ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-313-2020 от 18.05.2020 Калининского районного суда (Краснодарский край)

№2-313-2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Краснодарского края 18 мая 2020 года.

Калининский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Радченко И.О.,

при секретаре Чуб Е.Д.,

с участием представителя истца по доверенности Мануйловой Т.Н.,

представителей ответчиков по доверенности Мурат Е.И., Скоморощенко В.В.,

представителя третьего лица по доверенности Мешковой В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю Территориального отдела в Славянском Красноармейском Калининском районах к МБОУ СОШ №10 х.Греки Калининского района и администрации муниципального образования Калининский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований предписаний устранения нарушения санитарно-эпидемиологических требований,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю Территориального отдела в Славянском Красноармейском Калининском районах обратилось в Калининский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к МБОУ СОШ №10 х.Греки Калининского района и к администрации муниципального образования Калининский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований предписаний устранения нарушения санитарно-эпидемиологических требований в котором указано, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (п.1 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»). Свою деятельность Роспотребнадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы (п.3 постановления Правительства РФ от 06.04.2004 №154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», п.4 постановления Правительства РФ от 30.06.2004г. №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»). На территории Краснодарского края служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (далее Управление), а на территории Калининского района территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Славянском, Красноармейском, Калининском районах. В соответствии с п. 8.40 положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Краснодарском крае, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012г. №709 и ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям главных государственных санитарных врачей и их заместителей отнесено предъявление исков в суд в случае нарушения санитарного законодательства. С 01 марта по 30 марта 2018г. на основании распоряжения №63р-26-2018 от 19.02.2018г. была проведена плановая выездная проверка МБОУ-СОШ №10 х.Греки, по адресу Калининский р-н, хутор Греки, ул. Кубанская,4, в ходе которой были обнаружены нарушения обязательных требований ст.ст.17, 28 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». По результатам проверки юридическому лицу МБОУ-СОШ №10 х. Греки было выдано предписание №54п-26-2018 от 30.03.2018г. При проведении внеплановых проверок на основании распоряжений №447п-26-2018 от 01.10.2018г. (проверка п.1 предписания №227п-26-2017 от 08.10.2017г., проверка п.п. 1,2,3 предписания №54п-26-2018 от 30.03.2018г.), №409р-26-2019 от 26.08.2019г. (проверка п.п.1,2,3 предписания №249п-26-2018 от 30.10.2018г.) установлено, что предписания своевременно не выполнены. В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от( 26.12.2008 № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Руководствуясь данным «ФЗ, в отношении Ответчика с 28.08.2019г. на основании распоряжения №409р-26-2019 от 26.08.2019 было начато проведение внеплановой проверки выполнения предписания №249п-26-2018 от 30.10.2018г., срок исполнения которого истек 28.08.2019г. В ходе проведения вышеуказанной проверки специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора установлено, невыполнение МБОУ-СОШ №10 х. Греки предписания в установленный срок до 28.08.2019г., а именно МБОУ-СОШ №10 х. Греки по месту осуществления своей деятельности по адресу: Калининский р-н, хутор Греки, улица Кубанская, 4 не устранено: нарушение требований п.п.3.3.,3.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 асфальтовое покрытие площадок для игр и отдыха неровное, с дефектами, выбоинами, с нарушенной целостностью поверхности. Проезд к хозяйственным постройкам (котельной), мусоросборникам не имеет твердого покрытия; нарушение требований п.4.17. СанПиН 2.4.2.2821-10 набор помещений столовой не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях: отсутствуют цех вторичной обработки овощей, отдельная моечная кухонной посуды, санитарно-бытовые помещения для персонала; нарушение требований п.5.2.,5.3.,5.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 согласно экспертного заключения №611 от 24.09.2019г. ученическая мебель в начальных классах не подобрана согласно ростовым данным детей в 1, 3, 4 классах, недостаточно мебели 2,3 группы. Не оборудованы 2 учебных помещения (кабинет физики, ОБЖ) регулируемой мебелью необходимых ростовых размеров; нарушение требований п.6.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 на пищеблоке, в коридоре 2 этажа не заменены ветхие оконные блоки; нарушение требований п.7.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 согласно экспертного заключения №611 от 24.09.2019г. измеренные параметры искусственного освещения не соответствуют санитарным правилам в кабинете химии, информатики, русского языка, так при норме 300Лк фактически 112- 160Лк. Не выполнено освещение люминесцентными светильниками в кабинете русского языка, химии; нарушение требований п.8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 не выполнена подводка воды и канализации к умывальным раковинам в кабинетах химии, физики. нарушение требований п.2.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (далее СанПиН 2.4.5.2409-08): в столовой, работающей на сырье, отсутствует необходимый набор производственных: отсутствуют цех вторичной обработки овощей, отдельная моечная кухонной посуды, санитарно-бытовые помещения для персонала. нарушение требований п.п.3.2.,9.5.,9.6.,9.7.,11.2.,11.3.,11.6. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: кабинет информатики не приведен в соответствие требованиями санитарных правил по искусственной освещенности, согласно экспертному заключению №419 от 30.10.2018г. величина искусственной освещенности на ученических столах 155-152-160Лк при норме 300Лк. Конструкция рабочего места не соответствует требованиям санитарных правил, рабочий стул не регулируется по высоте и углам наклона сиденья и спинки, расстоянию спинки от переднего края сиденья и не позволяет осуществить рассаживание детей в соответствии с их ростом. По факту неисполнения предписания, юридическое лицо и директор МБОУ-СОШ №10 х. Греки неоднократно привлекались к административной ответственности по части 1 статьи 19.5.4.1 КоАП РФ. В адрес главы МО Калининский район Кузьминова В.В., начальника управления образования МО Калининский район направлялась информация о состоянии МБОУ-СОШ №10 х. Греки о содействии в устранении нарушений санитарного законодательства. Таким образом, принимаемые со стороны Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю меры к МБОУ-СОШ №10 х. Греки на протяжении значительного периода времени не обеспечили реальное устранение нарушений санитарных правил и норм, о чем свидетельствуют материалы проверок. Согласно п. 1.3. Устава Школа является некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество. Согласно п. 1.7. Устава учредителем и собственником имущества Школы является муниципальное образование Калининский район. Функции и полномочия учредителя в отношении школы осуществляет администрация муниципального образования Калининский район в лице управления образования администрации муниципального образования Калининский район. Одной из основных задач общеобразовательного учреждения является обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности (п. 2.3. Устава). В силу п. 4. ч. 1. ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов и не вправе расходовать денежные средства, не заложенные в установленном порядке в бюджет. В соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания подразумеваются расходы, которые обязан произвести собственник в целях обеспечения соблюдения санитарного законодательства. В соответствии с п/11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. МБОУ-СОШ №10 х.Греки финансируется из бюджета Администрации Муниципального образования Калининский район, и не имеет достаточных собственных материальных средств, для выполнения требований санитарного законодательства изложенных в предписаниях должностных лиц Роспотребнадзора.До настоящего времени не приняты достаточные меры по улучшению состояния МБОУ- СОШ №10 х.Греки, в том числе приведению в соответствие с требованиями санитарного законодательства. Отсутствие в образовательном учреждении условий, отвечающих требованиям санитарных норм и правил создают потенциальную угрозу жизни и здоровью детей, в том числе способствуют возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний. В 2019 году в школе регистрировались острые респираторно-вирусные инфекции, ветряная оспа. Согласно ч. 15 п. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1 Закона №52- ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона №52-ФЗ: «Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц». Согласно ст. 11 Закона №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также согласно п.1 ст. 28 Закона в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Согласно ст. 24 Федерального закона от эпидемиологическом благополучии населения", общественных помещений, зданий, сооружений осуществляться санитарно-противоэпидемические обеспечиваться безопасные для человека условия санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Таким образом, иск государственного органа направлен на защиту интересов как детей, работников МБОУ-СОШ №10 х.Греки, так и не относящихся к их числу лиц, посещающих в настоящее время или намеревающихся в будущем посетить общеобразовательное учреждение, т.е. неопределенного конкретно на момент предъявления иска круга лиц. Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 1), утвержденному постановлением правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и в силу статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ освобождается от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного истец просит признать незаконным бездействие МБОУ-СОШ №10 х.Греки, Администрации муниципального образования Калининский район выразившееся в нарушении требований санитарного законодательства, в отношении неопределенного круга лиц. Обязать МБОУ-СОШ № 10 х. Греки, Администрацию муниципального образования Калининский район по месту осуществления образовательной деятельности по адресу: Калининский р-н, Греки хутор, Кубанская ул, 4 исполнить требования: СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 18: п. п. 3.3, 3.8 - отремонтировать асфальтовое покрытие площадок для игр и отдыха. Проезд к хозяйственным постройкам (котельной), мусоросборникам выполнить твердым покрытием; п. 4.17 - оборудовать столовую в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, обеспечив необходимый набор производственных помещений (цех вторичной обработки овощей, отдельная моечная кухонной посуды), санитарно-бытовых помещений для персонала; п. п. 5.2, 5.3, 5.4 - подобрать ученическую мебель в 1, 3, 4 классах согласно ростовым данным детей, приобрести недостающую мебель 2, 3 группы. Оборудовать 2 учебных помещения (кабинет физики, ОБЖ) регулируемой мебелью необходимых ростовых размеров; п. 6.10 - заменить на пищеблоке, в коридоре 2 этажа ветхие оконные блоки; п. 7.2 - привести искусственное освещение в кабинете химии, информатики, русского языка в соответствие санитарным правилам, обеспечив на рабочем месте учащегося освещенность 300Лк. Выполнить освещение люминесцентными светильниками в кабинете русского языка, химии; п. 8.1 - выполнить подводку воды и канализации к умывальным раковинам в кабинетах химии, физики; СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 23.07.2008 № 45: п. 2.3 - оборудовать столовую в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, обеспечив необходимый набор производственных помещений (цех вторичной обработки овощей, отдельная моечная кухонной посуды), санитарно-бытовых помещений для персонала; п. п. 3.2, 9.5, 9.6, 9.7, 11.2, 11.3, 11.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: в кабинете информатики привести в соответствие требованиями санитарных правил искусственную освещенность, оснастить рабочее место креслами, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, по расстоянию спинки от переднего края сиденья в срок до 10 сентября 2020 года. После вступления судебного постановления в законную силу направить исполнительные листы в службу судебных приставов для исполнения.

В судебном заседании представителя истца по доверенности Мануйлова Т.Н. требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ СОШ №10 х.Греки по доверенности Мурат Е.И. требования истца признала полностью.

Представитель ответчика администрации МО Калининский район по доверенности - Скоморощенко В.В., в судебном заседании требования истца не признал, поддержал доводы указанные в возражении согласно которых считает, что данное исковое заявление не подлежит удовлетворению. По обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении может пояснить следующее: п.п. 3.3, 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части ремонта асфальтового покрытие площадок для игр и отдыха, выполнить твердым покрытие^ проезд к хозяйственным постройкам (котельной), мусоросборникам. В настоящее время разрабатывается локально-сметная документация, смета на выполнение работ. -п. 4.17 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части оборудования столовой в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, обеспечив необходимый набор производственных помещений (цех вторичной обработки овощей, отдельная моечная кухонной посуды) санитарно -бытовых помещений для персонала. В настоящее время разрабатывается локально-сметная документация, смета на выполнение работ. Капитальный ремонт пищеблока запланирован до ЛTO. -п. п. 5.2, 5.3, 5.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части подбора ученической мебели в 1,3,4 классах, согласно ростовым данным детей, приобретения недостающей мебели 2,3 группы, оборудования 2 учебных помещений (кабинета физики, ОБЖ) регулируемой мебелью необходимых ростовых размеров. Ученическая мебель приобретена в двух кабинетах начальной школы и кабинете физики, так же приобретены стулья в кабинет информатики. В 2020 году запланировано приобретение мебели в кабинет ОБЖ и еще два кабинета начальной школы. -п. 7.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части приведения искусственного освещения в кабинете химии, информатики, русского языка в соответствии с санитарными правилами, обеспечении на рабочем месте учащегося освещенности 300Лк. Замена освещения в кабинетах химии, информатики, русского языка запланировано во время весенних каникул. -п.8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 в части выполнения подводки воды и канализации к умывальным раковинам в кабинетах химии, физики. Подводка воды и канализации к умывальным раковинам в кабинеты химии и физики выполнены, но требуют доработки. Кроме того, срок изготовления проектно-сметной документации составляет 3 месяца. В настоящее время бюджет муниципального образования сформирован на 2020 г., финансирование предусмотрено на плановый период на 2020 - 2021 г. г. В связи с тем, что сумма необходимая для устранения нарушений не рассчитана и не определена, предусмотреть средства в муниципальном бюджете на оборудование не представляется возможным. В соответствии с Уставом МО Калининский район, формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами МО Калининский район, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления муниципального образования Калининский район в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно приказа Министерства финансов Краснодарского края от 22 октября 2019 года № 483 «Об утверждении перечня муниципальных образований Краснодарского края на 2020 год в соответствии с положениями пункта 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации» Калининский район отнесен ко 2 группе. Это означает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 136 Бюджетного РФ муниципальное образование Калининский район начиная с очередного финансового года не имеет права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования Калининский район к полномочиям органов местного самоуправления. Администрация МО Калининский район вправе направлять средства бюджета МО только на цели, предусмотренные статьями бюджета МО в пределах сумм статей, утвержденных на очередной финансовый год, исходя из наличия средств бюджета МО Калининский район, недопустимости использования средств бюджета на иные цели, не предусмотренные Бюджетным кодексом РФ и действующим законодательством РФ. Вопросы финансирования указанных мероприятий являются предметом рассмотрения сессий Совета МО Калининский район, в порядке, предусмотренном уставом МО Калининский район. В соответствии с Уставом МО Калининский район к исключительной компетенции Совета МО относится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Бюджет МО Калининский район утверждается в конце текущего года на следующий финансовый год и плановый период. Формирование расходов на мероприятия, программы вносятся в бюджет муниципального образования, который утверждается решением Совета муниципального образования Калининский район. Все изменения в бюджет так же утверждаются решением Совета МО. Решением Совета муниципального образования Калининский район от 20 декабря 2019 года № 327 «О бюджете муниципального образования Калининский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждено финансирование отрасли «Образование» на 2020 год в объеме 700,2 млн. рублей. Бюджетом муниципального образования Калининский район на 2020 год утвержден объем финансового обеспечения Управления в объеме 672,2 млн. рублей, в том числе на исполнение полномочий в части содержания зданий общеообразовательных учреждений - 59 млн. рублей и на исполнение полномочий в части функционирования общеобразовательных учреждений - 7 млн. рублей. Данные денежные средства доведены до ведения Управления. Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует бездействие администрации муниципального образования Калининский район. Под «бездействием» понимается как виновное, противоправное поведение, выражающееся в несовершении общественно полезного действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей. Эти обязанности могут вытекать из предписаний закона, профессиональных и должностных функций. Данное деяние может быть формой длящегося преступления (административного правонарушения), однако из вышеизложенного следует, что администрацией муниципального образования Калининский район предпринимались все меры для устранения в образовательных учреждениях нарушений. На основании изложенного представитель ответчика просит исковое заявление к администрации муниципального образования Калининский район о признании бездействия, выразившего в невыполнении требований предписаний, незаконным и о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 46 ГПК РФ) оставить без удовлетворения в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления образования МО Калининский район по доверенности Мешковая В.Б. не возражает против удовлетворения требований истца.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно (л.д.13-14) в отношении должностного лица Грузинова А.В. составлен протокол №044207 об административном правонарушении от 24.09.2019 года по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, согласно (л.д.15-16) в отношении юридического лица МБОУ СОШ №10 х.Греки составлен протокол №044206 об административном правонарушении от 24.09.2019 года, по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, согласно (л.д.17-18) ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК, вынесено распоряжение от 26.08.2019 года о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, согласно (л.д. 19-20) ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК, вынесено предписание №249п-26-2018 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 30.10.2018 года, согласно (л.д.21-22) в отношении юридического лица МБОУ СОШ №10 х.Греки составлен протокол №043000 об административном правонарушении от 30.10.2018 года по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, согласно (л.д.23-24) ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК, вынесено распоряжение от 01.10.2018 года о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, согласно (л.д. 25) ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК, вынесено предписание №227п-26-2017 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 08.11.2017 года, согласно (л.д.26-27) ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК, вынесено предписание №54п-26-2018 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 30.03.2018 года, согласно (л.д.28-29) в отношении должностного лица директора МБОУ СОШ №10 х.Греки, составлен протокол №042502 об административном правонарушении от 30.03.2018 года по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, согласно (л.д.30-31) в отношении должностного лица директора МБОУ СОШ №10 х.Греки, составлен протокол №042503 об административном правонарушении от 30.03.2018 года по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, согласно (л.д.32-34) ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК, вынесено распоряжение от 19.02.2018 года о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица.

Согласно ч. 15 п. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1 Закона №52- ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона №52-ФЗ: «Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».

Согласно ст. 11 Закона №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также согласно п.1 ст. 28 Закона в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 24 Федерального закона от эпидемиологическом благополучии населения", общественных помещений, зданий, сооружений, осуществляться санитарно-противоэпидемические обеспечиваться безопасные для человека условия санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Как следует из материалов дела, с 01 марта по 30 марта 2018г. на основании распоряжения №63р-26-2018 от 19.02.2018г. была проведена плановая выездная проверка МБОУ-СОШ №10 х.Греки, по адресу Калининский р-н, хутор Греки, ул. Кубанская,4, в ходе которой были обнаружены нарушения обязательных требований ст.ст.17, 28 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

По результатам проверки юридическому лицу МБОУ-СОШ №10 х. Греки было выдано предписание №54п-26-2018 от 30.03.2018г. При проведении внеплановых проверок на основании распоряжений №447п-26-2018 от 01.10.2018г. (проверка п.1 предписания №227п-26-2017 от 08.10.2017г., проверка п.п. 1,2,3 предписания №54п-26-2018 от 30.03.2018г.), №409р-26-2019 от 26.08.2019г. (проверка п.п.1,2,3 предписания №249п-26-2018 от 30.10.2018г.) установлено, что предписания своевременно не выполнены.

В адрес главы МО Калининский район Кузьминова В.В., начальника управления образования МО Калининский район направлялась информация о состоянии МБОУ-СОШ №10 х. Греки о содействии в устранении нарушений санитарного законодательства.

Таким образом, принимаемые со стороны Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю меры к МБОУ-СОШ №10 х. Греки на протяжении значительного периода времени не обеспечили реальное устранение нарушений санитарных правил и норм, о чем свидетельствуют материалы проверок.

Согласно п. 1.3. Устава Школа является некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Согласно п. 1.7. Устава учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование Калининский район. Функции и полномочия учредителя в отношении школы осуществляет администрация муниципального образования Калининский район в лице управления образования администрации муниципального образования Калининский район. Одной из основных задач общеобразовательного учреждения является обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности (п. 2.3. Устава).

Функции и полномочия учредителя в отношении школы осуществляет администрация муниципального образования Калининский район в лице управления образования администрации муниципального образования Калининский район. Одной из основных задач общеобразовательного учреждения является обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности (п.2.3. Устава).

В силу п. 4. ч. 1. ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов и не вправе расходовать денежные средства, не заложенные в установленном порядке в бюджет.

В соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания подразумеваются расходы, которые обязан произвести собственник в целях обеспечения соблюдения санитарного законодательства.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

МБОУ СОШ №10 финансируется из бюджета Администрации Муниципального образования Калининский район, и не имеет достаточных собственных материальных средств, для выполнения требований санитарного законодательства изложенных в предписаниях должностных лиц Роспотребнадзора.

Совокупность приставленных доказательств, указывает на то, что, ответчиками не приняты достаточные меры по устранению выявленных нарушений, в том числе приведению в соответствие с требованиями санитарного законодательства.

Отсутствие в образовательном учреждении условий, отвечающих требованиям санитарных норм и правил создают потенциальную угрозу жизни и здоровью детей, в том числе способствуют возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, в связи с чем заявленный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Доводам представителя ответчика администрации муниципального образования Калининский район Краснодарского края о том, что ими принимаются меры по устранению нарушений, однако ввиду достаточного финансирования их выполнение невозможно, суд дает критическую оценку, поскольку они не связаны с правовой основой необходимости соблюдения установленных норм.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю Территориального отдела в Славянском Красноармейском Калининском районах к МБОУ СОШ №10 х.Греки Калининского района и администрации муниципального образования Калининский район Краснодарского края - удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие МБОУ СОШ №10 х.Греки Калининского района и Администрации муниципального образования Калининский район выразившееся в нарушении требований санитарного законодательства, в отношении неопределенного круга лиц.

Обязать МБОУ СОШ №10 х. Греки и Администрацию муниципального образования Калининский район по месту осуществления образовательной деятельности по адресу: Калининский р- н, Греки хутор, Кубанская ул. 4 исполнить требования: СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 18; п. п. 3.3, 3.8 - отремонтировать асфальтовое покрытие площадок для игр и отдыха. Проезд к хозяйственным постройкам (котельной), мусоросборникам выполнить твердым покрытием; п. 4.17 - оборудовать столовую в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, обеспечив необходимый набор производственных помещений (цех вторичной обработки овощей, отдельная моечная кухонной посуды), санитарнобытовых помещений для персонала; п. п. 5.2, 5.3, 5.4 - подобрать ученическую мебель в 1, 3, 4 классах согласно ростовым данным детей, приобрести недостающую мебель 2, 3 группы. Оборудовать 2 учебных помещения (кабинет физики, ОБЖ) регулируемой мебелью необходимых ростовых размеров; п. 6.10 - заменить на пищеблоке, в коридоре 2 этажа ветхие оконные блоки; п. 7.2 - привести искусственное освещение в кабинете химии, информатики, русского языка в соответствие санитарным правилам, обеспечив на рабочем месте учащегося освещенность 300 Лк. Выполнить освещение люминесцентными светильниками в кабинете русского языка, химии; п. 8.1 - выполнить подводку воды и канализации к умывальным раковинам в кабинетах химии, физики; СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45; п. 2.3 - оборудовать столовую в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, обеспечив необходимый набор производственных помещений (цех вторичной обработки овощей, отдельная моечная кухонной посуды), санитарно-бытовых помещений для персонала; п. п. 3.2, 9.5, 9.6, 9.7, 11.2, 11.3, 11.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: в кабинете информатики привести в соответствие требованиями санитарных правил искусственную освещенность, оснастить рабочее место креслами, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, по расстоянию спинки от переднего края сиденья - в срок до 10 сентября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в месячный срок со дня принятия его в окончательной форме.

Судья:_______________

В окончательной форме: 23.05.2020 года.