№ 2-313/2021
УИД 53RS0015-01-2021-000368-59
Решение
именем Российской Федерации
17 июня 2021 года п.Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Матей Ю.В.,
при секретаре Алексеевой Л.В.,
с участием представителя истца - и.о. прокурора Шимского района Новгородской области Дмитриевой Ю.С.,
представителя ответчика муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» п.Шимск имени героя Советского Союза ФИО1 ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждения «Средняя общеобразовательная школа» п.Шимск имени героя Советского Союза ФИО1 об обязании обеспечить охрану здания образовательной организации,
установил:
Прокурор Шимского района Новгородской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждения «Средняя общеобразовательная школа» п.Шимск имени героя Советского Союза ФИО1 (далее - МАОУ «СОШ» п.Шимск) об обязании обеспечить охрану здания образовательной организации, указав в обоснование иска, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области проведена проверка исполнения МАОУ «СОШ» п.Шимск законодательства о противодействии терроризму. В ходе проверки установлено, что категорирование МАОУ «СОШ» п.Шимск проведено 30.09.2019, объекту присвоена 3 категория опасности, физическая охрана учреждения осуществляется в ночное время 2 сторожами, что не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как сторожа, состоящие в штате школы не могут осуществить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершении противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу. Надлежащая физическая охрана образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, работников и посетителей учреждения, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц. Отсутствие охраны, обеспеченной сотрудниками частных охранных организация или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, существенно снижает безопасность и антитеррористическую защищенность объекта и возможность своевременного предотвращения, пресечения террористических актов, увеличивает риск возникновения чрезвычайной ситуации, чем нарушаются права и законные интересы лиц, круг которых не может быть определен. Просит обязать МАОУ «СОШ» п.Шимск обеспечить охрану подведомственного ему объекта, расположенного по адресу: <...>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании представитель истца прокурор Шимского района Дмитриева Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что просит установить срок, в течение которого ответчик должен будет устранить указанные нарушения, до 1 сентября 2021 года.
Представитель ответчика МАОУ «СОШ» п.Шимск ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что перечнем расходов на финансовое обеспечение которых планируется предоставление субсидий со стороны администрации муниципального района, не предусмотрено финансирование обеспечения охраны школы, а доходы от платных образовательных услуг отсутствуют ввиду отсутствия возможности у населения получать данные услуги, соответственно, данные услуги не предоставляются. Кроме того, полученные ответы на запросы в ООО «ЧОП «Застава» и в Солецкое отделение вневедомственной охраны свидетельствуют о невозможности обеспечения физической охраны учреждения.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, здание школы площадью 5625,1 кв.м., с инвентарным номером №, лит.№, Д3, кадастровым номером №, расположенное по адресу: <...>, находится в оперативном управлении МАОУ «СОШ» п.Шимск на основании постановлений от 17.11.2009 № и № от 09.09.2011 администрации Шимского муниципального района Новгородской области.
Согласно паспорту безопасности МАОУ ««СОШ» п.Шимск, утвержденному главой Шимского муниципального района 19 декабря 2019 года, названному образовательному учреждению присвоена 3 категория опасности объекта.
В ходе проведенной прокуратурой Шимского района проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности установлено, что здание образовательного учреждения не охраняется сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за работу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно подп. «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Федеральным законом от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон №35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п.1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п.2).
Письмом Министерства образования и науки РФ от 26 января 2011 года №МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности» руководителям образовательных организаций предписывалось незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 02 августа 2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с подп. «б» п. 25 указанного постановления Правительства Российской Федерации в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п.2 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью образовательного учреждения, а, следовательно, должно быть обеспечено физическое нахождение охранников в данном образовательном учреждении и заключен соответствующий договор.
Не обеспеченность охраны здания образовательной организации, которая является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, в нем пребывающих, поскольку не обеспечивает постоянный контроль и предупреждение террористических актов на территории учреждения, способствует совершению противоправных действий в отношении детей и работников учреждения.
Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств не может быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения от установленной законом обязанности.
Обращения директора о возможности осуществления физической охраны к ООО «ЧОП «Застава» и в Солецкое ОВО не свидетельствуют о том, что ответчиком предприняты достаточные меры по запросу соответствующих коммерческих предложений.
На основании изложенного, исковые требования прокурора Шимского района Новгородской области подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Проанализировав положения вышеприведенных норм закона, а также фактические обстоятельства данного дела, суд, с учетом соблюдения интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятные и безопасные условия получения образования, а также принимая во внимание финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01 сентября 2021 года.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждения «Средняя общеобразовательная школа» п.Шимск имени героя Советского Союза ФИО1 об обязании обеспечить охрану здания образовательной организации удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п.Шимск имени героя Советского Союза ФИО1, расположенное по адресу: <...>, в срок до 01 сентября 2021 года обеспечить охрану здания образовательного учреждения, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течение месяца начиная с 18 июня 2021 года со дня изготовления мотивированного решения..
Председательствующий Ю.В.Матей