ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3146 от 30.11.2011 Балаковского районного суда (Саратовская область)

                                                                                    Балаковский районный суд Cаратовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Балаковский районный суд Cаратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3146РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

30.11.2011 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Языкеева С.Н.

при секретаре судебного заседания Губиной Е.П.

с участием

истца Десна П.Е.,

его представителя - адвоката Тимофей И.Д., действовавшего на основании ордера № 159 от 25.10.2011 года,

представителя ответчика администрации муниципального образования город Балаково - Юрловой М.В., действовавшей на основании доверенности от 20.10.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Десна П.Е. к администрации муниципального образования города Балаково, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании постановлений в части незаконными, понуждении осуществить постановку в сводный список молодых семей, претендующих на получение субсидий в 2012 году,

УСТАНОВИЛ:

Десна П.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Балаково о признании незаконным отказа жилищной комиссии при администрации муниципального образования города Балаково во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, понуждении осуществить постановку его семьи на учет в сводный список молодых семей претендентов участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, претендующей на получение субсидий в 2012 году.

В обоснование иска Десна П.Е. указал следующее.  года он получил сообщение главы муниципального образования город Балаково о том, что решением жилищной комиссии при администрации его семье отказано во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Отказ мотивирован положением подпункта «Д» пункта 15.1 Правил о предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила). Представленный им ипотечный договор  был заключен с  после 31.12.2010 года.

Истец считал, что решение жилищной комиссии является незаконным. Оно основано на неправильном толковании и применении положений подпрограммы на 2011 - 2015 года, приложения № 3 к Правилам, а также не соответствует нормам материального права, по следующим обстоятельствам.

 его семья состояла на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в 2002-2010 годах, что подтверждается справкой, выданной Управлением муниципального жилья и жилищной политики администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от  года . В указанный период времени им так и не было реализовано право на получение субсидии в рамках этой программы.

В  администрацией муниципального образования города Балаково Саратовской области в средствах массовой информации (в сети Интернет), при отсутствии переходного положения для молодых семей, участвующих в подпрограмме на 2002 - 2010 годы, и сохранения очереди на жильё, существующей ранее, было сообщено о перерегистрации участников подпрограммы. В связи с этим, всем молодым семьям участникам подпрограммы на 2002-2010 года, рекомендовано вновь обратится в органы местного самоуправления с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

 его семья предоставила новый пакет документов в администрацию муниципального образования город Балаково Саратовской области. Основания и обстоятельства принятия муниципалитетом на учёт семьи в качестве участников подпрограммы на 2002 - 2010 года не изменились, и его семья по-прежнему нуждается в государственной социальной поддержке, в получении субсидий на приобретение жилья. Они не отказывались от участия и намерены в дальнейшем участвовать в подпрограмме на 2011 - 2015 годы, в чем ответчиком было произвольно отказано.

Истец считал, что жилищной комиссией проигнорированы требования действующего законодательства в сфере защит прав молодых семей при реализации права на жильё.

В преамбуле подпрограммы на 2011-2015 годы указанно, что целью данной программы является регулирования отношений, связанных с правом молодых семей на получение федеральных бюджетных выплат за счёт средств федерального бюджета с условиями его возникновения, определением форм участия органов государственной власти в защите жилищных прав граждан.

Механизм реализации подпрограммы на 2011-2015 годы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям посредством предоставления субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретения жилья или строительство жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Условиями получения государственной поддержки в рамках подпрограммы на 2011-2015 годы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти Российской Федерации о включении молодой семьи в списки претендентов на получение социальных выплат.

В соответствии с пунктом 15 Правил (приложение № 3) для участия в подпрограмме на 2011-2015 годы молодая семья подаёт в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства пакет документов, включающий: документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретённое (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего договора; документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьёй ипотечного жилищного кредита или займа на приобретения жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа).

Согласно пункту 18 правил к основаниям для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы на 2011-2015 годы относятся: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 правил, непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат или иной формы государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета. По смыслу действующего законодательства, указанная норма правил расширенному толкованию не подлежит, так как в силу данной нормы, федеральный законодатель ограничивает право на участие в подпрограмме на 2011-2015 года только случаями использования гражданами мер государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета. По указанному основанию, молодая семья снимается с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Жилищная комиссия при администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области пришла к неправильному выводу о том, что заключённый  ипотечный договор  между истцом и  влияет на правовое положение его семьи, участвующей в подпрограмме на 2002-2010 годы, и желающей сохранить это право, войти в состав молодых семей - участников подпрограммы на 2011-2015 годы, получить социальные выплаты в 2012 году.

