Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
ДД.ММ.ГГГГ Федеральный суд <адрес>
в составе: председательствующего Сидоренко ЕА
при секретаре Буровой ВЮ
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН.
Ссылается на то, что является жителем <адрес>, избирателем и автовладельцем. Уже более 5 лет в историческом центре <адрес> сложилась критическая ситуация в связи с автомобильными пробками.
Одной из основных причин образования пробок является отсутствие парковочных комплексов, в которых могли бы разместиться автомобили граждан, приезжающих в центр города на работу, в административные учреждения, торговые организации и пр.
В такой ситуации водители транспортных средств вынуждены парковать автомобили в неустановленных местах - на тротуарах и на проезжей части. В результате парковок в неустановленных местах уменьшается пропускная способность автомобильных дорог, что приводит к образованию заторов.
Заторы на дорогах ведут к значительному увеличению периода времени, необходимого для прибытия к пункту назначения.
Отсутствие парковок лишает граждан возможности припарковать автомобиль в нужном месте.
В связи с отсутствием необходимого количества парковочных мест около здания АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН, ДД.ММ.ГГГГ он был вынужден припарковать свой автомобиль в неустановленном месте в результате чего, был привлечен к административной ответственности за нарушение требования дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена», согласно которому запрещена остановка и стоянка транспортных средств по ст. 12.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о чем было вынесено постановление № по делу об административном правонарушении.
ДД.ММ.ГГГГ согласно вынесенному постановлению № им был оплачен штраф в размере 300 рублей, а также сумма комиссии в размере 20 рублей.
Несмотря на очевидность и давность проблемы отсутствия парковочных мест АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН не предпринимает необходимых мер, направленных на создание и обеспечение функционирования парковочных мест.
До сегодняшнего дня в центре Красноярска не было построено ни одной многоуровневой парковки, на которых водители, приезжающие в центр города могли бы оставить автомобили, в том числе и за плату.
Считает, что создание и обеспечение функционирования парковок является обязанностью АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН. Уклонение органа местного самоуправления от решения вопросов местного значения в интересах населения нарушает право народа на осуществление своей власти посредством органов местного самоуправления. Непринятие АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН мер по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) повлекло за собой привлечение заявителя к административной ответственности.
Просит суд признать незаконным бездействие АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН, выражающееся в непринятии мер по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) для транспортных средств, и обязать АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН принять меры по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) для транспортных средств на территории <адрес>
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, заявление поддержала.
Представитель АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАНФИО3, доверенность в деле, заявление считает необоснованным. Суду пояснила, что заявитель указывает, что его права нарушены тем, что он привлечен к административной ответственности за то, что нарушил правила парковки, в связи с чем считает, что он обратился в суд с настоящим заявлением в защиту своего противоправного интереса, что должно исключать удовлетворение его требований. Кроме того, размещение парковок возможно только с учетом территориального планирования города. Законом предусмотрено, что разработка и проведение мероприятий по созданию и функционированию парковок осуществляется в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации такой нормативный акт отсутствует. Кроме того, данные мероприятия осуществляются не только органами местного самоуправления. Заявитель не указал в чем заключается бездействие АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН в непринятии мер по созданию и обеспечению функционирования парковок и какие меры в данном случае следует предпринять администрации города, т.е. основания и предмет требований заявителем не определены. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать в силу следующего.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Заявитель указывает не на отсутствие парковки (парковочных мест) у АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН, а на отсутствие необходимого количества парковочных мест около здания АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН. Соответственно парковка у здания АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН имеется и функционирует, что уже свидетельствует об отсутствии бездействия АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН в части создания и обеспечения функционирования парковок в <адрес>. Факт наличия парковок в <адрес> представителем ФИО2 подтвердила в судебном заседании. Тот факт, что количество парковок (парковочных мест) является не достаточным на территории <адрес>, который не доказан заявителем, не свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления. При этом заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии с приведенным им постановлением по делу об административном правонарушении за нарушение требований дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена».
Таким образом, заявителем не доказан факт того, что нарушены его права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению им его прав и свобод.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 названного Закона остановочные пункты,
стоянки (парковки) транспортных средств относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
При этом согласно ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН не является хозяйствующим субъектом.
Согласно п.3 ст.15 ФЗ РФ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию <адрес> как горноклиматического курорта".
В силу приведенных нормы доводы заявителя о том, что обязанность по принятии мер по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) для транспортных средств возложена на АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН не основаны на законе.
Согласно ст.2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
Согласно ст.34 приведенного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Согласно п. ст.45 Устава <адрес> реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН города действует в рамках своей компетенции и не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти или других органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.46 Устава <адрес> органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города.
Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города.
Согласно ч.2 ст.44 Устава <адрес> в состав администрации города входят Глава города, первый заместитель и заместители Главы города, органы и структурные подразделения.
В соответствии со ст.14 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно п.1 ст.17 приведенного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
В соответствии с п.4 ст.51 приведенного закона муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Таким образом, полномочия АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН в реализации правомочий в области автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности заключаются в принятии правовых актов по вопросам местного значения и создания предприятий и учреждений в целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения, т.е. нормативно-распорядительная деятельность, а также в размещении муниципальных заказов.
Согласно п.2.5, ДД.ММ.ГГГГ, 3.3 Положения о департаменте городского хозяйства администрации <адрес>, утвержденного Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 84-р, задачами департамента является в том числе организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе выполняет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, содержанию улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства, организует и координирует работу по капитальному ремонту и ремонту, содержанию улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства, определяет перспективы развития и совершенствования магистральных дорог городского значения.
В силу изложенного оснований для удовлетворения требования о возложении обязанности на АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН по принятию мер по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) для транспортных средств на территории <адрес> не имеется, заявителем не представлено доказательств бездействия администрации города в рамках установленной компетенции.
Необходимость организации стоянок определяется согласно Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", которым утверждено Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», определяется Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ.
Согласно п.20.1-20.8 приведенного Приказа разработка мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения осуществляется на основе анализа данных о ДТП, результатов проверок эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц, изучения условий и состояния дорожного движения, предложений дорожно-эксплуатационных, транспортных организаций, сотрудников ДПС и граждан.
В ходе разработки мероприятия по совершенствованию условий движения ведется подготовка предложения по перспективному развитию организации дорожного движения и средств организации движения, которые не могут быть реализованы внедрением только оперативных мероприятий, направляются в установленном порядке в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, компетентные решать данные вопросы.
В качестве основных направлений совершенствования организации движения следует рассматривать организацию стоянок автотранспорта, информацию о них.
Таким образом, организация стоянок не может иметь стихийный характер, необходимость их организации не может быть обусловлена интересами одного гражданина.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд через Федеральный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: