Дело № 2-3145-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2013 года
Центральный районный суд г. Читы в составе:
Председательствующего судьи Казакевич Ю.А.
При секретаре Скажутиной О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты>.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2, наделенная соответствующими полномочиями на основании доверенности, обратилась в суд с вышеназванном иском, мотивируя его следующим. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) за оценкой пенсионных прав для последующего назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в инженерно-техническом составе в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет, установленного ст.7 ФЗ-173 от 17.12.2001, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Заключением по оценке пенсионных прав застрахованного лица в связи с назначением трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в специальный стаж по непосредственному обслуживанию воздушных судов периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., так как, по мнению пенсионного органа, записями в трудовой книжке не подтверждается непосредственная занятость полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.
Предприятия, в которых ФИО1 работал, ликвидированы, документы сданы в государственный архив, взять уточняющую льготный характер его работы справку не представляется возможным. ФИО1 не согласен с отказом пенсионного органа во включении спорных периодов в специальный стаж, просит суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., как работу в инженерно-техническом составе гражданской авиации с непосредственной занятостью полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.
В судебном заседании истец и его представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования уточнили. Просили включить в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в гражданской авиации по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в течение полного рабочего дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 1 года 8 месяцев 04 дня.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) ФИО3, действующая на основании доверенности, против заявленных требований ФИО1 возражала, считает отказ во включении спорных периодов работы в специальный стаж законным. Истец не представил в пенсионный орган для оценки пенсионных прав документы, подтверждающие его непосредственную занятость полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Согласно архивным справкам № 2-3587/рд-1, № 2-3587/рд-2, № 2-3587/рд-3 от 26.12.2012 г. о количестве отработанных дней и часов за периоды, начиная с 01.01.1992 г. по март 2005 г., приложенных к исковому заявлению прослеживается недоработка в отдельные месяцы, а также отсутствие начислений заработной платы в отдельные месяцы. Согласно архивной справке № 2-3587/з-1 от 26.12.2012 г. за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «<данные изъяты>» отсутствует информация о начислении заработной платы за 2005 г., 2006 г., отсутствует информация о количестве отработанного времени за 2007 г., 2008 г. Так в лицевых счетах по начислению заработной платы за 2005 г. сведений о ФИО1 обнаружить не удалось, лицевые счета за 2006 г. на хранение в архив не поступали, в лицевых счетах за 2007-2008 годы графа «дни/часы» не вынесена. Согласно справке № 239 от 13.04.2009 г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в отпуске без сохранения заработной платы. Кроме того, согласно архивной справке № 2-3587/с-2 от 26.12.2012 г у истца имелись отвлечения от основной работы: с ДД.ММ.ГГГГ командировать в УТО-15 на 18 дневные сборы по изучению новой техники, с ДД.ММ.ГГГГ командировать в г. Иркутск УТО-15 на курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ командировать в г. Иркутск УТО-15 на курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ командировать в г. Куйбышев УТО-13 на курсы повышения квалификации (согласно Свидетельству № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.), с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 25 дней командировать в г. Актюбинск УТО-30 на курсы повышения квалификации (согласно Свидетельству № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсы повышения квалификации (согласно Свидетельству в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.). Согласно копий удостоверений, приложенных к исковому заявлению, истец находился на курсах повышения квалификации в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (согласно дубликату свидетельства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., на обучении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в связи с отсутствием документального подтверждения занятости истца в указанные периоды в течение полного рабочего дня непосредственно на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в спорные периоды, считает заявленные ФИО1 требования необоснованными. В удовлетворении исковых требований ФИО1 просит отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Перечень должностей работников авиации, которым устанавливается право на указанную трудовую пенсию по старости, содержится в Списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459 (далее Список от 04.09.91). Этот Список применяется на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537.
В Список от 04.09.91 включены руководители (мастера всех наименований и начальники цехов, участков, смен, служб, групп) и специалисты: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, инженеры всех наименований.
Одним из условий досрочно назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. работникам инженерно-технического состава гражданской авиации является их непосредственная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
В соответствии с указанным Списком право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости приобретают работники инженерно-технического состава авиации, которые непосредственно заняты полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).
Аэродром – это площадка с различными сооружениями и специальными помещениями для взлета, посадки, стоянки и текущего ремонта и обслуживания летательных аппаратов. Для технического обслуживания и ремонта транспортных судов гражданской авиации используются различные сооружения в виде платформ, стеллажей, стремянок и т.д., которые в комплексе называются доком. Док может быть стационарным, т.е. размещенным, как правило, в ангарах и других специально оборудованных помещениях, а также передвижным, используемым на стоянке самолетов и других летательных аппаратов.
Таким образом, под аэродромным обслуживанием судов понимается техническое обслуживание, включая текущий ремонт воздушных судов на стоянках, площадках для самолетов и в специальных помещениях (ангарах), расположенных на территории аэродрома, с использованием соответствующих сооружений и оборудования.
Поскольку законодательство из работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 указанного выше Закона, исключает техническое обслуживание воздушных судов в специально оборудованных помещениях, то в данном случае право на досрочное пенсионное обеспечение приобретают работники, инженерно-технического состава (чьи должности указаны в Списке от 04.09.91), которые непосредственно в течение полного рабочего дня заняты на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках для воздушных судов и других открытых площадках аэродромов. При этом не имеет значения, в штате какой организации состоят эти работники. Это могут быть работники предприятий, воинских частей, научно-исследовательских и учебных заведений авиации и других организаций, имеющих аэродромы.
В Списке от 04.09.91 г. прямо указано, что занятость работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями. Однако, истец не может в орган пенсионного обеспечения предоставить от работодателя подтверждающую льготный характер его работы справку для назначения пенсии, так предприятия ликвидированы и документы сданы в Государственный архив документов по личному составу Забайкальского края.
Согласно ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.
В силу пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно пункту 5 Разъяснения Минтруда РФ № 5 от 22.05.96, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
До 1 января 1992 года не требуется подтверждение работы в течение полного рабочего дня в льготной должности.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику за оценкой пенсионных прав для последующего назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Заключением по оценке пенсионных прав застрахованного лица в связи с назначением трудовой пенсии по старости № 62 от 11.12.2012 г. истцу отказано во включении в специальный стаж по непосредственному обслуживанию воздушных судов периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., при этом прямо указано, что занятость работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями. Истец не может предоставить от работодателя подтверждающие льготный характер его работы справки в орган пенсионного обеспечения для назначения пенсии, так предприятия ликвидированы и документы сданы в Государственный архив документов по личному составу Забайкальского края. Такие документы как регламенты технического обслуживания самолетов, технологические указания по выполнению регламентных работ, должностные инструкции, карты-наряды на оперативное техническое обслуживание воздушных судов в Архив не сдавались и не сдаются, в связи с чем, имеется необходимость подтверждения льготного характера работы в судебном порядке.
Как усматривается из трудовой книжки истца:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
ФИО1 действительно, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., был занят на оперативном и периодическом (гарантийном) аэродромном техническом обслуживании тяжелых самолетов на открытых стоянках, и его работа дает ему право на льготное пенсионное обеспечение.
Диплом БТ № №, выданный ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Иркутским авиационным техническим училищем гражданской авиации, подтверждает квалификацию авиационного техника-механика по специальности «техническая эксплуатация самолетов и авиадвигателей».
Архивная справка от 26.12.2012 г. № 2-3587/с-1 содержит аналогичные записям в трудовой книжки приказы за период работы с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.Из приказов, представленных Государственным архивом документов по личному составу Забайкальского края, судом установлено, что приказом командира Читинского объединенного авиаотряда ГА № 78/л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, курсанта Иркутского авиатехучилища ГА, прошедшего программу стажировки с ДД.ММ.ГГГГ зачислить на должность <данные изъяты> 3 разряда с часовой тарифной ставкой 64,8 коп. в цех № (основание: справка выполнения программы стажировки.). Из приказа командира Читинского объединенного авиаотряда ГА № 149/л от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, курсанта-выпускника Иркутского авиатехучилища ГА, сдавшего 2-ой этап госэкзаменов с ДД.ММ.ГГГГ назначить на должность <данные изъяты> 4 разряда с часовой тарифной ставкой 71,7 коп. Бухгалтерии произвести расчет согласно приказа МГА № г. (Основание: экзаменационная ведомость). Приказом Читинского объединенного авиаотряда ГА № 40/л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 – <данные изъяты> цеха № 1 АТБ, с ДД.ММ.ГГГГ присвоен 5 разряд квалификации авиатехника с часовой тарифной ставкой 80,7 коп. (Основание: протокол № 38).Приказом директора Читинского авиапредприятия № 58/л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 – <данные изъяты> цеха № 1 АТБ, с ДД.ММ.ГГГГ присвоен 6 разряд квалификации авиатехника с часовой тарифной ставкой 7 руб.30 коп. (основание: протокол МКК № 7).
Из архивной справки № 2-3587/с-2 от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что в документах организации «Читинский объединенный авиаотряд Гражданской авиации, хранящихся в ГКУ «Государственный архив документов по личному составу Забайкальского края», в приказах командира авиаотряда значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в отношении которого были изданы следующие приказы: приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 301-л ФИО4, <данные изъяты>, командирован с ДД.ММ.ГГГГ в УТО-15 на 18 дневные сборы по изучению новой техники, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 4-л ФИО1, <данные изъяты> цеха № 1 АТБ с ДД.ММ.ГГГГ командирован в г. Иркутск УТО-15 на курсы повышения квалификации (изучение самолетов АН-24, АН-26), приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 325-л ФИО1, <данные изъяты> цеха № 1 АТБ, с ДД.ММ.ГГГГ командирован в г. Иркутск УТО-15 на курсы повышения квалификации, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-л ФИО1, авиатехник цеха № АТБ, с ДД.ММ.ГГГГ командирован в г. Куйбышев УТО-13 на курсы повышения квалификации (изучение самолета ЯК-40.), приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 194-л с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, <данные изъяты> цеха № 1 АТБ, с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 25 дней командирован в г. Актюбинск УТО-30 на курсы повышения квалификации, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-л ФИО1, <данные изъяты> цеха № 1 АТБ, с 02.02. по ДД.ММ.ГГГГ считается находившимся в г. Иркутске УТО-15 на курсах повышения квалификации – изучение самолета ТУ-154.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № 2-3587/с-2 судом установлено, что в документах «ОАО Авиакомпания «Даурия», хранящихся в ГКУ «Государственный архив документов по личному составу Забайкальского края», в приказах ген. директора значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в отношении которого были изданы следующие приказы: приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 46-л ФИО1 принят с ДД.ММ.ГГГГ в ИАС <данные изъяты> по летательным аппаратам и двигателям шестого разряда, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-л ФИО1 уволен с ДД.ММ.ГГГГ по п.3 ст. 77 ТК РФ (собственное желание).
Согласно уточняющей справке, выданной ОАО Авиакомпанией «Даурия» от ДД.ММ.ГГГГ № значится, что ФИО1 полный рабочий день работал в инженерно-техническом составе ОАО Авиакомпания Даурия на работах по непосредственному оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации с ДД.ММ.ГГГГ (пр. № 46/л от ДД.ММ.ГГГГ г.) по ДД.ММ.ГГГГ (пр. № 181/л от ДД.ММ.ГГГГ г.) в должности <данные изъяты> по летательным аппаратам и двигателям. В учебных отпусках не находился, в отпуске без сохранения заработной платы находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ г.). По данному стажу работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.27, 28 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», специальный стаж составил 3 года 3 месяца 23 дня. В основании выдачи справки указаны: штатное расписание за 2005-2008 годы, книги приказов за 2005-2008 годы, лицевые счета за 2005-2008 годы, личная карточка формы Т-2, должностная инструкция. Справка заверена надлежащим образом. К справке прилагался Список работников ОАО Авиакомпания «Даурия», в котором числится ФИО1, <данные изъяты> по СИД, ДД.ММ.ГГГГ г.р., окончивший ИАТУГА, имеющий допуск е непосредственному обслуживанию самолетов: все виды ТО (технического обслуживания) АН-24, АН-26, ТУ-154Б, ТУ-154М, УТЦ – 15 1993 г., АТБ Чита 1994-1998 гг., Оперативное ТО ЯК-40, А-410.
Допуск ФИО5 к организации и техническому обслуживанию авиационной техники (самолетам и двигателям подтверждается Свидетельством авиационного техника гражданской авиации, выданным ДД.ММ.ГГГГ г., Свидетельством специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники, выданным, ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которым истец допущен к руководству подъездом спецмашин и буксировкой ВС (воздушных судов) ТУ-154Б, ТУ-154М, АН-24, АН-26, (приказ генерального директора ОАО «Читаавиа» № от 30.04.98), допущен к руководству подъездом и буксировкой ВС Б-757 (Боинг-757) на основании приказа генерального директора ОАО «АэроЧита», Допущен к ТО (техническому обслуживанию) ВС ТУ-154ВМ, АН-24, АН-26, АН-26 100, без внешнего контроля ОТО, замене агрегатов, устранении дефектов, имеет право выдачи заключения о подготовленности ВС к полету и разрешения на вылет с оформлением соответствующего ЭТД (приказ генерального директора ОАО а/к «Даурия». ФИО5 имеет сертификаты Федеральной авиационной службы России № от ДД.ММ.ГГГГ по техническому оперативному и гарантийному обслуживанию (ОС, ОВ, ФА2, ФВ, замена агрегатов) ЯК-40, № от ДД.ММ.ГГГГ АН-24, № от ДД.ММ.ГГГГ ТУ-154М, № от ДД.ММ.ГГГГ ТУ -154Б, № от ДД.ММ.ГГГГ АН-26.
Кроме того, истцом представлен пропуск, согласно которому истец имеет доступ: стоянка ВС ЗС; борт ВС ЗС, из которого следует, что работа истца проходит на стоянках и борту воздушных судов.
Судом исследовано «Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России» (НТЭРАТ ГА-93), утвержденное Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № ДВ-58 от 20.06.1994 г., из которого следует, что авиационный техник (авиатехник) - специалист по наземному обслуживанию авиационной техники - самолетов, вертолетов и т. д., имеющий действительное свидетельство авиационного техника. При обслуживании в России отечественной авиационной техники, авиатехники подразделяются на специалистов по ЛАиД (летательный аппарат и двигатель), то есть СД (самолет и двигатель), ВД (вертолет и двигатель) и АиРЭО (авиационное и радиоэлектронное оборудование). При обслуживании иностранной техники разделение — по допускам (check). Оперативное и периодическое (гарантийное) аэродромное обслуживание воздушных судов гражданской авиации на стоянках для воздушных судов и других открытых площадках аэродромов осуществляется инженерно-техническим составом АТБ авиапредприятий. Авиационно-техническая база (АТБ) является основным организационно обособленным комплексом производственных и функциональных структур авиапредприятия, осуществляющим инженерно-авиационное обеспечение полетов. К работам на авиационной технике допускают ИТП, прошедший в установленном порядке обучение (переучивание) и стажировку. Инженерам, авиатехникам, авиамеханикам, в соответствии с их специальностями оформляют допуск для выполнения: работ по регламентам оперативного, периодического ТО (технического обслуживания); работ по отдельным системам, комплексам, зонам ВС, видам АиРЭО, и ремонта АиРЭО; запуска и опробования двигателей; буксировки воздушных судов; технического обслуживания ВС на временных аэродромах; отдельных ремонтных работ; других постоянных и разовых работ, определяемых авиапредприятием. Допуск к работам на АТ оформляют: авиатехникам: к периодическому ТО не более 3-х типов ВС, из них – не более двух типов 1 класса; к оперативному ТЛ – не более пяти типов ВС, из них не более трех типов судов 1 класса. Все виды допуска для выполнения работ на АТ инженерам, авиатехникам и авиамеханикам оформляют приказом руководителя авиапредприятия (АТБ) при наличии документов, подтверждающих успешное завершение ими программы обучения и стажировки, утвержденных ГОУВТ для ВС данного типа, имеющих удостоверение по охране труда установленного образца на соответствующие оформляемому допуску к ТО виды работ и операций.
Техническое состояние авиационной техники (АТ) и качество ее технического обслуживания (ТО) определяют: визуально и по органолептическим признакам (шумы, запахи и т.п.); проверкой в действии (функциональный контроль); средствами инструментального контроля (автоматическими, ручными, комбинированными); проверкой полноты выполнения регламентных работ, последнее относится к контролю качества ТО и является принципиальной частью его оценки). Номенклатура методов и средств контроля определяется эксплуатационной документацией (10.1.1.).Функции контроля являются частью служебных обязанностей специалистов, ответственных за организацию и производство работ в подразделениях ИАС, и составляют основу деятельности отдела технического контроля (ОТК).
К ремонтным предприятиям ГА относятся заводы, другие структуры ГА, основной вид деятельности которых – производство ремонта ВС, авиадвигателей, других изделий АТ, а также выполнение доработок АТ и переоборудование ВС по бюллетеням.
Из Плана внешнего управления авиакомпании ОАО «Читавиа» на период внешнего управления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., Перечня имущества ОАО «Читаавиа», передаваемого в оплату уставного капитала ОАО «АК «Читаавиа», Акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ г., судом установлено, что Аэропорт города Читы не имеет закрытых помещений (ангаров) для осуществления ремонта летательных аппаратов. Читинский объединенный авиаотряд, ОАО «Читаавиа», Объединение «Байкалавиа», Авиакомпания «Даурия» не относились к ремонтным предприятиям, а осуществляли только оперативное и периодическое обслуживание летательных аппаратов, обеспечивая безопасность полетов, что подтверждают штатные расписания, технические указания по выполнению регламентных работ по оперативному и периодическому обслуживанию воздушных судов, Устав ОАО «Авиационная компания «Читаавиа».
Судом исследованы Технологические указания по выполнению регламентных работ на самолете ТУ-154, регламент технического обслуживания самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ту-154, Технологические указания по выполнению регламентных работ на вертолетах Ми-8, (периодические формы технического обслуживания, планер и силовые установки) и др., причем многочисленные документы датированы 1982 г., 1985 г., 1986 г, 1988 г., 1996 г., 2001 г.
Так Технологические карты ТУ-154М РО-02-М «Оперативное техническое обслуживание книга 1 планер и силовая установка» от 2002 г. содержат следующие технологии выполнения работ: буксировка и руление, буксировка самолета на жесткой сцепке, стоянка и швартовка, работы по встречи самолета и обеспечению стоянки, проверка герметичности трубопроводов, их стыков между собой и с агрегатами в гондолах и пилонах двигателей № 1 и 3, в техническом отсеке № 5 и отсеке двигателя № 2, проверка уровня масла в турбохолодильнике, замена масла в турбохолодильнике, общие указания при выполнении работ по обслуживанию системы управления самолетом, подготовительные работы при выполнении работ по обслуживанию системы управления самолетом, проверка плавности хода штурвалов, педалей, колонок и рукоятки управления средними интерцепторами, осмотр системы управления закрылками и предкрылками, стопорение руля направления, осмотр топливной системы на отсутствие течи топлива, в том числе из дренажных трубок, слив отстоя из маслоотстойников, проверка работы насосов гидросистемы, снятие, осмотр, промывка и установка фильтроэлементов гидравлических фильтров, проверка чистоты и вязкости масла АМГ-10, проверка количества масла АМГ-10 в баках гидросистем, осмотр трубопроводов противообледенительной системы воздухозаборников двигателей, осмотр и обслуживание элементов выхлопной системы, осмотр двигателя ВСУ и его систем, осмотр фезюляжа, осмотр гондол двигателей № 1 и № 3, носков воздухозаборников с земли, осмотр носков и входных накалов воздухозаборников двигателей, осмотр двигателей (снаружи и внутри) и проверка состояния гондол и трубопроводов, осмотр оперения с земли, осмотр крыла при оперативных формах обслуживания самолета, подготовка двигателя к запуску, запуск двигателя, прогрев, проверка систем и опробование двигателя, выключение двигателя, контрольный осмотр двигателя, осмотр, проверка и зачистка лопаток КНД, осмотр реверсивного устройства, зарядка и дозаправка маслобака гидросистемы рабочей жидкостью и замер ее уровня, зарядка и измерение давления азота в гидроаккумуляторах, демонтаж, монтаж, осмотр и промывка маслофильтра, осмотр проверка и промывка вставки фильтросигнализаторов, смотр промывка фильтра тонкой очистки ДПО-30К, проверка регулировки системы останова двигателя, проверка регулировки системы управления режимом работы двигателей и др.
Указанные работы проводятся непосредственно на аэродромной площадке в месте стоянки воздушного судна.
Из должностной инструкции авиационного техника по летательным аппаратам и двигателям, утвержденной Генеральным директором ОАО «Аэропорт Чита» СИГ ДД.ММ.ГГГГ г., судом установлено, что авиационный техник по ЛАиД обязан осуществлять техническое оперативное обслуживание авиационной техники по своей специальности.
У суда нет оснований сомневаться в том, что должностные инструкции значительно менялись за все время эксплуатации аэропорта Чита.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, прохождении стажировки суд полагает подлежащими включению в специальный стаж, так как, к работам на авиационной технике допускают инженерно-технический персонал, прошедший в установленном порядке обучение (переучивание) и стажировку («Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России» (НТЭРАТ ГА-93), утвержденное Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № ДВ-58 от 20.06.1994 г.). За указанные периоды истцу начислялась средняя заработная плата, с которой отчислялись взносы в фонд Государственного социального страхования, а затем в Пенсионный фонд РФ.
Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования ФИО1 подтверждается работа истца в качестве инженерно-технического состава гражданской авиации, непосредственно полный рабочий день занятого на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Работа истца в течение полного рабочего дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 1 года 8 месяцев 04 дня подтверждена лицевыми счетами и расчетными ведомостями.
Согласно лицевым счетам истцом выработано:
за 1999 год: ноябрь – 11/20 + 5 дн. оч.отпуск, 4 дн. – простой, декабрь 17/22 5 дн. - простой
за 1999 год: январь – 18/18, февраль – 11/22 7дн. больничный лист, 2 дн. - простой, март - 19/22, 3 дн. - простой, апрель - 21/22, 1 дн. – простой, май - 18/18, июнь – 21/22, июль – 22/22, август – 22/22, сентябрь 22/22, октябрь – 21/21, ноябрь 21/21, декабрь – 22/22, выработан полностью за исключением 2 дней простоя в феврале и 3 дней простоя в марте;
за 2000 год: январь 18 /18, февраль – 21 дн./21, март – 19 /22, 2 дн. -. простой, апрель – 17 дн. + 4 дн.- тек.отпуск/20, 4 дн. – отпуск т.п., май – 24/21 - отпуск, июнь – 14 дн. + 9 дн. отпуск, июль – 21/21, август – 3 дн. по 03.08.2000 г., выработано в полном объеме за исключением 2-х дней простоя в марте ;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выработано полностью за исключением 16 дней простоя.
Кроме того, в 2000 г. командировка в Иран: август – 20 дн., сентябрь – 21 дн., октябрь – 21дн., ноябрь 21дн., декабрь – 22 дн. очередной отпуск, январь 2001 г. – 14 дн. очередной отпуск. На включение периода командировки в Иран истец не претендует.
Согласно расчетным ведомостям за 2005 г. – 2008 г. проставлена заработная плата, везде просматривается доплата за вредность 8%.
Так за 2005 г.; январь - 15/15 8741,89 руб., февраль - 19/19 - 7502.59 руб., март – 15/22 + отпуск 42 дн. - 15844,09 руб., апрель – 21/21 8280,0 руб., май – 20/20 10162.14 руб., июнь 21/21 –8280,00 руб., июль –21/21 8280,0 руб., август –23/23 8280,0 руб.22/22 – 9267.0 руб., сентябрь –22/22 – 9267.0 руб., октябрь – 21/21 – 8357.60 руб, ноябрь – 21/21 9179.46 руб., декабрь – 22/22 – 10796.27 руб. отработано в полном объеме.
За 2006 г. в расчетных ведомостях прямо указано «без ангара»: январь – 16/16, февраль – 19/19, март 2/22 + 28 дн. очередной отпуск тек. + 28 дн. очередной отпуск тп., апрель 4/20 + 4 дн. Больничный лист + отпуск, май – 21/21, июнь – 21/21, июль – 21/21, август – 23/23, сентябрь - 21/21, октябрь - 22/22, ноябрь - 21/21, декабрь 21/21, отработано в полном объеме.
За 2007 г.: январь – 17/17, февраль - 19/19, март 21/21, апрель – 21/21, май 21/21, июнь – 20/20, июль 22/22, август – 23/23, сентябрь 17/20 + 5 дней отпуск. тек, + 5 дней отпуск т.п., октябрь – отпуск буд. 31дн., ноябрь – 6 дн. отпуск буд. + 18/21, декабрь – 20/20, отработано в полном объеме.
За 2008 г.: январь - 17/17, февраль 20/20, март - 20/20, апрель 13/22 + оплата больничного листа – 10 дн., май – 20/20, июль – очередной отпуск – 18 дней за период с 07.11. по 03.12., август – 20/21, сентябрь – 8 дней.
У суда нет оснований полагать, что в указанные периоды предприятие работало в режиме неполной рабочей недели или неполного рабочего дня, доказательств обратного суду не представлено, а аэропорт «Чита» в указанный период осуществлял пассажирские перевозки, при которых требовалось оперативное и периодическое аэродромное техническое обслуживание воздушных судов, чем истец и занимался.
Кроме того, истец в судебном заседании пояснял, что работа проходила по сменно, причем, смены были разной продолжительности от 8 до 12 часов, в некоторых случаях работали и по 24 часа, поэтому количество отработанных дней в отдельные месяцы меньше, чем по производственному календарю, в то время как количество отработанных часов выполнялось в полном объеме. Дни простоя отмечались в обязательном порядке, на включение в специальный стаж дней простоя истец не претендует.
При таких обстоятельствах суд считает возможным и необходимым включить периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в течение полного рабочего дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 1 года 8 месяцев 04 дня, как работу в должности <данные изъяты> в инженерно-техническом составе гражданской авиации с непосредственной занятостью полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Включить периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в течение полного рабочего дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 1 года 8 месяцев 04 дня, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как работу в инженерно-техническом составе гражданской авиации с непосредственной занятостью полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Читы.
Председательствующий: Казакевич Ю.А.