Дело № 2 - 314 19 февраля 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Губахинский городской суд Пермского края
в составе: председательствующего судьи Зяблицевой Н.Б.,
при секретаре Черняевой Т.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губахе гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края о включении периода трудовой деятельности в стаж, дающий право на право на доплату к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском о возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии периода подземной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к ответчику УПФ РФ в г.Губахе, мотивируя тем, что в данный период выполнял работу горнорабочего очистного забоя в течение полного рабочего дня.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала, пояснила, что в спорный период истец находился под землей каждую смену в течение всего рабочего времени, выполнял работы по той же профессии, что и до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку добыча угля на шахте продолжалась и, он на другие работы не переводился. Истец был предупрежден о предстоящем увольнении по сокращению. В соответствии с трудовым законодательством, истец обязан был выполнять работу горнорабочего очистного забоя, а администрация шахты до увольнения – сохранять ему условия труда по профессии, по которой с ним был заключен трудовой договор. Приказ по шахте «Центральной» о запрещении добычи угля с ДД.ММ.ГГГГ, не имеет отношения к процедуре ликвидации шахты, издан в связи с другими обстоятельствами и впоследствии изменен. Принятие решения о ликвидация шахты – структурного подразделения АО «Кизелуголь», является исключительной компетенцией собрания акционеров общества, а не директора шахты. Собрание акционеров указывало на необходимость соблюдения трудового законодательства и технико-экономических обоснований при ликвидации шахты. ТЭО не предусматривали прекращения добычи угля с 01.09.1996.
Представитель ответчика заместитель начальника отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий УПФ РФ в г. Губахе ФИО2 исковые требования не признала, поддержала письменные объяснения, в которых указано, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в стаж, дающий право на надбавку к пенсии, поскольку, согласно приказа по шахте «Центральная» от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ горные работы на шахте были запрещены. Период работы в шахте «Центральная» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включен в подсчет специального стажа для доплаты к пенсии (не включен в подсчет специального стажа для назначения ДСО как стаж работы в должностях и профессиях поименованных в Списке № на 25 лет и как работа по Списку № 1). Согласно информации архивного отдела администрации Кизеловского муниципального района о шахтах, занятых добычей угля, расположенных на территории Пермского края прекративших добычу угля, на шахте «Центральная» были прекращены горные работы ДД.ММ.ГГГГг. Документы о сроках прекращения добычи угля запрашивались управлением в АО «Кизелуголь», в управление были представлены приказ № от ДД.ММ.ГГГГ и информация о прекращении горных работ с 18.11.1996, иных документов не представлялось.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 78 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 (в редакции Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ) «О государственных пенсиях в Российской Федерации», граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах - горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, если они трудились на таких работах не менее 20 лет.
В соответствии с пп.11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом е) пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года №537 (в редакции от 24 апреля 2003 года) «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481.
В Списке работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года №481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет» указана профессия горнорабочего очистного забоя.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.п. 2 и 3 ст.55 ГК РФ, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В соответствии со статьей 15 Кодекса Законов о Труде Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
В соответствии со ст. 24 КЗоТ РФ, администрация предприятия, учреждения, организации не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом).
В соответствии с п. 3 Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 02 марта 1988 года №113/6-64, о предстоящем высвобождении в связи с сокращением численности (штата), либо реорганизацией или ликвидацией предприятия работники персонально предупреждаются не позднее чем за два месяца письменным распоряжением администрации, которое объявляется им под расписку. При этом разъясняются возможности и порядок дальнейшего трудоустройства, переподготовки и обучения новым профессиям, специальностям, действующие льготы и компенсации. До истечения двухмесячного срока со дня предупреждения увольнение работников по инициативе администрации по указанным основаниям без их согласия не допускается. B течение этого срока работники должны выполнять свои обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО3 является получателем пенсии за выслугу лет в связи с занятостью на подземных работах независимо от возраста. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на шахте «Центральная», был уволен в связи с ликвидацией предприятия. Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Ответчик включил в специальный стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии следующие периоды работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подземным электрослесарем второго разряда с полным подземным рабочим днем ш. «Центральная»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеником подземного крепильщика по ремонту с полным подземным рабочим днем участка поддержания ш. «Центральная»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подземным крепильщиком с полным подземным рабочим днем ш. «Центральная»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеником горнорабочего очистного забоя с полным подземным рабочим днем на участке №4 ш. «Центральная»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ горнорабочим очистного забоя с полным подземным рабочим днем ш. «Центральная»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ горнорабочим очистного забоя с полным подземным рабочим днем ш. «Центральная». Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен не был. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял работы по профессии горнорабочего очистного забоя – работы по добыче угля.
Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании содержанием пояснений сторон, письменных документов.
Исследовав обстоятельства, суд приходит к выводу, что доводы представителя истца подтверждены представленными суду доказательствами.
Законодательство, действовавшее в спорный период (ст.ст.15, 24 КЗоТ РФ, Положение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.03.1988 №113/6-64) предусматривало обязанность работодателя сохранять истцу прежние условия труда, то есть, предусмотренные трудовым договором по профессии горнорабочего очистного забоя и обязанность работника выполнять трудовые обязанности по данной профессии.
Из объяснения представителя истца и трудовой книжки истца следует, что в спорный период он работал горнорабочим очистного забоя шахты «Центральная», был предупрежден об увольнении в связи с ликвидацией предприятия, уволен в связи с ликвидацией предприятия, до увольнения на работы по другой профессии не переводился.
В соответствии с Тарифно-квалификационными характеристиками работ и профессий рабочих, занятых на подземных работах действующих и строящихся угольных и сланцевых шахт, горнорабочий очистного забоя выполняет комплекс работ по очистной выемке полезного ископаемого, бурению шпуров и скважин, уборке, погрузке и доставке горной массы различными способами.
Таким образом, в спорный период, администрация шахты сохраняла для истца условия труда по профессии горнорабочего очистного забоя и, истец выполнял обязанности ГРОЗ по добыче угля.
Из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по шахте «Центральной» «О прекращении горных работ на шахте «Центральная», на который ссылается ответчик как на доказательство срока прекращения добычи угля, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ горные работы на шахте запрещены, но не прекращены.
В приказе №, изданном после приказа № о запрещении горных работ отмечено об изменении (уменьшении) объема добычи угля в третьем и четвертом квартале 1996 года, что опровергает установление срока прекращения добычи угля с 01.09.1996.
Опровергает установление данного срока и содержание приказа по шахте № от ДД.ММ.ГГГГ года, где говорится о прекращении горных работ на участке № с ДД.ММ.ГГГГ, а также п.3 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, где говорится о сроке передачи всего имущества шахты другой структурной единице до ДД.ММ.ГГГГ, приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, где говорится об отмене установленного срока передачи имущества.
В отчетах добываемых и отгружаемых углей шахты «Центральная» указаны сведения об отгрузке угля по видам потребления сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 1996 года, третий и четвертый кварталы 1996 года, за 12 месяцев 1996 года и январь 1997 года.
Перечисленные приказы и отчеты об отгрузке угля подтверждают, что фактически, в спорный период времени, добыча угля на шахте продолжалась.
Суд приходит к выводу, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ добыча угля в связи с ликвидацией шахты не могла быть прекращена, поскольку, в соответствии с п.3 ст.55 Гражданского кодекса РФ, шахта не являлась юридическим лицом. Согласно п.7 Положения о филиале АООТ по добыче угля «Кизелуголь», утвержденного 17.03.1995, прекращение производственной деятельности филиала производится исключительно по решению общего собрания акционеров общества. Руководитель филиала осуществляет лишь текущее руководство и в своей деятельности подотчетен совету директоров и генеральному директору общества. То есть, издаваемые им приказы должны соответствовать распоряжениям собрания акционеров, не должны превышать его компетенцию.
Из Устава Ордена Трудового Красного Знамени Кизеловского производственного объединения по добыче угля (Кизелуголь) Министерства топлива и энергетики РСФСР следует, что шахта «Центральная» являлась структурной единицей ПО «Кизелуголь» (Администрацией города Кизела ДД.ММ.ГГГГ (постановление №311) постановлено перерегистрировать ПО «Кизелуголь» в АО «Кизелуголь»).
В абзаце 7 пункта 6.3. Устава АООТ «Кизелуголь» указано, что принятие решений о прекращении деятельности филиалов общества относится к исключительной компетенции собрания акционеров.
В пунктах 1.1. и 2.1. приказа АООТ «Кизелуголь» № от ДД.ММ.ГГГГ содержится требование директору шахты «Центральной» об обеспечении выполнения объемов работ, предусмотренных ТЭО в установленные сроки, управлению по реструктуризации и закрытию шахт – об обеспечении выполнения работ по ликвидации в строгом соответствии с ТЭО и КЗоТ РФ.
В графике разработки ТЭО ликвидации неперспективных шахт АО «Кизелуголь» и срока их ликвидации – приложении к решению собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ указано, что по шахте «Центральной» начало работ по ликвидации 26.12.1994, прекращение добычи угля согласно ТЭО и по решению Совета директоров – 01.01.1997.
То есть, ТЭО не было предусмотрено прекращение добычи угля с ДД.ММ.ГГГГ и Совет директоров АО «Кизелуголь» такого решения не принимал.
Из представленных представителем истца документов следует, что вопрос о прекращении добычи угля на шахте контролировался ОАО «Российская угольная компания».
В протоколе № рассмотрения отчета о фактически выполненных объемах работ и затратах по ликвидации шахты «Центральная» АО, утвержденного заместителем генерального директора «Росуголь» ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что шахта работает по добыче угля, прекращение работ намечено на 01.01.1997.
В протоколе № рассмотрения отчета о фактически выполненных объемах работ и затратах по ликвидации шахты «Центральная» АО, утвержденного заместителем генерального директора «Росуголь» ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что добыча угля по шахте (в целом) прекращается с 01.07.1997, то есть, установленный ранее срок продлен.
Содержание указанных протоколов также подтверждает доводы истца.
Таким образом, решение о ликвидации шахты «Центральная» - филиала АО «Кизелуголь» относится к исключительной компетенции Собрания акционеров. Технико-экономические обоснования (ТЭО), утвержденные компетентным органом – Собранием акционеров, предусматривали прекращение работ по добыче угля с 01.01.1997, а затем с 01.07.1997. Приказ № о запрещении горных работ с ДД.ММ.ГГГГ не соответствует срокам, установленным ТЭО, а также отчетам по добытому углю и протоколам рассмотрения ОАО «Российская угольная компания» плановых объемов работ по ликвидации шахты, отражающим фактическое состояние дел в спорный период.
Из сравнительного анализа норм, подлежащих применению при рассмотрении данного спора, следует, что действовавший в период назначения истцу досрочной пенсии Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 78), и Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 11 пункта 1 статьи 27), а также принятые во их исполнение постановления Правительства РФ, обусловливают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работой на условиях полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников в течение не менее 25 лет (для работников ведущих профессий – не менее 20 лет). Определяющим фактором для досрочного назначения трудовой пенсии по старости является не характер работ (подземные или открытые горные работы), а их вид - работы по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и работы на строительстве шахт и рудников.
Так как в исследуемый период решения о прекращении добычи угля компетентным лицом не принималось, добыча угля на шахте производилась и, истец, в силу своих профессиональных обязанностей горнорабочего очистного забоя и установленного законом порядка увольнения в связи с ликвидацией предприятия, выполнял эти работы, период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии.
Необходимо обязать ответчика включить спорный период в специальный стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, а также удовлетворить требование истца о возложении обязанности назначить ежемесячную доплату со дня подачи заявления в суд – ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края обязанность включить в специальный стаж для назначения ФИО3 ежемесячной доплаты к пенсии на основании Федерального закона от 10.05.2010 года №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ФИО3 ежемесячную надбавку к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: