РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2013 года
Таганский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Смолиной Ю.М.
при секретаре Логвиновой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3141/2013 по заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании решений заместителя Префекта Центрального административного округа города Москвы ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Заявители ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением об оспаривании решений заместителя Префекта ЦАО г.Москвы, указывая, что 06 сентября 2013 года в Префектуру ЦАО г.Москвы ими было подано уведомление о проведении 12 сентября 2013 года на Красной площади напротив Мавзолея Ленина публичного мероприятия в форме пикетирования, с предполагаемым количеством участников публичного мероприятия – до 5 человек, целью которого являлось: «Привлечение внимания Президента Российской Федерации ФИО4, который присягал защищать права, свободы и интересы человека и гражданина, к грубейшим нарушениям конституционного права гражданина на пикетирование всего 2 (двумя) гражданами в течение всего 1 (одной) минуты у специально для этого созданного, оплачиваемого из налогов граждан России, органа – Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, с местом расположения: напротив подъезда № 10 строения 1, по адресу: <...>, где пикетирование не запрещено и не ограничено Законом, целью которого является обращение к Президенту России ФИО4 с острыми вопросами о коррупции среди подчиненных ему руководителей органов государственной власти России».
Как указывает заявитель, письмом от 09 сентября 2013 года № ЦО100-38-2755/13; -2756/13, за подписью заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО3, Префектура ЦАО г.Москвы уведомила заявителя о том, что проведение публичных мероприятий в городе Москве регламентируется Законом Российской Федерации от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Законом города Москвы от 04.04.2007 г. № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» в соответствии с которыми требование об уведомлении органов исполнительной власти не распространяется на граждан, желающих в индивидуальном порядке публично выразить свои взгляды путем проведения мирных мероприятий. При этом указанным гражданам не разрешается использовать входы и лестницы зданий, а также мешать движению транспорта и пешеходов, применять средства звукоусиления.
Также, письмом от 18 октября 2013 года № ЦО100-38-2755/13, за подписью заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО3, Префектура ЦАО г.Москвы уведомила заявителя ФИО1 об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, на основании п. 3 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», так как в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается.
Заявители, полагая, что указанные решения заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО3 вынесены в нарушение норм действующего законодательства, нарушают их право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированные ст. 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г., просили суд признать решения заместителя Префекта ЦАО г.Москвы ФИО3 № ЦО100-38-2755/13; -2756/13 от 09 сентября 2013 года, № ЦО100-38-2755/13 от 18 октября 2013 года незаконными и отменить их, возложив на Префектуру ЦАО г.Москвы обязанность в течение определенного судом срока произвести предусмотренные законом действия.
Определением Таганского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2013 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Префектура ЦАО г. Москвы.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Префектуры ЦАО г.Москвы, представляющий интересы заинтересованного лица заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО3 просил суд отказать в удовлетворении требований ФИО1, считая их необоснованными.
Заявитель ФИО2, заинтересованное лицо - Президент Российской Федерации ФИО4, представитель заинтересованного лица отдела полиции района «Китай-город» г.Москвы, представитель заинтересованного лица УВД по ЦАО ГУ МВД России по г.Москве, заинтересованное лицо заместитель Префекта ЦАО г. Москвы ФИО3 в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены своевременно надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованных лиц -Префектуры ЦАО г. Москвы и заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО3, исследовав письменные материалы дела, находит требования ФИО1 и ФИО2 подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В силу п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004г. № 54-ФЗ, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства из объяснений заявителя, представителя заинтересованных лиц и письменных материалов дела установлено следующее.
06 сентября 2013 года ФИО1 обратился в Префектуру ЦАО г.Москвы с уведомлением о проведении 12 сентября 2013 года с 12 часов 00 минут до 14 часов 00 минут на Красной площади напротив Мавзолея Ленина публичного мероприятия в форме пикетирования, осуществляемом одним участником, целью которого являлось привлечение внимания Президента Российской Федерации ФИО4, который присягал защищать права, свободы и интересы человека и гражданина, к грубейшим нарушениям конституционного права гражданина на пикетирование всего 2 (двумя) гражданами в течение всего 1 (одной) минуты у специально для этого созданного, оплачиваемого из налогов граждан России, органа – Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, с местом расположения: напротив подъезда № 10 строения 1, по адресу: <...>, где пикетирование не запрещено и не ограничено Законом, целью которого является обращение к Президенту России ФИО4 с острыми вопросами о коррупции среди подчиненных ему руководителей органов государственной власти России».
В ответ на указанное уведомление письмом № ЦО100-38-2755/13; -2756/13 от 09 сентября 2013 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г.Москвы ФИО3, ФИО1 сообщено, что проведение публичных мероприятий в городе Москве регламентируется Законом Российской Федерации от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Законом города Москвы от 04.04.2007 г. № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» в соответствии с которыми требование об уведомлении органов исполнительной власти не распространяется на граждан, желающих в индивидуальном порядке публично выразить свои взгляды путем проведения мирных мероприятий. При этом указанным гражданам не разрешается использовать входы и лестницы зданий, а также мешать движению транспорта и пешеходов, применять средства звукоусиления.
Также 06 сентября 2013 года заявители обратились в Префектуру ЦАО г. Москвы с уведомлением о проведении 12 сентября 2013 года с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут на Красной площади г. Москвы, напротив мавзолея В.И. Ленина, публичного мероприятия в форме пикетирования с количеством участников до 5 человек, целью которого являлось привлечение внимания Президента Российской Федерации ФИО4, который присягал защищать права, свободы и интересы человека и гражданина, к грубейшим нарушениям конституционного права граждан на пикетирование всего 2 (двумя) гражданам в течение всего 1 (одной) минуты у специально для этого созданного, оплачиваемого из налогов граждан России, органа – Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, с местом расположения: напротив подъезда № 10 строение 1, по адресу: <...>, где пикетирование не запрещено и не ограничено Законом, целью которого является обращение к Президенту России ФИО4 с острыми вопросами о коррупции среди подчиненных ему руководителей органов государственной власти России.
Согласно штампу входящей корреспонденции, данное уведомление получено Префектурой ЦАО г. Москвы 06 сентября 2013 года (л.д. 21).
В ответ на указанное уведомление письмом № ЦО100-38-2755/13 от 18 октября 2013 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г.Москвы ФИО3, организатору публичного мероприятия сообщено, что реализация установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на проведение публичных мероприятий обеспечивается Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Законом города Москвы от 04.04.2007 № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований». Статья 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ позволяет проводить публичные мероприятия в любых пригодных для целей данного мероприятия местах с некоторыми ограничениями и запретами по определенным местам. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации. В связи с этим согласно п. 3 ст. 12 Префектура ЦАО отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия, так как в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, никем не оспорены и не опровергнуты и не вызывают у суда сомнений.
В силу ч. 1 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в том числе территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В обоснование своего заявления ФИО1, ФИО2 указали, что оспариваемые ими решения являются незаконными, поскольку при их принятии заместителем Префекта ЦАО г. Москвы ФИО3 грубо нарушены нормы действующего законодательства.
Так, как указывают заявители, решением заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО3 от 09 сентября 2013 года заявителям не запрещалось 12 сентября 2013 года, после проведения одиночного пикетирования ФИО1 провести коллективное пикетирование, однако, при проведении одиночного пикетирования заявитель ФИО1 был задержан сотрудниками отдела полиции «Китай-город», несмотря на то, что указанное решение от 09 сентября 2013 года не содержит предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, предложений об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона, а также до сведения организатора публичного мероприятия не было доведено письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель Префектуры ЦАО г. Москвы, представляющий интересы заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО3, решение № ЦО100-38-2755/13; -2756/13 от 09 сентября 2013 года было принято на уведомление ФИО1 от 06 сентября 2013 года о проведении 12 сентября 2013 года на Красной площади публичного мероприятия в форме пикетирования, осуществляемом одним участником и было предметом судебного разбирательства при рассмотрении гражданского дела № 2-2493-13 по заявлению ФИО1 об оспаривании решений Префектуры Центрального административного округа города Москвы. Одновременно представитель заинтересованных лиц пояснил, что решение Префектуры ЦАО г. Москвы № ЦО100-38-2755/13 от 18 октября 2013 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г.Москвы ФИО3, на уведомление заявителей от 06 сентября 2013 о проведении 12 сентября 2013 года на Красной площади г. Москвы публичного мероприятия в форме пикетирования с количеством участников до 5 человек, является законным и обоснованным, поскольку в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия запрещается.
Анализ вышеизложенных обстоятельств в совокупности с нормами действующего законодательства приводит суд к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, решением Таганского районного суда г. Москвы от 22 октября 2013 года в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решений Префектуры Центрального административного округа города Москвы № ЦО100-38-2438/13 от 23 августа 2013 года, № ЦО100-38-2755/13; -2756/13 от 09 сентября 2013 года и № 07-16-17808/13 от 11 сентября 2013 года отказано.
Таким образом, законность оспариваемого заявителями решения Префектуры ЦАО г.Москвы № ЦО100-38-2755/13;-2756/13 от 09 сентября 2013 года была предметом проверки при рассмотрении Таганским районным судом г.Москвы гражданского дела № 2-2493/13 по заявлению ФИО1 об оспаривании решений Префектуры ЦАО г.Москвы, в связи с чем, указанные и установленные в решении суда обстоятельства и не подлежат повторной проверке судом.
Доводы заявителей о том, что оспариваемое решение Префектуры ЦАО г.Москвы № ЦО100-38-2755/13;-2756/13 от 09 сентября 2013 года было принято и в ответ на уведомление заявителей от 06 сентября 2013 года о проведении коллективного пикетирования, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются самим решением, в котором имеется ссылка о намерении провести одиночное пикетирование, пояснениями представился Префектуры ЦАО г. Москвы и заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО3, который настаивал на том, что решение № ЦО100-38-2755/13; -2756/13 от 09 сентября 2013 года было принято в ответ на уведомление ФИО1 от 06 сентября 2013 года о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, осуществляемом одним участником, а также решением Префектуры ЦАО г. Москвы № ЦО100-38-2755/13 от 18 октября 2013 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г.Москвы ФИО3, на уведомление заявителей от 06 сентября 2013 года о проведении 12 сентября 2013 года с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут на Красной площади г. Москвы, напротив мавзолея В.И. Ленина, публичного мероприятия в форме пикетирования с количеством участников до 5 человек.
Учитывая изложенное, оснований для признания решения заместителя Префекта ЦАО г.Москвы № ЦО100-38-2755/13;-2756/13 от 09 сентября 2013 года незаконным и его отмене, не имеется.
Согласно Указа Президента Российской Федерации № 82 от 31 января 1992 года «Об официальной резиденции Президента Российской Федерации», официальной резиденцией Президента Российской Федерации является Московский Кремль.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17 июня 1997 года № 440 «Об утверждении зон Охраны Ансамбля Московского Кремля», в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", в целях совершенствования системы охраны памятников истории и культуры г. Москвы и обеспечения оптимальных условий сохранности и восприятия ансамбля Московского Кремля, включенного ЮНЕСКО в списки объектов всемирного наследия, Правительство Москвы постановило утвердить границы охранной зоны (территория, непосредственно прилегающая к Кремлю, предназначена для обеспечения сохранности памятника, поддержания и восстановления ценного градостроительного окружения и целостного восприятия объекта) ансамбля Московского Кремля согласно описанию с режимами ее содержания, в границы которой входит Красная площадь.
Как было указано выше, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в том числе территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч. 3 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Проанализировав содержание вышеуказанного решения Префектуры ЦАО г. Москвы № ЦО100-38-2755/13 от 18 октября 2013 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г.Москвы ФИО3, в совокупности с положениями ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», суд приходит к выводу о том, что Префектурой ЦАО г. Москвы правомерно отказано заявителям в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия запрещается.
Ссылка заявителя ФИО1 на несвоевременное вручение ему ответа на указанное выше уведомление, а также на нарушение Префектурой ЦАО г. Москвы срока рассмотрения указанного уведомления не может являться основанием к удовлетворению заявления, так как указанные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности принятого заместителем Префекта ЦАО г. Москвы решения.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителей о признании решений заместителя Префекта ЦАО г. Москвы ФИО3 № ЦО100-38-2755/13; -2756/13 от 09 сентября 2013 года и № ЦО100-38-2755/13 от 18 октября 2013 года незаконными и их отмене, а также производных требований о возложении на Префектуру ЦАО г.Москвы обязанности в течение определенного судом срока произвести предусмотренные законом действия.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2 об оспаривании решений заместителя Префекта Центрального административного округа города Москвы ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: