ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3135/2022 от 31.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№ 2-3135/2022

26RS0002-01-2022-000443-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2022 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Романенко Ю.С.,

при секретаре Поповой С.А.,

с участием

представителя ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю – Патычек А.А., действующей на основании доверенности,

старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ставрополя Лаптевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Дерябина к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

установил:

Дерябин Р.А. обратился в суд с иском, к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

В обосновании заявленных требований указано, что 28.12.2017 истцу была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на тот момент он являлся ст. о/у по ОВД ОРИ СБ ГУ МВД России по СК. Примерно 24.03.2019 истцу изменили меру пресечения, после чего он вышел на свое рабочее место в ОРЧ СБ ГУМВД России по СК, в последствии он был отстранен от занимаемой должности до решения суда, однако все указанное время истец являлся действующим сотрудником МВД. 10.12.2021 истец был ознакомлен с приказом об увольнении за совершение коррупционного правонарушения, а именно за то, что им не были представлены декларации о доходах за себя и его двух детей за 2017-2018 годы. Истец считает, что аттестационной комиссией грубо нарушены его конституционные права, в том числе п.3 ст.51 ФЗ №342-ФЗ от 30.11.2011 года, а именно комиссия не учла характер совершенного правонарушения, его тяжесть, проигнорировали факт нахождения в СИЗО и отсутствия реальной возможности предоставления декларации, которую можно заполнить только использованием специализированной программы. Кроме того, истцом со слов комиссии предоставлены декларации за 2019-2020 год, соответственно истцом в период 2019 года были подготовлены и предоставлены декларации за 2017-2018 годы, иначе декларации за 2019-2020 годы, не были бы приняты. Декларации о доходах проверяются постоянно, а служебная проверка начата в ноябре-декабре 2021 года, но не назначалась в 2017-2020 году. Аттестационная комиссия при вынесении решения истца о его увольнении руководствовалась п.5 ст. 51 ФЗ №342-ФЗ от 30.11.2011 года с изменениями дополнениями от 08.12.2020 №429-ФЗ, где указано, что за коррупционное правонарушение могут привлечь в течение 3-х лет со дня совершения правонарушения, однако правонарушение истца, не подача декларации, совершена в мае 2019 года, соответственно к истцу применим ФЗ №342-ФЗ от 30.11.2011 с изменениями и дополнениями от 03.08.2018 года №307-ФЗ, где в ст. 51 указано о возможности привлечения к ответственности в течение двух лет со дня совершения правонарушения, таким образом, срок привлечения истца к ответственности истек 01.05.2021, так как закон обратной силы не имеет. Таким образом, истец считает, что его незаконно уволили из органов внутренних дел и причинили ему тяжкие последствия на сегодняшний день, не выплата заработной платы, ежегодной премии, социальных и иных гарантий, потеря деловой репутации, ухудшения самочувствия и оплата адвоката для разрешения возникшей ситуации. Просит суд признать незаконным приказ №1197 л/с от 09.12.2021, об увольнении Дерябина Р.А. из органов внутренних дел; восстановить Дерябина Р.А. в прежней должности ОРИ СБ ГУМВД России по СК; взыскать с ГУ МВД России по СК в пользу Дерябина Р.А. заработную плату за время вынужденного прогула; моральный вред за потерю девой репутации в размере 10 000 000 рублей; произвести перерасчет срока службы в органах внутренних дел; судебные расходы на представителя.

Истец Дерябин Р.А., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил. Согласно информации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю Дерябин Р.А. 20.06.2022 убыл в распоряжение УФСИН России по Кировской области для отбывания наказания (Т.1 л.д. 151). Судебные извещения о дате и месте рассмотрения дела направлены в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области (Т.1 л.д. 178, л.д. 187).

Представитель истца Москалев А.М., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю – Патычек А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ранее представлены возражения, в которых указано, что Дерябин Р.А. был уволен из органов внутренних дел с должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю, по пункту 13 части 3 статьи 82 (в связи с утратой доверия) Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основанием для увольнения истца послужила проведенная 06.12.2021 заседание аттестационной комиссии Главного управления МВД России по Ставропольскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов по итогам проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подтвержден факт неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в части не представления старшим оперуполномоченным по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю майором полиции Дерябиным Р.А. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 2018 год. Осуществлена проверка сведений, изложенных в рапорте начальника ОРЧ СБ Главного управления полковника полиции И.А. Спинко от 16.11.2021 о возможном нарушении норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации старшим оперуполномоченным но особо важным делам отделения зонального направления оперативно-разыскной части собственной безопасности ГУ МВД России по Ставропольскому краю майором полиции Р.А. Дерябиным. 18.11.2021 в соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Положения, майор полиции Р.А. Дерябин уведомлен о назначении в отношении него проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (исх. №№ 2/4771, 2/4772 и 2/4773). Изучение личного дела майора полиции Р.А. Дерябина показало, что 14.05.2005 отделом записи актов гражданского состояния управления ЗАГС Ставропольского края по Буденновскому району заключен брак между Дерябиным Р.А. и Агеевой Л.В. В соответствии со свидетельством о расторжении брака выданном 01.03.2016 ОЗАГС УЗАГС Ставропольского края по Буденновскому району, брак между майором полиции Р.А. Дерябиным и Л.В. Дерябиной расторгнут 25.01.2016. От брака майор полиции Р.А. Дерябин и Л.В. Дерябина имеют общих детей (сын - Дерябин Р. Р., дочь - Дерябина А. Р.). Проверка соблюдения отдельной категорией должностных лиц органов внутренних дел Ставропольского края норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации в части реализации возложенных на них функций обеспечения соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, а также изучение подготовленных майором полиции Р.А. Дерябиным в рамках декларационных компаний 2017-2021 годов и приобщенных к его личному делу справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные 2016-2020 годы показала, что им представлены: сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах своих несовершеннолетних детей (Р.Р. Дерябина и А.Р. Дерябиной) за отчетный 2016 год (при замещении должности старшего оперуполномоченного по ОВД ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю); сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах своих несовершеннолетних детей (Р.Р. Дерябина и А.Р. Дерябиной) за отчетный 2019 год (при замещении должности старшего оперуполномоченного по ОВД ОЗН ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю); сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах своих несовершеннолетних детей (Р.Р. Дерябина и А.Р. Дерябиной) за отчетный 2020 год (при замещении должности старшего оперуполномоченного по ОВД 03Н ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю). Вместе с тем, установлено, что в личном деле майора полиции Р.А. Дерябина отсутствуют справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на него и его несовершеннолетних детей (Р.Р. Дерябина и А.Р. Дерябиной) за отчетные 2017 - 2018 годы. В связи с чем, изучить и провести анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера майора полиции Р.А. Дерябина и его несовершеннолетних детей - Р.Р. Дерябина и Л.Р. Дерябиной за отчетные 2017 - 2018 годы не представилось возможным. Далее установлено, что 25.11.2017 ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю в отношении майора полиции Р.Л. Дерябина возбуждено уголовное дело № ч. 3 ст. 260 УК РФ. 28.12.2017 Р.А. Дерябин был задержан в порядке ст. 91. 92 УПК РФ. В период с 29.12.2017 по 25.03.2019 майор полиции Р.А. Дерябин на основании решений ряда судебных инстанций содержался под стражей. 24.03.2019 Промышленным районным судом г. Ставрополя мера пресечения в отношении майора полиции Р.Л. Дерябина изменена с заключения под стражей на запрет определенных действий, в связи с чем, последний был освобожден из-под стражи в зале суда. Учитывая, что декларационная компания о представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 28.12.2018 завершена 30.04.2018, и с момента ее окончания прошло более 3- х лет (30.04.2021), вопрос о применении к майору полиции Р.А. Дерябину мер юридической ответственности за непредставление своих сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своих несовершеннолетних детей за отчетный 2017 год не может быть рассмотрен в связи с тем, что со дня совершения им коррупционного правонарушения прошло более трех лет. В части касающейся непредставления майором полиции Р.А. Дерябиным своих сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих несовершеннолетних детей за отчетный 2018 год в 2019 году, установлено, что согласно справки о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год от 19.11.2021, предоставленной ЦФО ГУ МВД России по Ставропольскому краю, общая сумма дохода майора полиции Р.А. Дерябина составила 211 284,39 рубля. При этом, в рамках настоящей проверки не получено документального подтверждения о том, что майором полиции Р.А. Дерябиным представлялись сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественною характера на себя и своих несовершеннолетних детей за отчетные 2017 - 2018 годы. В соответствии с постановлением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 24.03.2019 в отношении майора полиции Р.А. Дерябина изменена мера пресечения в виде заключения под стражу на запрет определенных действий, а именно: выходить с 21 часа до 07 часов за пределы жилого помещения, расположенного по адресу: в котором он зарегистрирован; общаться с обвиняемыми по уголовному делу: О.А. Коцким. А.С. Паньковым; общаться со свидетелями по уголовному делу: К.О. Коркой, А.С. Паньковой: М.А. Калининым, К.Б. Бадраковым, Р.Ш. Аджиевым; отправлять и получать почтово-телеграфные отправления; использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», за исключением использования телефонной связи для вызова медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения со следователем и контролирующим органом, на срок до 15.04.2019. Учитывая, что декларационная компания в 2019 году по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 2018 год длилась до 30 апреля 2019 года, у майора полиции Р.А. Дерябина, с учетом ограничительных мер, имелась возможность лично прибыть в ОПКП УРЛС ГУ МВД России по Ставропольскому краю для представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 2018 год. Согласно методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, разрабатываемых ежегодно Минтрудом России, при невозможности по объективным причинам представить свои сведении о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей, старшему оперуполномоченному по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю майору полиции Р.А. Дерябину при замещении должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам группы государственной защиты отдела анализа, планирования и контроля ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю, следовало обратиться с рапортом (заявлением), предусмотренным пунктом 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, абзацем третьим подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях но соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», для рассмотрения данного вопроса на заседании аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих ГУ МВД России по Ставропольскому краю и урегулированию конфликта интересов. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.

