Дело № 2-3143/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2017 года
Свердловский районный суд г.Костромы в составе председательствующего судьи Скрябиной О.Г., при секретаре Орлик А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском. Просит с учетом уточнений, обязать ответчика предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры, площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке на территории города Костромы.
Свои требования мотивирует следующим.
Истец ФИО1, <дата> года рождения, относится к категории детей-сирот. Мать - ФИО2 умерла (копия свидетельства о смерти матери прилагается к настоящему заявлению), а ранее была лишена родительских прав. Отца нет. До совершеннолетия опекуном истца являлась бабушка - ФИО3. Истец, на основании Приказа № департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата>, включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит в списках нуждающихся в предоставлении жилья, что подтверждается Уведомлением от <дата>. Истцу исполнилось 18 лет <дата>, и с этой же даты прекратилась опека. На дату написания настоящего искового заявления Истец зарегистрирован и проживает в квартире бабушки (ранее являющейся его опекуном) по адресу: <адрес>. Истец не имеет в собственности жилое помещение, пригодное для проживания. Истцу не предоставлялось жилое помещение по договору социального найма. Истец обратился в Администрацию г. Костромы с просьбой о предоставлении жилого помещения в связи с отнесением его к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Однако, в предоставлении Истцу жилого помещения Ответчиком было отказано, что подтверждается Письмом Ответчика от <дата> за исх. №. Ответчик, обосновывая свой отказ в предоставлении истцу жилого помещения, сослался на возбужденные против него исполнительные производства, по которым он ведет списки, и на то, что Истец в указанных списках не значится и, поэтому, предоставить жилое помещение «в настоящее время» Истцу «не представляется возможным». Ответчик в этом же письме «посоветовал» истцу «обратиться в суд за защитой нарушенного права». В беседе Ответчик, отказывая в предоставлении жилого помещения Истцу, ссылался также на отсутствие финансирования.
В судебном заседании истец ФИО1 свои требования поддержал по указанным в иске основаниям, пояснил, что ему известна разница прав на жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и прав на жилое помещение, предоставляемое по договору специализированного найма. Просит требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании уточненные требования ФИО1 поддержала по заявленным основаниям. Указала следующее. Истец ФИО1, <дата> года рождения, относится к категории детей-сирот. Мать - ФИО2 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, а ранее была лишена родительских прав. Отца нет. ФИО2 относилась' к категории одиноких матерей. Указанный статус истца (дети-сироты) ответчиком, третьими лицами не оспаривается. С рождения и по настоящее время истец зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, собственником которого является бабушка истца ФИО3. Данное жилое помещение перешло к ФИО3 в порядке наследования Собственник вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению (ст. 35 Конституции РФ, ст. 1, ст. 2, ст. 209 ГК РФ). ФИО3, реализуя предоставленное ей законом право, заключила предварительный договор купли- продажи указанной квартиры к получила аванс от покупателя, истец обязался выписаться из квартиры, и прекратить ею пользоваться. В соответствии с п. 1 ст 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. ФИО3 истца, как члена своей семьи в указанную квартиру не вселяла. В соответствии с п. 4 ст. 31 ЖК РФ, В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняй. ся, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а таю з если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. Истец, по достижении им совершеннолетия и прекращения опеки, к семье бабушка - ФИО5 не относится, общего хозяйства с ней не ведет. Решения суда о сохранении за истцом, как бывшим членом семьи ФИО3, право пользования указанной выше квартирой не имеется. Соглашений между истцом и ФИО3 о пользовании указанной выше квартирой также не имеется. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Истец имеет право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры, после наступления совершеннолетия и прекращения опеки. В связи с этим обстоятельством, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, на основании Приказа № от <дата>, включил истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Данное обстоятельство подтверждается Уведомлением от <дата>, копия которого представлена в материалы дела. В настоящее время истец из указанного списка не исключен. И хотя составление подобных списков законом не предусмотрено (обоснование этого утверждения будет дано далее), это обстоятельство является доказательством того, что на момент обращения истца с заявлением к ответчику об обеспечении жилым помещением, ответчик его право, как лица, отнесенного к категории детей-сирот, признал. Истцу не было отказано в этом праве, хотя с момента подачи заявления ответчику и до судебного разбирательства, у истца не произошли никаких изменений. То есть, имеющим значение обстоятельством для данного дела является нуждаемость истца в жилом помещении, что подтверждается Приказом № от <дата>. Сам истец не имеет в собственности, и никогда не имел в собственности жилых помещений. Мать истца на дату своей смерти также не имела в собственности жилых помещений. Истцу не предоставлялось жилое помещение по договору социального найма или коммерческого найма. Право на обеспечение жилым помещением истец не реализовал. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями из Росреестра, Администрации г. Костромы. Предоставление жилого помещения категории лиц, к которой относится истец, ограничений для реализации права на предоставление жилого помещения, связанных с признанием названной категорией малоимущими, не содержит (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ). Согласно ч,1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам ч детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», введенного в действие Законом Костромской области от 26.03.2015 года № 646-5-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками Жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления - Ответчику - Администрации города Костромы. То есть обязанность Ответчика предоставить Истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда, согласуется с действующим федеральным и региональным законодательством. Истец обратился в Администрацию г. Костромы с просьбой о предоставлении жилого помещения в связи с отнесением его к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Однако, в предоставлении Истцу жилого помещения Ответчиком было отказано, что подтверждается Письмом Ответчика от <дата> за исх. №. Ответчик, обосновывая свой отказ в предоставлении истцу жилого помещения, сослался на возбужденные против него исполнительные производства, по которым он ведет списки, и на то, что Истец в указанных списках не значится и, поэтому, предоставить жилое помещение «в настоящее время» Истцу «не представляется возможным». Ответчик в этом же письме «посоветовал» истцу «обратиться в суд за защитой нарушенного права». В беседе Ответчик, отказывая в предоставлении жилого помещения Истцу, ссылался также на отсутствие финансирования. Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по ДОГОЕ рам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. Отсутствие в жилищном фонде свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке. Это обстоятельство правового значения для разрешения спора не имеет. Как установлено законом, право лица, из числа детей-сирот на получение жилого помещения, и обязанность ответчика предоставить жилое помещение не являются производными от наличия свободных жилых помещений. Ни положения данного Федерального закона, ни Жилищного кодекса Российской Федерации, не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке какой-либо очередности, в рассматриваемом случае - очередности по исполнительным листам, как указал в своем письме ответчик. Жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Во-первых, "Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях", не устанавливают запрета ответчику в обеспечении истца жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Исходя из смысла, рекомендации носят рекомендательный характер и не ограничивают бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по формированию межбюджетных отношений в рамках действующего федерального законодательства. Во-вторых, вопросы финансирования, предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления, в том числе финансирования для приобретения жилья детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. Ссылка ответчика на то обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, с ставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение. Действующая система правового регулирования вопроса обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предполагает зависимость предоставления таких помещений от наличия или отсутствия соответствующего бюджетного финансирования. Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), установлены Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 года №539 (ред. от 7 марта 2013 года) "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с Положениями). Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Костромской области нормативно установлен, решение суда не должно его подменять. В-третьих, поскольку органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - Законом Костромской области № 620-5-ЗКО от 29 декабря 2014 года (ред. от 25 декабря 2015 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области», то обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий. В-четвертых, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-3KO "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", детям, оставшимся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории которого находится место жительства указанных лиц, то есть по месту их регистрации. Полагает необходимым напомнить ответчику, что статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. "Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей относятся к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства; одной из мер, направленных на защиту прав и интересов граждан указанной категории является своевременное обеспечение лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями. Между сторонами по настоящему делу имеется спор о праве истца, имеющего статус лица из детей-сирот, на предоставление жилого помещения, в связи, с чем полагаем рассмотрение данного дела в порядке искового производства законным. Позиция Ответчика, который иск не признал, поражает своей циничностью, поскольку противопоставлена самой незащищенной социальной категории граждан - детям-сиротам. Ответчик же сам рекомендовал истцу обратиться в суд, ссылаясь на свои финансовые трудности, иных оснований он в своем письме не указывает (на которые он ссылался в данном судебном разбирательстве), и при этом, в суде, он иск не признает!? Что же теперь каждому сироте обращаться к Президенту, для того чтобы над его правом прекратилось чиновничье издевательство? Лишенные родительской любви и заботы, дети-сироты, бесконечно, круг за кругом проходя бюрократические препоны, сборы всевозможных справок, сведений, хождение по кабинетам, отделам, департаментам, и в конце этого пути получив отказ в праве, вынуждены добиваться реализации своих прав исключительно в судебном порядке на протяжении многих месяцев (исходя их практики, ответчик своим правом пользуется в полном объеме, обжалуя вынесенные в пользу сирот решения судов). Основываясь на содержание приведенных выше правовых норм, а также на доказательствах, представленных в дело истцом, отсутствии оспаривания представленных доказательств ответчиком, полагаем законным и справедливым возложение обязанности на администрацию города Костромы предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Костромы по договору найма специализированного жилого помещения. Просит иск ФИО1 к Администрации города Костромы удовлетворить.
Представитель истца по устному ходатайству ФИО3 в судебном заседании требования истца поддержала по заявленным основаниям, поддержала пояснения представителя истца ФИО4
Представитель ответчика Администрации города Костромы по доверенности ФИО6 требования истца не признал. Пояснил следующее. Возложение на Администрацию города Костромы обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан с учетом положений статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поставлено в зависимость от надлежащего финансирования переданных Законом Костромской области от 23 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Денежные средства на приобретение для Вас жилого помещения не передавались. Вместе с тем, решениями судов города Костромы на Администрацию города Костромы возложена обязанность по предоставлению детям-сиротам на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенных, отвечающих санитарным и техническим требованиям, расположенных на территории города Костромы, изолированных жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы. Федеральной службой судебных приставов по Костромской области возбуждены соответствующие исполнительные производства. Администрация города Костромы ведет список исполнительных производств, обязывающих Администрацию города Костромы предоставить специализированные жилые помещения детям-сиротам (далее - список). Так же указал, что предоставление истцу жилого помещения вне очереди нарушит права и интересы лиц той же категории, у которых право на предоставление жилого помещения появилось ранее, чем у истца.
Представитель третьего лица Администрации Костромской области по доверенности ФИО7 поддержала позицию представителя ответчика, полагала требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы, Департамент по труду и социальной защите Костромской области, Управление финансов Администрации города Костромы, Управление Росреестра по Костромской области, в суд своих представителей не направили, извещались, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей, направили письменные пояснения в материалы гражданского дела.
С согласия участников процесса настоящее дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав истца, его представителей, представителя ответчика, и представителя третьего лица Администрации Костромской области, исследовав материалы гражданского дела, изучив и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Истец ФИО1, <дата> года рождения, относится к категории детей-сирот. Мать - ФИО2 умерла (копия свидетельства о смерти матери прилагается к настоящему заявлению), а ранее была лишена родительских прав. Отца нет. До совершеннолетия опекуном истца являлась бабушка - ФИО3.
Истец, на основании Приказа № департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата>, включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит в списках нуждающихся в предоставлении жилья, что подтверждается Уведомлением от <дата>, копия которого находится в материалах дела.
Имеющим значение обстоятельством для данного дела является нуждаемость истца в жилом помещении.
Сам истец не имеет в собственности жилых помещений. Мать истца на дату своей смерти также не имела в собственности жилых помещений. Истцу не предоставлялось жилое помещение по договору социального найма или коммерческого найма. Право на обеспечение жилым помещением истец не реализовал. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями из Росреестра, Администрации г. Костромы, имеющимися в материалах дела, и не оспорены ответчиком.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 указанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Администрации Костромской области от 29 декабря 2009 г. N 438-а «Об утверждении порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда.
Ранее учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляли органы местного самоуправления.
Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе, и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, поскольку истец до достижения возраста 23 лет обратился в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства №4 с заявлением об улучшении своих жилищных условий, он исполнил требования, предусмотренные законом, соответственно на него распространяются и положения ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На основании статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (часть 2).
Законом Костромской области от 29.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» регулируются отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления городских округов Костромской области (далее органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии со ст.3 указанного закона органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия) (ч.1).
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;
3) принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
4) выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок (ч.2).
Согласно ст. 10 указанного закона он вступает в силу с 1 января 2015 года и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.
Частью 2 статьи 26 Закона Костромской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено ввести в действие Закон Костромской области от 29 декабря 2014 года N 620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Как указал истец, он постоянно проживает на территории города Костромы.
Доводы истца подтвержден его регистрацией по месту жительства в городе Костроме и ответчиком не опровергнут.
Довод представителя Администрации г. Костромы о недостаточности финансирования для осуществления переданных полномочий не может служить основанием для отказа в защите интересов лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы предоставить ФИО1, <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.Костромы, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г.Костромы.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления в полном объеме.
Судья
Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2017 года.