Дело № 2 – 3144/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2022 г. г. Миасс Челябинской области
Миасский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Захарова А.В.
при секретаре судебного заседания Михайловой А.Н.
с участием прокурора Якуповой М.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Миасса в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Миасского городского округа Челябинской области об обязании осуществить постановку на учёт бесхозяйной недвижимой вещи
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Миасса обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Миасского городского округа Челябинской области (ответчик) об обязании последней в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей:
- газопровод низкого давления (краткие характеристики: диаметр 57, длина 1,2145 км., наземная прокладка, дата ввода 2007 г., давление н.д., ГРП ГРПШ; диаметр 89, наземная прокладка, давление н.д., ГРП 07-2У1; диаметр 108, наземная прокладка, давление н.д; диаметр 159, наземная прокладка, давление н.д., кол. откл. устройств в т.ч. ГК задв. 3; диаметр 57, наземная прокладка, давление в.д., кол.откл. устройств в т.ч. ГК задв. 1; диаметр 108, наземная прокладка, давление в.д.; кол. откл. устройств в т.ч. ГК задв. 1, адрес АДРЕС);
- газопровод низкого давления (краткие характеристики: диаметр 57, длина 1, 0690 км., наземная прокладка, дата ввода 2008 г., давление н.д.; диаметр 76, наземная прокладка, давление н.д.; диаметр 89, наземная прокладка, давление н.д.; диаметр 108, наземная прокладка, давление н.д.; диаметр 159, наземная прокладка, давление н.д., кол. откл. устройств в т.ч. ГК задв. 1; адрес АДРЕС).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной городской прокуратурой проверки установлено, что на территории Миасского городского округа находится названное выше бесхозяйное имущество, которое в настоящее время у какой-либо организации на балансе не числятся, собственник имущества не установлен. Объект в качестве бесхозяйного на учёт в ЕГРН не поставлен. Уклонение администрации МГО от учета бесхозяйного имущества влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние электрических инженерных сетей, препятствует надлежащему проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий, нарушает права жителей города на получение коммунальных услуг надлежащего качества и не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций (л.д. 3 – 6).
В судебном заседании прокурор Якупова М.Р. поддержала заявленные требования в полном объёме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика – Администрации МГО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Заслушав участвующих лиц и исследовав все материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой надзорной проверки установлено, что на территории Миасского городского округа находится недвижимое имущество – названные выше газопроводы низкого давления. Право собственности на названное выше имущество не зарегистрировано, в настоящее время имущество ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплено.
Данное обстоятельство подтверждается информацией об отсутствии сведений об указанном имуществе в реестре федеральной собственности, в реестре имущества субъекта федерации, в реестре муниципальной собственности.
Так как сведения о спорном имуществе отсутствуют в ЕГРН, названное имущество не является собственностью физических либо иных юридических лиц.
Из справки Администрации МГО следует, что вышеуказанные газопроводы были включены в реестр бесхозяйного имущества и забалансовом учете.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 4 приказа Минэкономразвития Российской Федерации "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (действовал до 1 января 2017 года) от 22 ноября 2013 года N 701 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Аналогичным образом определен порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества с 01 января 2017 приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Так как сведений о спорных объектах недвижимости и собственника данного имущества отсутствует в ЕГРН, спорное имущество фактически является бесхозяйным.
Администрацией городского округа бесхозяйный объект на учет не поставлен до настоящего времени, что подтверждается отсутствие сведений о спорном объекте недвижимости в ЕГРН.
Суд принимает во внимание, что в силу п. 3 ст. 225 ГК РФ ответчик является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий. Непринятие ответчиком таких мер может повлечь неблагоприятные последствия, в том числе и в виде нарушения конституционных прав граждан в области обеспечения благоприятной окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Суд так же полагает разумным установить администрации МГО истребуемый истцом срок в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, для осуществления обязанности по обращению в Управление Росреестра с заявлением о постановке бесхозяйной вещи на учёт, так как данный срок исполнения решения суда будет являться достаточным для проведения всех необходимых для этого работ.
В случае наличия обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, в установленный в соответствии со ст. 206 ГПК РФ судом срок, ответчик не лишен возможности обратится в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, изменении способа и порядка его исполнения в соответствии со ст. 203 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора г. Миасса в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Миасского городского округа (ОГРН 1027400874016) об обязании осуществить постановку на учёт бесхозяйной недвижимой вещи удовлетворить.
Обязать Администрацию Миасского городского округа Челябинской области в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи:
- газопровод низкого давления (краткие характеристики: диаметр 57, длина 1,2145 км., наземная прокладка, дата ввода 2007 г., давление н.д., ГРП ГРПШ; диаметр 89, наземная прокладка, давление н.д., ГРП 07-2У1; диаметр 108, наземная прокладка, давление н.д; диаметр 159, наземная прокладка, давление н.д., кол. откл. устройств в т.ч. ГК задв. 3; диаметр 57, наземная прокладка, давление в.д., кол.откл. устройств в т.ч. ГК задв. 1; диаметр 108, наземная прокладка, давление в.д.; кол. откл. устройств в т.ч. ГК задв. 1, адрес АДРЕС);
- газопровод низкого давления (краткие характеристики: диаметр 57, длина 1, 0690 км., наземная прокладка, дата ввода 2008 г., давление н.д.; диаметр 76, наземная прокладка, давление н.д.; диаметр 89, наземная прокладка, давление н.д.; диаметр 108, наземная прокладка, давление н.д.; диаметр 159, наземная прокладка, давление н.д., кол. откл. устройств в т.ч. ГК задв. 1; адрес АДРЕС).
Настоящее решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Миасский городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда составлено 14.09.2022 года.