Дело № 2-312/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Константиновка 06 декабря 2017 года
Константиновский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи О.В. Гайдамак,
при секретаре Ю.Н. Керимовой,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Государственного казённого учреждения Центра занятости населения Константиновского района – директора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казённому учреждению Центру занятости населения Константиновского района об обязании назначить пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы сроком на шесть месяцев и произвести его перерасчёт,
УСТАНОВИЛ:
В Константиновский районный суд Амурской области обратился ФИО1 и иском к государственному казённому учреждению Амурской области Центру занятости населения Константиновского района (далее центр занятости) о получении мер социальной поддержки в виде повышенного пособия по безработице.
В обоснование заявленных требований указал, что относится к числу лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители на основании решения суда были лишены 03 мая 2000 года в отношении него родительских прав. В период с 07 декабря 2000 года по 29 августа 2011 года он пребывал в Константиновском детском доме № 15.
В феврале 2014 года он обратился в центр занятости в поисках работы и был поставлен на учёт как впервые ищущий работу. Ему было отказано в назначении и выплате пособия в повышенном размере как лицу, из числа детей – оставшихся без попечения родителей, пособие было назначено в минимальном размере. Отказ в назначении пособия в повышенном размере был мотивирован трудоустройством в летнее время в период пребывания в детском доме и нахождением на учёте в центре занятости в этот период времени.
Полагает, что трудоустройство в летнее время в период пребывания в детском доме не является трудоустройством как таковым, поскольку являлось мерой социальной поддержки направленной на трудовую адаптацию несовершеннолетнего. За работу в указанный период времени и в период нахождения на учёте в центре занятости в 2014 году каких-либо отчислений в ПФР не производилось. Размер полученной выплаты в 2014 году составил 434 рубля 11 копеек. Так как на тот период времени он проживал в <...>, ему было обременительно ездить ежемесячно на отметку в центр занятости, расположенный в с. Константиновка.
Также в иске указал, что в настоящее время он также состоит на учёте в центре занятости и ему вновь назначено пособие в минимальном размере. Считает, что его права нарушены ответчиком, поскольку специалистами центра занятости ему не было разъяснено о наличии у него права на получение пособия в повышенном размере– в размере средней заработной платы в течение 6 месяцев.
На основании изложенного просит суд обязать ответчика назначить и выплачивать пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы в течение 6 месяцев и произвести перерасчёт выплаченного пособия.
В судебном заседании истец на иске настаивал по доводам, изложенным в нём, при этом суду пояснил, что после окончания пребывания в детском доме он учился в Политехническом колледже. В 2014 году он впервые обратился в центр занятости как впервые ищущий работу. Ему было назначено пособие в минимальном размере. На отметку в центр занятости в 2014 году он приезжал два раза, после чего прекратил приезжать, так как у него отсутствовали денежные средства на проезд. В октябре 2017 года он вновь встал на учёт в центр занятости и ему назначено пособие в размере 1105 рублей. Просит обязать ответчика назначить и выплачивать пособие в повышенном размере – в размере среднемесячной заработной платы Амурской области, а также произвести перерасчёт назначенного ему пособия по факту его обращением ЦЗН в октябре 2017 года. Каких- либо требований по перерасчёту пособия по его обращению в 2014 году им не заявляется.
Представитель ответчика Государственного казённого учреждения Центра занятости населения Константиновского района ФИО2 исковые требования не признала, поддержала правовую позицию, изложенную в письменном отзыве. Дополнительно суду пояснила, что в 2014 году истец был поставлен на учёт как впервые ищущий работу, в октябре 2017 года истец был поставлен на учёт как безработный, поскольку имело место обращение истца уже второй раз. Согласно требованиям законодательства, действующим в 2014 году, у центра занятости не было правовых оснований для назначения пособия истцу, с учётом его социального статуса, в повышенном размере, так как он работал в летний период времени, ему было назначено пособие в минимальном размере. В случае если он полагал, что его право было нарушено в 2014 году, он имел возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права, однако этого им сделано не было. В настоящее время истек срок исковой давности для восстановления его прав относительно его постановки на учёт в 2014 году, так как ему было известно об этом с 2014 года. В связи с неявкой на регистрацию в центр занятости истец был снят с учёта и ему прекратили выплату пособия по безработице. В настоящий момент законодательство изменилось, работа в летний период времени, свободное от обучения, не является трудоустройством. Однако истец обратился в октябре 2017 года в центр занятости за поисками работы уже повторно, что исключает на сегодняшний день возможность назначить ему пособие по безработице в повышенном размере как лицу, относящемуся к вышеуказанной категории. На ходатайстве о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности и последствий пропуска срока исковой давности не настаивала, в связи с уточнением истцом исковых требований.
Как следует из письменного отзыва, сторона ответчика полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Со ссылкой на ст. ст. 34, 34.1 Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» приводит доводы об отсутствии правовых оснований для назначения истцу пособия по безработице в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации как в феврале 2014 года, так и в октябре 2017 года. В своих возражениях ответчик указывает на внесение изменений в вышеприведённый закон в мае 2017 года, согласно которым установлены дополнительные гарантии социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа вышеуказанной категории граждан в виде назначения и выплаты пособия по безработице в течение шести месяцев со дня регистрации их в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных. Данные законоположения распространяются на граждан вышеуказанной категории только в случае, если данные лица впервые ищут работу (ранее не работали) и впервые признаются органами службы занятости в установленном законом порядке безработными. Также в своих возражениях ответчик указывает на то обстоятельство, что лишь с мая 2017 года законодателем установлено, что вышеуказанная категория лиц, которые ранее по направлению органов службы занятости были временно трудоустроены в свободное от учёбы время, принимали участие в общественных работах, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами, признаются впервые ищущими работу (ранее не работавшими). Указанным лицам пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных. Вместе с тем истец обратился впервые в Центр занятости в феврале 2014 года для постановки на учёт в качестве безработного как впервые ишущий работу и до момента обращения был временно трудоустроен на период летних каникул по направлению Центра занятости. Истец был поставлен на учёт и ему было назначено в минимальном размере, что соответствовало положениям закона на тот момент. При обращении истца в Центр занятости в октябре 2017 года у ответчика также отсутствовали основания для назначения пособия по безработице в повышенном размере так как он уже обратился повторно.
Выслушав стороны и изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из представленных материалов дела, а именно: свидетельства о рождении А.В. I-ЖО № от 17 января 1995 года, постановления исполняющего обязанности главы администрации Константиновского района от ДД.ММ.ГГГГ№, решения Константиновского районного суда от 03 мая 2000 года, а также справки ГАУ АО «Константиновский центр социальной помощи семье и детям» от 24 октября 2017 года № следует, что ФИО1 является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 07 декабря 2000 года по 29 августа 2011 года являлся воспитанником ГАУ АО для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Константиновского детского дома № 15 и находился на полном государственном обеспечении.
Судом на основании пояснений сторон, договора о совместной деятельности по организации и проведения временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время №-ТН от 08 июня 2011 года, заключённого между ГКУ АО Центр занятости населения Константиновского района и ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом № 15 с. Константиновка, сведений о гражданах, участвовавших в общественных работах к договору №-ТН от 08 июня 2011 года о совместной деятельности по организации и проведения временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время от 01 июля 2011 года и от 11 июля 2011 года (в строке № графы № указана фамилия ФИО1) установлено, что будучи несовершеннолетним ФИО1 в период пребывания в Константиновском детском доме № 15 в период с 01 июля по 08 июля 2011 года в свободное от учёбы время был временно трудоустроен по направлению от центра занятости.
Согласно представленным в материалы дела представителем ответчика документам ФИО3 03 февраля 2014 года обратился в центр занятости за предоставлением государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. 13 февраля 2014 года истец был признан безработным и ему назначено с 03 февраля 2014 года пособие по безработице в размере 1105 рублей, период выплаты пособия с 03 февраля 2014 года по 02 августа 2014 года. В виду нарушения истцом без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного в период с 14 февраля 2014 года по 14 марта 2014 года истцу была приостановлена выплата пособия по безработице, а с 14 марта 2014 года выплата пособия по безработице была прекращена в связи с длительной (более месяца) неявкой последнего в органы службы занятости без уважительных причин. Истец с 14 марта 2014 года был снят с регистрационного учёта в качестве безработного. Данные обстоятельства подтверждаются заявлением ФИО1 о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы от 03 февраля 2014 года, заявлением ФИО1 о признании безработным и назначении пособия по безработице от 03 февраля 2014 года, согласием истца на обработку персональных данных от 03 февраля 2014 года, приказом от 13 февраля 2014 года № о признании ФИО1 безработным, приказом от 13 февраля 2014 года № о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице ФИО1, карточкой персонального учёта гражданина, ищущего работу №, предложениями на работу за 03 февраля 2014 года и за 13 февраля 2014 года, приказом от 27 февраля 2014 года № о приостановлении выплаты истцу пособия по безработице, приказом от 14 марта 2017 года № о прекращении выплаты истцу пособия по безработице, приказом от 14 марта 2014 года № о снятии истца с регистрационного учёта в качестве безработного.
Судом также на основании карточки персонального учёта гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от 12 октября 2017 года №, заявления о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от 12 октября 2017 года, заявления истца о признании безработным и назначении пособия по безработице от 12 октября 2017 года, согласия ФИО1 на обработку персональных данных от 12 октября 2017 года, приказа о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным от 20 октября 2017 года №, приказа о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработицы от 20 октября 2017 года №, листа учёта посещений гражданина для подбора подходящей работы установлено, что ФИО1 обратился в центр занятости населения вновь 12 октября 2017 года в целях поиска подходящей работы, был признан безработным и ему было назначено пособие по безработице на период с 12 октября 2017 года по 11 апреля 2018 года в размере 1105 рублей.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, в соответствии с п. 5 ст. 9 указанного Закона, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
Положениями статьи ст. 34.1 Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 05 мая 2017 года) установлены дополнительные гарантии социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа вышеуказанной категории граждан в виде назначения и выплаты пособия по безработице в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных. Впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости устанавливаются и выплачиваются в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи (ч.1 ст. 34.1). Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных. Общий период выплаты пособия по безработице и стипендии во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации не может превышать шесть месяцев(ч. 2 ст. 34.1).
По смыслу данных законоположений социальная гарантия в виде выплаты пособия по безработице лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных предоставляется только впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными.
Как установлено судом при рассмотрении дела ФИО1 впервые был признан безработным и поставлен в данном качестве на учёт в центре занятости населения в 2014 году.
Постановка его на учёт в октябре 2017 года была осуществлена ответчиком уже во второй раз, следовательно у последнего отсутствовали правовые основания для признания его впервые ищущим работу и назначения ему пособия в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в также то обстоятельство, что каких-либо требований относительно перерасчёта пособия, назначенного истцу по факту его обращения в центр занятости населения в 2014 году последний не заявляет, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в течение месячного срока со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 12 декабря 2017 года.
Председательствующий О.В. Гайдамак