Дело № 2-3138/2018 копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд г. Новосибирска в составе:
Судьи Бурнашовой В.А.,
при секретаре судебного заседания Калюжной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать незаконным решение УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска от 30.03.2018 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы в «ФКП Образовательное учреждение № 290» с 20.12.1995 по 22.07.2003 в должности техника инженерно-технического обеспечения 1 роты охраны ИТК-2 УИНУВД Новосибирской области и в «ФКУ ИК-2 ГУФСИН России» с 01.06.2005 по 17.08.2005 в качестве механика энерго-механического отдела, с 18.08.2005 по 26.10.2006 в качестве инженера производственного отдела.
Согласно доводам иска, истец ФИО1 имеет требуемый стаж работы с осужденными для назначения досрочной пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 2 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, в него включены руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе: инженеры, механики, техники.
Ссылки пенсионного органа на отсутствие кода льготы, подтверждающей факт работы с осужденными, в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, не могут быть основанием для отказа в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку действующее пенсионное законодательство не ставит в зависимость право лица на получение трудовой пенсии по старости (в том числе и досрочной), от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению в органы Пенсионного Фонда РФ полных и достоверных сведений о работнике. Работник не наделен правом контролировать выполнение работодателем тех или иных предписаний закона.
Также не может быть причиной отказа в назначении досрочной пенсии по старости тот факт, что истец оставил службу органах уголовно-исполнительной системы до приобретения права на пенсию, поскольку федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления такими лицами службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 доводы иска поддержали.
Представитель ответчика ФИО3 против удовлетворения иска возражала. В выписке из лицевого счета застрахованного лица ФИО1 (дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования 01.05.2004) имеются сведения о работе за период с 01.06.2005 по 26.10.2006, квалифицированные общими условиями труда, следовательно, работодателем не подтвержден льготный характер работы.
В Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за 2005-2006 годы, должность механик энерго-механического отдела и инженер производственного отдела не предусмотрена, в поименном списке за 2005-2006 ФИО1 не значится;
Период службы в должности техника инженерно-технического обеспечения 1 роты охраны ИТК-2 УИН УВД Новосибирской области не попадает в льготный стаж, так как правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются работники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, относящиеся к гражданскому персоналу.
Письменные возражения приобщены к делу (л.д. 35-36).
Представитель третьих лиц – ФКУ ИК-2 ГУФСМН России по НСО и ГУФСИН России по НСО ФИО4 в судебном заседании пояснила, что иск ФИО1 подлежит удовлетворению Письменный отзыв приобщен к делу (л.д. 53-54).
Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчина, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу с п. 17 ст. 30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу ст. 36 Закона РФ от 21.07.1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 15 лет - на работах с осужденными;
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при досрочном назначении лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 17 пунктом 1 статьи 27 Закона применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 года N 85 (Список).
Правом на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с указанным Списком пользуются руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе инженеры, механики, техники.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
В данном случае истец ФИО1 в спорные периоды трудового стажа был постоянно и непосредственно занят на работах с осужденными, что подтверждается его пояснениями, справками об особом характере работы по льготе 27-ОС, а также отзывом представителя ФКУ ИК-2 ГУФСМН России по НСО и ГУФСИН России по НСО.
Суд соглашается с доводами иска о том, что отсутствие кода льготы, подтверждающей факт работы с осужденными, в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, не может быть основанием для отказа в назначении досрочной пенсии по старости.
Составление и заполнение данных сведений возлагается на работодателя, работник не имеет возможности каким-либо образом повлиять на полное отражение необходимых сведений.
Возникновение права истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что работодатель не поставил требуемый код льготы.
Что касается доводов ответчика о том, что истец оставил службу органах уголовно-исполнительной системы до приобретения права на пенсию, то суд руководствуется подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и разъяснениями Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 N 1152-О-О, Постановление от 14.01.2016 N 1-П):
- …. для тех сотрудников органов внутренних дел, чей стаж службы на день увольнения не достиг требуемой продолжительности (т.е. в случае оставления службы до приобретения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению), предусмотрен особый порядок сохранения пенсионных прав: пенсии им назначаются на условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (до 1 января 2015 года - Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), периоды же прохождения военной службы, службы в органах внутренних дел и иной правоохранительной службы подлежат включению в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию, при условии что им предшествовали или за ними следовали периоды работы.
При включении ФИО1 спорных периодов в подсчет стажа работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», его специальный стаж на дату обращения в пенсионный орган (на 14.12.2017) составлял более 15 лет на работе с осужденными в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы, в связи с чем суд считает необходимым признать за ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Включить ФИО1 в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы:
- в «ФКП Образовательное учреждение № 290» с 20.12.1995 по 22.07.2003 в должности техника инженерно-технического обеспечения 1 роты охраны ИТК-2 УИНУВД Новосибирской области;
- в «ФКУ ИК-2 ГУФСИН России» с 01.06.2005 по 17.08.2005 в качестве механика энерго-механического отдела и с 18.08.2005 по 26.10.2006 в качестве инженера производственного отдела.
Признать за ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган: с 14.12.2017.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2018 года.
Судья (подпись) В.А. Бурнашова
Подлинник решения в гражданском деле № 2-3138/2018 в Ленинском районном суде г. Новосибирска.
Секретарь с/заседания
Е.А. Калюжная