Дело № 2-3131/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2019 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Скрябиной О.Г., при секретаре Секановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Костромское авиапредприятие» об обязании доработать проект решения об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома «Сокеркино» и повторно представить его на согласование в Управление Роспотребнадзора по Костромской области с прилагаемой пояснительной запиской,
установил:
Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к Акционерному обществу «Костромское авиапредприятие» об обязании доработать проект решения об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома «Сокеркино» и повторно представить его на согласование в Управление Роспотребнадзора по Костромской области с прилагаемой пояснительной запиской.
Свои требования мотивирует тем, что проведенной прокуратурой в ноябре 2018 года проверкой установлено, что АО «Костромское авиапредприятие» требования воздушного законодательства при установлении приаэродромных территорий, санитарно-защитных зон, полос воздушных подходов исполнятся не должным образом. Эксплуатантом не исполнены требования закона о необходимости установления приаэродромной территории, а также схем полос воздушных подходов, необходимых для обеспечения безопасности полетов при осуществлении градостроительной деятельности. Так, <дата> между АО «Костромское авиапредприятие» и ООО «Зеленый город» заключен договор № на оказание услуг по разработке проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэропорта Кострома (Сокеркино). Вместе с тем, на момент проверки, в нарушении требований ст. 47 Воздушного кодекса РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 заключение аккредитованной организации о результатах санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Кострома» (Сокеркино) не получено (п. 7 Правил установления приаэродромной территории), проект на согласование в Управление Роспотребнадзора по Костромской области (п. 8 Правил установления приаэродромной территории) не направлен. По результатам проверки в адрес генерального директора АО «Костромское авиапредприятие» <дата> внесено представление, согласно ответа о результатах его рассмотрения, Обществом приняты меры к их устранению. Вместе с тем, до настоящего времени, эксплуатантом аэродрома «Кострома» (Сокеркино) мер по устранению обстоятельств, препятствующих получению согласования проекта Решения об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома «Кострома» (Сокеркино) в Управлении Роспотребнадзора по Костромской области, его доработки и повторному представлению на согласование в уполномоченный федеральный орган с прилагаемой пояснительной запиской не принято.
В судебном заседании помощник Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Шведчиков С.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Просит суд требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик АО «Костромское авиапредприятие» в лице представителя по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, в письменном заявлении указал, что последствия признания иска, а именно что на основании признания выносится решение об удовлетворении требований, а так же что в апелляционном порядке он не может ссылаться на исследованность доказательств по делу, ему известны и понятны.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц.
Согласно преамбулы Воздушного кодекса РФ государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности
В соответствии со ст. 14 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства обеспечивается посредством безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
Статьей 15 Воздушного кодекса РФ установлено, что структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Приаэродромная территория, согласно п. 1 ст. 47 Воздушного кодекса РФ, устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце 1 п. 1 ст. 47 Воздушного кодекса РФ, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом, пунктом 2 вышеуказанной статьи Кодекса определено, что приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
Пункт 3 ст. 47 Воздушного кодекса РФ содержит перечень подзон, которые могут выделяться на приаэродромной территории, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460, в целях реализации ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс РФ, Кодекс), утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
В силу требований п. 4 Правил установления приаэродромной территории подготовка проекта Решения об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01.07.2017), возложена на оператора аэродрома.
Пунктом 10 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 определено, что в случае несоответствия проекта решения и прилагаемой пояснительной записки требованиям пунктов 3 и 5 настоящих Правил указанные документы возвращаются уполномоченным федеральным органом разработчику, который в течение 15 рабочих дней со дня их поступления дорабатывает эти документы и повторно представляет в уполномоченный федеральный орган.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Проведенной прокуратурой <дата> проверкой установлено, что АО «Костромское авиапредприятие» требования воздушного законодательства при установлении приаэродромных территорий, санитарно-защитных зон, полос воздушных подходов исполнятся не должным образом. Эксплуатантом не исполнены требования закона о необходимости установления приаэродромной территории, а также схем полос воздушных подходов, необходимых для обеспечения безопасности полетов при осуществлении градостроительной деятельности.
Так, <дата> между АО «Костромское авиапредприятие» и ООО «Зеленый город» заключен договор № на оказание услуг по разработке проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории аэропорта Кострома (Сокеркино).
Вместе с тем, на момент проверки, в нарушении требований ст. 47 Воздушного кодекса РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 заключение аккредитованной организации о результатах санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Кострома» (Сокеркино) не получено (п. 7 Правил установления приаэродромной территории), проект на согласование в Управление Роспотребнадзора по Костромской области (п. 8 Правил установления приаэродромной территории) не направлен.
По результатам проверки в адрес генерального директора АО «Костромское авиапредприятие» <дата> внесено представление, согласно ответа о результатах его рассмотрения, Обществом приняты меры к их устранению.
Проверкой контроля фактического устранения нарушений установлено, что на проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Кострома» (Сокеркино) Обществом получено положительное экспертное заключение ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №38 Федерального медико-биологического агентства» от <дата>№, проект направлен на согласование и получение положительного решения в уполномоченный федеральный орган.
Письмом Управления Роспотребнадзора по Костромской области от <дата> получен отказ выдать санитарно-эпидемиологическое заключение обоснованный тем, что в проекте решения об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома «Кострома» (Сокеркино) не учтены некоторые наземные источники негативного воздействия (выгребные колодцы бытовой канализации, участок ГСМ, выбросы при обработке ВС и ВПП реагентами против обледенения).
Вместе с тем, до настоящего времени, эксплуатантом аэродрома «Кострома» (Сокеркино) мер по устранению обстоятельств, препятствующих получению согласования проекта Решения об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома «Кострома» (Сокеркино) в Управлении Роспотребнадзора по Костромской области, его доработки и повторному представлению на согласование в уполномоченный федеральный орган с прилагаемой пояснительной запиской не принято.
Неисполнение эксплуатантом аэродрома «Кострома» (Сокеркино) - АО «Костромское авиапредприятие» требований воздушного законодательства при установлении приаэродромных территорий, введения ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, создает угрозу безопасности воздушного движения, безопасности полетов, может явиться причиной возникновения техногенной катастрофы, что в свою очередь создает реальную угрозу возникновения тяжких последствий для жизни и здоровья людей, экологической обстановки, а также причинение вреда окружающей природной среде.
Таким образом, жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, гарантированных ст. 2, ч. 1 и ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, ежедневно подвергаются опасности, что является недопустимым.
Ответчик АО «Костромское авиапредприятие» в лице представителя по доверенности с правом признания иска ФИО1 исковые требования Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Костромское авиапредприятие» признал в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Признание иска Ответчиком выражено в письменном заявлении суду, что подтверждается заявлением с его личной подписью в нем. Последствия признания иска Ответчику известны и понятны.
Суд считает возможным принять признание иска Ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного исковые требования Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Костромское авиапредприятие» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Костромское авиапредприятие» удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Костромское авиапредприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 156012, <...>, Аэропорт), в течение 15 (Пятнадцать) рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, доработать проект решения об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома «Кострома» (Сокеркино) и повторно представить его на согласование в Управление Роспотребнадзора по Костромской области с прилагаемой пояснительной запиской.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента изготовления полного текста решения суда.
Судья –
Полный текст решения изготовлен 01 октября 2019 года.