ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3135/20 от 30.09.2020 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-3135/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2020 года г. Калининград

ул. К. Леонова, д. 31

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Мамичевой В.В.,

при секретаре Вильховченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Московского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Калининград», 3-е лицо Комитет экономики и финансов Администрации городского округа «Город Калининград» о возложении обязанности обеспечить устройствами звукового сопровождения светофорные объекты,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Московского района Калининграда в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился с указанным иском к администрации ГО «Город Калининград», в обоснование заявленных требований указал, что проверкой соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации установлено, что на территории Московского района г. Калининграда проживает 134 инвалида по зрению, на территории района расположено 28 действующих светофорных объектов, а устройства звукового сопровождения (далее - УЗС) для обеспечения безопасного перехода проезжей части слабовидящими пешеходами на разрешающий сигнал установлены лишь на 5 светофорах, светофоры, расположенные на перекрестке Ленинского проспекта и Проспекта Калинина, перекрестке Ленинского проспекта и Площади Калинина, перекрестке ул. Инженерная- ул. Судостроительная- ул. Судостроительная, ул. Батальная и перекрестке ул. Интернациональная -ул. У. Громовой, не оборудованы УЗС. Отсутствие средств дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, установленных на указанных перекрестках, не обеспечивает права инвалидов на безопасный проход проезжих частей вышеназванных улиц, их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Непринятие мер по оснащению светофорных объектов УЗС нарушает права неопределенного круга лиц - инвалидов.

С учетом уточненных требований прокурор Московского района Калининграда просит обязать администрацию ГО «Город Калининград» в срок до августа 2021 года обеспечить устройствами звукового сопровождения для обеспечения безопасного перехода проезжей части слабовидящим пешеходам на разрешающий сигнал светофорные объекты «Перекресток Ленинский проспект – Проспект Калинина» и «Перекресток Ленинский проспект – площадь Калинина», «Перекресток ул. Инженерная – ул. Судостроительная – ул. Батальная».

Определением суда от 23.06.2020 г. к участию в деле в качестве 3-его лица на стороне ответчика без самостоятельных требований привлечен Комитет экономики и финансов Администрации городского округа «Город Калининград».

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Московского района г. Калининграда Новожилова С.А. уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Калининград» ФИО1, действующая на основании доверенности от 05.02.2020 г., с иском согласилась, пояснив, что ответчик не оспаривает свою обязанность по обеспечению светофорных объектов устройствами звукового сопровождения для обеспечения безопасного перехода проезжей части слабовидящими пешеходами, необходимые работы будут выполнены в 2021 году с учетом финансирования.

Представитель 3-его лица Комитета экономики и финансов Администрации городского округа «Город Калининград» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск.

Выслушав представителей сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку согласно требованиям ст.67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) в качестве основных задач государства определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Как следует из ст. 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Частью 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ определено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с пп. 7.4.3. п. 7.4. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

В соответствии положением о комитете развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации городского округа «Город Калининград», утвержденным решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 16.07.2008 № 210 «О юридических лицах администрации городского округа «Город Калининград», к полномочиям комитета отнесены разработка и корректировка муниципальных программ в сфере транспортной инфраструктуры, контроль исполнения программ в сфере транспортной инфраструктуры, реализуемых на территории городского округа «Город Калининград», разработка мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах местного значения, контроль исполнения программ в сфере транспортной инфраструктуры, реализуемых на территории городского округа «Город Калининград»; организация и контроль установки, замены, демонтажа и содержания технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения. Средства на реализацию программ в сфере транспортной инфраструктуры в части технических средств организации дорожного движения предусматриваются в бюджете городского округа «Город Калининград» на соответствующий финансовый год также главному распорядителю бюджетных средств КРДТИ. Таким образом, оборудование светофорных объектов звуковыми сигналами и финансирование данных работ входит в компетенцию администрации ГО «Город Калининград».

Прокуратурой Московского района г. Калининграда проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что на территории района расположено 28 действующих светофорных объектов, а устройства звукового сопровождения (далее - УЗС) для обеспечения безопасного перехода проезжей части слабовидящим пешеходам на разрешающий сигнал установлены лишь на 5 светофорах. При этом согласно информации, полученной от Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых», на территории Московского района г. Калининграда проживает 134 инвалида по зрению.

В информации от 06.02.2020 года Общественная организация инвалидов просит прокуратуру содействовать в оборудовании УЗС светофоров, расположенных на перекрестке Ленинского проспекта и Проспекта Калинина, перекрестке Ленинского проспекта и Площади Калинина, перекрестке ул. Инженерная - ул. Судостроительная - ул. Судостроительная, ул. Батальная и перекрестке ул. Интернациональная - ул. У. Громовой.

В ходе проверки, в том числе, с учетом уточненного иска, установлено, что светофоры, расположенные на перекрестке Ленинского проспекта и Проспекта Калинина, перекрестке Ленинского проспекта и Площади Калинина, перекрестке ул. Инженерная - ул. Судостроительная - ул. Судостроительная - ул. Батальная не оборудованы УЗС.

Установив в ходе производства по делу указанные факты, суд приходит к выводу, что отсутствие средств дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, установленных на указанных перекрестках, не обеспечивает права инвалидов на безопасный проход проезжих частей вышеназванных улиц, их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, непринятие мер по оснащению светофорных объектов УЗС нарушает права неопределенного круга лиц - инвалидов.

С учетом изложенного, заявленные прокурором Московского района Калининграда требования о возложении на администрацию ГО «Город Калининград» обязанности обеспечить устройствами звукового сопровождения для обеспечения безопасного перехода проезжей части слабовидящим пешеходам суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Срок, в течение которого указанная обязанность подлежит выполнению, суд полагает возможным установить до августа 2021 года.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Прокурора Московского района г. Калининграда удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Калининград» в срок до августа 2021 года обеспечить устройствами звукового сопровождения для обеспечения безопасного перехода проезжей части слабовидящими пешеходами на разрешающий сигнал светофорные объекты «Перекресток Ленинский проспект – Проспект Калинина», «Перекресток Ленинский проспект – Площадь Калинина», «Перекресток ул. Инженерная – ул. Судостроительная – ул. Батальная».

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 07.10.2020 г.

Судья В. В. Мамичева