К делу №2-3147/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Карпенко О.Н.,
при секретаре Сулименко Д.В.,
с участием представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа - ФИО1, действующей на основании доверенности от 28.04.2018г., представителя ответчика ФИО2 – ФИО3, действующей на основании доверенности от 22.11.2018г., представителя ответчиков ФИО4 и ФИО5 – ФИО6, действующей на основании доверенностей от 21.09.2018г. и от 20.09.2018г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования город-курорт Анапа к ФИО2, ФИО4, ФИО5 о признании объектов капитального строительства самовольными постройками и обязании осуществить их снос (демонтаж),
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО г.-к.Анапа обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО4, ФИО5 о признании объектов капитального строительства самовольными постройками и обязании осуществить их снос (демонтаж).
В обосновании иска указала, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 374 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2, ФИО4, ФИО5
Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденным решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 3 июля 2017 года №198, данный земельный участок расположен в зоне Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
На земельном участке расположены следующие объекты: одноэтажное капитальное здание - жилой дом, литер А, размером 8,5м х 7,5м; двухэтажное капитальное здание, литер Г1, реконструированное в отсутствие разрешительной документации. В данном здании расположены объекты коммерческого назначения (ремонт одежды, услуги по предоставлению экскурсий); капитальный объект вспомогательного назначения - пристройка, литера al, общей площадью 6,2 кв.м; некапитальный объект вспомогательного назначения - беседка, литера Г, общей площадью 6,7 кв.м; некапитальный объект - навес, литера Г2, общей площадью 7,0 кв.м; некапитальный объект - летний душ, литер Г3, площадью 1,4 кв.м; капитальная пристройка размером 17,0 х 3,0 м, без литера, возведенная по границе земельного участка в отсутствии разрешительной документации, в которой располагаются объекты коммерческого назначения (ремонт часов, ремонт техники, ателье «Иголочка»).
Согласно информации, представленной управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город-курорт Анапа, коммерческие объекты эксплуатируются собственником земельного участка - ФИО2
Реконструируемый объект капитального строительства - двухэтажное здание литер Г1 коммерческого назначения, а так же капитальная пристройка размером 17,0х3,0 м, без литера, возведенная по границе земельного участка, обладают признаками объектов самовольного строительства (реконструкции).
В связи с вышеизложенным, просит суд признать самовольной постройкой объекты капитального строительства: двухэтажное здание литер Г1, с расположенными в нем объектами коммерческого назначения (ремонт одежды, услуги по предоставлению экскурсий), по адресу: <адрес>; пристройку размером 17,0х3,0 м, без литера, возведенную по границе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и обязать ФИО2, ФИО4, ФИО5 за счет собственных средств осуществить снос
(демонтаж) указанных объектов.
Определением Анапского городского суда от 27.12.2018г. выделены в отдельное производство исковые требования администрации МО г.-к.Анапа к ФИО2, ФИО4 ФИО5 о признании самовольным и сносе двухэтажного здания литер Г1, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО1 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании согласилась требованиями администрации, указала, что спорный объект – роллетный ряд был возведен ФИО2 в отсутствие разрешительной документации и согласования с другими сособственниками земельного участка. Дополнительно пояснила, что ФИО2 готов осуществить снос данного роллетного ряда.
Представитель ответчиков ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании поддержала заявленные требования в отношении ответчика ФИО2, пояснила, что спорное строение возведено ФИО2 в пределах используемой им части земельного участка, который находится в долевой собственности всех ответчиков. Ответчики ФИО4 и ФИО5 согласия на возведение спорного роллетного ряда не давали. Просит обязать ФИО2 осуществить снос самовольно возведенного роллетного ряда.
Заслушав доводы участников процесса, огласив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из выписки из ЕГРН от 17.07.2018г. следует, что земельный участок площадью 374 кв.м с кадастровым номером 23:37:0102021:13 из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 (1/2 доли), ФИО4 (1/4 доли) и ФИО5 (1/4 доли).
Основанием регистрации права ФИО4 и ФИО5 послужило свидетельство о праве на наследство по завещанию от 20.05.2010г. после смерти наследодателя ФИО7
Основанием регистрации права ФИО2 послужил договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка ФИО2 и ФИО7 № от 10.07.2008г.
В пределах данного земельного участка, согласно данным технического паспорта, находятся жилой дом литер А общей площадью 69,9 кв.м., с пристройками литер а, а1, кухня литер Б, беседка литер Г, гараж литер Г1, с пристройкой литер г, навес литер Г2, летний душ литер Г3.
Объекты недвижимости домовладения №<адрес> подключены к системе водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.
Права общей долевой собственности на данный жилой дом литер А площадью 69,9 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> государственном реестре недвижимости за ФИО2 (1/2 доли), ФИО4 (1/4 доли) и ФИО5 (1/4 доли).
Судом установлено, что между собственниками данного земельного участка был определен порядок пользования на основании соглашения о порядке пользования земельным участком от 21.05.2006г., согласно которому между ФИО7 и ФИО2 определено, что частью земельного участка №, площадью 184,8 кв.м. в границах поворотных точек №-2, правообладателем (пользователем) является ФИО7, частью земельного участка №, площадью 189,02 кв.м в границах поворотных точек №-6-7-1, правообладателем (пользователем) является ФИО2.
По настоящее время указанный выше порядок пользования домовладением сохранен, что сторонами не оспаривается.
