ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3146/13 от 05.08.2013 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2-3146/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2013 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Ховалыга Ш.А., при секретаре Сат А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> к ФИО1 о взыскании необоснованно выплаченной материальной помощи,

с участием представителя истца ФИО2, ответчика ФИО1,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании необоснованно выплаченной материальной помощи, указав на то, что приказом Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> (далее - Управление) от ДД.ММ.ГГГГ №-лс ФИО1 принят на работу водителем автомобиля группы материально-технического обеспечения Управления. Пунктом 3.5 Акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности (далее – акт ревизии) Управления от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ревизионной группой КРИ 7 Департамента ФСКН России, установлены переплаты материальной помощи работникам Управления с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно приложению № к акту ревизии ФИО1 установлена переплата материальной помощи с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за 2011-2012 гг. на общую сумму 48929,65 рублей. Ответчику предложено добровольно возвратить излишнюю выплату в размере 48929,65 рублей, на что был получен отказ. Подпунктом 24 пункта 12 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, полномочия определять порядок и условия выплаты сотрудникам, федеральным государственным служащим и работникам органов наркоконтроля надбавок и вознаграждений, устанавливать другие дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых их федерального бюджета на содержание органов наркоконтроля, относится к компетенции директора ФСКН России. В соответствии с пунктом 16 Положения об оплате труда и материального стимулирования работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ №, в органах наркоконтроля для усиления материальной заинтересованности в своевременном и качественном выполнении работ и служебных обязанностей, повышении профессионального уровня и ответственности за порученный участок работы, а также в целях социальной защиты и поощрения за длительный стаж работы работникам оказывается материальная помощь, являющаяся выплатой стимулирующего характера. В соответствии с пунктом 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень видов выплат стимулирующего характера (далее – Перечень). Указанный перечень является исчерпывающим. При этом материальная помощь как выплата стимулирующего характера Перечнем не предусмотрена. Учитывая изложенное и принимая во внимание, что размер материальной помощи установлен в пределах выделенных бюджетных средств на оплату труда работников органов наркоконтроля, в заработную плату для исчисления размера материальной помощи включаются выплаты только за фактическое исполнение обязанностей без учета выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями. В соответствии со ст. 392 ТК РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. Таким образом, с учетом того, что факт необоснованной выплаты материальной помощи с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ФИО1 установлен ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренный ст. 392 ТК РФ срок не пропущен. Просил суд взыскать с ФИО1 необоснованно выплаченную материальную помощь с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, оказанную в 2011-2012 гг., в сумме 48929,65 рублей.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, просил удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.

Ответчик ФИО1 с иском не согласился, указав на то, что материальную помощь он получил на законных основаниях.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № лс ФИО1 принят водителем автомобиля 3 класса группы материально-технического обеспечения Управления ФСКН по <адрес>.

Из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО1 назначен водителем автомобиля группы материально-технического обеспечения Управления ФСКН по <адрес>.

В силу абзаца 6 пункта 2.2, пункта 4.2 вышеуказанного трудового договора работодатель обязуется выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные коллективным договором; работнику в соответствии с коллективным договором, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляются доплаты, надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, доплаты и надбавки стимулирующего характера, производится премирование.

Из заявлений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что он просил оказать материальную помощь в связи с выходом в очередной отпуск за 2010-2011, 2011-2012 годы. Указанные заявления содержат резолюции начальника Управления ФСКН по <адрес> о согласии на выплату материальной помощи.

Согласно пункту 3.5 Акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности Управления ФСКН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ревизионной группой КРИ 7 Департамента ФСКН России, установлены переплаты материальной помощи работникам Управления с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Как следует из приложения № к вышеуказанному акту ревизии, ФИО1 установлена переплата материальной помощи с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на общую сумму 48929,65 рублей.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 12 раздела III Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 976, директор ФСКН России определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок и условия выплаты сотрудникам, федеральным государственным служащим и работникам органов наркоконтроля надбавок и вознаграждений, устанавливает другие дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов наркоконтроля.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала» ФСКН России предоставлено право определять порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера, оказания материальной помощи гражданскому персоналу, а также персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.

Приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Инструкция о порядке, условиях, размерах выплаты за качество выполняемых работ и оказания материальной помощи работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – Инструкция).

Как следует из п. 1 Инструкции, для усиления материальной заинтересованности работников органов по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и в целях своевременного, качественного исполнения трудовых обязанностей, повышения профессионального уровня и ответственности за порученный участок работы, а также в целях их социальной защиты и поощрения за работу в органах наркоконтроля устанавливаются следующие формы материального стимулирования и оказания материальной помощи: выплаты за качество выполняемых работ; оказание материальной помощи.

В силу пункта 3, подпунктов 3.1, 3.2, 3.3 Инструкции работникам один раз в календарном году в пределах утвержденного фонда оплаты труда оказывается материальная помощь; для оказания материальной помощи предусматриваются средства в размере двух месячных фондов заработной платы в год на каждого работника; размер материальной помощи определяется из расчета заработной платы, получаемой работником на момент ее оказания; материальная помощь оказывается, как правило, при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск. В случае разделения ежегодного основного оплачиваемого отпуска в установленном порядке на части материальная помощь оказывается только один раз при предоставлении любой из частей указанного отпуска.

Приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – Положение).

Положение определяет порядок, условия оплаты труда и материального стимулирования работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) и распространяется на работников, осуществляющих в органах наркоконтроля трудовую деятельность на основании трудовых договоров, а также на условиях внутреннего или внешнего совместительства.

Как следует из Положения, заработная плата работника включает в себя, в том числе выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 818, а также другие выплаты стимулирующего и компенсационного характера, установленные в органах наркоконтроля в пределах выделенных бюджетных средств на оплату труда.

Пунктом 16 раздела III «Виды выплат стимулирующего характера» Положения предусмотрено, что в органах наркоконтроля для усиления материальной заинтересованности в своевременном и качественном выполнении работ и служебных обязанностей, повышении профессионального уровня и ответственности за порученный участок работы, а также в целях социальной защиты и поощрения за длительный стаж работы работникам оказывается материальная помощь в соответствии с нормативным правовым актом ФСКН России.

В вышеуказанный Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях входят: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Как следует из Разъяснений о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных вышеназванным Приказом Минздравсоцразвития России, к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что материальная помощь к отпуску является выплатой, непосредственно связанной с выполнением трудовых функций и получением дохода, входит в установленную налогоплательщиком систему оплаты труда, зависит от стажа и оклада работника, носит стимулирующий характер, поскольку зависит от соблюдения трудовой дисциплины, а значит, подлежит включению в состав заработной платы.

Таким образом, в указанном случае выплаченная ответчику ФИО1 материальная помощь является стимулирующей выплатой, и, соответственно, составляет часть его заработной платы.

Согласно статье 137 Трудового кодекса РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, а именно: для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и своевременно невозвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях; для возврата сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое; при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе, при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Исходя из буквального толкования норм действующего трудового законодательства, суд приходит к выводу, что счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), в то время как технические ошибки, в том числе технические ошибки, совершенные по вине работодателя, счетными не являются.

При рассмотрении настоящего дела данных, свидетельствующих о том, что работодателем при исчислении материальной помощи, выплаченной ответчику ФИО1, были допущены счетные (арифметические) ошибки, судом не установлено и в материалах дела не имеется. Также не имеется доказательств о признании вины ответчика в невыполнении норм труда или простое. При этом также судом не установлено наличие виновных и недобросовестных действий со стороны ответчика.

При указанных выше обстоятельствах, поскольку судом установлено, что предусмотренных законом оснований для взыскания выплаченной ответчику материальной помощи не имеется, то в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении искового заявления Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> к ФИО1 о взыскании необоснованно выплаченной материальной помощи отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ш.А. Ховалыг