ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3146/17 от 15.12.2017 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Центральный районный суд <адрес>

Максима Горького, ул., <адрес>, 630099

Решение

Именем Российской Федерации

15 декабря 2017

Центральный районный суд <адрес>

в составе председательствующего - судьи

при секретаре судебного заседания

Дело

Бутырина А.В.,

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора <адрес> к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» в порядке ст. 45 ГПК РФ о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды,

у с т а н о в и л:

Истец Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор <адрес> обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» в порядке ст. 45 ГПК РФ о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды, в котором просит признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании; обязать устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: организовать утилизацию отработанного масла, фильтров масляных и ветоши загрязненной нефтепродуктами; принять меры направленные на оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года, 1-3 кварталы 2016 года; организовать учет образовавшихся отходов производства и потребления; разработать паспорта на отходы производства и потребления, образующиеся в процессе производственной деятельности на отходы I-IV класса опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы минеральных масел моторных, отходы минеральных масел трансмиссионных, смет с территории предприятия малоопасный, мусор и смет производственных помещений малоопасный, смет с территории гаража, автостоянки малоопасный, мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный, фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, тормозные колодки с остатками накладок, не содержащих асбест, отработанные, отходы антифризов на основе этиленгликоля, отходы опилок и стружки древесных, загрязненных нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %), аккумуляторы свинцовые отработанные не поврежденные, с электролитом, шлаксварочный, шины пневматические автомобильные отработанные, тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%), обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); руководителю общества и специалистам, ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; установить шестимесячный срок для устранения нарушений.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, дал пояснения в соответствии с исковым заявлением.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание представила заявление о признании исковых требований.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> (далее - департамент) в 2016 году проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользовании муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МУП «ЖКХ»).

Проведенной проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные МУП «ЖКХ» при осуществлении хозяйственной деятельности. По результатам проверки старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользовании.

ДД.ММ.ГГГГ департаментом проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания, по итогам которой установлено, что предписание департамента МУП «ЖКХ» не выполнено, нарушения не устранены.

В силу Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденного постановлением <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ, департамент не наделен полномочиями по предъявлению исковых заявлений об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды.

В процессе хозяйственной деятельности на предприятии образуются отходы производства и потребления I-IV класса опасности: лампы ртутные, ртутные кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; мусор а офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы минеральных масел моторных, отходы минеральных масел трансмиссионных; смет с территории предприятия малоопасный; мусор смет производственных помещений малоопасный; смет с территории гаража, автостоянки малоопасный; мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный; фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные; тормозные колодки с остатками накладок, не содержащих асбест отработанные; отходы антифризов на основе этиленгликоля; отходы опилок и стружки древесных, загрязненных нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); аккумуляторы свинцовые отработанные не поврежденные с электролитом; шлак сварочный; шины пневматические автомобильные отработанные; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%); обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» обращением с отходами является деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и
потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при
эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с
отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения
с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской
Федерации в области обращения с отходами.

В силу ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах отходов.

Статьей 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена обязанность ведения учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном порядке.

Положениями ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» установлено, что плата за негативное воздействие на
окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный
воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные
объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления
(размещение отходов).

В силу положений ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

На основании ч. 1 ст. 73 указанного Федерального закона руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Вопреки указанным требованиям закона, а также приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» предприятием не организован учет образовавшихся отходов производства и потребления; не разработаны паспорта на отходы производства и потребления, образующиеся в процессе производственной деятельности I-IV класса опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы минеральных масел моторных; отходы минеральных масел трансмиссионных; смет с территории предприятия малоопасный; мусор и смет производственных помещений малоопасный; смет с территории гаража, автостоянки малоопасный; мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный; фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные; тормозные колодки с остатками накладок, не содержащих асбест; отработанные, отходы антифризов на основе этиленгликоля; отходы опилок и стружки древесных, загрязненных нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); аккумуляторы свинцовые отработанные не поврежденные, с электролитом; шлак сварочный; шины пневматические автомобильные отработанные; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%); обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); обществом не организован учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим организациям, размещенных отходов; плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года, а также 1-3 кварталы 2016 года не вносились, при этом на предприятии отсутствуют работники, имеющие профессиональную подготовку по обращению с отходами.

Бездействием МУП «ЖКХ» по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления создается угроза причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (пункт 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Суд считает, что признание иска ответчиком не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, не противоречит закону, поэтому может быть принят судом.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, как законных и обоснованных. При этом срок для проведения соответствующих работ в течение шести месяцев, суд полагает обоснованным и достаточным для их проведения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора <адрес> к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» в порядке ст. 45 ГПК РФ о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального унитарного
предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.

Обязать устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: организовать утилизацию отработанного масла, фильтров масляных и ветоши загрязненной нефтепродуктами; принять меры направленные на оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года, 1-3 кварталы 2016 года; организовать учет образовавшихся отходов производства и потребления; разработать паспорта на отходы производства и потребления, образующиеся в процессе производственной деятельности на отходы I-IV класса опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы минеральных масел моторных, отходы минеральных масел трансмиссионных, смет с территории предприятия малоопасный, мусор и смет производственных помещений малоопасный, смет с территории гаража, автостоянки малоопасный, мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный, фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, тормозные колодки с остатками накладок, не содержащих асбест, отработанные, отходы антифризов на основе этиленгликоля, отходы опилок и стружки древесных, загрязненных нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %), аккумуляторы свинцовые отработанные не поврежденные, с электролитом, шлаксварочный, шины пневматические автомобильные отработанные, тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%), обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); руководителю общества и специалистам, ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Установить шестимесячный срок для устранения нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья А.В.Бутырин

Центральный районный суд <адрес>

Максима Горького, ул., <адрес>, 630099

Решение

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес>

в составе председательствующего - судьи

при секретаре судебного заседания

Дело

Бутырина А.В.,

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора <адрес> к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» в порядке ст. 45 ГПК РФ о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды,

руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора <адрес> к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» в порядке ст. 45 ГПК РФ о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального унитарного
предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.

Обязать устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: организовать утилизацию отработанного масла, фильтров масляных и ветоши загрязненной нефтепродуктами; принять меры направленные на оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года, 1-3 кварталы 2016 года; организовать учет образовавшихся отходов производства и потребления; разработать паспорта на отходы производства и потребления, образующиеся в процессе производственной деятельности на отходы I-IV класса опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы минеральных масел моторных, отходы минеральных масел трансмиссионных, смет с территории предприятия малоопасный, мусор и смет производственных помещений малоопасный, смет с территории гаража, автостоянки малоопасный, мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный, фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, тормозные колодки с остатками накладок, не содержащих асбест, отработанные, отходы антифризов на основе этиленгликоля, отходы опилок и стружки древесных, загрязненных нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %), аккумуляторы свинцовые отработанные не поврежденные, с электролитом, шлаксварочный, шины пневматические автомобильные отработанные, тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%), обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); руководителю общества и специалистам, ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Установить шестимесячный срок для устранения нарушений.