Согласно частям 1, 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город-курорт Анапа в результате проведенного обследования 10.08.2018г., было установлено, что в ходе проведения проверки установлено, что на земельном участке расположена капитальная пристройка размером 17,0мх3,0 м, без литеры, возведенная по границе земельного участка в отсутствие разрешительной документации, в которой располагаются объекты коммерческого назначения (ремонт часов, ремонт техники, ателье «Иголочка»). Коммерческие объекты эксплуатируются собственником земельного участка - ФИО2
Данные обстоятельства также подтверждаются фотоматериалом и не оспариваются ответчиками.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорная капитальная пристройка размером 17,0 м х 3,0 м без литера, расположенная по границе вышеуказанного земельного участка возведена ФИО2, что также в судебном заседании подтверждает представитель ФИО2
Технический паспорт не содержит сведений о спорной пристройке.
В соответствии с положениями статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Частью 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа утвержденным решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 3.07.2017 года №198 земельный участок адресу: <адрес> расположен в зоне Ж-1А - Зона застройки индивидуальными жилыми домами, и выделена для обеспечения правовых, социальных, культурных, бытовых условий формирования территории из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов усадебного типа с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является: для индивидуального жилищного строительства, блокированная жилая застройка, спорт. Условно разрешенными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства являются: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, культурное развитие, магазины, общественное питание, гостиничное обслуживание, обслуживание жилой застройки и др. Вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования являются: размещение индивидуальных гаражей, размещение вспомогательных и подсобных строений, сооружений, обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха, передвижное жилье.
Для объектов капитального строительства основного и условного видов установлены в целом идентичные параметры использования земельного участка и параметры разрешенного строительства: минимальный и максимальный размер земельного участка принимается 300/1500 кв.м; максимальный процент застройки в границах земельного участка - 60; максимальная высота жилого здания -12 м (для условного 14 м.); максимальная высота объекта общественного назначения, нежилого здания - 15 м; минимальный отступ от границ участка- 3 м; минимальный отступ от красной линии улиц - 3 м.
Для объектов капитального строительства вспомогательного вида установлены параметры разрешенного строительства: минимальный размер земельного участка для гаража 30 кв.м; максимальная высота -5 м; минимальный отступ от границ участка- 1 м.
В соответствии с требованиями ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, перестраивать их или сносить, разрешать строительство другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260).
При этом, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст.51 ГрК РФ).
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1.1)строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 2)строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; 3)строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (ч.17 ст.51 ГрК РФ в ред. от 03.08.2018г.).
Статьей 1 ГрК РФ в п.10.2 дано понятия некапитальных строений, сооружений - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Согласно п.19 ст.1 закона Краснодарского края «Градостроительный Кодекс Краснодарского края» под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать любые постройки, за исключением основного здания, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер (сараи, бани, летние кухни, иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы и т.д.).
Для установления наличия (отсутствия) нарушений ПЗЗ г.-к.Анапа, градостроительных и строительных норм и правил при возведении пристройки, определении ее фактического назначения судом была назначена судебная экспертиза. Согласно заключению эксперта №328-2018 от 14.12.2018г. ООО «СТЭА» на земельном участке по <адрес> с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположен объект - одноэтажное строение пристройки без литера размером 14,65м. х2,64м., возведенное по границе земельного участка <адрес>, имеет железобетонный фундамент и одну каменную стену, в связи с чем является объектом недвижимого имущества.
При этом эксперт указывает, что сохранение строения пристройки без литера размером 14,65м.х2,64м., возведенного по границе земельного участка по <адрес>, не создает угрозу жизни и здоровью людей. В связи с заступом строения за границы земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> (на земли общего пользования по <адрес>), сохранение спорного объекта нарушает права и охраняемые законом интересы иных лиц. Пристройка без литера размером 14,65м.х2,64м., возведенная по границе земельного участка, имеющая потенциально по объемно-планировочному решению функциональное использование в коммерческих целях, а также фактическим назначением не соответствует разрешенному виду земельного участка.
Оценивая в соответствии со ст.86, 67 ГПК РФ данное заключение эксперта в совокупности с другими имеющимися по делу доказательствами, суд находит его отвечающим признакам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, и приходит к выводу о возможности принять его при разрешении настоящего гражданского дела в качестве доказательства. Поскольку оснований сомневаться в достоверности данных экспертных заключений суд не усматривает.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства совокупностью доказательств установлен факт самовольного возведения ответчиком ФИО2 по границе земельного участка по <адрес> пристройки без литера размером 14,65мх2,64м, фактически используемой под объект коммерческого назначения, в нарушении его целевого назначения и разрешенного вида земельного участка
Указанная пристройка является объектом недвижимого имущества и возведена в отсутствии соответствующей разрешительной документации и согласий сособственников земельного участка, что также подтверждает в судебном заседании представитель ответчика ФИО2
Определяя лицо, на которое подлежит возложению обязанность по сносу спорной постройки, суд приходит к выводу о том, что такая обязанность возлагается на ответчика ФИО2 как на лицо, которое самовольно возвело спорное строение, о чем он и его представитель заявляли в ходе судебного заседания.
При таких обстоятельствах суд усматривает основания к сносу спорной пристройки без литера размером 14,65м.х2,64м., возведенной по границе земельного участка по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации муниципального образования город-курорт Анапа к ФИО2, ФИО4, ФИО8 о признании объектов капитального строительства самовольными постройками и обязании осуществить их снос (демонтаж) - удовлетворить частично.
Признать самовольной постройкой - пристройку без литера размером 14,65м.х2,64м., возведенную по границе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать ФИО2 за счет собственных средств осуществить снос пристройки без литера размером 14,65м.х2,64м., возведенной по границе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение месяца.
Председательствующий: