ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-313/19 от 11.02.2019 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усольский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Касимовой А.Н., при секретаре судебного заседания Петровой А.В., с участием старшего помощника прокурора г. Усолье-Сибирское Нагорной И.Н., представителя ответчика Снетковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-313/2019 по исковому заявлению Прокурора города Усолье – Сибирское, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Иркутской области «Усольский техникум сферы обслуживания», Министерству образования Иркутской области о понуждении устранить нарушения пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Усолье – Сибирское, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Иркутской области «Усольский техникум сферы обслуживания», Министерству образования Иркутской области о понуждении устранить нарушения пожарной безопасности. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г. Усолье-Сибирское с привлечением в качестве специалистов сотрудников ОНД и ПР по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению пожарной безопасности объектов массового пребывания людей в ГБПОУ ИО «Усольский техникум сферы обслуживания». Указанное образовательное учреждение расположено по адресу: <адрес>. Эвакуационных выходов с первого этажа – 3 непосредственно наружу, со второго и последующих – 2 через лестничные клетки. Согласно заключению специалиста ОНД и ПР по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району от 29.11.2018 на вышеуказанном объекте проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

Учебный корпус № 1

Не предусмотрены мероприятия для обеспечения исправного функционирования системы оповещения управления эвакуацией (СОУЭ) в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания путём прокладывания соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов;

Не предусмотрено включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации. (Фактически включение СОУЭ осуществляется дежурным персоналом в ручном режиме);

Не предусмотрено формирование команды аппаратурой системы пожарной сигнализации на управление СОУЭ не менее чем от двух автоматических пожарных извещателей;

Второй эвакуационный выход из помещения актового зала не оборудован световым оповещателем «Выход»;

Поэтажные планы эвакуации не соответствуют размерам (требуют размер 600 х 400 мм);

Здание обеспечено, согласно его категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, огнетушителями с несоответствующим рангом тушения модельного очага.

Учебный корпус № 2

Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;

Не предусмотрено включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации (Фактически включение СОУЭ осуществляется дежурным персоналом в ручном режиме);

Поэтажные планы эвакуации не соответствуют размерам (требуется размер 600 х 400 мм);

Здание обеспечено, согласно его категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, огнетушителями с несоответствующим рангом тушения модельного очага;

Отсутствуют на дверях помещений складского назначения, помещения электрощитовой обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны в соответствии с 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

Общежитие

Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;

Не предусмотрено включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации (Фактически включение СОУЭ осуществляется дежурным персоналом в ручном режиме);

Поэтажные планы эвакуации не соответствуют размерам (требуется размер 600 х 400 мм);

Здание обеспечено, согласно его категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, огнетушителями с несоответствующим рангом тушения модельного очага;

Отсутствуют на дверях помещений складского назначения, помещения электрощитовой обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны в соответствии с 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Помещения и здания (учебный корпус и корпус № 2) техникума, являются объектами с массовым пребыванием людей.

На основании вышеизложенного, уточнив исковые требования, просит обязать устранить нарушения требований пожарной безопасности в ГБПОУ ИО «Усольский техникум сферы обслуживания», расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

- обеспечить в здании корпуса № 1 исправное функционирование системы оповещения управления эвакуацией (СОУЭ) в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания путём прокладывания соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить в здании корпуса № 1 включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить в здании корпуса № 1 формирование команды аппаратурой системы пожарной сигнализации на управление СОУЭ не менее чем от двух автоматических пожарных извещателей в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить в здании корпуса № 1 оборудование второго эвакуационного выхода из помещения актового зала световым оповещателем «Выход» в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить в здании корпуса № 1 наличие поэтажных планов эвакуации, соответствующих размерам 600 х 400 мм, в соответствии со статьёй 6 Раздела 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- обеспечить в здании корпуса № 1 согласно его категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, огнетушителями с соответствующим рангом тушения модельного очага в соответствии с пунктом 465 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить в здании корпуса № 2 подачу системой пожарной сигнализации светового и звукового сигналов о возникновении пожара на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта в соответствии с пунктом 7 статьи 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- обеспечить в здании корпуса № 2 включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить в здании корпуса № 2 поэтажные планы эвакуации, соответствующие размерам 600 х 400 мм, в соответствии со статьёй 6 Раздела 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- обеспечить в здании корпуса № 2 согласно его категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, огнетушителями с соответствующим рангом тушения модельного очага в соответствии с пунктом 465 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить на дверях помещений складского назначения, помещения электрощитовой здания учебного корпуса № 2 обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны в соответствии с 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- обеспечить в здании общежития систему пожарной сигнализации подачей светового и звукового сигналов о возникновении пожара на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1, пункта 7 статьи 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- обеспечить в здании общежития включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012, пунктом 3.3 НПБ 104-2003 «Об утверждении норм пожарной безопасности»;

- обеспечить в здании общежития поэтажных планов эвакуации, соответствующих размерам 600 х 400 мм, в соответствии со статьёй 6 Раздела 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- обеспечить в здании общежития согласно его категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, огнетушителями с соответствующим рангом тушения модельного очага в соответствии с пунктом 465 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить наличие на дверях помещений складского назначения, помещения электрощитовой в здании общежития обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны в соответствии с 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; предоставить срок для устранения нарушений до 31.12.2019 со дня вступления решения в законную силу.

Представитель истца старший помощник прокурора г. Усолье-Сибирское Нагорная И.Н. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГБПОУ ИО «Усольский техникум сферы обслуживания» директор Снеткова Е.И, действующая на основании прав по должности, в судебном заседании представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому возражала против немедленного исполнения решения суда, с остальными требованиями согласна, дополнительно суду пояснила, что Министерством образования Иркутской области будет осуществлено финансирование капитального ремонта в 2019 году.

Представитель ответчика Министерства образования Иркутской области Забродина О.Ю., действующая на основании доверенности от 03.09.2018, выданной сроком по 03.09.2019, в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя министерства, с исковыми требованиями согласна.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области заместитель начальника ФИО8., действующий на основании прав по должности, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя отдела.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Конституцией Российской Федерацией провозглашены следующие права и свободы человека и гражданина: человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17); каждый имеет право на жизнь (статья 20); государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (статья 45); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46).

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Согласно статьям 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления, и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре, которая достигается в соответствии с частями 3, 4 статьи 52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применением систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно пункту 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.

Частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На уменьшение риска наступления ответственности направлено действие Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которому с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций принимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 7).

Согласно пункту 3.3 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных в п. 3.4 и 3.6 настоящих норм.

В соответствии с пунктом 3.9 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для эвакуации людей из здания.

Пунктом 13.1 Приказа ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 № 31 «НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» предусмотрено, что аппаратура системы пожарной сигнализации должна формировать команды на управление автоматическими установками пожаротушения или дымоудаления, или оповещения о пожаре, или управления инженерным оборудованием объектов при срабатывании не менее двух пожарных извещателей, расстояние между которыми в этом случае должно быть не более половины нормативного, определяемого по таблицам 5 - 8 соответственно.

В соответствии с абзацем 6.2.4 раздела 6.2 «ГОСТ Р 12.2.143-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», утверждённый Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст, размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от их назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов: 600 х 400 мм - для этажных и секционных планов эвакуации.

Пунктом 465 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, предусмотрено, что выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте защиты (в помещении) осуществляется в соответствии с пунктами 468, 474 настоящих Правил и приложениями N 1 и 2 к настоящим Правилам в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара.

Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды: для пожаров класса A - порошок ABCE; для пожаров классов B, C, E - порошок BCE или ABCE; для пожаров класса D - порошок D.

В замкнутых помещениях объемом не более 50 куб. метров для тушения пожаров вместо переносных огнетушителей (или дополнительно к ним) могут быть использованы огнетушители самосрабатывающие порошковые.

Выбор огнетушителя (передвижной или ручной) обусловлен размерами возможных очагов пожара.

При значительных размерах возможных очагов пожара необходимо использовать передвижные огнетушители.

В соответствии с пунктом 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Судом установлено, что прокуратурой г. Усолье-Сибирское с привлечением в качестве специалистов сотрудников ОНД и ПР по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению пожарной безопасности объектов массового пребывания людей в ГБПОУ ИО «Усольский техникум сферы обслуживания». Указанное образовательное учреждение расположено по адресу: <адрес>.

Согласно заключению специалиста ОНД и ПР по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району от 29.11.2018 (л.д. 10-12) на вышеуказанном объекте проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

Учебный корпус № 1

Не предусмотрены мероприятия для обеспечения исправного функционирования системы оповещения управления эвакуацией (СОУЭ) в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания путём прокладывания соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов.

Не предусмотрено включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации. (Фактически включение СОУЭ осуществляется дежурным персоналом в ручном режиме).

Не предусмотрено формирование команды аппаратурой системы пожарной сигнализации на управление СОУЭ не менее чем от двух автоматических пожарных извещателей.

Второй эвакуационный выход из помещения актового зала не оборудован световым оповещателем «Выход».

Поэтажные планы эвакуации не соответствуют размерам (требуют размер 600 х 400 мм).

Здание обеспечено, согласно его категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, огнетушителями с несоответствующим рангом тушения модельного очага.

Учебный корпус № 2

Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.

Не предусмотрено включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации (Фактически включение СОУЭ осуществляется дежурным персоналом в ручном режиме).

Поэтажные планы эвакуации не соответствуют размерам (требуется размер 600 х 400 мм).

Здание обеспечено, согласно его категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, огнетушителями с несоответствующим рангом тушения модельного очага.

Отсутствуют на дверях помещений складского назначения, помещения электрощитовой обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны в соответствии с 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Общежитие

Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.

Не предусмотрено включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации (Фактически включение СОУЭ осуществляется дежурным персоналом в ручном режиме).

Поэтажные планы эвакуации не соответствуют размерам (требуется размер 600 х 400 мм).

Здание обеспечено, согласно его категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, огнетушителями с несоответствующим рангом тушения модельного очага.

Отсутствуют на дверях помещений складского назначения, помещения электрощитовой обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны в соответствии с 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Оценив данные письменные доказательства по правилам статей 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит их надлежащими доказательствами, выявлены они прокурором с участием специалиста МЧС с выходом на место проверки.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

На основании представленных доказательств судом установлено, что Министерством образования Иркутской области 27.06.2018 согласована проектно-сметная документация на капитальный ремонт автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ГБПОУ «Усольский техникум сферы обслуживания». 29.06.2018 ГБПОУ «Усольский техникум сферы обслуживания» получено положительное заключение Государственного автономного учреждения Иркутской области «Экспертиза в строительстве Иркутской области» на капитальный ремонт.

Статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьёй 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с диспозицией положений статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика (не презюмируемой) и необходимости возложения обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности, создающие опасность причинения вреда, лежит на истце. Для удовлетворения иска, основанного на положениях статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда.

Относимых и допустимых доказательств соблюдения ответчиком положений Правил пожарной безопасности в здании ГБПОУ «Усольский техникум сферы обслуживания» по адресу: <адрес>, не представлено, тогда как результаты проведённой прокурором проверки, указывают на нарушение ответчиком требований действующего пожарного законодательства в отношении объекта недвижимого имущества.

Истцом вышеуказанные обстоятельства доказаны и нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела в суде. Более того, представители ответчиков согласны с исковыми требованиями, представили доказательства, подтверждающие имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности, а также совершение действий, направленных на устранение данных нарушений.

Оценив собранные по делу доказательства, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи применительно к вышеприведенным положениям Федерального закона «О пожарной безопасности», принимая во внимание, что ответчиком в зданиях по адресу: <адрес>, были допущены нарушения требований правил пожарной безопасности, доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений в объеме, исключающем опасность причинения вреда, угрозы жизни и здоровью граждан, либо об их отсутствии на момент рассмотрения дела, в соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком суду не представлено, указанные нарушения влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, создают состояние незащищенности личности от пожара, а также могут причинить вред жизни и здоровью граждан при возникновении пожара, в связи с чем, заявленные исковые требования прокурора является законными, обоснованными, и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, суд полагает, что указанный в иске срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и исполнения судебного решения до 31.12.2019 со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора города Усолье – Сибирское, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Иркутской области «Усольский техникум сферы обслуживания», Министерству образования Иркутской области о понуждении устранить нарушения пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усольский техникум сферы обслуживания», Министерство образования Иркутской области выполнить требования правил пожарной безопасности в ГБПОУ ИО «Усольский техникум сферы обслуживания», расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

- обеспечить в здании корпуса № 1 исправное функционирование системы оповещения управления эвакуацией (СОУЭ) в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания путём прокладывания соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить в здании корпуса № 1 включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить в здании корпуса № 1 формирование команды аппаратурой системы пожарной сигнализации на управление СОУЭ не менее чем от двух автоматических пожарных извещателей в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить в здании корпуса № 1 оборудование второго эвакуационного выхода из помещения актового зала световым оповещателем «Выход» в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить в здании корпуса № 1 наличие поэтажных планов эвакуации, соответствующих размерам 600 х 400 мм, в соответствии со статьёй 6 Раздела 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- обеспечить в здании корпуса № 1 согласно его категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, огнетушителями с соответствующим рангом тушения модельного очага в соответствии с пунктом 465 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить в здании корпуса № 2 подачу системой пожарной сигнализации светового и звукового сигналов о возникновении пожара на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта в соответствии с пунктом 7 статьи 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- обеспечить в здании корпуса № 2 включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить в здании корпуса № 2 поэтажные планы эвакуации, соответствующие размерам 600 х 400 мм, в соответствии со статьёй 6 Раздела 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- обеспечить в здании корпуса № 2 согласно его категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, огнетушителями с соответствующим рангом тушения модельного очага в соответствии с пунктом 465 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012;

- обеспечить на дверях помещений складского назначения, помещения электрощитовой здания учебного корпуса № 2 обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны в соответствии с 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- обеспечить в здании общежития систему пожарной сигнализации подачей светового и звукового сигналов о возникновении пожара на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1, пункта 7 статьи 83 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- обеспечить в здании общежития включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012, пунктом 3.3 НПБ 104-2003 «Об утверждении норм пожарной безопасности»;

- обеспечить в здании общежития наличие поэтажных планов эвакуации, соответствующих размерам 600 х 400 мм, в соответствии со статьёй 6 Раздела 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- обеспечить здание общежития, согласно его категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара, огнетушителями с соответствующим рангом тушения модельного очага в соответствии с пунктом 465 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25.04.2012.

- обеспечить наличие на дверях помещений складского назначения, помещения электрощитовой в здании общежития, обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны в соответствии с 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Устранить нарушения в срок до 31.12.2019 со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд.

Судья А.Н. Касимова