ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3135/2013 от 13.12.2013 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-3135/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Тимофте В.К.,

при секретаре                                    Алиевой И.П.,

с участием процессуального истца прокурора Булышева Н.Н.;

материального истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воркуте

13 декабря 2013 г. дело по иску прокурора города Воркуты в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" о признании решения общественной комиссии по жилищным вопросам незаконным, восстановлении в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для получения жилья за пределами районов Крайнего Севера

УСТАНОВИЛ:

В поданном в интересах ФИО1 исковом заявлении прокурор города Воркуты просит признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута", оформленное в виде протокола ... от ..., утвержденное Постановлением Главы администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от ... № ...; восстановить ФИО1 в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами Крайнего Севера с ....

В судебном заседании процессуальный истец указал на допущенную в п. 2 просительной части искового заявления описку: просит восстановить ФИО1 в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с ... (вместо ...).

В обоснование иска прокурор указал, что на дату постановки ... в очередь на получение жилья за пределами города Воркуты за счет выделения безвозмездных субсидий РФ, а также на дату включения ... в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и отнесения к категории "пенсионеры" ФИО1 не имела жилых помещений за пределами города Воркуты. Имеющийся в собственности ФИО1 жилой дом не повлиял на ее право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отчуждением его ..., т.е. до постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем решение общественной комиссии МО ГО "Воркута" о снятии ее с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (наличие жилья на дату постановки) следует признать незаконным.

Определением Воркутинского городского суда от 12.11.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.

Ответчик, третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения процессуального и материального истца, суд считает иск в пределах указанных в заявлении требований и оснований подлежащим удовлетворению.

Из представленных суду документов следует, что ФИО1 поставлена в очередь на получение жилья за пределами ... за счет выделения безвозмездных субсидий РФ на основании заявления от ... (л.25) с составом членов семьи пять человек, в том числе: ФИО2 (муж), ФИО4 (дочь), ФИО3 (сын), ФИО5 (внук).

Распоряжением Главы муниципального образования городского округа "Воркута" от ... ... утвержден протокол жилищной комиссии ... от ..., согласно которому ФИО1 переведена в льготную очередь участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории "пенсионеры" (л.39-43).

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы" и подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.

Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ и п/п. "з" п. 5 вышеуказанных Правил установлено, что право на получение субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Правительством Российской Федерации 10 декабря 2002 года принято Постановление № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В подпунктах "д", "и" пункта 21 Положения определено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам); изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

В пунктах 2 и 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879, определено что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

Законом Республики Коми от 6 октября 2005 г. №103-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья" установлено, что прием и проверка документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; постановка на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, и обеспечение свободного доступа к ним граждан осуществляется в Республике Коми органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно лишь в том случае, если после приобретения жилья по любым основаниям, в том числе на собственные средства, гражданин остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ..., выданного нотариусом ... нотариальной конторы К. за реестровым номером ... за ФИО1 была зарегистрирована ... общая долевая собственность: ... доля в праве на жилой дом, расположенный по адресу: ... общей жилой площадью ... кв.м (л.106). Право собственности на ... доля в праве на жилой дом прекращено датой регистрации - ....

Из объяснений истца следует, что после смерти матери осталось наследство в виде недвижимости, оформление которого было завершено только в ... году с переводом права собственности на брата. Совладельцем указанной собственности в порядке ст. 34 Семейного кодекса РФ (по иным основаниям) Н.Н.(муж) не являлся.

Учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в Ступинском районе Московской области на дату признания права собственности ФИО1 на долю в жилом доме установлена в размере 9 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, что подтверждается решением Совета депутатов муниципального образования "Ступинский район" Московской области от 28.07.2005 №792/52 (л.59)

По состоянию на ... ФИО1 состояла в очереди на получение государственного жилищного сертификата с составом семьи из четырех человек.

На эту же дату за ФИО1 было зарегистрировано право собственности на ... доли недвижимости, общая площадь которой составляла ... кв.м, что ниже учетной нормы площади жилого помещения по определению обеспеченности с учетом всех членов семьи (по /5 = кв.м на каждого). Несмотря на имеющуюся у нее в собственности долю в жилом доме ФИО1 и четверо членов ее семьи остались нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Постановлением исполняющего обязанности руководителя администрации городского округа "Воркута" от ... ... утвержден протокол общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от ... № ..., согласно которому в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ... №125-ФЗ (наличие жилья на дату постановки) рекомендовано снять ФИО1 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты (л.18-21).

Соответствующее уведомление было направлено в адрес истца ... (л.17), что соответствует п. 22 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Основанием принятия указанного решения послужило наличие до ... в собственности у ФИО1 ... доли жилого дома ...

По состоянию на указанную дату ФИО1 состояла в очереди на получение жилищного сертификата с составом семьи из четырех человек. Однако нуждаемость в улучшении жилищных условий с составом семьи из четырех человек оставалась по состоянию на дату регистрации ... за ФИО1 права собственности на ... доли жилого дома в ... общей площадью ... кв.м.

По состоянию на дату постановки на учет ..., на дату регистрации ... права собственности, на дату перевода ... очереди на категорию "..." ФИО1 и члены ее семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4, А. зарегистрированы по месту жительству: ....

Муж ФИО2 ... снят с регистрационного учета в ..., вновь зарегистрирован ... по месту жительства: ....

ФИО3 временно снят с регистрационного учета ... в связи с ..., срок которого истек, в настоящий момент проживает в ... по месту временной регистрации.

На период с ... по ... ФИО4, ФИО5 зарегистрированы по месту пребывания по адресу: ...

Как объяснила истец в судебном заседании необходимость регистрации ФИО4 по месту пребывания вызвана ее работой и временным проживанием сына ФИО5 в ... по месту пребывания матери. Временная регистрация по месту пребывания права постоянного пользования жилым помещением не дает.

По смыслу указанных выше законодательных и нормативных актов граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

Между тем наличие у ФИО1 в собственности до ... доли в жилом доме не повлияло на ее право состоять в очереди на получение социальной выплаты, основания для признания её нуждающейся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета не исчезли.

Несообщение в администрацию о таком праве собственности не могло быть основанием для исключения ФИО1 из очереди. Оснований для применения требований п. 21, в т.ч. п/п. "в", "д" и "и" Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, не имелось.

Решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО ГО "Воркута", оформленное в виде протокола ... от ... и утвержденное постановлением и.о. руководителя администрации городского округа "Воркута", об исключении ФИО1 из списков учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для получения жилья за пределами районов Крайнего Севера следует признать незаконным. На администрацию следует возложить обязанность восстановить ФИО1 в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для получения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой подачи заявления ....

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городского округа "Воркута", оформленное в виде протокола ... от ... и утвержденное постановлением и.о. руководителя администрации городского округа "Воркута", об исключении ФИО1 из списков учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для получения жилья за пределами районов Крайнего Севера, незаконным и обязать Администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" восстановить ФИО1 в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для получения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой подачи заявления ....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца после даты изготовления мотивированного решения. Судья _____________

Мотивированное решение изготовлено 18.12.2013 г.