ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-313 от 16.01.2012 Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

                                                                                    Фрунзенский районный суд города Владимира                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Фрунзенский районный суд города Владимира — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 - 313/12 ......РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2012 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Кутовой И.А.

при секретаре Панковой С.В.

с участием:

заявителя ФИО1,

представителя заявителя ФИО2

(ордер № 036811 от 16.01.2012г.),

представителей заинтересованного лица: ФИО3

(дов. №32 от 03.09.2010г.

сроком на 3 года),

ФИО4

(дов. №03 от 11.01. 2012г.

сроком на 3 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире заявление ФИО1 об оспаривании действий должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы во Владимирской области,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с жалобой на решение УФМС России по Владимирской области от 23.12.2011г. по итогам рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу лица без гражданства ФИО1 Заявитель просил отменить указанное решение, установить прожиточный минимум получаемого пособия и взыскать с УФМС России по Владимирской области ...... рублей, причитающихся заявителю за время ожидания решения УФМС (......). В обоснование заявления ФИО1 указала, что решением УФМС России по Владимирской области ей было незаконно отказано в признании ее беженцем на территории Российской Федерации. В Эстонии, где заявитель имеет постоянное место жительства ее права не защищаются, она подвергается дискриминации по национальному признаку. Отбывая тюремное заключение в Швеции и Финляндии, будучи разлученной со своими детьми, являясь при этом лицом без гражданства, заявитель имел место постоянного проживания в Эстонской Республики, однако, по мнению заявителя, ввиду того, что она русская, власти Эстонии не предпринимали мер к защите ее прав и интересов. Сотрудники УФМС России по Владимирской области к рассмотрению ее ходатайства подошли формально, не опросив ее и свидетелей, размер полученного ею единовременного пособия низок и не соответствует прожиточному минимуму. В связи с чем заявитель обратился с жалобой на решение и действия должностных лиц УФМС России по Владимирской области.

В судебном заседании заявитель ФИО1 на своих требованиях настаивала, указав, на формальный подход сотрудника УФМС России по Владимирской области ФИО4 к рассмотрению ее ходатайства, указала, что при рассмотрении ее ходатайства не были опрошены свидетели – ее дети, которые могут пояснить, какие издевательства она испытывала, будучи разлученной со своими детьми. Дети убегали от властей Финляндии. Она находилась в тюремном заключении в Швеции и Финляндии, при этом Эстонская Республика не предпринимает мер к защите интересов ее и ее детей, поскольку она является русской по национальности. В свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации сотрудниками УФМС России по Владимирской области была указана только дочь М., оставшиеся четыре ребенка указаны не были. Отказ в получении ею статуса беженца может повлечь изъятие у нее Эстонией или Финляндией дочери М.. Денежные средства в размере ...... рублей, полученные ею от УФМС России по ......, не могут обеспечить нормального проживания на территории Российской Федерации, поскольку не соответствуют прожиточному минимуму, который должен составлять ...... на человека, а следовательно на нее и 2-х детей (дочь М. и сына Э.), сумма должна составить ...... рублей.

Назначенный судом представитель заявителя ФИО2 требования ФИО1 поддержал, указав на формальный подход сотрудников УФМС России по Владимирской области к рассмотрению ходатайства ФИО1

Представители заинтересованного лица УФМС России по Владимирской области ФИО3 и ФИО4 против удовлетворения заявления ФИО1 возражали. В обоснование возражений указали, что 21.09.2011г. ФИО1 обратилась в УФМС России по Владимирской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации. Решением УФМС России по Владимирской области от 26.09.2011г. ходатайство ФИО1 было принято к рассмотрению по существу, и оформлено свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу. После получения свидетельства 27.09.2011г. ФИО1 обратилась в УФМС России по Владимирской области с заявлением о выдаче ей паспорта для выезда в Эстонию за детьми и необходимыми вещами. 24.10.2011г. ФИО1 с сыном Э., ...... г. рождения, возвратилась в Россию и сдала паспорт. При рассмотрении ходатайства наряду с другими обстоятельствами учитывались сведения, указанные ФИО1 в заполненной ею анкете. В анкете заявительница указала, что не желает возвращаться в Эстонию из-за слежки за ней, чтобы она отстала от своих детей; в Финляндии существует реальная угроза безопасности, так как могут посадить в тюрьму за попытку увидеться с сыном А.; в Эстонской Республике ФИО1 не состояла в политических, религиозных, военных и общественных организациях; в Республике Финляндии была условно наказана на 4 месяца за то, что увезла своего сына. При проведении опроса и анкетирования ФИО1 со своей стороны проявляла агрессию, неадекватно реагировала на задаваемые вопросы, была чрезвычайно возбуждена, проявлялась нервозность, во время беседы часто меняла показания и не сообщала конкретные факты из своей жизни. Было установлено, что ФИО1 23.11.2009г. подавала ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации в УФМС России по г. Москве; решением УФМС России по г.Москве от 22.12.2009г. ей было отказано в признании беженцем в соответствии с Федеральным законом «О беженцах». Анализ сведений, сообщенных ФИО1, и материалов её личного дела свидетельствует о том, что она находится вне страны своего прежнего обычного местожительства и не желает туда возвращаться не в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, в силу чего решением УФМС России от 23.12.2011г. лицу без гражданства ФИО1 было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации на основании отсутствия критериев, определяющих понятие «беженец» согласно подпункта 1 пункта 1 статьи Федерального закона « О беженцах». Уведомление об отказе было вручено заявителю 27.12.2011 г. Кроме того, 26.12.2011г. ФИО1 выплачено единовременное денежное пособие в сумме ...... рублей, размер которого установлен п.1 Постановления Правительства РФ от 23.05.1998г. № 484 «О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу» и составляет 100 рублей на 1 человека, в связи с чем требования ФИО1 не могут подлежать удовлетворению.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и материалы сводного исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона « О беженцах" № 4528-1 от 19.02.1993г. (далее - Федерального закона « О беженцах»)   беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Согласно ст.3 Федерального закона   «О беженцах»   признание лица беженцем осуществляется в порядке, определенном настоящим Федеральным законом.

2. Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

3. Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основании индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки, полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

4. Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

На основании статьи 4 Федерального закона   «О беженцах»   ходатайство лица, находящегося на территории Российской Федерации, предварительно рассматривается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течении пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства (подп.2 п.5).

При принятии решения о выдаче свидетельства территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, оформляет на лицо и членов его семьи личное дело и в течение суток со дня принятия решения вручает или направляет данному лицу свидетельство установленной формы (п. 7).

Лицо, находящиеся на территории Российской Федерации, при получении свидетельства передает свой национальный паспорт (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие его личность, на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на период рассмотрения ходатайства по существу (п.8).

Согласно ст.7 приведенного Федерального закона   рассмотрение ходатайства по существу осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю в сфере миграции, в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории Российской Федерации, в течение трех месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства (подп.2 п.1).

Рассмотрение ходатайства по существу осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона (п.2).

Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу (п.3).

Решение о признании беженцем вручается или направляется лицу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения (п.4).

В судебном заседании установлено, что 21.09.2011г. ФИО1 обратилась в УФМС России по Владимирской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации (......).

Решением УФМС России по Владимирской области от 26.09.2011г. ходатайство ФИО1 было принято к рассмотрению по существу и оформлено свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу СБ №......

Согласно анкеты лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации от 21.09.2011г. (......) ФИО1 (далее - заявитель) лицо без гражданства, родилась ......

......

ФИО1 имеет детей: В., ...... г.рождения, Э., ...... г.рождения, А., ......, Д., ......, М., ...... г.рождения.

С 2003 года по настоящее время заявитель постоянно проживает и имеет регистрацию по месту жительства в Республике Эстония по адресу: .......

Заявительница имеет паспорт иностранца без гражданства Республики Эстония ......, выданный Департаментом гражданства и миграции 22.04.2010г., срок действия до 22.04.2015г., имеет вид на жительство долгосрочного жителя на территории Российской Федерации.

ФИО1 с дочерью М. покинула Эстонию в конце июля 2011г. из-за угроз, связанных с захватом двоих детей частными лицами, которые зарабатывают на этом (пункт 11 анкеты).

На территорию Российской Федерации прибыла 24.04.2011г. из ...... по маршруту: ...... на пароходе и рейсовом автобусе, далее поездом ...... через пункт пропуска ...... 12.08.2011г.

С августа 2011 года ФИО1 пребывает на территории РФ без регистрации по адресу: ......

После получения свидетельства 27.09.2011г. ФИО1 обратилась в УФМС России по Владимирской области с заявлением о выдаче ей паспорта для выезда в Эстонию, чтобы ехать за детьми и вывезти необходимые вещи.

24.10.2011г. ФИО1 с сыном Э., ...... г.рождения, возвратилась в Россию и сдала паспорт.

Заявительница не желает возвращаться в Эстонию из-за слежки за ней, чтобы она отстала от своих детей (пункт 48 анкеты). В Финляндии существует реальная угроза безопасности, так как могут посадить в тюрьму за попытку увидеться с сыном Маргусом (пункт 50 анкеты).

В Эстонской Республике ФИО1 не состояла в политических, религиозных, военных и общественных организациях. В Республике Финляндии была условно наказана на 4 месяца за то, что увезла своего сына (пункт 20.1 анкеты).

Исходя из анализа положений подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах» лицо, ходатайствующее о признании беженцем, для признания его беженцем должно соответствовать следующим критериям:

1. Находиться вне государства своей гражданской принадлежности;

2. Иметь вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования в государстве своей гражданской принадлежности по признакам:

- расы

- вероисповедания

- гражданства

- национальности,

- принадлежности к определенной социальной группе или

- политических убеждений

3. Из-за этих опасений не может или не желает пользоваться защитой своего государства вследствие таких опасений.

При этом лицо, ходатайствующее о признании беженцем, должно привести убедительные причины, почему оно лично опасается стать жертвой преследования по перечисленным выше признакам.

В ходатайстве о признании беженцем заявительница указала, что не желает возвращаться в государство постоянного местожительства из-за слежки за ней, чтобы она отстала от своих детей (пункт 48 анкеты).

В рамках разрешения ходатайства ФИО1 УФМС России по Владимирской области направлен запрос №7/9161 от 06.10.2011г. в ФМС России о предоставлении информации о миграционной обстановке и положении русскоязычного населения в Республике Эстонии (......).

Во исполнение данного запроса ФМС России направило в адрес УФМС России по Владимирской области информацию № 2-/6-18000 гр от 20.10.2011г. «О ситуации в Эстонии и о гражданке Эстонии» с приложением информации, полученной из Посольства Российской Федерации в Эстонской Республике (......).

В соответствии с информацией, предоставленной Посольством Российской Федерации в Эстонской Республике (справка №142 от 23.03.2011г. (л.д.61-65) на территории Эстонии проживает значительное количество граждан России (свыше 120 тысяч человек) и лиц без гражданства (около 102 тысяч человек), которые являются базой потенциальных иммиграционных потоков в Россию.

После восстановления независимости Эстонии сохраняется этническая дискриминация русскоязычных жителей, которым было отказано в автоматическом предоставлении эстонского гражданства. Процесс натурализации для этих жителей остается весьма затруднительным.

Массовое безгражданство остается ключевой проблемой. На 01.01.2011г. не имел гражданство 102, 7 тысяч жителей. На учете в российских консульских учреждениях в Эстонии состоят более 120 тысяч человек. С 17.06.2008г. лица без гражданства - бывшие граждане СССР имеют право безвизового въезда в Россию.

Из-за высокого уровня безработицы (более 10%)   основная масса трудоспособного населения либо уже выехала, либо активно ищет работу в странах ЕС.

Согласно информации № 2-/6-18000 гр от 20.10.2011г. «О ситуации в Эстонии и о гражданке Эстонии» (......), полученной из ФМС России, ФИО1 23.11.2009г. подавала ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации в УФМС России по г.Москве. Решением УФМС России по г.Москве от 22.12.2009г. ей было отказано в признании беженцем в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».

Данное обстоятельство также подтверждается представленным Решением УФМС России по г.Москве от 22.12.2009г. по итогам рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации лица без гражданства (Эстонии) ФИО1 (об отказе в признании ее беженцем на территории Российской Федерации) (......).

Решением УФМС России от 23.12.2011г. лицу без гражданства ФИО1 отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации на основании отсутствия критериев, определяющих понятие «беженец» согласно подпункта 1 пункта 1 статьи Федерального закона «О беженцах» (......).

Между тем, анализ сведений, сообщенных ФИО1 в анкете, и материалов её личного дела свидетельствует о том, что она находится вне страны своего прежнего обычного местожительства и не желает туда возвращаться не в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, а исходя из конкретных обстоятельств, связанных с воспитанием ею детей.

Доводы заявителя о формальном подходе к рассмотрению ходатайства и принятию решения не могут служить основанием для удовлетворения требований ФИО1 об отмене решения УФМС России по Владимирской области от 23.12.2011г., поскольку безусловных, достаточных и обоснованных доводов, подтверждающих нежелание возвращаться в Эстонию в силу опасений стать жертвой преследований по признаку национальности, ФИО1 также не приведено и суду. Не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность опасений стать жертвой преследований по признаку национальности.

При этом доводы ФИО1 о том, что в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации, прибывшей вместе с ней указана только дочь М., не могут свидетельствовать о допущенных должностными лицами нарушениях, поскольку на момент выдачи ФИО1 данного свидетельства – 27.09.2011года (......), на территории Российской Федерации совместно с заявителем находилась лишь несовершеннолетняя дочь М., 09.04.2010года, что подтверждается материалами дела, а именно сведения о прибытии на территорию РФ сына Э. были сообщены заявителем в УФМС России по Владимирской области лишь 31.10.2011года (......), то есть после получения свидетельства.

С учетом изложенного, по мнению суда не подлежит удовлетворению требование заявителя об отмене Решения УФМС России по Владимирской области от 23.12.2011г. по итогам рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу лица без гражданства ФИО1

Не подлежат также удовлетворению требования ФИО1 установить прожиточный минимум пособия и взыскать с УФМС России по Владимирской области ...... рублей, причитающихся заявителю за время ожидания решения УФМС России по Владимирской области.

Согласно ст.6 Федерального закона лицо, получившее свидетельство, и прибывшие члены его семьи имеют право на получение единовременного пособия на каждого члена семьи в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей.

Пунктом п.1 Постановления Правительства РФ от 23.05.1998г. №484 «О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу» установлено, что единовременное денежное пособие выплачивается в размере:

а) 100 рублей - лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу (далее именуется - свидетельство), и каждому прибывшему с ним члену семьи, не достигшему 18- летнего возраста;

б) 150 рублей - малообеспеченному лицу (одинокому нетрудоспособному пенсионеру и инвалиду, одинокому родителю с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетной семье с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) из числа лиц, получивших свидетельство, и каждому прибывшему с ним члену семьи, не достигшему 18-летнего возраста.

26.12.2011г. ФИО1 выплачено единовременное денежное пособие в размере ...... рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются заявлением ФИО1 (......) и расходным кассовым ордером №378 от 26.12.2011г. (......).

С учетом изложенного требования заявителя об установлении размера пособия в сумме прожиточного минимума и взыскании с УФМС России во Владимирской области ...... рублей – необоснованные и удовлетворению не подлежат.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемые ФИО1 решение и действия должностных лиц УФМС России по Владимирской области приняты должностными лицами в пределах своей компетенции, прав и законных интересов заявителя не нарушают, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы во Владимирской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира.

   Судья И.А. Кутовая