Дело № 2-3148/2022РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]
Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Исламовой А.А., при секретаре судебного заседания Цаплиной О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азамова Х.С. к ОПФР по [Адрес] о включении в стаж периодов работы, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику. В обоснования заявленных требований указал, что [ДД.ММ.ГГГГ] обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] ему было отказано в досрочном назначении пенсии, так как в специальный стаж не учтены некоторые периоды работы. С отказом в назначении пенсии не согласен. С учетом изменения исковых требований просит суд:
- признать незаконным решение ОПФР по НО [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости;
- обязать ответчика включить в свой страховой стаж периоды работы:
· с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик отливок,
· с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик фасонных отливок 2 разряда,
· с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик фасонных отливок 3 разряда,
· с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик фасонных отливок 4 разряда,
· с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик фасонных отливок 5 разряда,
· с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – экономист по сбыту;
- обязать ответчика включить в свой специальный стаж периоды работы:
· с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик отливок,
· с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик фасонных отливок 2 разряда,
· с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик фасонных отливок 3 разряда,
· с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик фасонных отливок 4 разряда,
· с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик фасонных отливок 5 разряда,
- обязать ОПФР по [Адрес] назначить Азамову Х.С. досрочную пенсию по старости с [ДД.ММ.ГГГГ]
Истец в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом.
Представитель истца Шустова О.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила иск удовлетворить. Уточнила, что просит о включении периодов и назначении пенсии по Списку [Номер].
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в [Адрес] Кокорева А.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ «Все равны перед законом и судом».
На основании ст. 39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.. . и в иных случаях, установленных законом».
«Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующий не момент возникновения спорных отношений), Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)..
Согласно положениям части 1 статьи 1 Федерального закона N 400-ФЗ, вступившего в силу с [ДД.ММ.ГГГГ], настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу части 2 и 3 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на [ДД.ММ.ГГГГ], на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 вышеуказанной нормы Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до [ДД.ММ.ГГГГ]
Списком № 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", разделом XI. МЕТАЛЛООБРАБОТКА, подрздел 1. Литейное производство, а) Рабочие, предусмотрены Обрубщики, вырубщики и опиловщики фасонного литья на наждаках и вручную.
В разделе ХI. Металлообработка, подраздел «Литейное производство» Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от [ДД.ММ.ГГГГ] N 10 предусмотрены опиловщики фасонных отливок, занятые на работах с применением наждаков – 1110100а-16219.
Согласно п. 5 разъяснения Минтруда РФ от [ДД.ММ.ГГГГ] "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда на пенсию за выслугу лет", утвержденным постановлением Минтруда РФ от [ДД.ММ.ГГГГ] N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под занятостью полный рабочий день понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается период выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Подтверждением занятости работника на работах, дающих право на пенсионные льготы, могут служить любые первичные учетные документы предприятия, которыми он может подтвердить право конкретного работника на льготное пенсионное обеспечение, именно: штатное расписание, штатная расстановка, должностная/рабочая инструкция, журнал учета личного состава отдела, цеха, бригады и других структурных подразделений, наряды на выполнение соответствующих работ, лицевые счета, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на заработную плату, карты аттестации рабочих мест по условиям труда; журналы заданий и прочие документы.
В соответствии с п. 1, 2 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. Статьей 6 Соглашения предусмотрено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Таким образом, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до [ДД.ММ.ГГГГ]
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец Азамов Х.С., [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения ([ ... ]), [ДД.ММ.ГГГГ] обратился в ОПФР по НО с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] – ФЗ [ ... ]), но получил отказ, который мотивирован отсутствием требуемой продолжительности специального и страхового стажа [ ... ] – решение ГУ УПФ РФ в [Адрес][Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ].
Аналогичное решение принято ОПФР по НО после поступления дополнительных сведений и справок – решение [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] ([ ... ]
На момент обращения с заявлением о назначением досрочной пенсии – [ДД.ММ.ГГГГ] истец имел возраст - полных 54 года. Соответственно для назначения пенсии по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] – ФЗ ему необходимо было иметь общий стаж 25 лет и специальный – 6 лет.
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж по Списку № 1 периодов работы с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик отливок, с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик фасонных отливок 2 разряда, с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик фасонных отливок 3 разряда, с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик фасонных отливок 4 разряда, с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – опиловщик фасонных отливок 5 разряда, суд приходит к следующему.
Согласно записям в трудовой книжке истца [ ... ]), [ДД.ММ.ГГГГ] принят на [Адрес] механический завод [ ... ] опиловщиком фасонных отливок с применением наждаков; [ДД.ММ.ГГГГ] – присвоен 2 разряд опиловщика фасонных отливок с применением наждаков; [ДД.ММ.ГГГГ] – присвоен 3 разряд опиловщика фасонных отливок с применением наждаков; [ДД.ММ.ГГГГ] – присвоен 4 разряд опиловщика фасонных отливок с применением наждаков; [ДД.ММ.ГГГГ] – присвоен 5 разряд опиловщика фасонных отливок с применением наждаков; [ДД.ММ.ГГГГ] – переведен в ОМТС экономистом по сбыто и снабжению; [ДД.ММ.ГГГГ] уволен по собственному желанию.
Согласно справке, уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ][ ... ] истец работал в [Адрес] механическом заводе [ ... ] полный рабочий день с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] в качестве опиловщика фасонных отливок с применением наждаков; указанная работа относится к Списку № 1 Раздел ХI металлообработка подра. 1 лит.производства, код позиции 1110100а-16219. В справке отражено отсутствие периодов, не подлежащих включению в специальный стаж.
Справка выдана на основании приказов по личному составу, технологических карт выпускаемых товаров.
Аналогичные сведения отражены в справке [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ][ ... ]), справке [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ][ ... ]
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ).
[ДД.ММ.ГГГГ] между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан. Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", согласно которому для установления прав на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ] "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до [ДД.ММ.ГГГГ].
Поскольку в соответствии с Соглашением от [ДД.ММ.ГГГГ] "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от [ДД.ММ.ГГГГ] N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование [ДД.ММ.ГГГГ], то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ] следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада [ДД.ММ.ГГГГ], а после распада этих государств - до [ДД.ММ.ГГГГ]
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от [ДД.ММ.ГГГГ] N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В соответствии с п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от [ДД.ММ.ГГГГ] N 99р, Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ], учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ], приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от [ДД.ММ.ГГГГ] N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст.3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ], каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления. Пенсионный права граждан государств – участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государстве – участника, на территории которого они проживают.
Федеральным законом РФ от [ДД.ММ.ГГГГ] N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", вступившим в законную силу [ДД.ММ.ГГГГ] денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в [Адрес][ДД.ММ.ГГГГ].
В силу положений ч.3 ст. 1 ГПК РФ, гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнений судебных постановлений (судебных приказом, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
Вместе с тем, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения исходит из принципов, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции.
Кроме того, суд учитывает, что на момент принятия ответчиком спорного решения, Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в обрасти пенсионного обеспечения, подписанного в [Адрес][ДД.ММ.ГГГГ] не утратило силу.
С учетом приведенных выше положений Закона и правовой позиции, суд приходит к выводу возможности применения к спорным отношениям и оценку пенсионных прав истца в соответствии с Соглашением от [ДД.ММ.ГГГГ].
В соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации для досрочного назначения пенсии Списком [Номер], утвержденным постановлением Совета Министров СССР от [ДД.ММ.ГГГГ] N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", разделом XI. МЕТАЛЛООБРАБОТКА, подрздел 1. Литейное производство, а) Рабочие, предусмотрены Обрубщики, вырубщики и опиловщики фасонного литья на наждаках и вручную.
В разделе ХI. Металлообработка, подраздел «Литейное производство» Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от [ДД.ММ.ГГГГ] N 10 предусмотрены опиловщики фасонных отливок, занятые на работах с применением наждаков – 1110100а-16219.
Указанной выше справкой от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] подтверждаются особые условия работы истца постоянно в течение полного рабочего дня, при полной рабочей неделе в должности опиловщика фасонных отливок с применением наждаков.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от [ДД.ММ.ГГГГ] N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ], учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до [ДД.ММ.ГГГГ], а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Правление Пенсионного фонда Российской Федерации распоряжением от [ДД.ММ.ГГГГ] N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до [ДД.ММ.ГГГГ], но и после этой даты - до [ДД.ММ.ГГГГ]
При указанных обстоятельствах подлежит включению в специальный стаж истца по Списку [Номер] период работы: [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] в [Адрес] механическом заводе [ ... ] в качестве опиловщика фасонных отливок с применением наждаков. указанный период составляет 16 лет 00 мес. 08дн.
Рассматривая требование истца о включении в страховой стаж периода работы с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] в качестве опиловщика фасонных отливок с применением наждаков и с [ДД.ММ.ГГГГ][ДД.ММ.ГГГГ] в качестве экономиста по сбыту и снабжению, суд приходит к следующему.
Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица, с [ДД.ММ.ГГГГ] истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от [ДД.ММ.ГГГГ] N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3).
Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14). Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13). При этом, согласно пункту 2 статьи 7, право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в целях исчисления и уплаты страховых взносов страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ от 01 апреля 1996 года) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Таким образом, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховых пенсий обеспечивается, уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от [ДД.ММ.ГГГГ] N 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения. В соответствии с положениями абз. 4 ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от [ДД.ММ.ГГГГ] N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее [ДД.ММ.ГГГГ]) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.
Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до [ДД.ММ.ГГГГ], единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ).
Суд приходит к выводу, что периоды работы истца с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] в качестве опиловщика фасонных отливок с применением наждаков и с [ДД.ММ.ГГГГ][ДД.ММ.ГГГГ] в качестве экономиста по сбыту и снабжению подлежат включению в страховой стаж, поскольку работа истца в указанные периоды подтверждена как записями в его трудовой книжке, так и справками, подтверждающими период работы и отчисление страховых взносов с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] в Агентство социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан, архивными справками о заработной плате, а также актом сверки [ ... ] Указанный период составляет 22 года 10 мес. 07 дн.
Позицию ответчика о непринятии к сведению указанных акта сверки и справок, суд признает необоснованной и противоречащей приведенных выше нормам Закона и Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ].
Вместе с тем, назначение пенсии по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возможно истцу по достижении возраста 54 лет, при наличии специального стажа не менее 06 лет наличии страховой стаж не менее 25 лет.
Соответственно назначение пенсии истцу досрочной пенсии невозможно в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа – менее 25 лет..
При указанных обстоятельствах, требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить ему досрочную пенсию по старости с [ДД.ММ.ГГГГ] – не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Азамова Х.С. к ОПФР по [Адрес] о включении в стаж периодов работы, назначении пенсии -удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ОПФР по [Адрес][Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] в части невключения в специальный и страховой стаж Азамова Х.С. периодов работы.
Обязать ОПФР по [Адрес] включить в специальный стаж Азамова Х.С. период работы с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] в качестве опиловщика фасонных отливок с применением наждаков в [Адрес] механическом заводе [ ... ] - по Списку [Номер].
Обязать ОПФР по [Адрес] включить в страховой стаж Азамова Х.С. периоды работы с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] в качестве опиловщика фасонных отливок с применением наждаков и с [ДД.ММ.ГГГГ][ДД.ММ.ГГГГ] в качестве экономиста по сбыту и снабжению в [Адрес] механическом заводе [ ... ]
В удовлетворении исковых требований Азамова Х.С. о включении в специальный стаж периода работы с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ], о назначении досрочной пенсии по старости с [ДД.ММ.ГГГГ]. - отказать
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г.Н.Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.А. Исламова