ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-314/13 от 01.10.2013 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

        дело №2-314/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    ДД.ММ.ГГГГ    <адрес>

Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Богдевич Н.В.

    при секретаре Мироновой Н.М.

    с участием сторон,

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска к ФИО15, ФИО14, ФИО1, ФИО2 о признании недействительными распоряжения администрации города Красноярска, разрешения на строительства, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, признании отсутствующими права и сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Департамент МИ и ЗО администрации г. Красноярска обратился в суд с иском к ФИО2. о признании отсутствующим право и об обязании снести нежилое здание.

             Требования мотивированы тем, что в соответствии с выпиской из распоряжения администрации Свердловского района г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ « О размещении временных строений и сооружений на территории района» <данные изъяты> разрешено размещение комплекса торговых павильонов общей площадью 436 кв.м по <адрес> сроком на три года. На основании распоряжения администрацией г.Красноярска в лице начальника земельного управления г. Красноярска и <данные изъяты> был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 763,59 кв.м с целью размещения комплекса торговых павильонов. Земельный участок был передан <данные изъяты> по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размещении временных строений и сооружений на территории района» <данные изъяты> разрешена эксплуатация ранее установленного комплекса торговых павильонов по <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между департаментом муниципального имущества и земельных администрации <адрес> и <данные изъяты> был заключен договор аренды земельного участка № сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения администрации <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> разрешено дальнейшее использование земельного участка площадью 763,59 кв.м., занимаемого комплексом торговых павильонов (временное сооружение) по адресу: <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между департаментом и <данные изъяты> был заключен договор аренды земельного участка № сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения администрации <адрес> от № <данные изъяты> было выдано разрешение на размещение временного сооружения. В вышеуказанных договорах была предусмотрена обязанность арендатора использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. П.6.2 договора предусмотрено, что по окончанию срока действия договора, договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действии договора арендатор обязан возвратить земельный участок представителю по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении договора. Однако, земельный участок не был возвращен представителю Арендодателя по соответствующему акту. ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировало право собственности на павильон с назначением объекта нежилое здание за ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировало право собственности на торговый павильон с назначение объекта нежилое здание за ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировало право собственности с назначение объекта нежилое здание за ФИО2 Регистрация права собственности на такой объект не может служить доказательством того, что павильон является объектом недвижимости, возведенным на отведенном для этого земельном участка с соблюдением процедуры согласования разрешения на строительство, а также градостроительных, строительных, природоохранных норм. Вышеуказанный объект, на который зарегистрировано право собственности, за ответчиком, не может являться объектом недвижимости, а является объектом временного назначения, размещенный на ограниченный срок, в связи с чем, право собственности на него не подлежало государственной регистрации в ЕГРП.

    В ходе рассмотрения дела представитель истца Новикова И.В. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г) неоднократно изменяла исковые требования окончательно просила- признать недействительным распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении ФИО14 земельного участка. Признать недействительным разрешение на строительство нежилого здания № от ДД.ММ.ГГГГ года. Признать недействительным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ. Признать отсутствующим право ФИО1 на нежилое здание, общей площадью 580,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Признать отсутствующим право ФИО2 на объект недвижимости: нежилое здание, площадью 580,2 кв.м., расположенное <адрес> с инвентарным номером №, литер Б, и об обязании ФИО2 осуществить снос объекта недвижимости: нежилое здание, площадью 580,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> с инвентарным номером №, литер Б.

В судебном заседании представитель истца Новикова И.В. измененные исковые требования поддержала по основаниям изложенным в заявлении и дала суду пояснения по существу заявленных требований.

Представитель ответчика ФИО2 - Селиванов С.В. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г) в судебном заседании исковые требования не признал и дал суду пояснения по существу возражений на иск.

В судебное заседание ответчик ФИО1, представители ответчиков ФИО15, ФИО14,, представитель третьего лица ФИО14 не явились, о дате и времени рассмотрении дела были извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки не сообщили.

Представитель третьего лица ФИО25 в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв согласно которому считала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя управления.

В связи с этим суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

       Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ способами. Данная норма также содержит указания на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

     В соответствии с постановлением Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010 « О | некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в п. 52 установлено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

     Статьями 304, 305 ГК РФ предусмотрено, что собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

       В соответствии с абзацем третьим пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции от 30.06.2006) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов.

        Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в силу Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>» является органом администрации <адрес>, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории <адрес>. Управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, землями, лесами и другими природными ресурсами, находящимися на территории <адрес>, передавая их по договору в аренду и иное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города. Выступает арендодателем муниципального имущества, в том числе земельных участков, объектов нежилого фонда, движимого имущества, проводит торги по продаже права аренды. Выполняет функции продавца муниципального имущества, нежилого фонда, земельных участков, заключает и регистрирует договоры купли-продажи. Осуществляет контроль за регулированием земельных отношений и контроль за рациональным использованием земельных ресурсов, ведет учет земель, находящихся в муниципальной собственности на территории города.

         На основании ст.ст. 218, 219 ГК РФ право собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Основания и порядок государственной регистрации права собственности, в том числе на создаваемый объект недвижимого имущества установлен ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Такое право на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

       Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, документов удостоверяющим, выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объект в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдающим разрешение а строительство.

      Согласно статьям 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в ходе проведения государственной регистрации прав регистрирующим органом проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, проверка действительности и юридической силы поданных заявителем документов, а также устанавливаются основания для отказа или /дарственной регистрации прав.

     В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о регистрации основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение ( обременение) прав.

          Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, в соответствии с выпиской из распоряжения администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ « О размещении временных строений и сооружений на территории района» ООО «Флаер» разрешено размещение комплекса торговых павильонов общей площадью 436 кв.м по <адрес> сроком на три года.

          На основании распоряжения администрацией <адрес> в лице начальника земельного управления <адрес> и ФИО14 был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 763,59 кв.м с целью размещения комплекса торговых павильонов.

         Земельный участок был передан ФИО14 по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размещении временных строений и сооружений на территории района» ФИО14 разрешена эксплуатация ранее установленного комплекса торговых павильонов по <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между департаментом муниципального имущества и земельных администрации <адрес> и ФИО14 был заключен договор аренды земельного участка № сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

             На основании распоряжения администрации <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО14 разрешено дальнейшее использование земельного участка площадью 763,59 кв.м., занимаемого комплексом торговых павильонов (временное сооружение) по адресу: <адрес>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между департаментом и ФИО14 был заключен договор аренды земельного участка № сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения администрации <адрес> от № ФИО14 было выдано разрешение на размещение временного сооружения. В вышеуказанных договорах была предусмотрена обязанность арендатора использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что по окончанию срока действия договора, договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений.

            Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действии договора арендатор обязан возвратить земельный участок представителю по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении договора. Однако, земельный участок не был возвращен представителю Арендодателя по соответствующему акту. ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировало право собственности на павильон с назначением объекта нежилое здание за ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировало право собственности на торговый павильон с назначение объекта нежилое здание за ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировало право собственности с назначение объекта нежилое здание за ФИО2. Регистрация права собственности на такой объект не может служить доказательством того, что павильон является объектом недвижимости, возведенным на отведенном для этого земельном участка с соблюдением процедуры согласования разрешения на строительство, а также градостроительных, строительных, природоохранных норм. Вышеуказанный объект, на который зарегистрировано право собственности, за ответчиком, не может являться объектом недвижимости, а является объектом временного назначения, размещенный на ограниченный срок, в связи с чем, право собственности на него не подлежало государственной регистрации в ЕГРП.

        К заявлению ФИО1 в Управление Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ было приложено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ /№, разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-арх, и другие.

         Однако согласно информации департамента градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении ФИО14 земельного участка не выдавалось, разрешение на строительство нежилого здания № от ДД.ММ.ГГГГ года, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ не выдавалось.

Таким образом, доказательств, подтверждающих незаконность исковых требований, ответчиками суду не представлено.

        Учитывая, что ФИО14 распоряжение администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении ФИО14 земельного участка не выдавалось, кроме того, разрешение на строительство нежилого здания № от ДД.ММ.ГГГГ года, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ также не выдавалось.

В силу указанных обстоятельств, суд считает возражения представителя ответчика, ФИО25 несостоятельными, а исковые требования Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска законными и подлежащими удовлетворению.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска к ФИО15, ФИО14, ФИО1, ФИО2 о признании недействительными распоряжения администрации города Красноярска, разрешения на строительства, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, признании отсутствующими права и сносе самовольной постройки, - удовлетворить.

         Признать недействительным распоряжение администрации города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении ФИО14 земельного участка.

         Признать недействительным разрешение на строительство нежилого здания № от ДД.ММ.ГГГГ года.

          Признать недействительным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ

          Признать отсутствующим право ФИО1 на нежилое здание, общей площадью 580,2 кв.м, расположенное по адресу: г<адрес>.

          Признать отсутствующим право ФИО2 на объект недвижимости: нежилое здание, площадью 580,2 кв.м., расположенное <адрес> с инвентарным номером №, литер Б.

          Обязать ФИО2 осуществить снос объекта недвижимости: нежилого здания, площадью 580,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с инвентарным номером №, литер Б.

     Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Свердловский районный суд г.Красноярска, с ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья    Н.В. Богдевич