ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-313/2022 от 24.01.2022 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года г.Тольятти

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Черняковой Е.В.,

с участием представителя истца ФИО12, действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика –администрации г.о.Тольятти –ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

помощника судьи Макокиной Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации г.о.Тольятти о признании распоряжения об исключении из числа участников молодых семей незаконным,

установил:

Истцы обратились в суд к администрации г.о.Тольятти о признании распоряжения заместителя главы г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р/5 незаконным в части исключения из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»; о признании распоряжения заместителя главы г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р/5 «Об отказе в изменении состава семьи в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»; обязать администрацию г.о.Тольятти восстановить ФИО2, ФИО1, ФИО3 под прежним номером в составе участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»; обязать администрацию г.о. Тольятти изменить состав семьи в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» ФИО1, включив в него сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В обоснование иска указано, что распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р/5 семья в составе 3 человек ФИО1, ФИО2, ФИО3 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р/5 семья в составе 3 человек ФИО1, ФИО2, ФИО3 включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». ДД.ММ.ГГГГ у истцов родился второй ребенок – ФИО13 Кирилл. ДД.ММ.ГГГГ у истцов родился третий ребенок ФИО13 Ксения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 являлся собственником 1/3 доли (17,6 кв.м) в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 52,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было продано, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцы приобрели в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договору купли-продажи квартира была приобретена с использованием кредитных денежных средств в ипотеку. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в администрацию г.о.Тольятти с заявлением об изменении состава семьи в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей., включив в нее сына ФИО8, ФИО8 Распоряжением заместителя главы от ДД.ММ.ГГГГ-р/5 ей было отказано в связи с тем, что они сняты с учета в качестве нуждающихся. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением заместителя главы г.о.Тольятти -р/5 в связи с несоответствием молодой семьи требованию, указанному в подпункте «б» пункта 6 Правил (подпункта «а» пункта 22 Правил) ФИО2, ФИО1, ФИО3 исключены из числа участников мероприятий Программы. Согласно п.7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ») под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита. В настоящее время обеспеченность истцов составляет 13,1 кв.м на одного члена семьи из 5-ти человек, что соответствует нормам прописанным в постановлении мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ/п «Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогооблажению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти». Данные действия нарушают права истцов, а именно право на получение социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Также оспариваемые действия не соответствуют Постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и постановлению мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ/п «Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя и подлежащего налогооблажению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории г.о.Тольятти».

Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающей подведомственность административных дел судам, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Критерием правильного определения вида судопроизводства (гражданское или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина, оспаривающего решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является, в частности, характер правоотношений.

Как видно из содержания искового заявления, спор не вытекает из административных и иных публичных правоотношений, по сути иск направлен на реализацию истцами социальных прав, установленных жилищным законодательством, в связи с чем данное дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В судебном заседании представитель истца ФИО12 исковые требования поддержала, пояснив суду, что администрация незаконно исключила из числа участников жильем молодых семей в связи с несоответствием молодой семьи требованию, подп.б пункта 6 Правил (подпункт «а» пункта 22 Правил), поскольку квартира, площадь которой вошли при определении истцов в нуждаемости в жилом помещении, приобретена на кредитные денежные средства, и не должна учитываться, несмотря на то, что сделка состоялась между близкими родственниками. Также ответчиком необоснованно отказано в изменении состава семьи в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.

Представитель ответчика иск не признал, так как признание молодых семей, нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии со ст.51 ЖК РФ. Учетная норма на территории г.о.Тольятти установлена Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/п «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади помещения по договору социального най ма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявитель и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории г.о.Тольятти» и составляет 12 кв.м. Пункт 7 Правил предусматривает, что определение для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. После продажи 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес>4 обеспеченность составляет 13,1 кв.м на человека. В связи с данным обстоятельством семья истцов не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам п.6 Правил. В связи с чем распоряжением главы заместителя главы администрации г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ семья истца исключена из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. Пунктом 2(1) Правил предусмотрено, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер). Жилое помещение по адресу: <адрес>81, приобретено истцами у близкого родственника, а именно: у матери ФИО1ФИО9 Следовательно, квартира не может рассматриваться в качестве объекта, допустимого к приобретению в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной программы. При этом, поскольку право собственности на квартиру зарегистрировано за истцами, данное жилое помещение не может быть исключено из подсчета общей площади при определении уровня обеспеченности семьи. Учитывая изложенное, распоряжения заместителя главы г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р/5 и ДД.ММ.ГГГГ-р/5 подготовлены в соответствии с действующим законодательством и, следовательно, не могут являться незаконными.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Одним из условий для участия молодой семьи (в том числе неполной) в мероприятиях ведомственной целевой программы является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил, согласно которому под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

На основании ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Семья ФИО13 состоит из пяти человек: супруги ФИО1, Н.А. и их дети ФИО4, Кирилл и Ксения.

Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р/5, распоряжением заместителя мэра г.о.Тольяттиот ДД.ММ.ГГГГ-р/5 семья в составе трех человек (супруги и их сын ФИО4) была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ» действие федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей») было продлено до 2020.

Впоследствии, распоряжением заместителя главы г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р/5 семья ФИО13 была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в связи с несоответствием молодой семьи требованию, указанному в подпункте «б» пункта 6 Правил (подпункт «а» пункта 22 Правил).

Согласно пункту 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО10, ФИО11, ФИО2 купили у ФИО9 квартиру общей площадью 52,9 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.

Согласно частям 4 и 5 ст. 50 ЖК Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/п «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади помещения по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявитель и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории г.о.Тольятти», учетная норма площади жилого помещения в городе Тольятти в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного гражданина.

Поскольку на одного члена семьи приходится 13,1 кв.м (52,9/5), жилищная обеспеченность семьи ФИО13 превышает учетную норму, в связи с чем, правовые основания для признания семьи истца нуждающейся в жилом помещении, отсутствуют.

Следовательно, оснований для признания распоряжения заместителя главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р/5 незаконным у суда не имеется.

Доводы представителя истцов о том, что при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий площадь квартиры по адресу: <адрес>, не должна учитываться, так как данная квартира приобретена с использованием кредитных денежных средств, суд отклоняет, поскольку основаны на неверном толковании закона.

Согласно абз.3 п.7 Правил предоставления молодым семья социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, введенного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и предусматривающего, что при определении у молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с п. п. "е" и "и" п. 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. в п.2 были внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. (начало действия редакции - ДД.ММ.ГГГГг.), этот пункт дополнен пунктом 2/1, в соответствии с которыми социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (в том числе родителей).

На основании ч.3 ст.6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Данное изменение на день совершения сделки 2019г. между ФИО13 и ФИО5 (матерью ФИО1) действовало.

Таким образом, социальная выплата не может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации г.о.Тольятти о признании распоряжения об исключении из числа участников молодых семей незаконным- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья