ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3140/2021 от 21.05.2021 Мытищинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2021 года г. Мытищи, Московская область

Мытищинский городской суд Московской области в составе

судьи Юнусовой О.В.,

при секретаре Лукша А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2-3140/21 по иску Администрации городского округа Мытищи Московской области к Скотникову Александру Сергеевичу, Ершовой Нине Анатольевне о сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Мытищи Московской области обратилась в суд с иском к Скотникову Александру Сергеевичу, Ершовой Нине Анатольевне о сносе самовольной постройки. В обоснование заявленных требований указала, что земельный участок площадью кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного строительства – для индивидуального жилищного строительства, для жилищного строительства принадлежит на праве общей долей собственности Ершовой Нине Анатольевне и Скотникову Александру Сергеевичу по ? доли за каждым. При осуществлении проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером расположено нежилое здание 2019 года постройки ориентировочной площадью кв.м. В соответствии с протоколом ГБУ МО «МОСОБЛСТРОЙЦНИЛ» от ДД.ММ.ГГГГ указанное здание выполнено с нарушением предельных параметров разрешенного строительства, а именно: отступы от границ земельного участка менее 1 м (от 0,57 м до 0,72 м), что нарушает Правила землепользования и застройки городского округа Мытищи Московской области, утвержденные решение Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 28.12.2017 №36/2 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа Мытищи Московской области». Нежилое здание площадью кв.м. с кадастровым номером , наименование хозяйственная постройка, расположенные по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Ершовой Нине Анатольевне и Скотникову Александру Сергеевичу по ? за каждым. Истец считает, что действия ответчиков являются незаконными, в связи, с чем истец был вынужден обратиться в суд с указанным иском.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, пояснив их, по существу.

Ответчики в судебном заседании исковые требования не признали, возражали против удовлетворения иска.

Проверив материалы дела, выслушав доводы явившихся лиц, участвующих в деле, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

В соответствии с ч.3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Из материалов дела следует, что земельный участок площадью кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного строительства – для индивидуального жилищного строительства, для жилищного строительства принадлежит на праве общей долей собственности Ершовой Нине Анатольевне и Скотникову Александру Сергеевичу по ? доли за каждым.

Нежилое здание площадью кв.м. с кадастровым номером , наименование хозяйственная постройка, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Ершовой Нине Анатольевне и Скотникову Александру Сергеевичу по ? за каждым. Истец считает, что действия ответчиков являются незаконными, в связи, с чем истец был вынужден обратиться в суд с указанным иском.

В соответствии с протоколом ГБУ МО «МОСОБЛСТРОЙЦНИЛ» от ДД.ММ.ГГГГ указанное здание выполнено с нарушением предельных параметров разрешенного строительства, а именно: отступы от границ земельного участка менее 1 м (от 0,57 м до 0,72 м), что нарушает Правила землепользования и застройки городского округа Мытищи Московской области, утвержденные решение Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 28.12.2017 №36/2 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа Мытищи Московской области».

Решением Совета депутатов городского округа Мытищи МО от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план городского округа Мытищи. Решением Совета депутатов городского округа Мытищи МО от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Мытищи.

Решением Совета народных депутатов городского округа Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генплан и определены границы городского округа Мытищи, согласно которого участок с кадастровым номером не входит в границы городского округа Мытищи.

Согласно п.1 ч.1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 ГрК РФ).

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки городского округа Мытищи Московской области (далее - Правила, настоящие Правила) являются документом градостроительного зонирования, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области о градостроительной деятельности, в области земельных отношений, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, на основании Устава городского округа Мытищи Московской области (далее - городской округ), муниципальных правовых актов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития городского округа, с учетом требований технических регламентов, положения о территориальном планировании, содержащегося в генеральном плане городского округа (далее - генеральный план), результатов публичных слушаний по проекту Правил и предложений заинтересованных лиц.

Правила подготовлены применительно к части территории городского округа, за исключением территорий земель лесного фонда (часть территории городского округа).

Границы части территории городского округа, применительно к которой подготовлены Правила, установлены границами территориальных зон, определенных на карте градостроительного зонирования.

Решением Совета народных депутатов городского округа Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генплан и определены границы городского округа Мытищи, согласно которого участок с кадастровым номером не входит в границы городского округа Мытищи.

Генеральный план - один из видов градостроительной документации по территориальному планированию, определяющий градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности населения. В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, этот документ устанавливает границы населенных пунктов, функциональное назначение, параметры и границы функциональных зон и размещение в них объектов местного значения.

Федеральное агентство лесного хозяйства РФ представило заключение о несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план городского округа Мытищи Московской области ввиду того, что ФГБУ «Рослесинфорг» произвел наложение материалов лесоустройства на границы населенных пунктов городского округа и выявил пересечения земель лесного фонда с землями населенных пунктов.

Вместе с тем, Комитет лесного хозяйства Московской области, уполномоченный орган в области реализации государственной политики в части лесных отношений в Московской области, согласовал проект внесения изменений в генеральный план городского округа Мытищи.

С учетом соблюдения интересов Российской Федерации, в составе материалов генерального плана сформирована карта несогласованных вопросов на основании замечаний Федерального агентства лесного хозяйства РФ в части границ населенных пунктов и функционального зонирования.

К несогласованным вопросам относятся земельные участки, не согласованные Рослесхозом в части включения их в границы населённых пунктов городского округа Мытищи Московской до подготовки утверждённых Актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра (далее - Акт). Утверждённый Акт является основанием внесения изменений в генеральный план городского округа Мытищи Московской области в части изменения границ населённого пункта в установленном порядке.

Карта несогласованных вопросов сформирована на основании ст.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части границ населенных пунктов и функционального зонирования в целях соблюдения интересов Российской Федерации и граждан, собственников земельных участков и недвижимости.

На карте несогласованных вопросов в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра отображены: земельные участки, имеющие пересечения с землями лесного фонда, в целях проведения процедуры в соответствии с Федеральным законом № 280-ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Таким образом, Решением Совета народных депутатов городского округа Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генплан и определены границы городского округа Мытищи, согласно которого участок с кадастровым номером не входит в границы городского округа Мытищи.

Правила застройки и землепользования г.о. Мытищи подготовлены применительно к части территории городского округа и не распространяют свое действие за границами г.о. Мытищи.

Нежилое здание площадью кв.м, с кадастровым номером было построено до введения «Правил землепользования и застройки городского округа Мытищи Московской области», утвержденные решением Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 28.12.2017 года №36/2», которые устанавливают минимальный отступ от границ участка 3 м. Действующие на момент выявления нарушения отступов здания от границ участка Правила землепользования и застройки городского округа Мытищи Московской области №36/2 были утверждены 28.12.2017 года, то есть они не были установлены на 18.08.2014 г.- дату начала возведения постройки. В тексте ПЗЗ г.о. Мытищи от 28.12.2017 г. отсутствуют указанные в исковом заявлении минимальные расстояния от границ участка для хозяйственных построек, а п.8 ст. 11 ПЗЗ г.о. Мытищи гласит: «Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применяются в случаях, если национальными стандартами и сводами правил, техническими регламентами, нормативами градостроительного проектирования, санитарными правилами, нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены иные требования к предельным параметрам».

ДД.ММ.ГГГГ получено Разрешение на строительство № и ДД.ММ.ГГГГ получено Разрешение на строительство№ жилых домов на вышеуказанном участке.

ДД.ММ.ГГГГ было начато, а ДД.ММ.ГГГГ было закончено строительство нежилого здания площадью кв.м, с кадастровым номером , наименование: хозяйственная постройка, расположенная по адресу: <адрес>., используемое как павильон для бассейна.

В 2019 году после окончания строительства жилого дома все постройки на земельном участке с кадастровым номером были поставлены на кадастровый учет и выданы Выписки из ЕГРН с зарегистрированным правом.

ДД.ММ.ГГГГ Скотниковым А.С. был получен Акт проверки Главного управления государственного строительного надзора Московской области по объекту от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в соответствии с Протоколом ГБУ МО «МОСОБЛСТРОЙЦНИЛ» от ДД.ММ.ГГГГ: «На земельном участке...расположено нежилое здание 2019 года постройки (строительство не ведется, ориентировочной площадью кв.м. выполнено с нарушением предельных размеров разрешенного строительства, а именно: отступы от границ земельного участка менее 1 м (от 0,57м до 0,72м), что нарушает правила землепользования и застройки г.о. Мытищи. Других нарушений градостроительных норм и правил не выявлено.

На земельном участке возведен объект вспомогательного использования (бассейн- кадастровый ), разрешение на строительство которого в соответствии с п.17.3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется. При этом, при строительстве объекта вспомогательного использования отступы от бассейна до границ моего участка, находящегося на меже с земельным участком Лесфонда составили от 0,57м до 0,72м (менее метра).

Когда все строения на земельном участке ставились на кадастровый учет, оформлялось право собственности на них, у проверяющих органов не было никаких вопросов к отступам от бассейна, никаких уведомлений о несоответствии построенных объектов ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности не поступало. Документов и иных доказательств, подтверждающих существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил, а также факт того, что постройка представляет угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц истцом не представлено.

Согласно Примечания к п. 2.12* СНиП 2.07.01-89* хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом требований, приведенных в обязательном приложении 1.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.

Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются п. 2 ст. 222 ГК РФ.

Из разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что, применяя статью 222 ГК РФ, судам необходимо учитывать следующее.

Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

Cт. 304 ГК РФ что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, представляя собственнику защиту от действий, не связанных с лишением владения, в том числе от действий собственника (владельца) соседнего земельного участка.

Как указанно в п. 45 совместного постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных защитой собственности и других вещных прав» (далее - постановление Пленума № 10/22), применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В соответствии с п. 46 постановления Пленума № 10/22 при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Из содержания приведенных выше норм ГК РФ и разъяснений по их применению следует что обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел о пресечении действий, нарушающих право, является установление факта нарушения ответчиком права, принадлежащего истцу, либо угрозы такого нарушения.

Соответственно, сам по себе факт несоблюдения ответчиком расстояния от границы смежного земельного участка при возведении спорного строения, не может являться единственным и достаточным основанием для удовлетворения иска о сносе или демонтаже такого строения.

Учитывая, что снос постройки является крайней мерой по устранению нарушений нрав и интересов истца, основанием, для удовлетворения такого требования является наличие существенности и неустранимости, допущенных при возведении спорной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, значение имеет установление факта нарушения прав и интересов истца сохранением спорного строения. Истец не представил доказательства того, что при возведении спорного строения ответчиком были допущены такие нарушения градостроительных и строительных норм и правил, в результате которых в настоящее время спорный объект несет угрозу жизни и здоровью третьим лицам, а также нарушает имущественные права собственника земельного участка и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе истца, и устранение таких нарушений невозможно иначе как путем сноса спорного объекта.

Вопреки требованиям ст. 56 ГК РФ, истцом, заявившим требование о сносе спорной постройки, возведенной на земельном участке ответчиков, не представлено. доказательств того, что несоблюдение градостроительных и строительных норм и правил при ее возведении повлекли нарушение прав собственника смежного земельного участка, и подтверждающих, что защита нарушенных прав истца возможна только путем сноса возведенной постройки.

При разрешении данного спора во внимание должны приниматься и положения с г. 10 ГК РФ о соразмерности избранного способа защиты нарушенного права.

Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса РФ проверка государственного строительного надзора в отношении объектов, работы по строительству которых завершены, осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом б пункта 2, подпунктом б, либо на основании обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации городского округа Мытищи Московской области к Скотникову Александру Сергеевичу, Ершовой Нине Анатольевне о признании объекта капитального строительства - нежилого здания площадью кв.м с кадастровым номером - хозяйственная постройка по адресу: <адрес>, - самовольной постройкой, обязании ее снести, прекращении права общей долевой собственности и исключении из ЕГРН сведений о данном объекте недвижимости - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд, через Мытищинский городской суд, в течение месяца с даты принятия судом решения в окончательной форме.

Судья