Дело №2-314/13г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2013 года г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Малиновской С.М.
при секретаре Васильевой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий (бездействий) в отношении неопределенного круга потребителей противоправными, возложении обязанности о прекращении нарушения прав потребителей,
у с т а н о в и л :
Истец Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области с учетом уточнений обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании его действий противоправными, выразившиеся в том, что исполнитель: не доводит до сведения потребителей информацию о наименовании своей организации, о государственной регистрации исполнителя услуг и наименование зарегистрировавшего его органа посредством вывески, в нарушение п.п. 2, 3 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей; в прейскуранте цен на парикмахерские услуги не указал полный перечень оказываемых услуг, а также в прейскуранте указал ценовые диапазоны «от 350», «от 400», «от 750» и т.п., а не цены на оказываемые услуги и на используемые при этом материалы в нарушение п. 3 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»; не указал в договоре об оказании парикмахерских услуг, оформленном в виде квитанции информацию о точном наименовании вида услуг в нарушение п. 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»; не предоставил потребителю для ознакомления Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утв. ППРФ от 15.08.1997г. №1025.
Просит возложить обязанность на индивидуального предпринимателя ФИО1 прекратить нарушения прав потребителей и привести деятельность салона красоты «Прадо», расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, <адрес> в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», обеспечив соблюдение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых услугах и опубликовать решение суда в средствах массовой информации г. Троицка Челябинской области в течение 10 дней с момента вступления его в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.
Представитель ответчика ФИО1, действующая по доверенности, Г.Л.С. в судебном заседании иск не признала, объяснив, что сведения о наименовании организации на вывеске на момент проверки были, отсутствовала лишь информация о государственной регистрации исполнителя услуг и наименование зарегистрировавшего его органа. В настоящее время данная информация на вывеске имеется. Не согласна, что ей вменяют как нарушение прав потребителей, указание ценового диапазона в прейскуранте цен парикмахерских услуг, поскольку в нем указана стоимость краски для волос за 10гр., ценовой диапазон в зависимости от длины волос и как следствие расхода краски. Прокол ушей с серьгами в настоящее время не осуществляется, поэтому данной услуги в прейскуранте цен нет. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации на момент проверки находились в уголке покупателя.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Закона Российской Федерации от 07.02.92г. №2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя, в том числе, организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора.
Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в частности имеют право: выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде; составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений; обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Статья 46 Закона Российской Федерации от 07.02.92г. №2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, согласно которой орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, территориальным органом Федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации является Управление Роспотребнадзора по Челябинской области.
Из анализа вышеприведенных норм и положения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее по тексту Управление Роспотребнадзора по Челябинской области) следует, что последнее правомочно обращаться в суд с исками в защиту прав потребителей и в частности с исками о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в г. Троицке и Троицком, Октябрьском, Чесменском районах является структурным подразделением Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, в его полномочия входит организация и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных Законом, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей.
Судом установлено, что ответчик ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, осуществляет свою деятельность в салоне красоты «П», расположенном по адресу: Челябинская область, г. Троицк, <адрес> в виде предоставления парикмахерскими и салонами красоты услуг.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (л.д. 6), свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01 января 2004 года (л.д. 7), выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 8-11).
04 февраля 2013 года Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в г. Троицке и Троицком, Октябрьском, Чесменском районах на основании распоряжения проведена плановая выездная проверка индивидуального предпринимателя ФИО1 (л.д. 13).
Названная проверка осуществлена полномочным органом, специалистами истца.
В результате названной проверки составлен акт, согласно которого в ходе проверки выявлено следующее: на вывеске салона красоты «Прадо» не доведена до сведения потребителей информация о наименовании своей организации, о государственной регистрации исполнителя услуг и наименование зарегистрировавшего его органа; в прейскуранте цен на парикмахерские услуги не указан полный перечень оказываемых услуг, а именно услуга прокол ушей с серьгами не включена в перечень предоставляемых салоном услуг с указанием стоимости данной услуги; в прейскуранте указаны ценовые диапазоны «от 350», «от 400», «от 750» и т.д.; в договоре об оказании парикмахерских услуг, оформленном в виде квитанции, не содержится информация о точном наименовании вида услуги, а именно в квитанциях указывается услуга «стрижка», однако в прейскуранте на парикмахерские услуги указаны услуги, такие как «стрижка с сушкой», «креативная стрижка», «стрижка челки с сушкой», «стрижка «Бокс»» (л.д. 14-16).
Согласно статьям 56 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут быть подтверждены никакими другими доказательствами.
Согласно положениям части 1 статьи 12 и статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и как указано выше, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из нижеследующего.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1 (в редакции ФЗ от 09.01.96 N 2-ФЗ) потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Кроме того, Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997г. №1025 (в ред. 04.10.12г.) предусмотрено, что исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске.
Исполнитель - индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.
Названные требования служат целям идентификации индивидуального предпринимателя, индивидуализируют его как участника гражданского оборота и субъекта публично - правовых отношений.
Таким образом, выявленный факт, заключающийся в отсутствии информации на вывеске о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименование зарегистрировавшего его органа, является нарушением прав неопределенного круга потребителей.
Вместе с тем, на момент разрешения спора судом установлено, что названное нарушение устранено, вывеска салона красоты «П» содержит полный перечень информации, который индивидуальный предприниматель обязан довести до сведения граждан-потребителей. Данное обстоятельство стороной истца не оспорено, доказательств обратного не представлено.
Целью поданного иска, в случае признания действия (бездействия) индивидуального предпринимателя противоправными, является прекращение нарушения прав потребителей и приведение деятельности индивидуального предпринимателя в салоне красоты «П» в соответствии с требованиями законодательства в области защиты прав потребителей.
Данное требование индивидуальным предпринимателем добровольно исполнено, с учетом чего в удовлетворении его судом отказано.
Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997г. №1025 (в ред. 04.10.12г.) предусмотрено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать, в том числе: перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления, в частности, настоящие Правила.
Информация должна находиться в удобном для обозрения месте.
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме (пункты 2, 3 названных Правил).
Вместе с тем, суду не представлено доказательств того, что индивидуальный предприниматель не предоставил потребителю для ознакомления «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации». Ответчик данное обстоятельство оспаривает. Данные возражения ответчика заслуживают внимания, поскольку в самом акте органа государственного надзора по результатам проверки в качестве нарушения не указано, как выявленный факт не предоставление потребителю для ознакомления названных Правил, а потому безосновательно в указанной части заявлено требование о признании действия (бездействия) индивидуального предпринимателя в отношении неопределенного круга потребителей противоправными.
Пунктом 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения: фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации); вид услуги (работы); цена услуги (работы); точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; даты приема и исполнения заказа; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота; другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ); должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.
Статья 10 Закона о защите прав потребителей содержит требования к информации о товарах (работах, услугах), согласно которой изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);сроки оказания услуг;данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя их характера услуги (работы);гарантийные сроки;цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы и сведения о порядке и форме оплаты;сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям.
Отказывая в иске в остальной части, суд руководствовался положениями Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации и статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" и исходил из того, что в салоне красоты «П» имелся прейскурант цен, содержащий информацию о видах услуг и их цене, а квитанции содержат достаточно информации о предоставленной услуге.
Обосновывая свои требования о признании противоправными действия (бездействия) индивидуального предпринимателя истец, в частности, сослался на то, что в прейскуранте указаны ценовые диапазоны «от 350», «от 400», «от 750» и т.д.; в договоре об оказании парикмахерских услуг, оформленном в виде квитанции, не содержится информация о точном наименовании вида услуги, а именно в квитанциях указывается услуга «стрижка», однако в прейскуранте на парикмахерские услуги указаны услуги, такие как «стрижка с сушкой», «креативная стрижка», «стрижка челки с сушкой», «стрижка «Бокс»», видя в этом нарушение прав неопределенного круга потребителей.
Суд, не соглашаясь с приведенными доводами истца, анализируя вышеприведенные положения законодательства в сфере защиты прав потребителей, делает вывод о том, что прейскурант цен предназначен для того, чтобы довести до сведения потребителя информацию об оказываемых парикмахерских услугах, в том числе о ценах, формах предоставления услуги.
Прейскурант цен парикмахерских услуг для женщин, предоставляемых салоном красоты «П», в котором осуществляет свою деятельность ответчик, содержит информацию о цене услуги, такой как покраска волос, при этом указана стоимость десяти граммов краски, её производитель, стоимость услуги в зависимости от длины волос клиентов, цена в рублях, аналогично и по другим видам услуг.
Исходя из норм гражданского права, прейскурант цен можно расценить как публичную оферту об оказании услуг клиента по обозначенной в нем цене.
Суд считает, что индивидуальным предпринимателем таким способом доведена информация до потребителей, которая обеспечивает возможность их правильного выбора. Запрета на указание в прейскуранте ценового диапазона в законе не имеется. По мнению суда, таковой прейскурант является недостатком деятельности индивидуального предпринимателя, поскольку могут возникнуть сложности в контроле расхода материала, в ревизии и т.д., нежели нарушением прав потребителя. Ценообразование салона является прерогативой индивидуального предпринимателя и влияет лишь на конкурентоспособность.
Обстоятельство не включения в перечень предоставляемых салоном услуг с указанием стоимости услуги, такой как прокол ушей с серьгами, не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания. Доказательств того, что названный вид услуг на момент проверки и разрешения спора предоставлялся, а в прейскуранте не указан, истцом суду не представлено, находящаяся на листе дела 21 копия квитанции достаточным и достоверным доказательством не является. Других доказательств, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено, ответчиком предоставление этой услуги оспаривается.
Буквально толкуя требования, содержащиеся в статье 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", суд приходит к выводу, что договор на оказание услуги оформляется в письменном виде либо выдачей квитанции, кассового чека, иного документа и имеет своей целью подтверждение оказания услуги и возникновение отношений между исполнителем и получателем услуг, специфика оказываемых парикмахерских услуг такова, что она исполняется непосредственно в отношении потребителя (в его присутствии), а потому суд считает, что конкретизировать в квитанции, какая именно стрижка была осуществлена, не обязательно.
На основе сказанного, оценивая собранные по делу доказательства, анализируя положения закона, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика отсутствует нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации, поскольку в ходе судебного разбирательства были представлены доказательства об устранении выявленного нарушения, факты не предоставления потребителю для ознакомления Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации и не указание в прейскуранте полного перечня предоставляемых услуг, не установлены, в остальной части нарушения со стороны индивидуального предпринимателя не нашли своего подтверждения. Основания признания действий (бездействий) индивидуального предпринимателя ФИО1 в отношении неопределенного круга потребителей противоправными, возложении обязанности о прекращении нарушения прав потребителей не имеется. С учетом этого в удовлетворении заявленных требований суд отказывает в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий (бездействий) в отношении неопределенного круга потребителей противоправными, возложении обязанности о прекращении нарушения прав потребителей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: