ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-312/2018 от 20.03.2018 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 20 марта 2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15марта 2018 года город Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-312/2018 по исковому заявлению Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению образования Асбестовского городского округа, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Радость» Асбестовского городского округа «О возложении обязанности оборудовать канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112»

УСТАНОВИЛ:

Истец Прокурор города Асбеста Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам Управлению образования Асбестовского городского округа, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Радость» Асбестовского городского округа «О возложении обязанности оборудовать канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», указав, что прокуратурой города по информации Асбестовского отдела вневедомственной охраны - филиала ФГКУ «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» *Дата* в рамках осуществления надзорных полномочий проведен сбор сведений о состоянии антитеррористической защищенности объектов системы образования Асбестовского городского округа.

Как указывает истец, установлено, что в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Радость» Асбестовского городского округа, созданного на основании решения исполнительного комитета Асбестовского городского совета депутатов трудящихся Свердловской области *Номер* от *Дата*, учредителем которого, согласно п.2.1 Устава является Управление образованием Асбестовского юродского округа, в нарушение пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Причем, ранее Асбестовским отделом вневедомственной охраны - филиала ФГКУ «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» направлялось письмо об устранении указанных нарушений.

В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму», одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в'даниях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу пп. 15 ч, 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников (обучающихся) и работников образовательной организации.

Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

Ненадлежащее соблюдение требований по антитеррористической; защищенности образовательных учреждений ущемляет права воспитанников и работников, как находящихся в настоящее время в учреждении, так и тех, кто будет находиться в будущем, на получение образование и осуществление ухода в безопасных условиях. Таким образом, круг лиц, чьи права и законные интересы нарушены указанным бездействием, установить не представляется возможным.

На основании изложенного истец просит суд:

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радость» Асбестовского городского округа создать безопасные условия обучения, а именно оборудовать канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Обязать Управление образованием Асбестовского городского округа обеспечить финансирование оборудования канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» (л.д.3-4).

Помощник прокурора г. Асбеста Свердловской области Селиванов Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, пояснив, что разумным сроком для исполнения решения суда, является срок до 31.12.2018 г.

Представители ответчика – Управления образованием Асбестовского городского округа в судебное заседание не явились, о дате месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили письменное мнение, в котором возражали против обязанности по оборудованию канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «Службы 112» (л.д.40-44).

Представитель ответчика – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радость» Асбестовского городского округа Валова Г.Е., действующая на основании устава, в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, пояснив, что на данный момент у учреждения отсутствуют необходимые денежные средства, тревожная кнопка в учреждении установлена на основании договора с частным охранным агентством.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, прокуратурой города Асбеста по информации Асбестовского отдела вневедомственной охраны - филиала ФГКУ «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» *Дата* в рамках осуществления надзорных полномочий проведен сбор сведений о состоянии антитеррористической защищенности объектов системы образования Асбестовского городского округа. Было установлено, что в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Радость» Асбестовского городского округа, созданного на основании решения исполнительного комитета Асбестовского городского совета депутатов трудящихся *Адрес**Номер* от *Дата*, учредителем которого, согласно п.2.1 Устава является Управление образованием Асбестовского юродского округа (л.д.7-31), в нарушение пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» (л.д.5-6).

Ранее, *Дата* Асбестовским отделом вневедомственной охраны - филиала ФГКУ «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» направлялось письмо об устранении указанных нарушений. Указанные нарушения устранены не были (л.д.36-37).

В силу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободйшвляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму», одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Образовательные детские учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Поэтому, процитированная бланкетная норма об обязательности системы сигнализации применима в силу п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272, (далее - Требования) в рамках предоставленных п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" полномочий по установлению обязательных для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Согласно п. 23 указанных Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения. В частности, в соответствии с п. 31 Требований для передачи тревожных извещений объект (территория) оборудуется устройствами тревожной сигнализации (механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями). По п. 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать системы пожарной и охранной сигнализации, канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В силу пп. 15 ч, 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников (обучающихся) и работников образовательной организации.

Из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольную образовательную организацию как организацию, осуществляющую в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (пункт 1 части 2 статьи 23).

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками (обучающимися), их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников (обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Учитывая приведенное, каждое образовательное учреждение должно быть оборудовано системой передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Суд приходит к выводу, что в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пришел к правильному выводу о том, что установление системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в дошкольном образовательном учреждении является обязательным, направленным на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.

Доводы ответчика – Управления образованием Асбестовского городского округа об отсутствии оснований для применения положений Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к существующим зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу предусмотренных указанным законом требований, освободить ответчика от исполнения возложенной на него судом обязанности по финансированию указанных мероприятий, является несостоятельным.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Как видно из приведенных выше норм они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.

Несоблюдение требований, установленных указанным Сводом правил в части безопасности зданий и сооружений, возведенных до введения в действие Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", являясь по существу признанием неравенства прав граждан, посещающих такое здание, по сравнению с правами других граждан, противоречит положениям ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации и конституционно закрепленному принципу равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, *Дата* между ООО «ОА «ТРОЙКА+» и Муниципальный бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Радость» Асбестовского городского округа заключен договор об охране объекта посредством использования тревожной сигнализации, заключенный с ООО «ОА «ТРОЙКА+» (л.д.34-35).

Однако, в соответствии с требованиями СП 118.13330.2012 (п. 6.48) канал передачи тревожных сообщений необходимо устанавливать в органах внутренних дел (вневедомственной охраны). ООО «ОА «ТРОЙКА+» к системе МВД России отношения не имеет.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"), к которым относится как решение вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), так и участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования (п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

При этом в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 2 Положения об управлении образованием Асбестовского городского округа, утв. Решением Думы Асбестовского городского округа от 25.12.2013 N 33/3 (ред. от 26.10.2017),

Управление образованием в соответствии с действующим законодательством является органом, уполномоченным на:

1) организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организацию предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Свердловской области);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) участие в создании, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций (за исключением создания организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями городского округа;

7) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно п.п.32 п. 10 Положения об управлении образованием Асбестовского городского округа, управление образованием Асбестовского городского округа осуществляет на территории Асбестовского городского округа следующие полномочия и функции: выполнение функций и полномочий главного распорядителя и главного администратора бюджетных средств; формирование муниципальных заданий подведомственным организациям.

Доводы ответчика Управления образованием Асбестовского городского округа о том, что требования истца обеспечить финансирование нарушают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные законодательством и его учредительными документами, нарушают права органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, в том числе, положений ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Более того, прокурором не ставится вопрос о переустройстве либо перепланировке образовательного учреждения, а в силу требований закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.

Суд считает, что, отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения Управления образованием Асбестовского городского округа от исполнения обязанности возложенной законом, поскольку в силу ч. 1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных образовательных учреждений как титульных владельцев зданий, но и органов местного самоуправления как их учредителей и собственников имущества этих учреждений, а также как органов, наделенных публичными функциями защиты пребывающих в нем людей от различных незаконных посягательств.

Согласно ст. 206 ГПК «1. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

2. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом». Исходя из исследованных обстоятельств дела, суд считает возможным установить срок выполнение решения суда - до 31.12.2018г.

На основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования прокурора города Асбеста Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению образованием Асбестовского городского округа, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Радость» Асбестовского городского округа об обязанности оборудовать канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112», подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198, ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

1.Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радость» Асбестовского городского округа создать безопасные условия обучения, а именно, оборудовать канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» в срок до 31.12.2018г.

2.Обязать Управление образованием Асбестовского городского округа обеспечить финансирование оборудования канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 1 месяца.

Судья ___________________________ И.В. Архипов