1/4 доли за каждым, на <адрес>№<адрес>ОО.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 58, 61).
Представитель ответчика администрации Таврического муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражала против удовлетворения заявленных требований (л.д. 45, 70).
Представитель ответчика администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражала против удовлетворения заявленных требований (л.д. 41, 72).
Представитель третьего лица Комитета имущественных отношений и землепользования администрации Таврического муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 48, 71).
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 администрацией Новоуральского сельского округа <адрес>ОО был выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на семью, состоящую из трех человек на <адрес>№ ОПХ <адрес>ОО, выдана квитанция в подтверждении оплаты за ордер (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГФИО1, ФИО2, ГЕД, ФИО5, а ОО Н.Н., временно с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, и администрацией Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района ОО был заключен договор социального найма жилого помещения - <адрес>№<адрес>ОО (л.д. 55 - 56).
ДД.ММ.ГГГГФИО1, ФИО2, ГЕД, ФИО5, а ОО Н.Н., временно с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, по акту приема-передачи по типовому договору социального найма жилого помещения была передана <адрес>№<адрес>ОО (л.д. 54).
Согласно сведениям отдела адресно справочной службы УФМС России по Омской Области <данные изъяты> с регистрационного учета (л.д. 87),
Согласно справке администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района ОО№ от ДД.ММ.ГГГГ, ОО Н.Н. в настоящее время на территории поселения не зарегистрирована и не проживает (л.д. 100).
Таким образом, ОО Н.Н. права на участие в приватизации на <адрес>№ ОПХ <адрес>ОО, не имеет.
Обращаясь в суд с названным иском истцы ссылались на невозможность получения указанной выше квартиры в собственность в порядке приватизации, ввиду того, что она в реестре муниципальной и федеральной собственности не числится, на балансе администрации не отражена.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. 8, Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Разрешая требования истцов о признании права общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, суд первой инстанции исходит из следующего.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
По правилам ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
По правилам ст. 18 названного закона, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8
«О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» закреплено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федераци», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием (абз. 1 ст. 8 вышеупомянутого Постановления).
Согласно п. 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения. При этом независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность (Определение от 21 декабря 2004 года N 441-О).
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в их собственность подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых возложена обязанность по передаче такового в собственность.
По сведениям ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» сведения о собственнике жилой <адрес>№<адрес>ОО отсутствуют, квартира под арестом, запретом и другим обременением не состоит (л.д. 63 - 64).
Согласно справкам об использовании права приватизации, выданным ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 право бесплатной приватизации жилого помещении на территории Омской области не использовали. В указанных справках также отражено, что сведения об использовании права на приватизацию жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Таврического муниципального района Омской области после прекращение полномочий на осуществление приватизации, в содержание справок не включены, а могут быть запрошены в соответствующих администрациях (л.д. 79 - 82).
Судом с целью установления адресов проживания ФИО1, ФИО2 и установления факта реализации ими права на приватизацию до проживания на территории Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района ОО, исследовались паспорта, из которых следует, что ФИО1 родился в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес>№ ОПХ СибНИИСХО<адрес>ОО (л.д.7). ФИО2 родилась в <адрес>ОО, ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в <адрес>№ ОПХ СибНИИСХО<адрес>ОО (л.д. 9). ФИО5 родилась в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в <адрес>№ ОПХ СибНИИСХО<адрес>ОО (л.д. 9). Из копии свидетельства о рождении, следует, что местом рождения ФИО4 является р.<адрес>ОО (л.д. 11).
По сведениям администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 право приватизации жилья на территории Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области не использовали (л.д. 68, 86).
По сведениям Комитета имущественных отношений и землепользования администрации Таврического муниципального района ОО, указанное выше жилое помещение в Реестре муниципального имущества Таврического муниципального района ОО не значится (л.д. 19).
По сведениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ОО объект недвижимости -<адрес>№<адрес>ОО, в реестре федерального имущества не значится (л.д. 21).
По сведениям Министерства имущественных отношений Омской области информация о <адрес>№<адрес>
По сведениям администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, указанная выше квартира в реестре муниципальной собственности не состоит, на балансе администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области не значится (л.д. 18).
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним правопритязания на <адрес>№<адрес>ОО отсутствуют (л.д. 73).
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним правопритязания на земельный участок, расположенный относительно <адрес>№ ОПХ <адрес>ОО отсутствуют (л.д. 74).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, выданного филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по ОО№ от ДД.ММ.ГГГГ, в сведениях о правообладателе земельного участка с кад. №, площадью 1 500 кв.м расположенного относительно <адрес>№<адрес>ОО, стоит прочерк (л.д. 89).
Как следует из справок администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области сведения о правообладателях квартиры и земельного участка по адресу: <адрес>№ ОПХ СибНИИСХО<адрес>ОО в этой администрации отсутствует, указанные квартира и земельный участок в реестре муниципальной собственности Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района ОО не значится, на балансе администрации не состоит (л.д. 66, 67, 85).
Таким образом, судом было установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 право бесплатной приватизации не использовали.
Бесспорных сведений о принадлежности <адрес>№<адрес>ОО юридическим или физическим лицам, суду представлено не было, в реестрах муниципальной собственности, федерального имущества она не значится, в Едином банке данных объектов собственности Омской области отсутствует, на балансе администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области не состоит, сведения о правоприятзаниях на поименованную квартиру и земельный участок под ней в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
По смыслу указанных выше положений закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что не может быть признано соответствующим закону. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В данном случае истцы по не зависящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию спорной квартиры, а потому вправе требовать признания за ними права собственности на данное жилое помещение в судебном порядке. В силу положений ст. ст. 17 и 28 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившее в законную силу решение суда о признании за истцами права собственности на спорную квартиру будет являться основанием для государственной регистрации данного права.
Непринятие органами государственной власти и органами местного самоуправления на учет недвижимой вещи и неоформление права муниципальной собственности на нее, не может являться основанием для умаления жилищных прав истцов, которые при ограниченности срока приватизации жилищного фонда вынуждены ждать, пока вышеуказанные органы реализуют возложенные на них законом обязанности, как и отсутствие надлежащей передачи квартиры с баланса предприятия или муниципального района в муниципальную или государственную собственность.
Каких-либо доказательств подтверждающих, что спорный объект отнесен к объектам, изъятым из оборота, относится к специализированному жилищному фонду и обладает особым правовым режимом, ответчиками не представлено. Судом указанного также не установлено. Участия в приватизации жилья ранее истцы не принимали.
Таким образом, указанная квартира относится к категории жилых помещений, подлежащих приватизации в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», хотя и не числится на балансе поселковой администрации и в реестре федерального имущества не значится.
Истцы не имеют реальной возможности реализовать свое право на приватизацию жилья, кроме как в судебном порядке.
Представители администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области, администрации Таврического муниципального района Омской области по предмету заявленных требований возражений не имеют.
При таких обстоятельствах, суд считает, что право собственности на указанное жилое помещение может быть признано за истцами в судебном порядке.
Согласно ч. 1, 2 ст. 8, Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Как следует из п. 2 ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность).
По правилам п.1 ст. 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
На дату вынесения судом решения ГЕД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются несовершеннолетними (л.д.9-11).
Из ч. 2 ст. 7 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», следует, что в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Согласно справке администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района ОО№ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 проживают совместно в <адрес>№<адрес>ОО (л.д.23).
Данные обстоятельства также подтвердила истец, что также следует из искового заявления.
В данной связи, суд считает необходимым признать за истцами право общей долевой собственности в равных долях на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Право собственности, установленное решением суда, подлежит обязательной государственной регистрации.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей ГЕД, ФИО5, к администрации Таврического муниципального района Омской области, администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2, ГЕД, ФИО5 право общей долевой собственности на <адрес>№<адрес>ОО по <данные изъяты> за каждым, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Таврический районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Ф. Гусарский
Резолютивная часть решения оглашена 14.04.2016
Мотивированное решение составлено 18.04.2016
Судья решение вступило в законную силу 17.05.2016