При принятии решения жилищная комиссия проигнорировала требования Постановления Правительства Саратовской области от 17.11.2006 года № 356-П «О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья», которым определён порядок формирования списка молодых семей, участников подпрограммы и установлен порядок формирования списков молодых семей, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году. Органы местного самоуправления должны применять хронологическую последовательность, в которой каждая из нуждающихся в получении социальной выплаты молодая семья была поставлена на жилищный учёт.

Ответчиком не выполнены требования статьи 7.1 Закона Саратовской области «Об ипотечном кредитовании» от 05.03.2003 года № 14-ЗСО, в соответствии с которой, заёмщик имеет право на получение компенсации, если заёмщик и члены его семьи до момента получения ипотечного займа (кредита) выбрали меру социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилищного помещения в соответствии с частью 4.1 статьи 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО, реализовали своё право на улучшение жилищных условий при исполнении областных целевых программ в соответствии со статьёй 15 названного Закона, согласно которой право на улучшение жилищных условий при реализации областной целевой программы путем предоставления безвозмездной финансовой помощи на приобретение (строительство) жилых помещений имеют постоянно проживающие на территории области: 1) молодая семья, поставленная на учёт в уполномоченном государственном органе области для получения безвозмездной финансовой помощи на приобретение (строительство) жилых помещений до 01 ноября 2006 года; 2) молодая семья, отвечающая критериям, предусмотренным подпрограммой «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы {подпункт 2 части 1 Закона).

Жилищной комиссией нарушены положения статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, государственные власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами право на жилище, используют бюджетные средства и иные, не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Соответственно, его молодая семья желающая принять участие в подпрограмме на 2011-2015 годы и получить социальные выплаты в планируемом 2012 году, не может быть ограничена в получении компенсации (субсидии) на погашение ипотечного кредита, путём произвольного введения дополнительных условий для участие в подпрограмме на 2011-2015 годы.

Довод жилищной комиссии о том, что им заключён ипотечный кредитный договор с нарушением пункта 15.1 Правил необоснован в силу того, что изменения в правила внесены постановлением Правительства Российской Федерации 14.07.2011 года № 575, то есть после фактической реализации им и членами семьи права на получение в банке ипотечного займа (кредита) для приобретения жилья на вторичном рынке.

Принятое жилищной комиссией при администрации муниципального образования город Балаково Саратовской области решение об отказе его семье во включении в состав участников подпрограммы на 2011-2015 годы необоснованно ограничивает права семьи. Его семья при исполнении обязательств перед банком кредитором, лишилась возможности рассчитывать на государственную субсидиарную поддержку и адекватную помощь в погашении ипотечного кредита.

Определением суда от 09.11.2011 года принято уточненное исковое заявление Десна П.Е. к администрации муниципального образования город Балаково, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа жилищной комиссии при администрации муниципального образования город Балаково во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы незаконным, понуждении министерства осуществить постановку семьи в сводный список молодых семей, претендующих на получение субсидий в 2012 году.

Определением суда от  года принято уточненное исковое заявление Десна П.Е. к администрации муниципального образования город Балаково администрации муниципального образования города Балаково от  года  «О включении молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и постановление администрации муниципального образования города Балаково от  года  «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования города Балаково от  года  «О включении молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»» в части отказа Десна Павлу Евгеньевичу во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы., к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о понуждении осуществить постановку его семьи в сводный список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, претендующих на получение субсидий в 2012 году.

Истец Десна П.Е. в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным выше, и дополнительно пояснил следующее. Он выразил желание участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В связи с этим обратился в администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением, к которому приложил все необходимые документы. Его семья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В 2011 году у истца родился второй сын. Он обращался в жилищную комиссию за выдачей справки, необходимой для получения ипотечного кредита, с целью приобретения жилого помещения. Им был получен ипотечный кредит и приобретено жилое помещение.

Представитель истца Десна П.Е. - Тимофей И.Д. поддержал позицию своего доверителя и пояснил следующее. Когда существуют пробелы в законодательстве, должны применяться положения статей 2 и 36 Конституции Российской Федерации. Семья Десна П.Е. нуждается в государственной поддержке и защите. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации семья Десна П.Е. должна быть поставлена на учет. Постановку семьи на учет, нуждающейся в улучшении жилищных условий, осуществляет администрация муниципального образования города Балаково Саратовской области. Десна П.Е. и его семья нуждаются в улучшении жилищных условий, у них не имеется жилья по договору социального найма. Кроме того, данная семья была участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Балаково - Юрлова М.В. возражала против удовлетворения требований Десна П.Е. по следующим основаниям. Семья Десна П.Е. состоящая из трех человек (Десна П.Е. - супруг,  - супруга;  - сын), была принята администрацией Балаковского муниципального района на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года № 285) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

На сегодняшний день указанная подпрограмма прекратила свое действие. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В связи с принятием администрацией муниципального образования город Балаково решения о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, Постановлением администрации муниципального образования город Балаково от 25.03.2011 года № 277 была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования город Балаково на 2011-2015 годы». В рамках ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы аз администрации Балаковского муниципального района Саратовской области было принято 596 учетных дел молодых семей, состоящих ранее на учете в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы не предусматривает переходных положений для молодых семей, участвующих в подпрограмме в период с 2002 по 2010 годы, молодые семьи должны вновь обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о включении во вновь утвержденную подпрограмму ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, предоставив документы, предусмотренные пунктами 15 и 15.1 Правил.

31.08.2011 года Десна П.Е. обратился в администрацию муниципального образования города Балаково с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с приложением необходимого пакета документов. Среди документов истцом был представлен ипотечный кредитный договор, заключенный .

В соответствии с правилами (пункт 5) участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы может быть молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

На основании пункта 2 Правил социальные выплаты, в том числе используются: для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (подпункт «г»); для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации (подпункт «д»); для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (подпункт «е»).

В соответствии с пунктом 15.1 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства, в том числе копию кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно. Этот документ в администрацию предоставлен не был.

Согласно пункту 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, в том числе является непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1).

Ипотечный кредит Десна П.Е. был оформлен . Решением жилищной комиссии администрации муниципального образования город Балаково от  года семье Десна П.Е. было отказано во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, по причине представления не всех документов, предусмотренных пунктом 15.1 Правил.

Постановлением от 25.03.2011 года № 276 администрации муниципального образования город Балаково была утверждена муниципальная целевая программа. Администрация муниципального образования город Балаково Саратовской области приняла учетные дела участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, переданные из администрации Балаковского муниципального района Саратовской области. Эти учетные дела были приняты, в том числе для снятия социальной напряженности в обществе. Администрация муниципального образования город Балаково Саратовской области не принимала подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Следовательно, администрация муниципального образования город Балаково Саратовской области не принимала по данной подпрограмме никаких нормативно-правовых актов и финансовых обязательств. В новой подпрограмме не указано о том, что граждане, состоящие ранее на учете по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» автоматически должны быть поставлены на учет для участия в новой подпрограмме.

Одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются основания, предусмотренные подпунктом «б» пункта 18 Правил, то есть непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2010 года № 738-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черноштана Дмитрия Александровича на нарушение его конституционных прав подпунктом «а» пункта 5 и подпунктом «г» пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» указано, что Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными статьей 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, абзацами третьим и пятым части первой статьи 13 и абзацами вторым и седьмым статьи 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило указанные Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты.

Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты (подпункт "а" пункта 5 и подпункт "г" пункта 15 Правил) - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.

В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации у администрации не имелось оснований для включения семьи Десна П.Е. в состав участников «Обеспечением жильем молодых семей» на 2011-2015 годы.

Администрация муниципального образования город Балаково направила в адрес участников подпрограммы на 2002-2010 годы письма с предложением о постановке их на учет в подпрограмме на 2011-2015 годы. Данная информация была также размещена в средствах массовой информации. Это было связано с тем, чтобы дать оценку о том, возможно ли включение граждан, ранее состоявших на учете в качестве участников подпрограммы на 2002-2010 годы, в подпрограмму на 2011-2015 годы. Администрация муниципального образования город Балаково Саратовской области не принимала на себя обязательства по ранее действовавшей подпрограмме.

Ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области приобщил к материалам дела отзыв на исковое заявление Десна П.Е. в котором возражал против удовлетворения требований по следующим основаниям. Механизм реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям посредством предоставления социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 года.

Десна П.Е. не предоставил в адрес администрации муниципального образования город Балаково копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01.01.2006 года по 31.12.2010 года включительно, поэтому его семье было отказано в признании участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.

Согласно пункту 22 Правил сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется и утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 23 Правил после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Молодая семья, не включенная в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представленный в адрес органа местного исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не может быть включена в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Решение о признании, либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы на основании представленных молодой семьей документов принимает орган местного самоуправления.

В связи с изложенным представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований Десна П.Е. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 2 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 35 Конституции Российской Федерации установлено, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с положениями статей 2, 54 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

В судебном заседании установлено следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года № 675 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы в рамках которой действовала подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Механизм реализации подпрограммы предполагал оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальная выплата предоставлялась на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и могла быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставлялось молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года.

Эти Правила устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могли направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, а также выполнения в 2006 году обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 35, ст. 3386), при рождении (усыновлении) ребенка.

В соответствии с пунктами 15, 16 указанных выше Правил для участия в подпрограмме молодая семья должна подать в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета.

От имени молодой семьи документы, предусмотренные в пунктах 15,38 и 40 Правил, могли быть поданы одним из ее членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий.

С таким заявлением на имя главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от имени семьи  обратилась  - супруга Десна П.Е. (лист дела № 31).

Семья истца была постановлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий и поставлена на учет для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» с 2009 года (регистрационный номер учетного дела № 559), что подтверждается сообщением управления муниципального жилья и жилищной политики Балаковского муниципального района Саратовской области от  года  (лист дела № 10).

Эти обстоятельства не оспаривались сторонами по делу. Также сторонами по делу не оспаривалось, что семья Десна П.Е. соответствует требованиям, предъявляемым для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в которой имеется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.

Условиями прекращения реализации указанной подпрограммы являются досрочное достижение цели и задач подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 также утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы), которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат.

Пунктом 2 указанных правил установлено, что социальные выплаты используются: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение); б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи; г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации; е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575).

В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

В соответствии с пунктом 15 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 N 575) а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 15(1) Правил установлено, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство); д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно; е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) (п. 15(1) введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 N 575).

От имени молодой семьи документы, предусмотренные пунктами 15 либо 15(1), 27 и 28 настоящих Правил, могут быть поданы одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий (пункт 16 Правил).

Представитель администрации муниципального образования город Балаково не оспаривал, что единственным основанием для отказа во включении семьи Десна П.Е. в состав участников подпрограммы на 2011-2015 годы явилось предоставление копии кредитного договора, заключенного после 31.12.2010 года. Других оснований для отказа не имелось.

Актом приема-передачи  года администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области были переданы администрации муниципального образования города Балаково учетные дела претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» (листы дела № 156-159). В акте за  указано о наличии учетного дела семьи истца.

Постановлением администрации города Балаково от 25.03.2011 года № 276 была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования город Балаково на 2011-2015 годы» (листы дела № 81-95). В пункте 1 (Проблема улучшения жилищных условий молодых семей на территории муниципального образования город Балаково) указано, что в рамках реализации постановления Правительства Российской федерации от 17.12.2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», администрацией Балаковского муниципального района в администрацию муниципального образования город Балаково были переданы учетные дела молодых семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях до 01.09.2010 года. Таким образом, на момент утверждения настоящей программы в муниципальном образовании город Балаково в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят на учете 596 молодых семей.

Целью программы является удовлетворение потребностей молодых семей в доступном и комфортном жилье. Задачами программы являются: оказание муниципальной поддержки молодым семьям - участникам программы, нуждающимся в улучшении жилищных условий; нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей.

Социальная выплата направляется на приобретение у любых лиц одного или нескольких жилых помещений или строительство жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть, в том числе использована: на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения; на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, ипотечного жилищного займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, в том числе по ипотечным жилищным кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Десна П.Е.  обратился с заявлением на имя главы администрации муниципального образования город Балаково (лист дела № 49) о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы его семьи в составе четырех человек.

Из пояснений представителя администрации муниципального образования города Балаково следует, что до принятия муниципальной целевой программы заявления претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в 2011 году не принимались.

Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Семья Десна П.Е. в 2009 году выразила желание участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и была поставлена на учет для участия в указанной подпрограмме.

После окончания срока действия программы «Жилище» на 2002-2010 годы учетные дела, сформированные администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», были приняты администрацией муниципального образования города Балаково. В том числе ответчиком администрацией муниципального образования город Балаково было принято учетное дело семьи истца.

При принятии муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования город Балаково на 2011-2015 годы» было указано о принятии учетных дел молодых семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях до 01.09.2010 года, а также указано, что на момент утверждения этой программы в муниципальном образовании город Балаково в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят на учете 596 семей.

Сторонами не оспаривалось, что через средства массовой информации было сообщено о принятии указанных выше учетных дел молодых семей администрацией муниципального образования город Балаково.

Семья Десна П.Е. выразила волю на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы. После принятия учетных дел администрацией муниципального образования города Балаково истец не отказывался от участия в этой подпрограмме и полагал, что воля его супруги, выраженная в заявлении об участии в подпрограмме, будет учтена ответчиком при принятии решения о включении в список претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. Заявление Десна П.Е. от  также подтверждает сохранение у истца намерения воспользоваться правом на получение субсидии в рамках подпрограммы на 2011-2015 годы.

Из пояснений представителя ответчика - администрации муниципального образования города Балаково следует, что заявления от претендентов на участие в подпрограмме на 2011-2015 годы стали приниматься после принятие муниципальной программы  года.

Кредитный договор  о предоставлении «ипотечного кредита» был заключен Десна П.Е.,  и .

Согласно пункту 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 (в редакции от 17.12.2010 года, действовавшей на момент получения кредита) социальные выплаты могли быть использованы: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение); б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи; г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.

В соответствии с пунктом 6 Правил (в редакции от 17.12.2010 года) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 15 Правил (в редакции от 17.12.2010 года) было предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 18 Правил (в редакции от 17.12.2010 года) было предусмотрено, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являлось: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 года № 575 внесены изменения в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы. Этим же Постановлением введены: подпункт «е» пункта 2; пункт 15(1); изменения в пункт 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Перечисленные изменения ухудшают положение семьи Десна П.Е., а поэтому не могут иметь обратную силу.

Изложенное позволяет суду сделать вывод, что  (на момент заключения ипотечного кредитного договора) семья Десна П.Е. отвечала требованиям, указанным в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 (в редакции от 17.12.2010 года), должна быть включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Также семья истца была вправе рассчитывать на получение субсидии и использовать её на цели, перечисленные в пункте 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В связи с изложенным суд считает, что постановление администрации муниципального образования города Балаково от  года  «О включении молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и постановление администрации муниципального образования города Балаково от  года  «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования города Балаково от  года  «О включении молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»» в части отказа Десна Павлу Евгеньевичу во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы необходимо признать незаконными.

В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года) орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок (пункт 17 Правил).

Суд считает, что необходимо обязать администрацию муниципального образования города Балаково в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры для восстановления нарушенного права истца - включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» семью Десна П.Е. (состоящую из четырех человек).

Распоряжением Правительства Саратовской области от 14.06.2011 года № 159-Пр Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства определено уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области по осуществлению взаимодействия с Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.

Пунктами 20, 21, 22, 23, 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года) установлено следующее. Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 20 Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В судебном заседании не было представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов истца Десна П.Е. и его семьи ответчиком Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в рамках заявленных требований.

Порядок формирования сводного списка и очередность включения в него претендентов установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050). Доказательства, подтверждающие нарушение прав истца при формировании сводного списка и очередности внесения претендентов в этот список, суду не представлены.

Администрация муниципального образования города Балаково отказала истцу Десна П.Е. во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, следовательно, данные семьи истца не были переданы в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Судом постановления администрации признаны незаконными и на ответчика возложена обязанность принять меры к восстановлению нарушенного права семьи Десна П.Е.

На основании изложенного суд считает, что в удовлетворении требования к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о понуждении осуществить постановку семьи Десна П.Е. в сводный список молодых семей-претендентов участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, претендующей на получение субсидий в 2012 году, надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Десна П.Е. к администрации муниципального образования города Балаково, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании постановлений в части незаконными, понуждении осуществить постановку в сводный список молодых семей, претендующих на получение субсидий в 2012 году - удовлетворить частично.

Признать незаконными постановление администрации муниципального образования города Балаково от  года  «О включении молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и постановление администрации муниципального образования города Балаково от  года  «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования города Балаково от  года  «О включении молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»» в части отказа Десна П.Е. во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Обязать администрацию муниципального образования города Балаково в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры для восстановления нарушенного права истца - включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» семью Десна П.Е. (состоящую из четырех человек).

В удовлетворении остальной части требований Десна П.Е. - отказать.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья С.Н. Языкеев