ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3134/19 от 14.01.2019 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

№ 2-3134/19

УИД 76RS0014-01-2019-002512-57

Изготовлено 01.11.2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 24 октября 2019 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Нуваховой О.А.,

при секретаре Блохиной А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к мэрии города Ярославля о признании отказа в назначении пенсии за выслугу лет незаконным,

установлено:

ФИО1 обратилась в суд с иском к мэрии города Ярославля, в котором просила (с учетом уточнений) признать незаконным отказ мэрии города Ярославля от 21.05.2019 года в назначении пенсии за выслугу лет на основании Закона ЯО от 22.12.2016 г. № 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области», обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет, взыскать судебные расходы в размере 41 500 рублей.

В обоснование требований указала, что 02.04.2019 года обратилась в мэрию города Ярославля с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему в соответствии с Законом ЯО от 22.12.2016 г. № 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области». Однако решением комиссии от 21.05.2019 года в назначении пенсии было отказано с ссылкой на то, что ФИО1 уволена с муниципальной службы в порядке перевода к другому работодателю (п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ) до приобретения права на страховую пенсию по старости. С данным отказом истица не согласилась, указала, что до 23.11.2001 года (даты увольнения) она замещала муниципальную должность <данные изъяты>, в функции отдела входило решение вопросов государственного пенсионного обеспечения граждан. В целях проведения государственной пенсионной реформы Президентом Российской Федерации 27.09.2000 года был издан Указ № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому полномочия по выплате государственных пенсий закрепились за Пенсионным фондом Российской Федерации. В целях реализации данного Указа 22 августа 2001 года губернатором Ярославской области подписано постановление № 541 «О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий». Согласно закону ЯО от 27 июня 2007 года N 46-з муниципальный служащий Ярославской области имеет право на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям: реорганизация органа местного самоуправления ЯО; сокращение должностей муниципальной службы. Фактически проходила реорганизация пенсионной службы. 30 ноября 2001 года при передаче функций назначения пенсий Пенсионному фонду фактически происходило сокращение численности штатов отдела социальной защиты населения.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам иска, дополнительно пояснила, что фактически должность истицы была сокращена в связи с передачей полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению Пенсионного фонда РФ, у истицы возникло право на назначение пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему.

В судебном заседании представитель ответчика мэрии города Ярославля по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, пояснила, что стаж муниципальной службы на момент увольнения истицы с муниципальной службы составлял 19 лет 3 месяца и 5 дней, основания для назначения пенсии за выслугу лет отсутствуют, поскольку на дату увольнения в 2001 году по основанию, предусмотренному п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР, истец не имела права ни на пенсию по старости, условия для назначении пенсии за выслугу лет в совокупности не соблюдены, отказ мэрии города Ярославля в назначении пенсии является законным.

Представитель третьего лица УПФ РФ (ГУ) в г. Ярославле в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

По делу установлено, что 19.08.1982 году ФИО1 была принята на работу в <данные изъяты>, 01.05.1983 года переведена на должность <данные изъяты>, 01.04.1992 года переведена на работу в <данные изъяты>. 01.04.2000 года принята на муниципальную службу на должность <данные изъяты>.

30 ноября 2001 года в соответствии с Указом Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" и Постановлением Губернатора Ярославской области от 22 августа 2001 года №541 «О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий», полномочия по назначению и выплате государственных пенсий переданы отделению пенсионного фонда РФ по Ярославской области, 23.11.2001 года ФИО1 освобождена от муниципальной должности и уволена с муниципальной службы в порядке перевода в ГУ – Управление ПФ РФ по Ленинскому району г. Ярославля (п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ).

Стаж муниципальной службы ФИО1 составляет 19 лет 3 месяца 5 дней на день увольнения из Территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля.

02.04.2019 года обратилась в мэрию города Ярославля с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему в соответствии с Законом ЯО от 22.12.2016 г. № 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области».

21.05.2019 года комиссией по установлению пенсии за выслугу лет ей отказано в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 3 Закона ЯО от 22.12.2016 N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области" и п. 21 Приложения к нему, поскольку ФИО1 уволена с муниципальной службы в порядке перевода к другому работодателю (п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ) до приобретения права на страховую пенсию по старости.

Согласно Указу Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально - технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Губернатором ЯО 22 августа 2001 года в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" и в соответствии с Соглашением между Пенсионным фондом Российской Федерации и Администрацией Ярославской области от 19.07.2001 N 092-0065-С о передаче отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий принято постановление "О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий".

Согласно п. 6 указанного постановления рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в срок до 1 ноября 2001 года:

- заключить договоры о передаче отделению ПФР по Ярославской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий;

- обеспечить перевод специалистов, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу с их согласия в органы отделения ПФР по Ярославской области в соответствии с трудовым законодательством;

- организовать передачу органам отделения ПФР по Ярославской области материально - технической базы, обеспечивающей реализацию полномочий по назначению и выплате государственных пенсий (служебные помещения, материальные ценности, нормативные документы, программное обеспечение, базы данных по пенсионерам, пенсионную документацию и прочее) с учетом задач, возложенных на органы социальной защиты населения Ярославской области.

Впоследствии принято постановление мэра г. Ярославля от 31.10.2001 N 3338 "Об изменении структуры органов социальной защиты населения", согласно которому внесены с 01.12.2001 изменения в базовую численность мэрии и территориальных администраций, утвержденную постановлением мэра от 02.02.2000 N 147 "О структуре управления города Ярославля" (в редакции постановления мэра от 04.04.2001 N 912).

Согласно ст. 33 КЗоТ РСФСР трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты администрацией предприятия, учреждения, организации лишь в случаях ликвидации предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников.

В соответствии с п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР основанием прекращения трудового договора (контракта) является, помимо прочего, перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность.В силу ст. 2 КЗОТ РСФСР в соответствии с Конституцией Российской Федерации - России каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.

Указанные положения трудового законодательства закрепляют, что увольнение работника по основанию, предусмотренному п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР, возможно при обязательном наличии его добровольного волеизъявления.

Непосредственной причиной увольнения ФИО1 с муниципальной службы 23.11.2001 года явилось проведение в Российской Федерации реформирования системы органов пенсионного обеспечения, в рамках которой проводилось сокращение численности (штата) работников. Увольнение ФИО1 с муниципальной службы в порядке перевода носило вынужденный характер.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 3 Закона ЯО от 22.12.2016 N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области" гражданин имеет право на получение пенсии за выслугу лет в случае увольнения с гражданской (муниципальной) службы по соответствующему основанию с соблюдением условий, установленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При наличии у гражданина нескольких оснований для назначения пенсии за выслугу лет она назначается по одному из оснований по его выбору.

Перечень оснований увольнения с гражданской (муниципальной) службы с указанием условий, дающих гражданину право на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с гражданской (муниципальной) службы по соответствующему основанию (за исключением служебного стажа), определяется приложением к настоящему Закону, а также частью 4 настоящей статьи.

Продолжительность служебного стажа, дающая право на назначение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с приложением 2 к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также частями 4 и 5 настоящей статьи.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона ЯО от 22.12.2016 N 90-з право на назначение пенсии за выслугу лет при наличии минимальной продолжительности служебного стажа в 15 лет сохраняется за гражданами, которые до 1 января 2017 года уволены с гражданской (муниципальной) службы и до указанной даты приобрели право на пенсию за выслугу лет.

В п. 21 приложения №2 к указанному Закону ЯО закреплено, что условиями для назначения пенсии за выслугу лет при переводе работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю (пункт 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации) – при увольнении с должности муниципальной службы иной группы должностей, период замещения должностей гражданской (муниципальной) службы перед увольнением должен составлять не менее 1 года, лицо должно иметь право на пенсию.

При этом в ч. 3 ст. 3 Закона ЯО от 22.12.2016 N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области" регламентировано, что пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", или пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Пенсия за выслугу лет, установленная к страховой пенсии по старости, назначается пожизненно. Пенсия за выслугу лет, установленная к пенсии по инвалидности, назначается на срок, на который определена инвалидность.

Пенсия за выслугу лет, установленная к пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", назначается на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо на период до назначения страховой пенсии по инвалидности.

Ранее, до 1 января 2017 года, схожие положения содержались в Законе ЯО от 27.06.2007 N 46-з "О муниципальной службе в Ярославской области" и приложении №3 к нему.

Пунктом 27 приложения к Закону Ярославской области
от 22.12.2016 N 90-з (ред. от 14.05.2019) "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области" установлены следующие условия назначения пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по основанию - сокращение численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации): период замещения должности муниципальной службы перед увольнением не менее 1 месяца, совокупная продолжительность замещения должностей муниципальной службы не менее 1 года. Данные условия ФИО1 были соблюдены, ФИО1 имеет муниципальный стаж не менее 15 лет и была фактически уволена в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), поскольку фактически ее должность была сокращена в отделе социальной защиты населения администрации Ленинского района в связи с передачей полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению Пенсионного фонда РФ. Поэтому у истицы возникло право на назначение пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему.

Таким образом, отказ мэрии города Ярославля в назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет на основании Закона ЯО от 22.12.2016 N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области" не соответствует закону. Пенсия за выслугу лет назначается к страховой пенсии по старости (инвалидности) и на 02.04.2019 года, на дату обращения ФИО1 с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, все условия для ее назначения, предусмотренные Законом ЯО от 22.12.2016 N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области", имели место.

Согласно п. 6 приложения №1 Порядка пенсионного обеспечения муниципальных служащих, утв. Постановлением мэра г. Ярославля от 09.04.2008 N 1045, пенсия за выслугу лет назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заявитель обратился за ее назначением.

При данных обстоятельствах имеются правовые основания для назначения ФИО1 пенсии за выслугу лет к пенсии по старости с 1 мая 2019 года.

В силу статьи 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом заявлено требование о взыскании расходов на оплату юридических услуг представителя при рассмотрении настоящего дела в размере 40 000 рублей.

Согласно абз. 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма, как следует из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13 Постановления N 1).

С учетом степени сложности настоящего дела, объема оказанных представителем услуг, количества судебных заседаний, а также длительности рассмотрения данного дела, суд считает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу истицы расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Как следует из материалов дела, истица понесла расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 1500 рублей. Понесенные расходы документально подтверждены и являлись необходимыми для защиты нарушенного права в судебном порядке, в связи с чем, подлежат возмещению за счет ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ мэрии города Ярославля от 21.05.2019 года в назначении пенсии за выслугу лет на основании Закона ЯО от 22.12.2016 г. № 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области».

Обязать мэрию города Ярославля назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет с 01.05.2019 года.

Взыскать с мэрии города Ярославля в пользу ФИО1 судебные расходы на оформление доверенности 1500 рублей, расходы по оплате услуг представителя 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля

Судья

О.А.Нувахова