№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ФИО10
Нальчикский городской суд КБР
3 составе: председательствующего - Тлеужевой Л.М., при секретаре - Абазове Б.К., с. частием: представителя истца ФИО2, действующего по доверенности № от , представителей ответчика ФИО4, действующего по доверенности № от ., и ФИО5, действующего по доверенности № от 04.05.2022г., представителя Местной администрации г.о. Нальчик ФИО6, действующего по доверенности № от 14.04.2022г., представителя МКУ «Департамент финансов Местной администрации г.о. Нальчик» ФИО8, действующего по доверенности №-дф-., представителя МКУ «Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик» ФИО7, действующего по доверенности №/до-1-., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Центр образования «Успех» г.о. Нальчик, Местной администрации городского округа Нальчик, МКУ «Департамент финансов местной администрации городского округа Нальчик», МКУ «Департамент образования местной администрации городского округа Нальчик» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
установил:
Прокурор г. Нальчика обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным бездействие МКОУ «Центр образования «Успех» г.о. Нальчик (далее Центр») по непринятию мер по исполнению требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов и обязать его оборудовать пандусом вход в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: .
В обоснование иска указано, что во исполнение поручения Прокуратуры КБР проведена проверка соблюдения требований законодательства к обеспечению условий доступности для инвалидов к объектам в сфере образования городского округа Нальчик в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Центр образования «Успех» г.о. Нальчик. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» здание образовательного учреждения не обустроено специальными приспособлениями и оборудованием для доступа инвалидов и маломобильных граждан. Данные обстоятельства явились основанием для внесения 22.12.2021г. прокуратурой г. Нальчика представления об устранении требований федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в адрес директора «Центра». Проверкой, проведенной в январе 2022 года, установлено, что образовательным учреждением указанные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены, директор учреждения ограничился лишь подготовкой формального ответа без фактического исполнения указанных в представлении требований.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители «Центра» ФИО4 и ФИО5 иск признали частично, пояснив, что образовательным учреждением принимались меры к исполнению представления прокурора, а именно, направлялись в адрес МКУ «Департамент
образования» местной администрации г.о. Нальчик письма с просьбой о выделенииассигнований и лимитов бюджетных обязательств для устройства металлического пандусас приложением сметы расходов, однако ответа не было получено, ассигнования невыделены. Также пояснили, что учреждение не оказывает платные образовательныеуслуги и финансируется только за счет средств местного бюджета г.о. Нальчик. Ввидуотсутствия денежных средств в бюджете, данные нарушения не могут быть устранены.После выделения денежных средств, вход в здание учреждения будет оборудованпандусом.
Представитель Местной администрации г.о. Нальчик ФИО6 иск непризнал, пояснив, что, несмотря на то, что образовательное учреждение относится кмуниципальной собственности, главным распорядителем бюджетных средств по разделу
«Образование» является МКУ «Департамент образования» местной администрации г.о.Нальчик, которое должно выделять средства для оборудования пандуса.
Представитель МКУ «Департамент образования» местной администрации г.о. Нальчик ФИО7 иск признал, и пояснил, что в настоящее время составлен локальный сметный расчет на оборудование пандуса, который утвержден директором «Центра». В июне 2022г. начнутся работы.
Представитель МКУ «Департамент финансов» местной администрации г.о. Нальчик ФИО8 иск не признал по основаниям, изложенным в письменном возражении.
Выслушав стороны, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в здании, расположенном по адресу: , находится МКОУ "Центр образования «Успех» г.о. Нальчик.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой , были выявлены нарушения требований законодательства в области социальной защиты инвалидов. Директору МКОУ «Центр образования «Успех» заместителем прокурора было направлено представление от 22.12.2021г., в котором было указано на необходимость оборудования входа в здание МКОУ "Центр образования «Успех" пандусом.
В ответ на полученное представление заместителя прокурора , письмом от 18.01.2022г. и.о. директора образовательного учреждения сообщил, что в настоящее время приняты меры по устранению указанных в представлении нарушений, в том числе, направлены письма в МКУ «Департамент образования местной администрации г.о. Нальчик» о необходимости выделения средств на установку пандуса. Также направлена составленная смета расходов. Ответ на обращение им не был получен.
Факт отсутствия пандуса при входе в МКОУ "Центр образования «Успех" г.о. Нальчик ответчиками не оспаривался.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов государства-участники, в число которых входит и РФ, принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", как следует из его преамбулы, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено понятие "социальная защита инвалидов", под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со ст. 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с положениями данной статьи Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в Своде правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. N 605 (далее -СП 59.13330.2012).
Согласно п. 5.1.1 СП 59.13330.2012 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В силу положений п. 4.1. СП 59.13330.2012, устанавливающего требования к входам и путям движения, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
В п. 4.1.14 - 4.1.16 закреплены требования к пандусам, их ограждениям, поручням.
Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания,
обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
По смыслу вышеуказанных положений действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в МКОУ "Центр образования «Успех», которое является объектом социальной инфраструктуры, должен быть вход, доступный для маломобильных групп населения.
Как следует из п. 1.2.- 1.6 Устава МКОУ "Центр образования «Успех", данное образовательное учреждение имеет организационно-правовую форму казенного учреждения, учредителем которого является местная администрация городского округа Нальчик.
Из положений статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что организации независимо от организационноправовых форм создают условия для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Как следует из пп. а п. 3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.
В ст. б - 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" закреплены и разграничены полномочия федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере образования.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В Положении о МКУ «Департамент образования местной администрации г.о.Нальчик», утвержденного Постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 24 января 2012 г. N 40, закреплено, что МКУ «Департамент образования местной администрации г.о.Нальчик» является структурным подразделением местной администрации городского округа Нальчик, созданным в целях осуществления функций управления городской системой образования. Под городской системой образования понимается совокупность муниципальных образовательных и общеобразовательных учреждений, осуществляющих связанные между собой образовательные,
воспитательные, инновационные и управленческие процессы.
Согласно пп. 5.1-5.3 Положения Имущество Учреждения является муниципальной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления. Право
оперативного управления имуществом возникает с момента фактической передачи имущества, оформленной соответствующим актом приема-передачи.
Учреждение владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, задачами деятельности и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. В отношении закрепленного имущества Учреждение обязано:- эффективно использовать имущество; - обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению; - не допускать ухудшения технического состояния имущества (это требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации); - осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества с возможным его улучшением в пределах выделенного финансового обеспечения; - осуществлять амортизацию и восстановление изнашиваемой части имущества.
Таким образом, МКУ «Департамент образования местной администрации г.о. Нальчик» согласно приведенным положениям, а также ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской ФИО1", также несет обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к образовательным организациям на подведомственной ему территории.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 г. N 689-0-0, установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.
Исходя из вышеизложенного, суд считает требования истца об оборудовании пандусом входа в здание образовательного учреждения подлежащими удовлетворению.
При этом, учитывая, что в соответствии пп.5 п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ и решением Совета местного самоуправления г.о. Нальчик от 28.12.2021г. № «О местном бюджете городского округа Нальчик на 2022 года и на плановый период 2023 и 2024 годов», главным распорядителем бюджетных средств по разделу «Образование» определен МКУ «Департамент образования местной администрации г.о. Нальчик», суд считает, что обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: , а именно оборудование входа в здание пандусом, подлежит возложению на МКОУ «Центр образования «Успех» и МКУ «Департамент образования местной администрации г.о. Нальчик».
Требования в части признания незаконным бездействия образовательного учреждения, су считает не подлежащими удовлетворению.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, МКОУ «Центр образования «Успех» осуществляет основной вид деятельности - образовательный. Осуществляет свою деятельность по адресу: . Указанное помещения принадлежат «Центру» на праве оперативного управления. Функции учредителя в отношении «Центра» выполняет местная администрация г.о. Нальчик.
7
Как следует ив представленных материалов, Центр предпринимал все меры для осуществления мероприятий для обеспечения доступности здания для маломобильных групп населения - составление сметы, направление письма с просьбой о выделении ассигнований на оборудование пандуса. Но установка пандусов поставлена в зависимость от финансирования данных затрат бюджетом городского округа Нальчик, которое, в свою очередь, производится в порядке, установленном законом.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает, что поскольку МКОУ «Центр образования «Успех» г.о, Нальчик принимались меры к исполнению требований, изложенных в представлении заместителя прокурора от 22.12.2021г., оснований считать, что образовательное учреждение допустило незаконное бездействие, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Успех» г.о. Нальчик» и МКУ «Департамент образования местной администрации городского округа Нальчик» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: , а именно оборудовать вход в здание пандусом с поручнями в соответствии с требованиями законодательства.
В удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Успех» г.о. Нальчик» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КБР в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нальчикский городской суд.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий -
Л.М. Тлеужева
4