Мотовилихинский районный суд г. Перми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Мотовилихинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2 -313/ 2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24.03.2011 г. г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
судьи Болониной О.Е.,
при секретаре Лузиной О.В.,
с участием истицы ФИО1, её представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3, по доверенности
представителя Департамента образования г. Перми ФИО4, по доверенности
представителя третьего лица МАОУДОД « ЦДОД» Мотовилиха» г. Перми - ФИО5, действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми» о признании незаконным решения пенсионной комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части отказа во включении в стаж периодов работы и в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложения обязанности включения периода работы в специальный стаж и по назначения досрочной пенсии
УСТАНОВИЛ:
Первоначально истица обратилась в суд с иском, указав в его обосновании, что 22.03.2010 г. с представлением необходимых документов она обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии, поскольку её специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию ( по выслуге лет) в связи с педагогической деятельностью составил более 25 лет.
Решением пенсионной комиссии ответчика от 17.06.2010 г. № 619 ей было отказано в назначении пенсии по выслуге лет в связи с отсутствием требуемого 25 летнего педагогического стажа.
Комиссией не были включены в стаж периоды работы:
- в должности :
- с 01.09.1983 г. по 23.08.1987 г (03 года 11 месяцев 23 дня) в том числе:
- с 14.09.1984 г. по 01.07.1985г отпуск по уходу за ребенком до 1, 5 лет;
- с 01.09.1987 г. по 31.05.1990 г.(02-09-00),
-с 25.06.1990 по 02.06.1991 г.(00-11-08),
-с 01.07.1991 по 04.08.1991г.(00-01-04),
- с 01.09.1991 по 31.05.1992г ( 00-09-00);
- в должности :
-с 01.01.2001г по 04.04.2001г. ( 00-03-03),
-с 16.04.2001г. по 31.12.2001г. (00-08-15),
- с 01.01.2002г. по 21.11.2002.г.-( 00-10-21),
- с 25.11.2002г. по 20.08.2004.г.-( 01-08-26),
- с 01.09.2004 по 22.03.2010г. -(05-06-22).
- периоды учебных отпусков:
- с 01.06.1990г. по 24.06.1990г. (00-00-24)
- с 03.06.1991г. по 30.06.1991г. (00-00-28)
- с 22.11.2002г. по 24.11.2002г. (00-00-03).
Основанием не включения в специальный стаж указанных периодов согласно решения комиссии явилось то обстоятельство, что должность руководителя кружка не предусмотрена списками от 29.10.2002г. № 781.
При этом период трудовой деятельности в должности с 01.01.2001г. по 22.03.2010г. не включен в стаж в связи с несоблюдением п.12 Правил.
Истица полагает данное решение в части не включения вышеуказанных перодов не законным, поскольку к моменту обращения за досрочной пенсией её специальный стаж для назначения пенсии составил 25 лет 01 месяц 28 дней.
В указанные спорные периоды с 1983 по 1992г., а затем с 01.01.2001г. истица работала и осуществляла трудовую деятельность, связанную с образовательным процессом, обучением и воспитанием детей. В период осуществления трудовой деятельности в спорные периоды осуществляла непосредственно педагогическую деятельность, что является основным критерием определения права на досрочную пенсию. Учреждение в котором она работала являлось внешкольным учреждением для детей и осуществляло свою деятельность на основании ранее действующих нормативно- правовых актов принимаемых на уровне Министерства просвещения - приказ от 20.02.1969г., инструктивное письмо от 01.11.1976г. № 66-М, приказы 12.04.1984 г. № 313.
Полагает исключение ответчиком должности руководителя кружка из специального стажа необоснованным, поскольку данная должность была предусмотрена квалификационными характеристиками должностей руководящих и педагогических работников детских и внешкольных учреждений, утвержденных постановлением Госкомитета СМ СССР по труду и социальным вопросам от 07.01.1977г. № 3.
В спорные периоды времени истица выполняла свои функциональные обязанности в соответствии с типовыми должностными инструкциями, должность руководителя класса фортепиано была предусмотрена и отнесена к педагогическим должностям и на неё распространялись все льготы, установленные для педагогических работников.
Функциональные обязанности руководителя кружка соответствуют функциональным обязанностям педагога дополнительного образования и тождественны им.
На 01.01.2001г. выработанный ею специальный стаж составил более 16 лет 8 месяцев, условия п.12. Правил выполнено в полном объеме.
Законодатель не предусматривал каких-либо ограничений в зависимости от занимаемой должности и трудовой деятельности в каком-либо учреждении, необходимо было лишь, чтобы учреждение осуществляло педагогическую деятельность с детьми.
Полагает, что периоды учебных отпусков с 01.06.1990г. по 24.06.1990г ( 00-00-24); с 03.06-1991г по 30.06.1991г. (00-00-28), с 22.11.2002г. по 24.11.2002г. ( 00-00-03) также необоснованно не были зачтены ответчиком, поскольку в данные периоды со стороны работодателей за неё вносились страховые взносы, трудовые отношения были оформлены на постоянной основе.
С учетом изложенного, истица просила признать незаконным решение пенсионной комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми от 17.06.2010г. № 619 в части отказа во включении в пенсионный стаж всех указанных выше периодов работы.
Также истица просила признать незаконным решение пенсионной комиссии в части отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика включить в трудовой стаж указанные периоды работы, возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию с 22.03.2010г.
В уточненном исковом заявлении истица дополнительно указала, что ответчиком необоснованно не был включен в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период времени обучения в с 27.07.1988г. по 29.01.1993г., поскольку перед поступлением в указанное образовательное учреждение и непосредственно после его окончания истица осуществляла свою трудовую деятельность на педагогической должности (до обучения - на должности , а после обучения- ).
Полагает, что данный стаж подлежал включению в связи с действием в тот период времени пенсионного законодательства СССР - Закона СССР « О государственных пенсиях» от 14.07.1956г.
Истица дополнительно просила обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период работы с 01.06.1993г. по 30.06.1993г. в должности .
С учетом изложенного, в окончательной редакции истица просила:
1.Признать незаконным решение пенсионной комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми от 17.06.2010г. № в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
2. Признать незаконным решение вышеуказанной пенсионной комиссии в части отказа во включении в пенсионный стаж периодов работы:
- в должности :
с 01.09.1983 г. по 23.08.1987 г. ( 03 года 11 месяцев 23 дня) в том числе:
- с 14.09.1984 г. по 01.07.1985г отпуск по уходу за ребенком до 1, 5 лет (00-09-18);
- с 01.09.1987 г. по 31.05.1990 г.(02-09-00);
- с 25.06.1990 по 02.06.1991 г.(00-11-08);
- с 01.07.1991 по 04.08.1991г.(00-01-04).
- с 27.07.1988г. по 29.01.1993г. - период времени обучения в ;
- с 01.09.1991 по 31.05.1992г (00-09-00) - период работы ;
- период работы :
- с 01.01.2001г по 04.04.2001г. (00-03-03);
- с 16.04.2001г. по 31.12.2001г. (00-08-15);
- с 01.01.2002г. по 21.11.2002.г. ( 00-10-21);
- с 25.11.2002г. по 20.08.2004.г. ( 01-08-26);
-с 01.09.2004 по 22.03.2010г. (05-06-22).
- учебные отпуска с 01.06.1990г. по 24.06.1990г. (00-00-24), с 03.06.1991г. по 30.06.1991г. (00-00-28), с 22.11.2002г. по 24.11.2002г. (00-00-03).
3. Истица просила обязать ответчика включить все вышеуказанные периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173 -ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ»,
а также включить в специальный стаж период работы с 01.06.1993г. по 30.06.1993г. в должности .
4. Кроме того, истица просила обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми назначить ей досрочную пенсию с момента возникновения права, то есть с 22 марта 2010г.
В судебном заседании истица на иске настаивала, дала пояснения аналогичные указанным в иске, уточнив, что первоначально она работала в должности руководителя кружка, впоследствии педагогом дополнительного образования, при этом фактически её должностные обязанности и трудовые функции оставались неизменными, работала с детьми по типовой программе, вела образовательную работу, готовила концерты, выступления. До поступления в институт на очное отделение работала в должности руководителя кружка..
После окончания института работала с 01.06.1993г. по 30.06.1993г. руководителем . Данный период работы в трудовую книжку не включен, подтвержден справкой о работе. К заявлению о назначении пенсии данную справку не представляла, с дополнительным заявлением в пенсионный фонд не обращалась. Полагает что период обучения в институте подлежит включению в специальный стаж, поскольку непосредственно до и после учебы она осуществляла педагогическую деятельность.
Представитель истца в суде исковые требования поддержала в полном объеме пояснив, что весь указанный стаж подлежит включению, поскольку истица выполняя функции руководителя кружка занималась, педагогической деятельностью. С учетом подлежащего включению стажа, все условия для назначения досрочной пенсии соблюдены.
Представитель ответчика в суде с иском не согласна. В письменных возражениях на иск ответчиком указано, что в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости за педагогическую деятельность включаются периоды работы в соответствии со Списком должностей и учреждений и правилами исчисления периодов работы. В специальный педагогический стаж истице включено 7 лет 4 месяца 6 дней при требуемом 25-летнем стаже. При этом работа в должности руководителя класса фортепиано не подлежала включению в стаж, поскольку не поименована Списком. Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций мог быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истицы, которой не содержится в списках. Однако общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранена и прежняя должность « руководитель кружка». Период работы с 01.01.2001г. не подлежит включению в связи с отсутствием у истицы на 01.01.2001г. стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Период обучения истицы в Пермском государственном институте искусств и культуры ( 27-07-1988г. -29.01.1993г.) не подлежит включению в педагогический стаж, при этом данный период не был предметом рассмотрения и в протоколе комиссии не обозначен. В период учебы истица не осуществляла трудовую деятельность за ней не сохранялось место работы и следовательно не уплачивались взносы на государственное социальное страхование.
При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 ( п.4) в стаж работы дающей право на досрочное назначение пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (уплаты взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991г.)
Периоды подлежали не безусловному зачету, а лишь при соблюдении определенного соотношения педагогического стажа работы и иного стажа - если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.2959г. № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам здравоохранения и просвещения» приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях работа в которых дает право на эту пенсию. При этом заявитель должен был полностью выработать специальный стаж ( не менее 16 лет 8 месяцев) на 30.09.1993г. - на день отмены вышеуказанного постановления и Закона СССР от 14.07.1956г. Кроме того, до зачисления на учебу истица работала в должности и организации, не предусмотренных законодательством. Оснований для распространения условий, предусмотренных Постановлением СМ СССР от 17.12.2959г. № 1397 применительно к последующим правовым актам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников не имеется в связи с утратой действия данного Постановления.
Представитель ответчика в суде также пояснила, что период работы истицы с 01.06.1993г. по 30.06.1993г. руководителем хорового коллектива не может быть зачтен, поскольку трудовая книжка истицы не содержит сведений о работе в данный период времени. С документами. подтверждающими данный период работы истица в управление при подаче заявления о назначении пенсии не обращалась, нарушен досудебный порядок решения спора. Период учебы истицы на очном отделении не может быть зачтен в специальный стаж, поскольку должность истицы и учреждение в котором она работала не указаны в Перечне. Доводы истицы о необходимости включения в специальный стаж периода работы в должности руководителя кружка в качестве работы во внешкольных детских учреждениях - необоснованны. Так как работа подлежит не безусловному включению в педагогический специальный стаж, а только при условии наличия выработанного 2/3 стажа по должностям и в организациях, предусмотренным Перечнем. На дату подачи заявления истицей не выработан стаж 16 лет 8 месяцев.
Представитель 3-его лица Департамента образования г. Перми с иском согласен и пояснил, что вся работа истицы в период с 1983 по 31.05.1992г. (с учетом отпуска по уходу за ребенком) в должности руководителя кружка фортепиано подлежит включению в специальный педагогический стаж, поскольку истица работала с детским коллективом во внешкольном детском учреждении - . Должность «руководитель кружка» по нормативной базе Министерства просвещения отнесена к педагогической должности и с 1993г. была переименована на «педагога дополнительного образования». Функции работника при этом не изменились, истица занималась воспитанием и образованием детей, работа в качестве руководителя кружка подлежит зачету в льготный педагогический стаж. Период учебы в институте подлежит включению, при этом стаж 16,8 лет необходим на момент обращения за пенсией, а не на 1993г. Должности руководителя кружка и педагога дополнительного образования тождественны. Полагает, что с учетом включения всех указанных истицей периодов работы, на 01.01.2001г. ею выработан необходимый стаж работы 16 лет 8 месяцев.
Представитель третьего лица МАОУДОД « ЦДОД» Мотовилиха» г. Перми - поддержал иск и пояснил, что истица работала в детском дошкольном учреждении с детьми от 4 до 18 лет, период работы в июне 1993 года подтвержден справкой и ведомостью начисления зарплаты.
Свидетель ФИО15 в суде показала, что работала в с 1984г. вместе с истицей в должности . Поступив в институт на дневное отделение, ФИО1 продолжала работать. После окончания учебы работала . После изменения наименования должности на педагога дополнительного образования, в работе и образовательном процессе изменений не было, функции остались те же.
Свидетель ФИО11 в суде показала, что вместе с истицей работала в , обе занимали должности руководителя , вели разные группы детей, при этом выполняли одинаковые обязанности и программу. По окончании института ФИО1 работала руководителем хора.
Выслушав истицу, представителей сторон и 3-их лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу :
Установлено, что 22.03.2010 г. в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми» обратилась истица ФИО1 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, указав о наличии у нее 25 лет педагогического стажа.
Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми от 17.06.2010 г. № (протокол - л.д. 10-12) истице было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что должность - не предусмотрена Списком должностей и учреждений ; а также в связи с невыполнением условий п.12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, отсутствием на 01.01.2001г. у истицы стажа работы в должностях, в учреждениях указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Ответчиком не зачтены истице в специальный стаж следующие периоды работы
: -с 01.09.1983 г. по 23.08.1987 г (03 года 11 месяцев 23 дня), в том числе с 14.09.1984 г. по 01.07.1985г. отпуск по уходу за ребенком до 1, 5 лет
- с 01.09.1987 г. по 31.05.1990 г.(2года 9 месяцев ),с 25.06.1990 по 02.06.1991 г.(11 месяцев 08дней ), с 01.07.1991 по 04.08.1991г.(1 месяц 4дня)
- с 01.09.1991 по 31.05.1992г (9 месяцев ).
Также истице не зачтена в специальный стаж работа в должности педагога дополнительного образования МОУДОД « Детская школа искусств» с 01.01.2001г по 04.04.2001г. (3 месяца 3 дня), с 16.04.2001г. по 31.12.2001г. (8 месяцев 15 дней), с 01.01.2002г. по 21.11.2002.г.( 10 месяцев 21 дней), с 25.11.2002г. по 20.08.2004.г.(1год 8 месяцев 26 дней), с 01.09.2004 по 22.03.2010г. (5 лет 6 месяцев 22 дня).
Кроме того, в соответствии с вышеуказанным решением ответчиком в специальный стаж истицы не включены учебные отпуска за период с 01.06.1990г. по 24.06.1990г. (24 дня), с 03.06.1991г. по 30.06.1991г. (28 дней ), с 22.11.2002г. по 24.11.2002г. (3 дня ).
В решении комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми от 17.06.2010 г. № указано, что в стаж на соответствующих видах работ возможно включить по состоянию на 01.01.2001г. 7 лет 4 месяца 6 дней, а именно: периоды работы с 26.08.1992г. по 31.12.1997г. ( 4 года 4 месяца 6 дней), а также период работы в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД «Детская школа искусств» с 01.01.1998г. по 31.12.2000г. ( 3 года).
Судом установлено, что гр. ФИО1 работала в в должности с 01.09.1983г. по 31.05.1992г. указанное обстоятельство подтверждено копиями распоряжений о приеме на работу и увольнении (л.д. 65-74), трудовой книжки.
При этом суд учитывает, что первоначально указанная в распоряжении о приеме на работу должность истицы - (л.д. 66), в последующем в трудовой книжке была записана как «». Поскольку запись в трудовой книжке оформлена на основании распоряжения, суд учитывает, что истица была принята на работу .
Согласно распоряжения № от 14.09.1984г. ( л.д. 67) истица с 14.09.1984г. по 01.07.1985г. находилась в отпуске по уходу за ребенком, в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ дочери, что подтверждено копией свидетельства о рождении ( л.д. 18) и не оспаривалось ответчиком.
Согласно копии диплома № 445936 от 29.01.1993г. ( л.д. 17) гр. ФИО1 в 1988г. поступила в и в 1993г. окончила .
Период обучения истицы был отражен в трудовой книжке ( л.д. 19-20), в которой также указано, что ФИО1 27.07.1988г. была зачислена на 1 курс данного учебного заведения и отчислена 29.01.1993г.
При этом из трудовой книжки следует, что с начала обучения и по 31.05.1992г. ФИО1 продолжала работать в должности руководителя кружка фортепиано, то есть в данный период совмещала работу с обучением.
Согласно справки МАОУДОД « ЦДОД» Мотовилиха» г. Перми ( л.д. 126) - был переименован в с 01.06.1996г. на основании постановления Администрации г. Перми № 1167 от 07.06.1995г. « Об утверждении в составе муниципальной собственности»; приказа комитета по образованию и науке администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении муниципального учреждения дополнительного образования . В соответствии с постановлением администрации г.Перми № 237 от 06.05.2010г. создано путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Перми. Согласно представленной исторической справки ( л.д. 127) в период с 1965 -1996г. являлся структурным подразделением , действовал в соответствии с Положением о детском ( подростковом) клубе профсоюзов ( постановление ВЦСПС от 10.04.1986г.)
В справке МАОУДОД « ЦДОД» Мотовилиха» г. Перми указано, что трудовая деятельность ФИО1 в должности руководителя кружка соответствовала по функциональным должностям должности педагога дополнительного образования, непосредственно была связана с образовательным процессом, обучением и воспитанием детей.
Из пояснений истицы следует, что по окончании обучения 29.01.1993г. она работала с 01.06.1993г. по 30.06.1993г. (30 дней).
В подтверждение периода работы с 1 по 30 июня 1993г. истицей представлена копия выписки из книги распоряжений по (ранее ) согласно которой распоряжением № 208 от 28.06.1993г. ФИО1 принята временно на 1 месяц - июнь руководителем хорового коллектива с оплатой согласно тарификации. Вышеуказанная копия была сверена судом с подлинником и соответствовала ему ( л.д.58 ).
При этом сведения о данном периоде работы не были занесены в трудовую книжку и непосредственно при обращении истицы за пенсией до заседания 17.06.2010г. комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан уполномоченному органу ( ответчику) документы в подтверждение периода работы с 01 по 30 июня 1993г. представлены не были.
Суд учитывает, что истицей в судебном порядке были заявлены требования о включении данного периода работы в специальный стаж, ответчику были предоставлены соответствующие документы, а также направлено поручение суда (л.д. 88) о рассмотрении вопроса возможности зачета указанного периода в специальный педагогический стаж.
Поскольку из письменного возражения на иск следует, что ответчиком (как уполномоченным органом) после вынесения решения пенсионной комиссии от 17.06.2010г. фактически заявлено об отказе включения данного периода работы в специальный стаж истицы, суд считает возможным рассмотреть требование истицы о включении периода работы с 01 по 30 июня 1993г. по существу.
Факт работы истицы в указанный период подтвержден показаниями свидетелей, а также копией ведомости по зарплате за июнь 1993 г. ( л.д. 90), согласно которой ФИО1 за указанный период начислена зарплата, производились удержания в пенсионный фонд. Согласно справки лицевая карточка на ФИО1- отсутствует (л.д. 89).
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что истица в действительности работала в период с 1 по 30 июня 1993г. руководителем .
Доказательств обратного суду не представлено, указанный период работы ответчиком не оспорен.
Анализируя требования истицы о включении в специальный стаж периодов работы в должности руководителя кружка фортепиано и руководителя хорового коллектива, суд исходит из следующего:
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 3 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности « ».
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее в периоды работы истицы до 1993 года, также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности в указанной должности.
Кроме того, установление тождества выполняемых истицей функций, условий и характера её деятельности в должности «» и в должности «» невозможно по следующим основаниям.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 года № 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, а позднее - в Списки, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утверждённым постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, наряду с должностью «» сохранена и прежняя должность «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)».
Изложенное свидетельствует о том, что в данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, а вопрос о тождественности выполняемых истицей функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истицей должности, не содержащейся в нормативно- правовых актах.
Поскольку по вышеуказанным доводам установление тождества выполняемых истицей функций, условий и характера её деятельности в должности «» и в должности педагог дополнительного образования» невозможно, все периоды работы истицы в должности , а также в должности в июне 1993г. - не подлежат включению в специальный педагогический стаж в связи с отсутствием правовых оснований.
Анализируя доводы истицы о включении в специальный стаж периода отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 1, 5 лет суд исходит из следующего:
Действующее на период предоставления и использования истицей отпуска по уходу за ребенком трудовое и пенсионное законодательство не содержало запрета включения такого периода в специальный стаж, дающий право на выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В соответствии со ст. 167 КЗОТ РСФСР, действовавшей до вступления в силу изменений внесенных в неё 25.09.1992г. № 3541-1 ( то есть до 06.10.1992г.) отпуска по уходу за ребенком включались в общий непрерывный трудовой стаж работника и в стаж работы по специальности, что не противоречило закону РФ « О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990г.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии может быть включен отпуск по уходу за ребенком, если он имел место до 06.10.1992 года.
Согласно разъяснениям Минтруда РФ от 22.05.1996 г. №5, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. №29 в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 г.
Материалами дела подтверждается, что отпуск по уходу за ребенком, родившимся 21.07.1984г. (л.д. 18), истица использовала до 06.10.1992 года, а именно с 14.09.1984г. по 01.07.1985 г.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен истице, занимавшей должность , работа в которой не подлежала включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, следовательно период отпуска по уходу за ребенком также обоснованно не был включен ответчиком в специальный стаж истицы.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований истицы о признания незаконным решения пенсионной комиссии в части отказа включении периодов работы в должности ( с 01.09.1983 г. по 23.08.1987 г. ( в том числе с 14.09.1987г. по 01.07.1985г - периода отпуска по уходу за ребенком до полутора лет ), с 01.09.1987 г. по 31.05.1990 г; с 25.06.1990 по 02.06.1991 г. с 01.07.1991 по 04.08.1991г., с 01.09.1991 по 31.05.1992г ) а также возложении обязанности включить вышеуказанные периоды и период работы в должности ( с 01.06.1993г. по 30.06.1993 г.) в специальный стаж для назначения пенсии - следует отказать.
Анализируя требования истицы о включении в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в должности педагога дополнительного образования, суд учитывает, что должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, до указанной даты должность «» ранее действующими Списками предусмотрена не была.
Кроме того, пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
-на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.
Исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа в
должности педагога дополнительного образования в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей ( МОУ ДОД) «Детская школа искусств» с 1 января 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 16.04.2001г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 21.11.2002.г., с 25.11.2002г. по 20.08.2004.г, с 01.09.2004 по 22.03.2010г. могла быть зачтена в специальный стаж работы истицы только в том случае, если бы на указанную дату она имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Между тем на 1 января 2001 года специальный стаж гр. ФИО1 с учетом исключенных периодов составляет менее 16 лет 8 месяцев ( 7 лет 4 месяца 6 дней), следовательно правовых оснований для включения в специальный стаж истицы периодов работы в должности с 1 января 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 16.04.2001г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 21.11.2002.г., с 25.11.2002г. по 20.08.2004.г, с 01.09.2004 по 22.03.2010г. - не имеется.
При таких обстоятельствах, требования истицы о признании решения пенсионной комиссии незаконным в части отказа во включении данных периодов работы в должности в стаж необходимый для назначения досрочной пенсии и возложении обязанности включения указанных периодов в специальный стаж - не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного и по тем же основаниямне подлежит включению в специальный стаж работы истицы период учебного отпуска с 22.11.2002г. по 24.11.2002г. в период работы педагогом дополнительного образования в связи с несоблюдением пункта 12 вышеуказанных Правил. Факт нахождения истицы в указанный период времени в учебном отпуске подтвержден материалами дела и не оспаривался ответчиком.
В удовлетворении требований истицы о признания незаконным решения пенсионной комиссии в части отказа включения периода данного учебного отпуска в специальный стаж и возложения на ответчика обязанности по включению указанного периода отпуска в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии - следует отказать.
Анализируя требования истицы о признания незаконным решения вышеуказанной комиссии в части отказа включения периода обучения в с 27.07.1988г. по 29.01.1993г., а также периодов учебных отпусков с 01.06.1990г. по 24.06.1990г. и с 03.06.1991г. по 30.06.1991г. ( то есть периода отпусков входящих в общий период обучения) и возложения обязанности по включению данных периодов в специальный стаж, суд исходит из следующего:
Период обучения истицы отражен в трудовой книжке, представленной ответчику, подтвержден копией диплома об образовании и копией удостоверения о направлении на работу ( л.д. 60-62).
Таким образом, в представленных истицей ответчику документах имелись сведения о периоде обучения, однако в протоколе комиссии суждения по вопросу возможности включения периода обучения в институте не имеется. В связи с уточненным исковым требованием, наличием у ответчика полномочий по проверке представленных сведений и решению вопроса о возможности включения указанных в документах периодов в специальный трудовой стаж, судом ответчику было направлено поручение (л.д.88) о рассмотрении вопроса по заявлению истицы о возможности зачета в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии времени обучения в (27.07.1988-29.01.1993г.).
Поскольку представителем уполномоченного органа - ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми» заявлено об отказе во включении вышеуказанного периода в специальный трудовой стаж, суд считает возможным рассмотреть требование истицы по существу.
Из материалов дела следует, что гр. ФИО1 в период с 27.07.1988г. по 29.01.1993г. обучалась в по специальности дирижирование, окончив очное отделение. При этом часть периода обучения (с 27.07.1988г. по 31.05.1992г.) происходила без отрыва от производства.
По окончании высшего учебного заведения истице присвоена квалификация - дирижер академического хора, преподаватель. Вышеуказанное государственное учебное заведение дает педагогическое образование, поэтому относится к числу педагогических учебных заведений.
Во время обучения истице согласно копий распоряжений № 63 от 31.05.1990г. ( л.д. 69-71) и № 115 от 31.05.1991г. ( л.д. 72) были предоставлены отпуска для сдачи экзаменационных сессий без сохранения заработной платы, соответственно с 01.06.1990г. по 24.06.1990г. и с 03 июня по 30 июня 1991г.
В период нахождения в вышеуказанных учебных отпусках в 1990 и 1991г. годах истица работала в должности руководителя кружка фортепиано, не предусматривающей возможность включения данного периода в специальный стаж.
Судом также установлено, что непосредственно перед поступлением в вышеуказанный институт истица работала руководителем кружка фортепиано в , а непосредственно после окончания института с 01.06.1993г. истица в течение 30 дней работала .
Факты обучения истицы в указанный период, а также работы в период до и после окончания института ответчиком не оспаривались.
В период учебы истицы в действовало Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившее силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953.
В соответствии с п. 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу п. 4 указанного положения время работы, указанное в п.1, 2 и 3 настоящего положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Кроме того, в п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Согласно пп.»в» п.3 приложения № 6 вышеуказанной Инструкции в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы:
в) время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах, а также в партийных, советско - партийных и профсоюзных школах, приравненных к высшим, средним специальным учебным заведениям и учительским институтам, кроме периода, указанного в пункте 2.
Лицам, не имевшим педагогического образования, время службы в Вооруженных Силах СССР и время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях при указанных в настоящем пункте условиях засчитывается в стаж педагогической работы, если непосредственно предшествовавшая этим периодам педагогическая деятельность по основному месту работы в учебном заведении, дошкольном, внешкольном учреждении, детском доме продолжалась не менее 9 месяцев.
Периоды времени, указанные в пункте 3, засчитываются в стаж педагогической работы как в отдельности, так и в совокупности (при условии, если эти периоды и, кроме того, периоды, предусмотренные в подпунктах "а", "в", "г" пункта 1, непосредственно следовали один за другим, а всем им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая деятельность).
Если работник не мог непосредственно после работы (прохождения службы), предусмотренной в пункте 3, перейти на педагогическую работу в школу или другое учебное заведение в текущем учебном году, в стаж педагогической работы ему включаются указанные периоды и в том случае, когда он принят на педагогическую работу к началу следующего учебного года.
Из материалов дела следует, что истица до обучения и после обучения осуществляла педагогическую деятельность, не подлежащую включению в специальный педагогический стаж.
Руководствуясь методом систематического толкования норм права, проанализировав п. 2 и 4 указанного выше Положения суд приходит к выводу, что для включения периода обучения в специальный стаж под предшествующей и последующей педагогической деятельностью подразумевается педагогическая деятельность в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.
Поскольку непосредственно до и после обучения истица осуществляла педагогическую деятельность в должностях, работа в которых не дает право на пенсию за выслугу лет, вышеуказанный период обучения в институте не может быть включен в специальный стаж гр. ФИО1
При этом доводы представителя ответчика относительно не включения времени обучения в пединституте в специальный стаж истицы, ввиду того, что истице необходимо было выработать 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, на 01.10.1993г. (момент отмены Положения от 17.12.1959 № 1397), суд находит несостоятельными, поскольку вопрос о праве истицы на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью решался на момент подачи ею заявления о назначении пенсии - на 22.03.2010г., а не на дату признания указанного Положения утратившим силу.
Учитывая также, что на день обращения истицы 22.03.2010г. за пенсией 2/3 требуемого стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию на льготных основаниях (16 лет 8 месяцев) ею не выработано, требования истицы о включении периода обучения в институте в педагогический стаж не подлежат удовлетворению, а также следует отказать в удовлетворении требований истицы о признании незаконным решения пенсионной комиссии в части отказа включения периода обучения в специальный стаж и возложения на ответчика обязанности по включению периода обучения ( с 27.07.1988г. по 29.01.1993г.) в специальный стаж
Кроме того, периоды нахождения истицы в учебных отпусках с 01.06.1990г. по 24.06.1990г. и с 03.06.1991г. по 30.06.1991г. не подлежат включению в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии, в связи с отсутствием правовых оснований.
Требования истицы о признании незаконным решения пенсионной комиссии в части отказа включения данных периодов учебных отпусков в специальный стаж и возложения на ответчика обязанности по включению указанных периодов отпусков в специальный стаж - удовлетворению также не подлежат.
С учетом изложенного, в связи с отсутствием необходимого стажа (25 лет) для назначения досрочной трудовой пенсии по старости соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ « О трудовых пенсиях в Российской федерации» права на указанную пенсию у гр. ФИО1 на дату обращения не имеется, в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения вышеуказанной комиссии от 17.06.2010г. № 619 в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначения с 22.03.2010г. истице досрочной трудовой пенсии по старости - следует также отказать.
Таким образом, требования истицы к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми» не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать, в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский суд в 10 дней со дня составления мотивированной части решения.
Судья: