Дело № 2-313/2015
Резолютивная часть решения оглашена 06 ноября 2015 года.
В окончательной форме решение изготовлено 06 ноября 2015 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кичменгский Городок 06 ноября 2015 года.
Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Шемякиной Р.В.,
при секретаре: Квашниной Н.А.,
с участием истца ФИО1, ответчиков, представителей МО Городецкое ФИО2, Управления ЖКХ и градостроительства ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования Городецкое, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства Кичменгско-Городецкого района о восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Городецкое, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства Кичменгско-Городецкого района о восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивируя тем, что до 25.11.2011 года он постоянно проживал на территории <адрес>: с момента рождения по 1998 год в <адрес>, с 1998 года по 25.11.2011 – по <адрес>. Решением Кичм-Городецкого райисполкома от 17.12.1991 его семья в составе: отец ФИО1, мать ФИО4 и он, поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем имеется соответствующая запись в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с гибелью отца – ветерана боевых действий, он получал пенсию по потере кормильца с 2002 по 2011 годы. С 01.07.1997 полномочия по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесены к компетенции органа местного самоуправления, то есть переданы с районного уровня в сельское поселение. 02 июля 2015 года в Администрации МО Городецкое он получил информацию о том, что его семья не состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий члены семьи не получали, жилое помещение им не предоставлялось. В настоящее время полномочия по ведению учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и учетных дел отнесены к Управлению ЖКХ и градостроительства.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, ссылаясь на то, что 17.12.1991 его семья в составе отца, его и матери была принята жилищной комиссией райисполкома на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент постановки на учет семья проживала в частном доме, принадлежащем бабушке по линии матери. В 1994 году родители развелись, но продолжали проживать совместно, при этом отец периодически проживал у своей матери (его бабушки) в <адрес>. Отец не выезжал за пределы района, поэтому он не доверяет отметке в похозяйственной книге Администрации Городецкого сельсовета о том, что отец выехал в <адрес>. Отец являлся ветераном боевых действий, у него имелось соответствующее удостоверение. 29 мая 1998 года отец умер. Семья была снята с учета в 1997-1998 годах. Однако оснований для снятия с учета, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, не имелось. Отец и семья за пределы района и в другой населенный пункт не выезжали. Отец в тот период времени был жив и даже после его смерти члены семьи имели право продолжать состоять в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Семья жильем не обеспечивалась. Уведомления о снятии с учета семья не получала. Он допускает, что в 1996 году мать обращалась с заявлением о восстановлении в очереди, и было принято решение о постановке на очередь на общих основаниях, однако в дальнейшем в список она также была не включена. Поскольку ответчик не предоставил доказательств принятия решения о снятии семьи с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, он считал, что по-прежнему состоит в списке. В 1998 году жилой дом бабушки был продан, и он стал проживать по <адрес>, в квартире, принадлежащей бабушке и также с учетом учетной нормы, он имел право состоять в списке. 01.12.2009 ему исполнилось 18 лет. По достижении совершеннолетия он не обращался в жилищную комиссию и не интересовался своей очередностью, очередную перерегистрацию также не проходил, так как не знал об этой обязанности. В <адрес> он проживал по 25.11.2011 года, и поскольку отсутствует решение о снятии его с очереди, он имеет право состоять в списке нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма и имеет право на получение субсидии на приобретение жилья как член семьи ветерана боевых действий. 25.11.2011 он выехал в г. Вологда и снялся с регистрационного учета. 12 ноября 2013 году он приобрел за счет ипотечного кредита квартиру по адресу: <адрес>. Считает, что квартира в настоящее время является собственностью банка (находится в обременении), поэтому он по-прежнему является лицом, не обеспеченным жилым помещением, имеет право состоять в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и получить субсидию на приобретение жилья за счет федерального бюджета как член семьи ветерана боевых действий (в соответствии со ст. 16 Закона «О ветеранах»), поэтому просит восстановить его в списке с момента постановки, то есть с 17.12.1991.
Ответчик, представитель МО Городецкое ФИО2 исковые требования ФИО1 не признала, считает, что надлежащим ответчиком по делу является орган местного самоуправления Кичменгско-Городецкого муниципального района, на которого возложены обязанности учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Просила в иске отказать. В судебном заседании пояснила, что 17.12.1991 ФИО5 (в составе семьи: жена ФИО4, сын ФИО1) был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует запись на странице 16 в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (учетная запись №71). 03 октября 1994 года ФИО5 выбыл из <адрес>, о чем имеется запись в похозяйственной книге № 38 за 1991-1995 годы (выбыл в <адрес>). Фактически ФИО5 стал проживать по месту жительства его родителей в <адрес>, которая относится к Администрации Кичменгского сельсовета, поэтому предполагает, что ФИО5 был снят с учета в связи с выездом на другое постоянное место жительства, в другой населенный пункт. С 01 июля 1997 года учет граждан стали вести администрации сельских советов. В связи с тем, что на 01 января 1997 года ФИО5 не значился в похозяйственных книгах Городецкого сельсовета, поэтому ФИО5 и члены его семьи и не были включены в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Городецкого сельского совета. При передаче учетных дел и книги от райисполкома в сельсовет, семья Б-вых была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, в книге учета номер очереди и данные о семье ФИО5 были зачеркнуты. При передаче дел в сельсовет ФИО5 не состоял на учете, учетное дело на него не передавалось и в список нуждающихся в улучшении жилищных условий семья не включалась. Ни ФИО1, ни его мать не проходили ежегодной перерегистрации, и Администрация МО не располагала сведениями о том, что семья претендует на жилищную субсидию.
Ответчик, представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства Кичм-Городецкого муниципального района в лице руководителя ФИО3, исковые требования ФИО1 оставила на усмотрение суда, в судебном заседании пояснила, что с 01.01.2015 полномочия по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма возложены на Управление ЖКХ и градостроительства, однако документы: списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, учетные дела Администрацией МО Городецкое переданы только 23.10.2015. Из представленного списка видно, что семья ФИО1 на учете не состоит и учетное дело на них не заводилось.
Заслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.
ФИО1 заявлены исковые требования о восстановлении его в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, (который в настоящее время именуется как список лиц, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма либо в жилых помещениях, предоставляемых из специализированного жилищного фонда) с даты первоначальной постановки на учет, то есть с 17.12.1991 года.
Жилищные правоотношения в период до 01.03.2005 регулировались Жилищным кодексом РСФСР (далее ЖК РСФСР), а после 01.03.2005 – Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ).
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что 17.12.1991 семья истца жилищной комиссией райисполкома по месту жительства была поставлена на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается записью за № 71 (л.д.63) в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Семья постановлена на учет по заявлению ФИО5, который в тот период времени являлся участником боевых действий, имел удостоверение «ветеран боевых действий». Согласно списку на выдачу удостоверений на льготы военнослужащим, проходившим военную службу в составе ограниченного контингента советских войск в ДРА, 28.12.1987 ФИО1 получил удостоверение серии <данные изъяты>№. При постановке на учет учетное дело не заводилось, документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий, не предоставлялись. Постановлением Администрации района от 17.06.1997 № 236 (л.д.58) функции жилищной комиссии при администрации района переданы в введение Городецкой сельской администрации ввиду того, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, велся исключительно в границах <адрес>.
Свидетель Д.Н.А. в суде пояснила, что в 1997 году она работала заместителем главы Администрации Городецкого сельсовета и помнит, что в начале лета на неё были возложены обязанности по ведению документации жилищной комиссии. Акт приема-передачи дел не оформлялся, ей переданы: книга учета регистрации поступивших заявлений, книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и наряд, куда вшивались заявления граждан о постановке на учет и справка о составе семьи. Других документов, подтверждающих нуждаемость граждан в жилом помещении, с граждан не требовали, так как члены комиссии располагали устной информацией о жилье заявителей. Учетные дела в тот период не велись и ей не передавались. Она продолжила записи в этих книгах. При передаче этой документации семья Б-вых не состояла в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Напротив записи о составе семьи стоял крест, что свидетельствует о том, что семья снята с учета. Таким образом, снятие семьи Б-вых с учета было произведено до начала лета 1997 года, то есть до передачи ей всей документации. Позднее, когда она решила систематизировать список, она завела новую книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и граждан, не снятых с учета, перенесла в новую книгу. Семью Б-вых в новый список она не включала, так как она фактически была снята с очереди. Снятие граждан с учета производилось решением комиссии также на основании устной информации (по правилу: в селе все про всех знают), при этом никаких документов, подтверждающих основание для снятия с учета, комиссия не требовала.
Согласно архивной справке документы Администрации Кичм-Городецкого района в архив на хранение не поступали. Стороны не предоставили суду решение о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не оспаривали, что фактически семья ФИО1 была снята с учета в период до июня 1997 года, то есть до передачи функций жилищной комиссией Администрации Городецкого сельсовета.
Истец в указанное время являлся несовершеннолетним, его интересы представляла мать ФИО4, которая как следует из решения заседания жилищной комиссии от 07.05.1996 (л.д.71-72), знала о снятии семьи с учета и обращалась с заявлением о восстановлении в списке по очереди мужа от 1991 года, однако решением была восстановлена на очереди на общих основаниях. Несмотря на принятое решение от 07.05.1996 (л.д.71), фактически семью в составе истца и его матери не включили в общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Так согласно списку нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые вела жилищная комиссии Администрации Городецкого сельсовета (л.д.65), ФИО4 (мать истца) и ФИО1 при переносе информации с книги учета, переданной Администрацией района, не были включены в указанный список, так как в предыдущем списке, они также не значились.
Кроме того, анализируя содержание похозяйственных книг № 38 Городецкого сельсовета (л.д.66-67), в которой в графе № 23 имеется отметка о выбытии 03.10.1994 ФИО5 в <...> Кичменгской администрации лицевой счет № <***> (л.д.69) начало ведения – 1997 год, ФИО5 указан членом хозяйства ФИО6, суд приходит к выводу, что фактически на 01.01.1997 отец ФИО1 – ФИО5 проживал вместе со своей матерью ФИО6 в д. Киркино, на территории Кичменгского сельсовета, поэтому был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.1997, в связи с изменением места жительства. Похозяйственная книга не содержит сведений о том, что истец ФИО1 проживал вместе с отцом в д. Киркино. По утверждению истца после расторжения брака родителей, он остался проживать с матерью по ул. Кооперативной д.26 кв.2 Информация о регистрации ФИО5 на день смерти отсутствует (л.д.76). Учитывая Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утв. Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 г. N 69, записи похозяйственной книги о членстве в хозяйстве могут свидетельствовать об определенном месте жительства гражданина.
Свидетель О.Т.В. в суде пояснила, что в настоящее время она работает зав.общим отделом Администрации МО Городецкое и она вела учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма до передачи дел в Администрацию района. Передача состоялась 23.10.2015. Жилищная комиссия ежегодно проводила перерегистрацию граждан, состоящих в списке. О проведении перерегистрации делались объявления в районной газете, затем на сайте МО Городецкое. Кроме того, о необходимости прохождения перерегистрации она сообщала гражданам (тех которых знала) по телефону, также она направляла письменные уведомления, но без расписки в получении. Мать истца в 2014 года обращалась в Администрацию с вопросом о нахождении в списках, она ей пояснила, что семья в очереди не состоит. Летом 2015 года ФИО1 также обращался с аналогичным вопросом. Для разрешения этого вопроса она обращалась в архив, но решения о снятии семьи с учета там не оказалось. В Администрации Кичменгского поселения она подняла похозяйственную книгу по д. Киркино и выяснила, что на 01.01.1997 ФИО5 числился в хозяйстве матери в <адрес>, поэтому он не мог состоять в списке по райцентру.
Представленным документами подтверждено, что на 01.01.1997 фактически семья Б-вых распалась, отец ФИО5 стал проживать у своей матери в д. Киркино, истец остался проживать вместе с матерью до 1998 года по адресу: <адрес>, с 1998 года по 25.11.2011 по ул. Кооперативной д.26 кв.2 (л.д.5-6).
ФИО5 – отец истца действительно являлся участником боевых действий, относился к отдельной категории граждан, которые при наличии прочих условий (нуждаемость в улучшении жилищных условий и принятие на учет до 01 января 2005 года) имели право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах". 29 мая 1998 года ФИО5 умер (л.д.10).
25 ноября 2011 года ФИО1 снялся с регистрационного учета в <адрес>, выехал на постоянное место жительства в <адрес>, о чем свидетельствуют его паспортные данные о регистрации по <адрес> (л.д.18), а с 03 декабря 2013 года он зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
ФИО1 является собственником квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты>№ от 12.11.2013 (л.д.55). Истец не оспаривает, что в указанной квартире он постоянно проживает с 03.12.2013 и по настоящее время и имеет место работы в <адрес>.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
По правилам ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
На основании пункта 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (ч. 2).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма
По смыслу указанных выше положений закона, ФИО1 поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 ЖК РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выезда на другое постоянное место жительства. Аналогичное основание снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, то его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета.
Нарушение процедуры снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (в соответствии с ЖК РСФСР), с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, либо в жилом помещении специализированного жилищного фонда (ЖК РФ) не является основанием для восстановления на учет, если отпали основания для постановки на учет.
Учитывая изложенные выше правовые положения, установленные по делу обстоятельства и заявленные истцом требования, суд приходит к выводу, что истец утратил право стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Кичм-Городецком районе, в связи с выездом в <адрес>, следовательно, основания для восстановления его в списках очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет отсутствуют.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 при достижении 18-летнего возраста, фактически до приобретения квартиры в собственность, не проходил ежегодную перерегистрацию в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, не интересовался очередностью и не ставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма либо выделения ему субсидии для приобретения жилого помещения.
Вопреки утверждению истца о том, что квартира, в которой он проживает в настоящее время в <адрес>, ему не принадлежит, ФИО1 является собственником указанной квартиры (л.д.55), нахождение квартиры под ипотекой носит временный характер и является одним из способов обеспечения обязательств заемщика перед банком.
То обстоятельство, что он не получил субсидию на приобретение жилого помещения как член семьи ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не является основанием для восстановления истца в очереди с момента первоначальной постановки на учет, поскольку в силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
Несмотря на то, что процедура снятия истца с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1997 году была нарушена, и истец не был надлежащим образом извещен о принятом решении, в настоящее время он не может быть восстановлен в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, так как ФИО1 проживает в другом населенном пункте и не нуждается в жилом помещении на территории Кичменгско-Городецкого района, поэтому в удовлетворении исковых требований о восстановлении его в списке с даты постановки, следует отказать.
Руководствуясь ст. 32 ЖК РСФСР, ст.ст. 29, 56 ЖК РФ, ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО1 в иске к Администрации муниципального образования Городецкое, Управлению ЖКХ и градостроительства Кичменгско-Городецкого муниципального района о восстановлении в списке в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (нуждающихся в улучшении жилищных условий), отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья - Р.В.Шемякина.