ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-313/20 от 30.01.2020 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-313/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2020 года г.Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Подрябинкиной Ю.В.

при секретаре Костюченко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Миасса в интересах неопределенного круга лиц к Государственному ГБУЗ «ГБ № 1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс», Министерству здравоохранения Челябинской области о возложении обязанности по исполнению требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Миасса обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГБУЗ «ГБ №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс», Министерству здравоохранения Челябинской области о возложении обязанности по исполнению требований пожарной безопасности.

В обоснование иска указал, что ОНД № 5 УНД и ПР ГУ МЧС России по Челябинской области в период с ДАТА по ДАТА проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ГБУЗ «Городская больница №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» при проведении которой выявлено 71 нарушение требований пожарной безопасности. По результатам проверки было выдано предписание НОМЕР об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. По указанному предписанию, нарушения должны были быть устранены в срок до ДАТА. В период с ДАТА по ДАТА ОНД № 5 УНД и ПР ГУ МЧС России по Челябинской области, в ходе внеплановой проверки установлено 13 не устраненных нарушений. По результатам внеплановой проверки ДАТА выдано предписание НОМЕР об устранении нарушений в срок до ДАТА.

По состоянию на ДАТА не устранены следующие нарушения:

- в нарушение п.п. 4, 5 ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в здании инфекционного корпуса дерматрического отделения (2-ой этаж) автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией людей, технические средства управления системой противодымной защиты инженерным и технологическим оборудованием;

- в нарушение п.п. 4, 5 ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в здании инфекционного корпуса бектериологической лаборатории (1-й этаж) автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией людей (отсутствует приемно-контрольное устройство, тем самым не обеспечивается работа пожарных извещателей);

- в нарушение п.п. 4, 5 ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в здании инфекционного корпуса, пищеблоке, подвале автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией людей (отсутствует приемно-контрольное устройство, тем самым не обеспечивается работа пожарных извещателей);

- в нарушение п.п. 4, 5 ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в здании инфекционного корпуса дневного стационара (1-ый этаж) автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией людей (отсутствует приемно-контрольное устройство, тем самым не обеспечивается работа пожарных извещателей);

- в нарушение п.п. 4, 5 ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в здании инфекционного корпуса женской консультации (2-ой этаж) автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией людей (отсутствует приемно-контрольное устройство, тем самым не обеспечивается работа пожарных извещателей);

С учетом изложенного, прокурором г. Миасса в интересах неопределенного круга лиц заявлены требования:

1. Обязать ГБУЗ «Городская больница №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» в срок до ДАТА обеспечить здание инфекционного корпуса дерматрического отделения (второй этаж), здание инфекционного корпуса бактериологической лаборатории (первый этаж), здание инфекционного корпуса, пищеблока, подвала, здание инфекционного корпуса женской консультации (второй этаж) автоматической установкой обнаружения пожара, подачи управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей

2. Возложить на Министерство здравоохранения Челябинской области обязанность предоставить ГБУЗ «Городская больница №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» денежные средства в размере, необходимом для выполнения работ по устранению указанных выше нарушений требований пожарной безопасности.

В судебном заседании прокурор г. Миасса Нечаев П.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ГБУЗ «Городская больница №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в части срока устранения нарушений по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Представитель Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, представил письменные возражения по иску.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности № 5 УНД и ПР Главного управления МЧС России по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав в судебном заседании письменные материалы гражданского дела, суд приходит выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 N 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" под правилами пожарной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащиеся в Федеральном законе "О пожарной безопасности", в принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов, в частности, стандартах, нормах и отраслевых правилах пожарной безопасности, инструкциях и других документах, направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара.

Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в силу данной нормы руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона).

Конкретные требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Статья 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" устанавливает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой, в том числе правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности, и относит к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (пункт 2 части 1 и часть 2). В случае, если положениями Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений указанного Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (части 2 и 4).

В соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены:

устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.

Судом на основании пояснений сторон и имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что при проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности в ГБУЗ «ГБ №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» выявлены нарушения требований пожарной безопасности, что зафиксировано в акте проверки от ДАТА. Впоследствии часть нарушений ответчиком была устранена. В период с ДАТА по ДАТА при проведении внеплановой проверки, установлено, что нарушения устранены не в полном объеме. На момент подачи искового заявления, согласно ответу ГБУЗ «ГБ №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» имеются нарушения, которые не устранены:

- в здании инфекционного корпуса дерматрического отделения (второй этаж) автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией людей, технические средства управления системой противодымной защиты инженерным и технологическим оборудованием;

- в здании инфекционного корпуса бектериологической лаборатории (первый этаж) автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией людей (отсутствует приемно-контрольное устройство, тем самым не обеспечивается работа пожарных извещателей);

- в здании инфекционного корпуса, пищеблоке, подвале автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией людей (отсутствует приемно-контрольное устройство, тем самым не обеспечивается работа пожарных извещателей);

- в здании инфекционного корпуса дневного стационара (первый этаж) автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией людей (отсутствует приемно-контрольное устройство, тем самым не обеспечивается работа пожарных извещателей);

- в здании инфекционного корпуса женской консультации (второй этаж) автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещение людей о пожаре и управление эвакуацией людей (отсутствует приемно-контрольное устройство, тем самым не обеспечивается работа пожарных извещателей).

Имеющиеся в материалах дела акты проверки органом пожарного контроля (надзора) НОМЕР от ДАТА (л.д. 21-25), НОМЕР от ДАТА (л.д. 34-37), свидетельствуют о том, что вышеназванные нарушения имеют длящийся характер, поскольку находят свое отражение в актах предшествующих проверок.

В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ «ГБ №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» ФИО1 не оспаривала обстоятельства несоблюдения требований пожарной безопасности и необходимость устранения данных нарушений, однако выразила возражения относительно срока устранения данных нарушений, ввиду отсутствия целевого финансирования на указанные цели.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности путем совершения действий, указанных в просительной части иска.

Как следует из Устава ГБУЗ «ГБ №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» собственником имущества является Челябинская область. Функции и полномочия Учредителя учреждения от имени Челябинской области выполняет Министерство здравоохранения Челябинской области.

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся на его оперативном управлении имуществом, как закрепленным за учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов.

В силу п. 1.7 Устава учреждение получает субсидию из областного бюджета для финансового обеспечения выполнения государственного задания, а также средства из иных источников.

Из ответа Министерства здравоохранения Челябинской области б/н от ДАТА следует, что в ДАТА из средств областного бюджета направлено 500000 рублей на монтаж автоматической пожарной сигнализации в здании поликлиники. На ДАТА ГБУЗ «ГБ №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» планируется выделить на монтаж автоматической пожарной сигнализации в здании инфекционного корпуса 543500 рублей.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Челябинской области, утвержденному Постановлением Губернатора Челябинской области от 27.07.2004 N 383,

Минздрав в соответствии с возложенной на него задачей выполняет следующие функции: принимает участие в формировании расходов областного бюджета на здравоохранение; осуществляет функции государственного заказчика при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд по направлениям своей деятельности; контролирует состояние охраны труда и противопожарной безопасности в учреждениях здравоохранения Челябинской области в пределах своей компетенции.

Учитывая положения п. 1.3 Устава ГБУЗ «ГБ №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс», вышеприведенные функции Министерства здравоохранения Челябинской области, а также, учитывая обстоятельства исполнимости постановленного по делу решения в отношении ГБУЗ «ГБ №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения Челябинской области обязанности по предоставлению ГБУЗ «ГБ №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» денежных средств, необходимых для выполнения работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

С учетом даты рассмотрения настоящего дела судом (30 января 2020 года) и позиции истца, указанной в иске срок устранения ГБУЗ «ГБ №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» нарушений до 1 марта 2020 года суд полагает недостаточным и считает возможным обязать ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд учитывает сроки выполнения мероприятий, указанные ответчиком – ... дней, а также то обстоятельство, что денежные средства на проведение указанных мероприятий в 2020 году ГБУЗ «ГБ №1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» Министерством здравоохранения Челябинской области в настоящее время не выделены.

В удовлетворении требований прокурора г. Миасса в части установления срока устранения недостатков – до 01 марта 2020 года суд считает необходимым отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать ГБУЗ «Городская больница № 1 им. Г.К. Маврицкого г. Миасс» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

Обеспечить автоматической установкой обнаружения пожара подачи управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей здание инфекционного корпуса дерматологического отделения (второй этаж), здание инфекционного корпуса бактереологической лаборатории (первый этаж), здание инфекционного корпуса, пищеблока, подвала, здание инфекционного корпуса дневного стационара (первый этаж), здание инфекционного корпуса женской консультации (второй этаж).

Обязать Министерство здравоохранения Челябинской области предоставить ГБУЗ «Городская больница № 1 Г.К. Маврицкого г. Миасс» денежные средства, необходимые для выполнения работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 05 февраля 2020 года.