ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-313/20 от 18.11.2020 Белевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2020 г. г. Белев Тульской области

Белевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Тетеричева Г.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Афониной Н.Н.,

с участием истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-313/2020 по исковому заявлению ФИО2 к государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области" о предоставлении меры социальной поддержки,

установил:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области" (далее – ГУ ТО УСЗН Тульской области), ссылаясь на следующее.

Он является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии , выданным ГУ ТО УСЗН Тульской области ДД.ММ.ГГГГ г. 27 августа 2020 г. он обратился в филиал отдел социальной защиты населения (ОСЗН) по Белевскому району с заявлением о назначении ему в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как ветерану труда. Решением ОСЗН по Белевскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области № 233 от 31 августа 2020 г. он получил отказ в назначении ему ЕДВ.

Приводя нормы ст. ст. 7, 13 и 22 Федерального закона "О ветеранах" и ст. ст. 1 и 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", которые предусматривают право ветеранов труда на ЕДВ и, по его мнению, не содержат конкретных указаний на необходимость достижения им возраста, дающего право на назначении пенсии по старости, просит обязать ответчика назначить и выплачивать ему ЕДВ в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" с момента обращения в ГУ ТО УСЗН Тульской области.

В возражении на исковое заявление (л.д. 27-28) ответчик ссылается на то, что порядок предоставления и назначения ЕДВ определен постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 № 201 "О мерах по реализации Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" и административным регламентом предоставления государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области", утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области от 15.11.2019 № 634-осн. Согласно административного регламента к заявителям на получение государственной услуги в виде ЕДВ относятся ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О страховых пенсиях", или при достижении ими возраста 60 лет для мужчин независимо от прекращения трудовой деятельности. ФИО2 является ветераном труда, 27 августа 2020 г. обратился ОСЗН по Белевскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о назначении ЕДВ как ветерану труда. На момент обращения ФИО2 (полных 45 лет) не достиг возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, также не достиг возраста 60 лет, в связи с чем было принято решение об отказе в назначении ЕДВ. Поскольку правовые основания для назначения ФИО2 ЕДВ отсутствуют, исковые требования считает не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании истец ФИО2 исковое заявление поддержал и просил удовлетворить. С возражениями ответчика не согласился.

Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН Тульской области по доверенности ФИО1 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя управления. В иске просила отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. (л.д. 34)

Представитель третьего лица министерства труда и социальной защиты Тульской области, извещенного о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился. Сведений о причине неявки представителя третье лицо не сообщило.

На основании ч. ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав истца, исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.

Истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 9) имеет удостоверение "Ветеран труда" серии , выданное ему ДД.ММ.ГГГГ ОСЗН по Белевскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области (л.д. 12).

27 августа 2020 г. ФИО2 обратился в ОСЗН по Белевскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о предоставлении ему меры социальной поддержки "ЕДВ региональным льготникам как ветерану труда" (л.д. 4-5).

Решением ОСЗН по Белевскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области № 233 от 31 августа 2020 г. ФИО2 отказано в назначении ЕДВ по тому основанию, что гражданин, претендующий на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО, должен достигнуть возраста, дающего право получать какой-либо вид пенсии и по Федеральному закону № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и по Федеральному закону № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть по обоим указанным федеральным законам (основаниям) одновременно, или при достижении возраста 60 лет для мужчин. Документов, подтверждающих право на получение страховой пенсии по старости, заявителем не представлено. (л.д. 6-7)

Отказ в назначении ЕДВ мотивирован органом социальной защиты населения теми же обстоятельствами, которые приведены в возражении на исковое заявление. При этом в возражении на исковое заявление ответчик дополнительно ссылается на административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области", утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области от 15.11.2019 № 634-осн.

Основания, по которым истцу отказано в предоставлении меры социальной поддержки, и на которые он ссылается в возражении на исковое заявление, суд признает необоснованными, обусловленными ограничительным толкованием норм Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО, и ограничивающими предоставленное законодателем Тульской области ветеранам труда право на получение меры социальной поддержки.

Эти выводы суд обосновывает следующим.

Истцом фактически заявлено требование о признании за ним права на получение меры социальной поддержки в виде ЕДВ ветерану труда, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО.

В силу пункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Закон) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Согласно ст. 1 указанного Закона одной из категорий ветеранов являются ветераны труда.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 13 Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты.

В силу ст. 22 Закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Меры социальной поддержки ветеранов труда в Тульской области в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" установлены Законом Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" (далее – Закон Тульской области), пунктом 2 ст. 1 которого установлено, что право на меры социальной поддержки, установленные данным Законом, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Пунктом 2 ч. 1 и ч. 6 ст. 7 указанного Закона Тульской области установлено, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в порядке, установленном правительством Тульской области.

Из содержания и буквального толкования ст. ст. 1 и 7 Закона Тульской области следует, что по вопросу предоставления ветеранам труда меры социальной поддержки в виде ЕДВ законодатель Тульской области не устанавливает для указанной категории ветеранов каких либо ограничений по возрасту. Требований достижения возраста, дающего право на страховую пенсию, законодателем Тульской области для получения ветераном труда ЕДВ не установлено. Не установлено таких требований для назначения ЕДВ ветеранам труда и федеральным законодательством.

Согласно подп. 2 п. 2 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 № 201, право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Согласно п. 4 указанного Порядка к заявлению о назначении ежемесячной денежной выплаты прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность, место жительства гражданина; копия удостоверения (свидетельства установленного образца), дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Вопреки доводам ответчика, указанный Порядок также не содержит требования достижения ветераном труда для получения права на ЕДВ возраста, дающего право на назначение ему пенсии в соответствии с федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О страховых пенсиях".

Таким образом, административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области", утвержденный приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области от 15.11.2019 № 634-осн, на который ответчик ссылается в обоснование своих возражений, противоречит ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" и подп. 2 п. 2 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 № 201, имеющим бо?льшую юридическую силу.

В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему бо?льшую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В связи с изложенным, при разрешения спорного правоотношения подлежат применению вышеуказанные нормы Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" и постановления администрации Тульской области от 15.03.2005 № 201, которыми право ветеранов труда на меру социальной поддержки в виде ЕДВ, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области, не ограничено требованием достижения определенного возраста, в том числе дающего право на назначение страховой пенсии по старости.

При установленных судом обстоятельствах дела у ответчика не имелось правовых оснований для отказа ФИО2 в предоставлении меры социальной поддержки в виде ЕДВ ветерану труда.

Согласно пунктам 4 и 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, для назначения ЕДВ граждане подают письменное заявление в орган социального развития по месту жительства с приложением необходимых документов. ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п.п. 8.1 и 8.2 Устава ГУ ТО "Управление социальной защиты населения Тульской области" в нем созданы филиалы, в том числе отдел социальной защиты населения по Белевскому району; филиал учреждения является его обособленным подразделением, расположенным вне места нахождения учреждения, и осуществляет все его функции.

Истец зарегистрирован по месту жительства в г. Белеве Тульской области и им представлены доказательства того, что он 27 августа 2020 г. в установленном порядке обратился по месту жительства в ОСЗН по Белевскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о назначении ЕДВ как ветерану труда. (л.д. 4-5, 9)

Согласно справкам УФСИН России по Тульской области и УПФР в г. Щекино Тульской области (межрайонное) ФИО2 является получателем ежемесячных выплат в соответствии п. 8 ч. 1 ст. 13 и п.п. 1, 3 ст. 19 Закона Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". (л.д. 25, 26)

Получение указанных выплат в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и ч. 4 ст. 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО не является препятствием для назначения ежемесячной денежной выплаты ветерану труда.

Истцом представлены сведения о том, что он не является получателем ЕДВ по другим предусмотренным федеральными законами основаниям, которые препятствовали бы назначению ему ЕДВ как ветерану труда. (л.д. 8)

Таким образом, истец ФИО2, относящийся к категории лиц - ветеран труда, обладает правом на ЕДВ, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области 28.12.2004 № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", и она должна быть назначена ему с момента обращения с 27 августа 2020 г.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать за ФИО2, <данные изъяты>, право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".

Обязать государственное учреждение Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области" назначить и выплачивать ФИО2 с 27 августа 2020 г. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Белевский районный суд.

Председательствующий Г.И. Тетеричев

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 23 ноября 2020 г.