РЕШЕНИЕ
ИФИО1
05 октября 2020 года <адрес>
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи | Жуковой С.С. |
при секретаре судебного заседания | ФИО3 |
при участии в судебном заседании:истца в лице представителя ФИО4, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ;ответчика |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело гражданское дело № по иску Санкт-Петербургского транспортного прокурора, в интересах Российской Федерации, к ФИО2 о возмещении в доход федерального бюджета бюджетных денежных средств затраченных на обучение в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»;
3-и лица: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», отделение Пенсионного Фонда России по <адрес> и <адрес>, суд
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился к ФИО2 с иском о возмещении бюджетных денежных средств, затраченных на обучение в порядке статьи 45 Гражданского Процессуального Кодекса РФ. В обосновании исковых требований указано, ответчик с октября 2017 года по март 2020 года проходила обучение по заочной форме в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по профилю «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте» зачислена на обучение на первый курс приказом ректора от ДД.ММ.ГГГГ, отчислена приказом и.о. ректора от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ответом проректора по учебной работе СПб ГУГА на запрос Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры стоимость обучения составила 41 783 рубля 65 копеек., ответчик обучалась на протяжении пяти семестров, затраты на обучение составили 208 918 рублей 25 копеек. Поступление ФИО2 на первый курс на бюджетную форму обучения произошло путем дачи взятки должностному лицу из числа руководства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», данный факт установлен приговором Дзержинского районного суда <адрес> –Петербурга по уголовному делу №. Указанным приговором ФИО2 назначен штраф в размере 70 000 рублей. Поскольку поступление ФИО2 на обучение заочного факультета руководства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» на бюджетную форму обучения произошло путем дачи взятки, истец считает, что имеются достаточные основания для взыскания с ответчика бюджетных денежных средств, затраченных на обучение. Истец просит взыскать с ответчика в доход государства на счет Пенсионного фонда Российской Федерации в счет возмещения бюджетных денежных средств, затраченных на обучение по профилю «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте» заочной формы обучения в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» денежные средства в размере 208 918 рублей 25 копеек.
В судебном заседании Санкт-Петербургский транспортный прокурор в лице представителя ФИО4, исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенные в них обстоятельства и просил удовлетворить заявленные требования.
Ответчик ФИО2 в ходе судебного заседания иск не признала, просила привлечь в качестве соответчика преподавателя ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» ФИО5 Возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям изложенным в возражении на исковое заявление.
Судом указанной ходатайство в ходе судебного заседания рассмотрено, в удовлетворении ходатайства отказано по основанию - ст. 40 ГПК РФ.
Третье лицо ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» о времени и месте судебного разбирательства судом извещалось, представителя не направило, представило возражение на исковое заявление от третьего лица подписанное представителем по доверенности ФИО6, к возражению приложена копия диплома, однако копии доверенности на представителя выданную уполномоченным лицом и надлежащим образом заверенную к возражению на исковое заявление не представило, указанное возражение подписано лицом полномочия которого не подтверждены документально, из чего суд делает вывод о том, что указанные возражения не могут быть приняты и приобщены к материалам дела.
Третье лицо Отделение Пенсионного фонда России по <адрес> и <адрес> о времени и месте судебного разбирательства судом извещался, представителя не направил.
Суд исходит из того, что неявка лица, извещавшегося в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства в совокупности и каждого в отдельности, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
ФИО2 совершила дачу взятки выразившуюся в передаче денежных средств иному лицу, уголовное дело в отношении которого находится в производстве следственного органа, для передачи указанных средств должностному лицу – декану заочного факультета ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» (с которым последний состоял в организованной преступной группе, целью которой являлось получение взяток от лиц за поступление на заочную форму обучения) за совершение заведомо незаконных действий в целях поступления ответчика на первый курс заочного факультета ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по профилю «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте» без прохождения установленной процедуры вступительных экзаменов и присутствия во время проведения приемной комиссии.
В соответствии с Приложением № к приказу ректора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Правил приема в СПб ГУГА на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета на 2017 – 2018 учебный год по заочной форме обучения» предусмотрено: прием за счет бюджетных ассигнований проводится на конкурсной основе (п.8 раздела I Общих положений). для обеспечения проведения приема на обучение для обеспечения потребностей в кадрах с высшим образованием регионов Российской Федерации Университетом создаются зональные отборочные комиссии, председатели зональных отборочных комиссий назначаются председателем приемной комиссии, который определяет территории (регионы), закрепленные за ними и графики работы (п. 17 раздела I общих положений). Документы, необходимые для поступления, представляются (направляются) уполномоченному должностному лицу университета, проводящему прием документов в здании иной организации ил передвижном пункте приема документов, если такой прием документов поступающих организован и объявлен университетом (п. 61 раздела VI Прием документов, необходимых для поступления).
Приложением № правил приема в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета на 2017-2018 учебный год по заочной форме обучения установлено минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний при поступлении на обучение в университет по образовательным программам высшего – программам бакалавриата и программам специалитета на 2017-2018 учебный год, установленные учредителем (письмо федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № АН1.11-3303) русский язык – 40, математика – 30, физика – 40. ФИО2 по ранее достигнутой договоренности совершила дачу взятки за обеспечение ее готовыми правильными решениями на вступительные экзамены по математике, физике, русскому языку и предоставлении их и иных документов в приемную комиссию для зачисления ответчика в качестве студента заочного факультета по профилю «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте», то есть минуя процедуру прохождения вступительных экзаменов в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации».
ДД.ММ.ГГГГФИО2 приказом ректора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» зачислена на первый курс заочного факультета ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по профилю «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте» (л.д.23-25), при этом вступительных экзаменов ответчик не сдавала, отсутствовала во время проведения приемной комиссии.
ФИО2 в ходе рассмотрения уголовного дела №ДД.ММ.ГГГГ в отношении ее заявила ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, вину признала, суд с учитывая явку с повинной, смягчающие обстоятельства пришел к выводу о том, что наказание в виде лишения свободы будет чрезмерно суровым, назначил ФИО2 наиболее мягкое наказание предусмотренное санкцией части 3 статьи 291 УК РФ в виде штрафа в размере 70 000 рублей (л.д. 11-18).
Согласно п. 2 ст. 61 Закона об образовании образовательные отношения МЕЖДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ФИО8 ОБУЧАЮЩИМС могут быть прекращены досрочно в случае установления факта нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры — утвержден Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1147. Для этого состава правонарушения вина студента должна быть в форме умысла. Противоправное поведение состоит в совершении таких деяний, которые выявлены после зачисления гражданина в качестве студента в определенный вуз.
ФИО2 отчислена из учебного заведения приказом и.о. ректора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22). по основанию нарушения порядка приема в университет, повлекшего по его вине незаконное зачисление.
На основании п.2 ч.2 ст. 61 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.
Факт нарушения ФИО2 порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию доказан постановленным приговором Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу № в отношении ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно ч. 1- 3 ст. 100 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании в Российской Федерации» число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.
Контрольные цифра приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 4 ст. 100 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании в Российской Федерации» порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема утверждается: правительством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов Российской Федерации; органами местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.
В соответствии со ст. 69 "Бюджетного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 145-ФЗ что денежные средства - бюджетные ассигнования федерального бюджета выделенные на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в целях реализации ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» государственного задания, объем бюджетных ассигнований рассчитывается на основании нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества, затрат на уплату налогов, затрат на оплату труда и начисления выплат по оплате труда, приобретение материальных запасов, учебной литературы, повышение квалификации, организацию учебного процесса коммунальные услуги, услуг связи, транспортные услуги, указанные ассигнования выделяются путем предоставления субсидий на основании соглашения. Указанное соглашение в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации № 145-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ заключается между получателем бюджетных средств (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации») и распорядителем бюджетных средств Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации.
Понятие «бюджетные ассигнования» указано в Бюджетном Кодексе Российской Федерации № 145-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и трактуется как ограниченный размер сумм денежных средств, установленных для исполнения государственных бюджетных обязательств в текущем финансовом периоде. То есть бюджетом государства установлены суммы и их дальнейшее использование в следующем году.
Главным распорядителем или администратором бюджетных средств, в соответствии Бюджетным Кодексом РФ, является орган государственной власти, орган местного самоуправления или главный орган системы образования, здравоохранения, культуры и т.д., которое вправе распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями.
Главный распорядитель доводит денежные средства до распорядителя денежных средств на каждом уровне орган местного самоуправления, казенное учреждение и др.), и уже тот, в свою очередь, распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств, в том числе и лимиты бюджетных обязательств, то есть установленные бюджетом суммы расходов.
Распорядитель (получатель) бюджетных средств не может находиться в ведении сразу двух или нескольких вышестоящих главных распорядителей или распорядителей бюджетных средств, и, следовательно, распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Такое строгое разграничение и иерархия подведомственности установлены с целью усиления контроля за расходованием бюджетных средств, что возможно, если за распределение и расходование определенных бюджетных средств ответственным является только один субъект бюджетных правоотношений. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает также, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
К компетенции получателей бюджетных средств относится принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств. Исполнять бюджетные обязательства получатель бюджетных средств вправе только в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, полученных от главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, в ведении которого он находится.
Главные распорядители осуществляют контроль за правомерным и целевым использованием бюджетных средств подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств, а расходование средств исходя из бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, полученных от другого главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, является незаконным.
Таким образом обучение ответчика производилось за счет бюджетных средств, выделенных в рамках заключенного соглашения между распорядителем бюджетных средств (Федеральное агентство воздушного транспорта Российской Федерации) и получателем бюджетных средств (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации») для выполнения образовательным учреждением государственного задания на оказание государственных услуг (обучение по профилю «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте» заочной формы обучения в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»).
Конечным итогом реализации образовательной программы являлось подготовка соответствующего специалиста по профилю «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте» направление подготовки ДД.ММ.ГГГГ «Технология процессов» с присвоением квалификации (степени) «Бакалавр».
В соответствии с ответом проректора по учебной работе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» от ДД.ММ.ГГГГ за номером 10.09-25-7715 на запрос Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры стоимость обучения составила 41 783 рубля 65 копеек (л.д. 26), ответчик обучалась на протяжении пяти семестров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затраты на обучение составили 208 918 рублей 25 копеек.
Указанный расчет в ходе судебного разбирательства не был оспорен, контррасчет не предоставлен.
Суд оценивая доводы истца, о том, что поступление ФИО2 на обучение заочного факультета руководства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» на бюджетную форму обучения произошло путем дачи взятки, совершения коррупционного правонарушения, что подтверждено материалами уголовного дела и вступившим в законную силу, не обжалованным в установленном порядке приговором Дзержинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу №, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что она стала жертвой обстоятельств, и не должна нести ответственность единолично суд находит не состоятельными и не обоснованными поскольку исковые требования истцом к ответчику предъявлены в рамках возмещения бюджетных средств затраченных на обучение ответчика в рамках реализации программы обучения по профилю «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте» заочной формы обучения в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», требований о возмещении ущерба в рамках коррупционных правонарушений истцом не заявлено.
Доводы о том, что ответчик уже понесла наказание за совершение уголовного преступления в виде штрафа в размере 70 000 рублей уплаченных ею и не должна дважды отвечать за одно и то же преступление, суд считает, также не основанными на нормах закона поскольку, уплата штрафа ответчиком производилась в соответствии с приговором Дзержинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу № как наказание предусмотренное санкцией ч. 3 ст. 291 УК РФ, а требование о возмещении бюджетных денежных средств, затраченных на обучение основано нарушении порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию, несение затрат государством на ее обучение и как следствие возмещение бюджетных денежных средств, затраченных на обучение ФИО2
На основании письма Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ денежные средства, полученные в результате коррупционных правонарушений и обращенных в доход Российской Федерации на основании судебного акта (постановления) должны быть перечислены в Бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Истец при подаче иска освобождена от уплаты госпошлины на основании подп. 9, п. 1 ст. 333.36 НК РФ в связи с чем оплата госпошлины в размере 5 289 рублей 00 копек возлагается на ответчика, не освобожденного от её уплаты согласно ст.103 ГПК РФ.
Государственная пошлина подлежит уплате (взысканию) в пользу городского округа Домодедово (УФК по <адрес> ( ИФНС России по <адрес>) по основаниям ст. 61.1 Бюджетного Кодекса РФ в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда в соответствии с пп.2 п.1 ст. 333.18 НК РФ.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Санкт-Петербургского транспортного прокурора, в интересах Российской Федерации, удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета Российской Федерации с зачислением в доход государства на счет Пенсионного фонда Российской Федерации в счет возмещения бюджетных денежных средств, затраченных на обучение по профилю «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте», заочная форма обучения в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» денежные средства в сумме 208 918 рублей 25 копеек.
Взыскать в доход муниципального бюджета городского округа Домодедово (УФК по <адрес> ( ИФНС РФ по <адрес>) с ФИО2 госпошлину в размере 5 289 рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.
Председательствующий судья С.С. Жукова