Дело 2-3141/2020
УИД 79RS0002-01-2020-007894-08
Р ЕШ Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2020 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.,
при секретаре Зиминой В.С.,
с участием помощника прокурора ЕАО ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане гражданское дело по иску прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к управлению жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО о возложении обязанности совершить определённые действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ЕАО в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к управлению жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО о возложении обязанности совершить определённые действия, указав, что на территории Еврейской автономной области органом, уполномоченным на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме является управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (пункты 1, 5.11 и 9 положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 04.03.2014 № 75-пп). Решением суда Еврейской автономной области от 05.03.2020 по делу № За-10/2020 признаны противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 приказа от 14.03.2019 № 17/9 об установлении расчётным методом в части: нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях (раздел 1) и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях (раздел 4); нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых и нежилых помещениях в строках 1, 2.1, 2.2, 3, 4, 5, 16 (раздел 2); нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов в строках 3, 4, 5, 8, 9 (раздел 6); нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категориям в строках 3, 4 (раздел 7).
07.07.2020 данное решение суда оставлено без изменения Пятым апелляционным судом. Таким образом, с 07.07.2020 решение суда Еврейской автономной области вступило в законную силу и на территории области не подлежат применению вышеназванные нормативы. При этом управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области меры, направленные на принятие соответствующих нормативов не принимаются. В результате указанных нарушений федерального законодательства грубо ущемляются жилищные права граждан по законному начислению и взиманию платы за коммунальные услуги.
Просит обязать управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области рассчитать и утвердить: нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях и нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях; нормативы потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых и нежилых помещениях по категориям многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами сидячими длиной 1200 мм с душем, многоквартирные дома, жилые дома, многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650 - 1700 мм с душем, многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами без душа, многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душем, дома, использующиеся в качестве общежитий (многоквартирные дома с коммунальными квартирами), оборудованные мойками, раковинами, унитазами, с душевыми с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов по категориям многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные стационарными электроплитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период, многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные стационарными электроплитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода, многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, общежития, не оборудованные стационарными электрическими плитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период, общежития, не оборудованные стационарными электрическими плитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода; нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категориям многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период и многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода.
В судебном заседании помощник прокурора ЕАО ФИО1 исковые требования поддержала в полном объёме по доводам искового заявления. Просила установить срок исполнения вышеуказанных требований – по вступлению решения суда в законную силу.
Представитель ответчика управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, что подтверждается данными из разносной книги для местной корреспонденции Биробиджанского районного суда ЕАО. Об отложении слушания дела не заявляли, о причинах неявки не сообщили.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Обращаясь в данном случае в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, прокурор действует в рамках полномочий, представленных ему законодательством.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию утверждён Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
Из системного анализа положений Правил следует, что только при условии соблюдения порядка установления нормативов потребления и требований к их формированию, которые предусмотрены Правилами, указанные нормативы могут быть признаны законно установленными.
Отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.
Данные правила регулируют в числе прочего отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно п. 1 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области, утверждённого Постановление правительства ЕАО от 04.03.2014 № 75-пп, управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством Еврейской автономной области, обеспечивающим государственное управление и координацию деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, перспективного развития и инновационной деятельности топливно-энергетического комплекса в области.
Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО в числе прочего утверждает нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 5.11 Положения).
Приказом управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО от 14.03.2019 № 17/9 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области.
Нормативный правовой акт опубликован в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru 22.03.2019.
Впоследствии в указанный приказ внесены изменения приказом управления ЖКХиЭ от 16.04.2019 N 26-9, который опубликован в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru 18.04.2019.
Пунктом 5 Приказа № 17/9 указано, что приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 06.02.2019.
Решением суда Еврейской автономной области от 05.03.2020 по делу N 3а-10/2020 административное исковое заявление заместителя прокурора Еврейской автономной области Колесникова А.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 14.03.2019 № 17/9 противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части удовлетворено частично. Признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 приказа от 14.03.2019 N 17/9 об установлении расчетным методом в части: нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях (раздел 1) и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях (раздел 4); нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых и нежилых помещениях в строках 1, 2.1, 2.2, 3, 4, 5, 16 (раздел 2); нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов в строках 3, 4, 5, 8, 9 (раздел 6); нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категориям в строках 3, 4 (раздел 7).
Отказано в удовлетворении административного иска заместителя прокурора Еврейской автономной области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 приказа от 14.03.2019 № 17/9 об установлении расчетным методом в части нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых и нежилых помещениях в строках 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18 (раздел 2); нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов, в строках 1, 2, 6, 7 (раздел 6); нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категориям в строках 1, 2 (раздел 7).
На управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области возложена обязанность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятом решении в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 07.07.2020 указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО - без удовлетворения.
29.07.2020 заместителем прокурора ЕАО в адрес начальника управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО внесено представление с требованием о принятии в месячный срок мер по устранению нарушений и недопущению подобных фактов впредь.
Согласно ответу начальника управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО от 31.08.2020 принято решение согласиться с доводами, изложенными в представлении. При этом отмечается, что управлением направлена бюджетная заявка для выделения дополнительных денежных средств в размере 2300 тыс. рублей на выполнение расчётов нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области. В настоящее время на проведение данных работ специализированной организацией финансирование отсутствует. В связи с этим управлением планируется проведение расчётов самостоятельно.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени управлением ЖКХ и энергетики правительства ЕАО соответствующие нормативы не рассчитаны и не утверждены в установленном порядке, в связи с чем нарушаются права граждан по законному начислению и взиманию платы за коммунальные услуги. Доказательств обратного суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учетом позиции истца, принимая во внимание длительное бездействие ответчика по принятию новых нормативов потребления коммунальных услуг с момента вступления решения суда по делу № 3а-10/2020 в законную силу, отсутствие возражений ответчика по существу заявленного иска, приходит к выводу, что решение подлежит исполнению по вступлению его в законную силу.
Вместе с тем, ответчик не лишен возможности ставить вопрос об отсрочке исполнения решения суда при возникновении объективных препятствий к исполнению судебного решения в установленный срок и при наличии доказательств иных реальных сроков исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к управлению жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО рассчитать и утвердить:
нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях и нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях;
нормативы потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых и нежилых помещениях по категориям многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами сидячими длиной 1200 мм с душем, многоквартирные дома, жилые дома, многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650 - 1700 мм с душем, многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами без душа, многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душем, дома, использующиеся в качестве общежитий (многоквартирные дома с коммунальными квартирами), оборудованные мойками, раковинами, унитазами, с душевыми с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением;
нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов по категориям многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные стационарными электроплитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период, многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные стационарными электроплитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода, многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, общежития, не оборудованные стационарными электрическими плитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период, общежития, не оборудованные стационарными электрическими плитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода;
нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категориям многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период и многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 30.11.2020.