ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3132/18 от 06.09.2018 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-3132/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2018 года г. Липецк

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

судьи Корнеевой А.М.,

при секретаре Аксеновой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отказе нотариуса нотариального округа г. Липецка Липецкой области ФИО2 совершить нотариальные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с заявлением об отказе нотариуса совершить нотариальные действия, свои требования обосновывал тем, что (дата) года года умерла ФИО4, ФИО1 является наследником первой очереди, в состав наследства входит: квартира 2/3 доли, расположенная по адресу: <адрес>, гараж № в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, денежные средства, находящееся на счетах в ПАО Сбербанк. (дата) года заявитель обратился к нотариусу ФИО2 с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство. (дата) года заявитель получил от нотариуса письменный отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство в связи с тем, что не представляется возможным исчислить государственную пошлину, исходя из инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры. В письменном отказе не представлено никаких данных, свидетельствующих о недостоверности официальных сведений об инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры, которая указана в техническом паспорте этой квартиры. Просит суд признать незаконными действия нотариуса ФИО2 по отказу в совершении нотариального действия – выдаче свидетельства о праве на наследственное имущество (квартиру) по закону наследнику ФИО1 с расчетом госпошлины, исходя из её инвентаризационной стоимости; обязать нотариуса ФИО2 выдать ФИО1 свидетельство о праве на наследство имущества (квартиры) по закону с расчетом госпошлины, исходя из её инвентаризационной стоимости.

В судебном заседании заявитель ФИО1 заявление поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в нем.

Заинтересованное лицо нотариус нотариального округа г. Липецка Липецкой области ФИО2 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявления, представила письменный отзыв.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела. Приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 71 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1, свидетельство о праве на наследство выдается наследникам, принявшим наследство, в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

Нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства; факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации; у нотариуса отсутствует возможность обеспечения сохранности движимых вещей, передаваемых нотариусу на депонирование на основании статьи 88.1 настоящих Основ. (ст. 48)

В силу ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1, за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.п. 22 п. 1 ст. 333.24 НК РФ, за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию: детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя - 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 рублей.

В соответствии с положениями ст. 333.25 НК РФ, при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7 - 10 настоящего пункта.

Оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства. (п.п. 6 п. 1 ст. 33.25 НК РФ)

В соответствии с положениями ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.

Временем открытия наследства является момент смерти гражданина. (п. 1 ст. 1114 ГК РФ).

Стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения. (п.п. 8 п. 1 ст. 333.25 НК РФ)

Исходя из функций и задач организаций технической инвентаризации, а также из норм п.п. 8 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, которой гражданину предоставлено право выбора в какую организацию обратиться за оценкой стоимости недвижимого имущества, с учетом того, что организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации осуществляют инвентаризационную оценку недвижимости, при определении размера государственной пошлины, следует исходить из стоимости недвижимого имущества (за исключением земельных участков), указанной в документе, выданной любой из организаций, указанных в п.п. 8 п. 1 ст. 333.25 НК РФ.

В силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.Таким образом, с 1 января 2013 года на территории Российской Федерации не осуществляется государственный учет жилищного фонда, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда.

Учитывая это, в письме Минстроя России от 5 июля 2016 г. N 20913-ОД/04 разъяснено, что правовые акты, регламентирующие порядок проведения государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, не признаны утратившими силу и сохраняют свое действие в части, не противоречащей действующему законодательству. Так, техническая инвентаризация и техническая паспортизация (с оформлением технических паспортов жилых помещений) используются в целях их прикладного применения в случаях, предусмотренных отдельными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из Письма Министерства финансов РФ от 16 марта 2017 года № , определение инвентаризационной стоимости жилого помещения не является обязательным требованием действующего законодательства, в связи, с чем представляется невозможным ее применение в целях, связанных с налогообложением. Следовательно, если наследство открыто после 1 января 2013 года, то инвентаризационная стоимость не применяется. Для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на объект жилищного фонда может быть предъявлен документ с указанием его рыночной или кадастровой стоимости.

В ст. 11 НК РФ разъяснено понятие «коэффициент-дефлятор» - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.

Согласно Приказа Министерства экономического развития РФ от 03.11.2016 года № 698, в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлены на 2017 год: коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,623; коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,425; коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,798; коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.5 "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,425; коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,425; коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 33 "Торговый сбор" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,237.

Судом установлено, что ФИО1 является наследником первой очереди к имуществу умершей (дата) года супруги ФИО4

ФИО1 обратился к нотариусу нотариального округа г. Липецка Липецкой области ФИО2 с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве собственности на имущество умершей в порядке наследования, предоставив для исчисления тарифа за совершение нотариального действия (выдачу свидетельства о праве на наследство на 2/3 доли в праве общей собственности на квартиру <адрес>) технический паспорт жилого помещения (квартиры) по состоянию на (дата) года, в котором указана действительная инвентаризационная стоимость для налогообложения в ценах 2014 года вышеуказанной квартиры.

(дата) года нотариус в своем письме разъяснила заявителю ФИО1 положения ст. 333.25 НК РФ, а также статей 1113, 1114 ГК РФ, указав, что принимая во внимание тот факт, что ФИО4 умерла (дата) года, не представляется возможным исчислить государственную пошлину, исходя из инвентаризационной стоимости принадлежащего ей имущества, так как органами технической инвентаризации данная стоимость не может быть рассчитана в соответствии с требованиями закона; сообщила, что для исчисления государственной пошлины заявителем может быть представлена кадастровая либо рыночная стоимость.

Довод заявителя о том, что нотариус для исчисления государственной пошлины могла взять инвентаризационную стоимость квартиры, указанную в техническом паспорте по состоянию на (дата) года, применив коэффициент-дефлятор, установленный на 2017 год, является основанным на ошибочном толковании норм права.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что представленный нотариусу ФИО2 заявителем ФИО1 технический паспорт жилого помещения (квартиры) по состоянию на (дата) года (в то время как ФИО4 умерла (дата) года), в котором указана действительная инвентаризационная стоимость для налогообложения в ценах 2014 года спорной квартиры не мог быть основанием для исчисления размера государственной пошлины, необходимой для оплаты нотариального действия по выдаче свидетельства о праве на наследство.

Кроме того, ФИО1 не отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, а разъяснен необходимый порядок предоставления документов для совершения нотариального действия.

Таким образом, суд считает отказать в удовлетворении заявления ФИО1 об отказе нотариуса нотариального округа г. Липецка Липецкой области ФИО2 совершить нотариальные действия.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО1 об отказе нотариуса нотариального округа г. Липецка Липецкой области ФИО2 совершить нотариальные действия, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья А.М. Корнеева

Мотивированное решение суда составлено 11 сентября 2018 года

Судья А.М. Корнеева