Старший помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя Лаптева Е.В., в судебном заседании пояснила, что материалами проверки подтверждается факт увольнения истца за совершенное правонарушение, в связи, с чем исковые требования не подлежат удовлетворению. Полагала, что процедура увольнения в соответствии с действующим законодательством соблюдена в полном объеме.

Суд, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, оценив собранные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Дерябина Р.А. по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 148 ГПК РФ, задачей подготовки дела к судебному разбирательству является, в том числе, уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.

В пунктах 5 и 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснено, что под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (ст. 56 ГПК РФ).

При выполнении задачи, связанной с представлением необходимых доказательств, судья учитывает особенности своего положения в состязательном процессе. Судья обязан уже в стадии подготовки дела создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (ч.1 ст. 57 ГПК РФ).

В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 16.04.09 № 566-О-О, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

Вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе основания и порядок прекращения прохождения данной службы, порядок наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников полиции урегулированы Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 1 - 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу ч. 1 ст.4 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции как в служебное время, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

Исходя из пункта 2 части 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав (подпункт "а" пункта 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377).

Согласно ч.1 ст. 20 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с названным федеральным законом. Контракт вступает в силу со дня, определенного приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя о назначении гражданина на должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено этим федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ контракт - соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

Под служебной дисциплиной согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Дерябин Р.А. проходил службу в органах внутренних дел в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

Дерябин Р.А. работал в ОВД с сентября 2001 года, в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам группы государственной защиты отдела анализ, планирования и контроля ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю с августа 2016 года по август 2019 года, в замещаемой должности с октября 2019 года.

Приказом МВД России от 16.12.2016 № 848 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Должность Дерябина Р.А. включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МВД России от 16.12.2016 № 848.

Судом установлено, что приказом начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 09.12.2021 № 1119 л/с майор полиции Дерябин Р.А. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде «увольнения со службы в органах внутренних дел» по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с утратой доверия (Т.1 л.д. 119-120).

Основанием для привлечения Дерябина Р.А. к дисциплинарной ответственности послужил протокол заседания аттестационной комиссии Главного управления МВД России по Ставропольскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 06.12.2021 № 12 по вопросу о несоблюдении законодательства о противодействии коррупции при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера страшим оперуполномоченным по особо важным делам отделения зонального направления оперативно - разыскной части собственной безопасности ГУ МВД России по Ставропольскому краю майором полиции Дерябиным Р.А., выявленных в ходе проведения проверки сведений, изложенных в рапорте начальника ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковника полиции Спинко И.А. (Т.1 л.д. 109-118).

ОПКП УРЛС ГУ МВД России но Ставропольскому краю осуществлена проверка сведений, изложенных в рапорте начальника ОРЧ СБ Главного управления полковника полиции Спинко И.А. от 16.11.2021 о возможном нарушении норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации старшим оперуполномоченным по особо важным делам отделения зонального направления оперативно-розыскной части собственной безопасности ГУ МВД России по Ставропольскому краю майором полиции Дерябиным Р.А.

Из рапорта следовало, что в ходе проведения служебной проверки № 148 в отношении майора полиции Дерябина Р.А. по факту его отсутствия на рабочем месте свыше 4 часов, установлен факт непредставления майором полиции Р.А. Дерябиным сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи в 2019 году за отчетный 2018 год, при этом Дерябин Р.А. в аттестационную комиссию ГУ МВД России по Ставропольскому краю с рапортом о невозможности представить такие сведения, не обращался.

В рамках проведенной проверки установлено майор полиции Дерябин Р.А. с мая 2005 года по март 2016 года состоял в браке Дерябиной Л.В.. Они имеют общих детей: сына Дерябина Р.Р., , и дочь Дерябину А.Р.,

Изучение подготовленных майором полиции Дерябиным Р.А. в рамках декларационных компаний 2017-2021 годов и приобщенных к его личному делу справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные 2016-2020 годы показала, что им представлены:

Вместе с тем, установлено, что в личном деле майора полиции Дерябина Р.А. отсутствуют справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на него и его несовершеннолетних детей (Дерябина Р.Р. и Дерябиной А.Р.) за отчетные 2017 - 2018 годы (замещал должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам группы государственной защиты отдела анализа, планирования и контроля ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю).

В части касающейся непредставления майором полиции Дерябиным Р.А. своих сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих несовершеннолетних детей за отчетный 2018 год в 2019 году установлено, что согласно справки о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год от 19.11.2021, предоставленной ЦФО ГУ МВД России по Ставропольскому краю, общая сумма дохода майора полиции Дерябина Р.А. составила 211284,39 рубля.

В рамках настоящей проверки не получено документального подтверждения о том, что майором полиции Дерябиным Р.А. представлялись сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих несовершеннолетних детей за отчетные 2017-2018 годы.

В связи с чем, объективный анализ собранных в рамках проверки материалов показал, что старший оперуполномоченный по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю майор полиции Дерябин Р.А., при замещении должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам группы государственной защиты отдела анализа, планирования и контроля ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю, допустил нарушение требований подпункта 3.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», подпункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 2 Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного приказом МВД России от 14.12.2016 № 838, выразившиеся в непредставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей за отчетный 2018 год.

При определении степени ответственности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю майора полиции Дерябина Р.А., в соответствии с критериями привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, определенными Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и не исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо Минтруда России от 21.03.2016 № 18 2/10/П 1526), учтено в качестве смягчающих обстоятельств нарушение требований антикоррупционного законодательства, к которым можно отнести: совершение нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые, содействие мероприятиям, проводимым в ходе проверки, направленным на всестороннее изучение предмета проверки. В тоже время в качестве отягчающих обстоятельств учтено неудовлетворительная служебная характеристика.

На основании установленных обстоятельств, комиссией принято решение: установить, что майором полиции Дерябиным Р.А. не представлены сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей Дерябина Р.Р. и Дерябину А.Р. за отчетный 2018 год.

Также комиссией определено, что при вышеуказанных обстоятельствах, с учетом критериев привлечения к ответственности государственных служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и не исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, разработанных Министерством груда и социальной защиты Российской Федерации 21.03.2016 № 18-2/10/11-1526, майором полиции Дерябиным Р.А. совершен значительный проступок.

На основании протокола заседания аттестационной комиссии Главного управления МВД России по Ставропольскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 06.12.2021 № 12, приказом начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 09.12.2021 № 1197 л/с майор полиции Дерябин Р.А. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде «увольнения со службы в органах внутренних дел» по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с утратой доверия.

Рассматривая доводы о признании незаконным приказа начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю генерал-майора полиции Мишагина А.В. № 1197 л/с от 09.12.2021 о наложении на Дерябина Р.А. взыскания за коррупционное правонарушение в виде увольнения со службы в органах внутренних дел, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 3.2 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В силу подпункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел обязан представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Приказом МВД России от 14.12.2016 № 838 утвержден Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России.

Так, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и федеральные государственные гражданские служащие системы МВД России, замещавшие по состоянию на 31 декабря отчетного года должности государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, предусмотренные Перечнем должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляют сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода и сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Судом достоверно установлено, что основанием для увольнения истца послужила проведенная 06.12.2021 заседание аттестационной комиссии Главного управления МВД России по Ставропольскому краю по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов по итогам проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подтвержден факт неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в части не представления страшим оперуполномоченным по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю майором полиции Дерябиным Р.А. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2018 год.

ОПКП УРЛС ГУ МВД России но Ставропольскому краю осуществлена проверка сведений, изложенных в рапорте начальника ОРЧ СБ Главного управления полковника полиции Спинко И.А. от 16.11.2021 о возможном нарушении норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации старшим оперуполномоченным по особо важным делам отделения зонального направления оперативно-розыскной части собственной безопасности ГУ МВД России по Ставропольскому краю майором полиции Дерябиным Р.А.

Как следует из материалов дела, майор полиции Дерябин Р.А. с мая 2005 года по март 2016 года состоял в браке Дерябиной Л.В.. Они имеют общих детей: сына Дерябина Р.Р., 18.08.2006 года рождения, и дочь Дерябину А.Р., 04.07.2011 года рождения.

Между Дерябиным Р.А. и Дерябиной Л.В. брак расторгнут, согласно свидетельству о расторжении брака , выданном 01.03.2016 ОЗАГС УЗАГС Ставропольского края по Буденновскому району (Т.1 л.д. 89).

Согласно личному делу Дерябина Р.А. справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные 2016-2020 годы, им представлены:

Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год от 19.11.2021, предоставленной ЦФО ГУ МВД России по Ставропольскому краю, общая сумма дохода майора полиции Дерябина Р.А. составила 211284,39 рубля (Т.1 л.д. 88).

В рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, 25.11.2021, Дерябин Р.А. был опрошен, сообщил, что 25.11.2021 ему стало известно, что в отношении него в соответствии с требованиями пункта 4 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, назначена проверка достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению. Далее майор полиции Дерябин Р.А. в своем объяснении указал, что примерно с 27-28 декабря 2017 года по 26- 28 марта 2019 года он, по его мнению, сфабрикованному уголовному делу, находился под стражей в следственных изоляторах СИЗО № 1 г. Ставрополя и СИЗО № 2 г. Пятигорска. В следственных изоляторах он находился в камерах вместе с лицами, в отношении которых ранее проводил ОРМ, по результатам которых в отношении данных лиц были приняты меры о заключении под стражу. Примерно с 26.03.2019 ему была изменена мера пресечения с заключения под стражей на ограничения. По истечении указанных ограничений он осуществил выход на свое рабочее место, где совместно с руководством ОРЧ СБ ГУ было оговорено, что он будет заниматься отдельными поручениями, не касающимися его прямых должностных обязанностей. С 2016 года он состоит в разводе с гражданкой Дерябиной Л.В. У них имеются двое несовершеннолетних детей. В год развода, его бывшая супруга подала на алименты, в связи с чем, с того момента до настоящего времени ГУ МВД России по Ставропольскому краю удерживает с его дохода сумму, необходимую, для погашения алиментов. Ему известно, что он, как сотрудник органов внутренних дел, обязан ежегодно предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи, в данном случае с момента развода на себя и своих двоих несовершеннолетних детей. По факту отсутствия справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и его двоих несовершеннолетних детей за отчетные 2017-2018 годы в его личном деле, майор полиции Дерябин Р.А. пояснил следующее, что данные справки он не мог предоставить в рамках декларационных компаний, проведенных в 2018 и 2019 годах соответственно, так как находился под стражей, при этом, о том, что в случае невозможности представить данные справки по объективным причинам, ему необходимо было подготовить в аттестационную комиссию ГУ МВД России по Ставропольскому краю соответствующее заявление, ему известно не было. Вместе с тем, в случае если бы он об этом знал и подготовил соответствующее заявление, то не смог бы его передать в аттестационную комиссию, так как у него отсутствовала фактическая возможность передать его. Кроме того, майор полиции Дерябин Р.А. пояснил, что сведения о доходах на себя и своих несовершеннолетних детей за отчетные 2019 и 2020 годы он представлял, и помнит, что он брал сведения о своих доходах в ЦФО ГУ МВД России по Ставропольскому краю за 2017-2018 годы, для заполнения соответствующей формы справки за отчетные 2017-2018 годы, которые он в последующем представил вместе со справками о доходах за отчетный 2019 год в 2020 году в УРЛС ГУ МВД России по Ставропольскому краю. По какой причине они отсутствуют в его личном деле, ему не известно. Далее майор полиции Дерябин Р.А. в своем объяснении дополнительно указал, что справки за отчетные 2017- 2018 годы представлял вместе с копиями постановлений суда о задержании и изменении меры пресечения. При необходимости он может восстановить и дополнительно представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих несовершеннолетних детей за отчетные 2017 и 2018 годы. Со слов майора полиции Дерябина Р.А., прокуратурой Ставропольского края (Дашкевичем) после его освобождения, точной даты он не помнит, проверялись его справки о доходах. Как считает майор полиции Дерябин Р.А., если бы их не было, то было бы направленно представление о проведении в отношении него проверки, однако таковое не поступало, что свидетельствует о их наличии на тот период. Так же он бы не смог сдать справки о доходах за 2019 год и 2020 год если бы у него не было справок о доходах за 2017- 2018 годы, у него бы их не приняли и все равно бы сказали их сделать (Т.1 л.д. 91-93).

Как следует из материалов дела, 25.11.2017 ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю в отношении майора полиции Дерябина Р.А. возбуждено уголовное дело № по ч. 3 ст. 260 УК РФ.

В период с 29.12.2017 по 25.03.2019 майор полиции Дерябин Р.А. на основании решений ряда судебных инстанций содержался под стражей.

Постановлением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 24.03.2019 в отношении майора полиции Р.А. Дерябина изменена мера пресечения в виде заключения под стражу на запрет определенных действий, а именно:

- выходить с 21 часа до 07 часов за пределы жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Буденновск, ул. Свободы. 130 «б», в котором он зарегистрирован;

- общаться с обвиняемыми по уголовному делу: О.А. Коцким. А.С. Паньковым; общаться со свидетелями по уголовному делу: К.О. Коркой, А.С. Паньковой: М.А. Калининым, К.Б. Бадраковым, Р.Ш. Аджиевым;

- отправлять и получать почтово-телеграфные отправления; использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», за исключением использования телефонной связи для вызова медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения со следователем и контролирующим органом, на срок до 15.04.2019 (Т.1 л.д. 97-108).

В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно -методические материалы по данным вопросам.

В этой связи пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24.04.2015 № 47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно- методическими материалами.

В свою очередь, исходя из Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», уполномоченными на оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, является подразделение государственного органа, органа местного самоуправления или организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

В этой связи лица, на которых возложены ограничения и запреты, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, для получения соответствующей консультативной помощи, в том числе по вопросам заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обращаются в указанное подразделение.

Согласно методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, разрабатываемых ежегодно Минтрудом России, при невозможности по объективным причинам представить свои сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей, старшему оперуполномоченному по особо важным делам отделения зонального направления ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю майору полиции Дерябину Р.А. при замещении должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам группы государственной защиты отдела анализа, планирования и контроля ОРЧ СБ ГУ МВД России по Ставропольскому краю, следовало обратиться с рапортом (заявлением), предусмотренным пунктом 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559, абзацем третьим подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», для рассмотрения данного вопроса на заседании аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих ГУ МВД России по Ставропольскому краю и урегулированию конфликта интересов.

По учетам ОПКП УРЛС Главного управления в аттестационную комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих ГУ МВД России по Ставропольскому краю и урегулированию конфликта интересов майор полиции Дерябин Р.А., не обращался.

Рассматривая довод истца о неправильно применимой норме закона ответчиком при вынесении решения об увольнении, а именно ФЗ №342 от 30.11.2011 с изменениями и дополнениями от 08.12.2020 №429-ФЗ, суд приходит к следующему:

Порядок наложения на сотрудника органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения определен ч. 5 ст. 51.1. Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой взыскания, предусмотренные статьями 50.1. и 82.1. (взыскания за коррупционные правонарушения) Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Как следует из представленных материалов дела 25.11.2017 ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю в отношении майора полиции Дерябина Р.А. возбуждено уголовное дело № по ч. 3 ст. 260 УК РФ.

В период с 29.12.2017 по 25.03.2019 майор полиции Дерябин Р.А. на основании решений ряда судебных инстанций содержался под стражей.

Судом установлено, что при проведении служебной проверки ответчиком учитывалось, что декларационная компания о представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 2017 год завершена 30.04.2018, и с момента ее окончания прошло более 3- х лет (30.04.2021), вопрос о применении к майору полиции Дерябину Р.А. мер юридической ответственности за непредставление своих сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своих несовершеннолетних детей за отчетный 2017 год не был рассмотрен в связи с тем, что со дня совершения им коррупционного правонарушения прошло более трех лет.

Критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения установлены Письмом Минтруда РФ от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526.

В пункте 4 Обзора, являющемся Приложением к письму Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526, указано, что согласно положениям федеральных законов, определяющих специфику профессиональной служебной (трудовой) деятельности служащих, за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции применяются следующие виды взысканий:

а) замечание;

б) выговор;

в) строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной службы);

г) предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии;

д) увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.

В пункте 5 Обзора, являющемся Приложением к письму Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526, указано, что при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются следующие установленные законодательством критерии:

а) характер и тяжесть совершенного нарушения;

б) обстоятельства, при которых совершено нарушение;

в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

В приложениях к указанному выше Обзору приведены ситуации, расцененные как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия, а также как малозначительные и несущественные проступки.

К ситуациям, расцененным как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия относится, в частности:

Не представлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.

Не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам.

Таким образом, судом, с учетом содержания Обзора, принято во внимание отсутствие сведений об источниках денежных средств, наличие которых не может быть объяснено исходя из официальных доходов за 2018 год, установлено, что истцом Дерябиным Р.А. совершен значительный проступок.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обстоятельства, приведенные в проверке нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, факт совершения истцом коррупционного правонарушения, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы ответчиком был соблюден, поэтому оснований не применять к спорным отношениям приведенные выше нормативные положения, в частности пункт 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, у ответчика не имелось.

На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для признания незаконными приказа начальника ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю генерал-майора полиции Мишагина А.В. № 1197л/с от 09.12.2021 о наложении на Дерябина Р.А. взыскание за коррупционное правонарушение в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.

Поскольку исковые требования о восстановлении на службе, взыскании компенсации морального вреда, взыскание заработной платы за время вынужденного прогула, перерасчет срока службы, взыскание судебных расходов на представителя, являются производными от требований о признании незаконным приказа об увольнении, которые судом отклонены, правовых оснований для их удовлетворения не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований Дерябина к ГУ МВД России по Ставропольскому краю: о признании незаконным и отмене приказа ГУ МВД России по Ставропольскому краю, по личному составу № 1197 от 09.12.2021 об увольнении Дерябина Руслана Александровича, со службы в органах внутренних дел по п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ; восстановлении Дерябина на службе в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отделения зонального направления оперативно-розыскного отдела оперативно-розыскной части собственной безопасности ГУ МВД России по Ставропольскому краю; взыскании в качестве компенсации морального вреда денежных средств в размере 10 000 000 рублей; взыскании заработной платы за время вынужденного прогула; пересчете срока службы в органах внутренних дел; взыскании судебных расходов на представителя, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 05 сентября 2022 года.

Судья Ю.С. Романенко