ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-313/18 от 15.01.2018 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 января 2018 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего судьи Бетиной Г.А.,

при секретаре Григорьевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-313/2018 по иску ФИО1 к Администрации г.о.Тольятти об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился с иском к Администрации г.о.Тольятти об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления, в котором просил признать незаконным не включение Администрацией г.о.Тольятти семьи составом 3 человека (ФИО1 <данные изъяты>, ФИО2 – супруга, ФИО3 – дочь) в список молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 г. Обязать Администрацию г.о.Тольятти включить семью составом 3 человека (ФИО1 <данные изъяты>, ФИО2 – супруга, ФИО3 – дочь) в список молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 г. и предоставить этот список в соответствующих орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В обоснование иска указал, что согласно уведомления Администрации г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ (установленная дата формирования списка молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 г.) возраст ФИО1 превысил 35 лет, в связи с чем семья Н-вых перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи – участницы Программы (пп. «а» п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в составе подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы), и не включена в список молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 г.

Истец считает, что решение Администрации г.о.Тольятти является незаконным, поскольку само по себе достижение им возраста 36 лет не должно повлечь негативные последствия для семьи, и не является препятствием на реализацию гарантированных его семье конституционных прав и возможности получить социальную выплату в рамках Подпрограммы.

В судебном заседании представитель истца, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации г.о.Тольятти ФИО6, действующая на основании доверенности, требования не признала, суду пояснила, что одним из условий признания молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 гг. является то, что возраст каждого из супругов, либо 1 родителя в неполной семье, на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет. Впоследствии, семья Н-вых перестала соответствовать требованиям программы, в связи с чем, была исключена из участников указанной программы, просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Во исполнение предписаний ст. 40 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.

В соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Жилище», Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

- семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

- наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пункт 20 Правил предусматривает, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

?????

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал заявление, в котором просил принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал заявление о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. молодой семьи в составе 3 человека (ФИО1 <данные изъяты>, ФИО2 – супруга, ФИО3 – дочь).

На основании распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти -р/5 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, с составом семьи 3 человека, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и признана участницей указанной подпрограммы.

Из пояснений истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исполнилось 36 лет, в связи с чем, истца известили, что семья Н-вых исключена из вышеуказанной программы, поскольку возраст участника программы не должен превышать 35 лет.

Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. "в", "ж" ч. 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (п. п. "а" п. 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 738-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 3-О).

Таким образом, участником подпрограммы может быть молодая семья, если возраст каждого из родителей или одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. Несоблюдение этого условия исключает возможность участия семьи в подпрограмме.

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. 20 и 22).

Кроме того, Правилами разграничены полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23 указанных Правил).

Согласно вышеуказанных Правил и «Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году» утвержденного приказом министерства социально-демографической семейной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, администрация г.о.Тольятти формирует список молодых семей – участников подпрограммы и представляет их в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (п.24 Правил, п.2 Порядка).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 997-О).

Возможность приобретения семьей истца субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исполнилось 36 лет, то есть, на момент формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году, истец достиг предельного возраста, установленного для участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, в связи с чем перестал совместно с членами своей семьи относится к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств.

Доводы истца о том, что орган местного самоуправления неправомерно исключил семью истца из вышеуказанной программы, основаны на ошибочном толковании норма материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО1 на момент формирования указанного списка достиг предельного возраста, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Таким образом, суд считает, что основания для признания признать незаконным не включение Администрацией г.о.Тольятти семьи Н-вых составом 3 человека (ФИО1 <данные изъяты>, ФИО2 – супруга, ФИО3 – дочь) в список молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 г. незаконным, отсутствуют, поскольку данное решение принято в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, оснований для обязания Администрации г.о.Тольятти включить семью составом 3 человека (ФИО1 <данные изъяты>, ФИО2 – супруга, ФИО3 – дочь) в список молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 г. и предоставить этот список в соответствующих орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не имеется. Право на получение социальной выплаты нельзя признать нарушенным, поскольку оно у истцов в установленном законом порядке не возникло.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Н-вых не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 <данные изъяты> о признании незаконным не включение Администрацией г.о.Тольятти семьи составом 3 человека (ФИО1 <данные изъяты>, ФИО2 – супруга, ФИО3 – дочь) в список молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 г., обязании Администрацию г.о.Тольятти включить семью составом 3 человека (ФИО1 <данные изъяты>, ФИО2 – супруга, ФИО3 – дочь) в список молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 г. и предоставить этот список в соответствующих орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья