ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3145/16 от 21.12.2016 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №2-3145/2016.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2016 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при секретаре судебного заседания Цыдыповой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 об исключении имущества из муниципальной собственности и признании права общей долевой собственности за собственниками жилых помещений,

установил:

обращаясь в суд, Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ просит исключить из муниципального имущества выгребную яму, расположенную по адресу: ..., признать право общей долевой собственности в силу закона на выгребную яму, расположенную по адресу: ... за собственниками квартир ... и ....

В обоснование указано, двухквартирный дом по ..., оборудован канализационными сетями с выгребной ямой, которые не входят в централизованные системы водоотведения .... Возможность отказа от права собственности публичного собственника законом не предусмотрена, в связи с чем возникла необходимость обращения в суд. Вышеуказанный жилой дом является канализованным домовладением с децентрализованной наружной системой канализации. Выгребная яма относится к категории санитарно-технического оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами помещений, обслуживающего более одного жилого помещения. Таким образом, выгребная яма как оборудование, предназначенное для обслуживания и эксплуатации помещения многоквартирного дома, в силу закона является общей долевой собственностью помещений, соответственно такое имущество подлежит передаче законному собственнику. Муниципальное образование несет расходы по вывозу жидких бытовых отходов из выгребной ямы, которая в силу закона должна быть общей долевой собственностью жильцов дома, чем нарушаются права муниципального образования.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 исковые требования поддержала и суду пояснила, что с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилой дом, в которой была приватизирована хотя бы одна квартира, утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности. Выгребная яма, смонтированная как конструктивный элемент сантехнического оборудования дома, утрачивает свойства самостоятельного объекта права собственности. В силу своего функционального назначения по окончании строительства дома такая канализация должна быть передана собственникам помещений в доме вместе с иным сантехническим оборудованием. Для правильного разрешения спора необходимо установить, когда была приватизирована первая квартира, предназначена ли спорная выгребная яма для обслуживания всего жилого дома. Право собственности на общее имущество многоквартирного дома принадлежит собственникам помещений в силу закона и не требует государственной регистрации.

В судебном заседании ответчики ФИО1, представляющая также интересы ФИО4, ФИО8 исковые требования не признали и суду пояснили, что не желают приобретать в собственность выгребную яму, обслуживание которой повлечет большие материальные затраты.

Ответчики ФИО2, ФИО9, ФИО6 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Бурятия в судебное заседание не явилась. В письменных пояснениях представитель по доверенности ФИО10 указала, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о регистрации прав ответчиков как собственников помещений в многоквартирном доме. В ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислено имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований. В случае возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям ч.1 ст.50 указанного закона, такое имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению.

Представитель третьего лица Комбината по благоустройству г.Улан-Удэ по доверенности ФИО11, представитель третьего лица МУП «Водоканал» по доверенности ФИО12 ссылались на обоснованность исковых требований.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ответчики являются собственниками квартир в двухквартирном доме по адресу: .... Собственниками квартиры №... являются ФИО1, ФИО2, ФИО9, ФИО4, квартиры № ... - ФИО8, ФИО6

Далее, в реестре муниципального имущества числится выгребная яма объемом ... куб. м, относящаяся к канализационным сетям, не входящим в централизованные системы водоотведения г.Улан-Удэ.

Данная выгребная яма, в том числе канализационные сети, расположены на придомовом земельном участке названного двухквартирного дома, в пределах дворовой территории квартиры №.... Канализационные сети состоят из двух веток, общая протяженность сети составляет 6 метров, не входит в централизованные системы водоотведения г.Улан-Удэ. К центральной канализации дом не подключен, сбросы жидких отходов и водоотведение производится в выгребную яму, расположенную во дворе дома. Пользователями выгребной ямы являются ответчики.

Проверяя довод стороны истца об исключении выгребной ямы из муниципального имущества и признании права общей долевой собственности в силу закона на нее за ответчиками, суд пришел к следующему.

В силу п.1 ст.235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст.236 Гражданского кодекса РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом. ( ч. 2 ст. 50 данного закона)

Согласно п.4 ч.8 ст. 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 года, не соответствующего требованиям статьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, а также в собственность иных муниципальных образований.

На основании изложенного, суд соглашается с доводом стороны истца о том, что возможность отказа от права собственности публичного собственника, в том числе муниципального образования, гражданским законодательством не предусмотрена.

Действующим законодательством не предусмотрено право, в том числе и суда, исключать имущество из муниципальной собственности.

Отчуждение муниципального имущества возможно только в порядке, предусмотренном законодательством.

В настоящее время отсутствует закон устанавливающий порядок и сроки отчуждения муниципального имущества, кроме закона о приватизации.

Как установлено судом, при приватизации квартир ответчиков выгребная яма жильцам не передавалась. При рассмотрении настоящего спора ответчики отказались от принятия в долевую собственность выгребной ямы.

В силу ст.1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно ст.218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Указанное позволяет прийти к выводу о том, закон не предусматривает возможности в судебном порядке признавать за ответчиками право собственности, в том числе долевой, в отсутствии их волеизъявления.

Принцип добровольности приватизации жилого фонда установлен и Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

И тот факт, что выгребная яма относиться к оборудованию, предназначенному для обслуживания дома ответчиков, не означает, что она подлежит передаче ответчикам принудительно.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: А.А. Тумурова