ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-314/14 от 27.02.2014 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

 К делу № 2-314/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 г. Гулькевичи                                                     27 февраля 2014 года

 Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

 Председательствующего            Хайрутдиновой О.С.,

     при секретаре                    Гучуа Н.Ю.,

 с участием представителя истца        Иваньшина Е.В. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года;

 судебного пристава-исполнителя Гулькевичского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю                Аликовой А.С.,

 Старшего помощника прокурора Гулькевичского района Колесникова А.Н.

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района к Гулькевичскому районному отделу УФССП по Краснодарскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора,

             УСТАНОВИЛ:

 Администрация Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района обратилась с иском к Гулькевичскому районному отделу УФССП по Краснодарскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора, наложенного постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Исковые требования обоснованы тем, что 3 февраля 2014 года судебный пристав-исполнитель Гулькевичского районного отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю в лице судебного пристава исполнителя Аликовой А.С., вынес постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника - администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ года, о признании бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района выразившееся в ненадлежащей организации теплоснабжения населения на территории незаконным и возложении обязанности на администрацию Пушкинского сельского поселения, в установленном законом порядке, устранить допущенные нарушения по обеспечению организации теплоснабжения в Пушкинском сельском поселении: здания администрации Пушкинского сельского поселения, зданий детского сада МДОУ № 48, МОУ СОШ № 21, Дома культуры и многоквартирных домов по ул.Советской, дом № 167,175,177,179 и пер. Октябрьский дом № 8, 10,18.Однако обжалуемое Постановление вынесено без учета вины Должника, который не может исполнить свое обязательство перед взыскателем в полном объеме. В целях выполнения своих обязательств перед взыскателем были предприняты следующие меры: произведена децентрализация теплоснабжения с целью установки автономных источников тепла многоквартирных домов и социально значимых объектов с. Пушкинское. Производство работ по установки по квартирных автономных источников тепла в многоквартирных домах Пушкинского сельского поселения завершена. Установлены и находятся в процессе пуско-наладочных работ блочно модульные автоматизированные котельные для организации теплоснабжения социально значимых объектов Пушкинского сельского поселения (КМУК ЦКД с. Пушкинского, здание администрации, МДОУ д/с № 48, МБОУ СОШ № 21). Застройщиком является ОАО «АТЕК» «Гулькевичские тепловые сети». В соответствии с договорами на поставку тепловой энергии поставщик в лице ОАО «АТЕК» «Гулькевичские тепловые сети» поставляет тепло в вышеуказанные объекты. Исходно разрешительная документация на данные объекты находится в стадии оформления. Таким образом, фактически теплоснабжение социально значимых объектов указанных выше, в отопительный сезон 2013-2014 года организовано, абоненты получают тепловую энергию в рамках заключенных договоров. Просит уменьшить размер исполнительского сбора, наложенного на Должника Постановлением от 03.02.2014 о взыскании с должника, администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

 В судебном заседании представитель истца по доверенности Иваньшин Е.В. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

 Судебный пристав-исполнитель Гулькевичского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю Аликова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что исполнительский сбор был взыскан в соответствии с законом, оснований для его уменьшения нет.

 Старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснил, что решение суда, по которому судебным приставом был взыскан исполнительский сбор, не исполняется должником с 15 ноября 2012 года. Ранее судом принималось аналогичное решение, однако никаких мер к организации теплоснабжения поселение не принимало. Исполнительский сбор судебным приставом взыскан в соответствии с законом и оснований для его уменьшения нет.

 Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит, что исковые требования администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

 Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 Согласно п.13 ч.1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор с должника.

 В соответствии с ч.1 ст. 105 указанное закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

 Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 23.12.2010 года N 01-8, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных вч.13 ст. 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

 Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

 В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

 В силу ч.1 ст. 7 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе, государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

 Действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся бюджетными учреждениями. Как и прочие должники, бюджетные учреждения обязаны исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, ответственность за их неисполнение в добровольном порядке.

 Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П указано, что исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не право восстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

 Согласно правовой позиции вышеуказанного Постановления, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ не исполнен в установленный срок и без уважительных причин. С учетом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в п.1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержаться требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, правоприменитель, во всяком случае, обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнительных документов вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписания п.1 ст. 81 вышеупомянутого Федерального закона.

 В судебном заседании установлено, что решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 15 ноября 2012, вступившим в законную силу 21 декабря 2012 года, признано незаконным бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района выразившееся в ненадлежащей организации теплоснабжения населения на территории Пушкинского сельского поселения. Администрация Пушкинского сельского поселения обязана в установленном законом порядке, устранить допущенные нарушения: обеспечить организацию теплоснабжения в Пушкинском сельском поселении: здания администрации Пушкинского сельского поселения, зданий детского сада МДОУ № 48, МОУ СОШ № 21, Дома культуры и многоквартирных домов по ул.Советской, дом № 167,175,177,179 и пер. Октябрьский дом № 8, 10,18.

 Постановлением судебного пристава-исполнителя Гулькевичского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю ФИО1от ДД.ММ.ГГГГ на основании поступившего исполнительного листа № ДД.ММ.ГГГГ года, возбуждено исполнительное производство № и установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Также должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

 В соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

 02 октября 2013 года, исполняющему обязанности главы администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района ФИО2 было получено требование о предоставлении в срок до 09 октября 2013 года документов, подтверждающих факт исполнения (неисполнения) решения Гулькевичского районного суда от 15.11.2012 года, а так же предупреждена об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение вступившего в законную силу решения суда, а равно воспрепятствование его исполнению, что подтверждается предупреждением.

 25 ноября 2013 года, исполняющему обязанности главы администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района ФИО3 было получено требование о предоставлении в срок до 23 декабря 2013 года документов, подтверждающих факт исполнения (неисполнения) решения Гулькевичского районного суда от 15.11.2012 года, а так же предупрежден об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение вступившего в законную силу решения суда, а равно воспрепятствование его исполнению, что подтверждается предупреждением.

 В установленный срок в добровольном порядке требования, указанные в исполнительном документе администрацией Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района исполнены не были.

 03 февраля 2014 года в связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Гулькевичского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю Аликовой А.С. вынесено постановление о взыскании с администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района исполнительского сбора в размере 50 000 руб., что соответствует ч. 3 ст. 112 Закона, и которое было получено должником 06 февраля 2014 года.

 Судебным приставом исполнителем Гулькевичского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю Аликовой А.С. повторно 06 февраля 2014 года вручено требование исполняющему обязанности главы администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района ФИО3 о предоставлении в срок до 20 февраля 2014 года документов, подтверждающих факт исполнения (неисполнения) решения Гулькевичского районного суда от 15.11.2012 года, а так же предупрежден об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, за неисполнение вступившего в законную силу решения суда, а равно воспрепятствование его исполнению, что подтверждается предупреждением.

 В обоснование требований истец указывает в заявлении, что в целях выполнения обязательств администрацией Пушкинского сельского поселения Гулькевичский района были предприняты следующие меры: заключен договор на поставку тепловой энергии № от ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» и МБДОУ детским садом № 48 на поставку тепловой энергии на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год; заключен договор на поставку тепловой энергии № от ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» и Администрацией Пушкинского сельского поселения на поставку тепловой энергии на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год; заключен договор на поставку тепловой энергии № от ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» и МБОУ СОШ № 21 на поставку тепловой энергии на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год; заключен договор на поставку тепловой энергии № от ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» и Дом Культуры с. Пушкинского на поставку тепловой энергии на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Согласно предоставленной информации ОАО «Гулькевичирайгаз» № от ДД.ММ.ГГГГ проводятся работы по газификации многоквартирных жилых домов и коммунально-бытовых объектов в с. Пушкинском. Как следует из письма филиала АОА «АТЭК» «Гулькевичские тепловые сети»№ от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «АТЭК» является застройщиком четырех блочных автоматизированных котельных для организации теплоснабжения социально значимых объектов Пушкинского сельского поселения, сроки окончания работ на котельных МДОУ д/с № 48 и МБОУ СОШ № 21 – ДД.ММ.ГГГГ, на котельных КМУК ЦКД с Пушкинского и здания администрации сельского поселения – ДД.ММ.ГГГГ. Из письма ОАО «Гулькевичирайгаз» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в многоквартирных жилых домах расположенных на территории Пушкинского сельского поселения, а именно по пер. Октябрьскому дом № 8 квартиры 10, 12, 16, дом № 10 квартиры № 1, 3, 6, 12, дом № 18 квартиры № 2, 3, 6, по ул. Советской дом № 167 квартира 6, дом № 175 квартиры № 2, 6, дом № 177 квартиры № 3, 6, дом 179 квартиры № 4, 7, 9, 10 не перешли на автономные источники тепла.

 Как установлено, установлены и находятся в процессе пуско-наладочных работ блочно модульные автоматизированные котельные для организации теплоснабжения социально значимых объектов Пушкинского сельского поселения (КМУК ЦКД с. Пушкинского, здание администрации, МДОУ д/с № 48, МБОУ СОШ № 21). Застройщиком является ОАО «АТЕК» «Гулькевичские тепловые сети». В соответствии с договорами на поставку тепловой энергии поставщик в лице ОАО «АТЕК» «Гулькевичские тепловые сети» поставляет тепло в вышеуказанные объекты. Исходно разрешительная документация на данные объекты находится в стадии оформления. При этом документов, подтверждающих организацию в установленном законом порядке теплоснабжения в Пушкинском сельском поселении не представлено.

 Суд считает, что указанные истцом причины неисполнения судебного акта не являются уважительными и не освобождают администрацию Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района в от обязанности исполнить вступившее в законную силу решение суда в установленные законом сроки. Нарушение установленных сроков исполнительных документов не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля администрации поселения.

     Кроме того, ранее решением Гулькевичского районного суда от 07 октября 2010 года также было удовлетворено заявление прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по организации теплоснабжения населения на территории Пушкинского сельского поселения. Признано незаконным бездействие администрации Пушкинского сельского поселения выразившееся в ненадлежащей организации теплоснабжения населения на территории. Администрация Пушкинского сельского поселения обязана устранить допущенные нарушения: обеспечить организацию теплоснабжения социально значимых объектов: здание администрации Пушкинского сельского поселения, здание детского сада МДОУ № 48, МОУ СОШ № 21, Дом культуры и многоквартирные дома по ул.Советской дом № 167,175,177,179 и пер. Октябрьский дом № 8, 10,18. Обеспечить заключение договоров на предоставление коммунальных услуг(теплоснабжения) надлежащего качества с потребителями с. Пушкинское, которые присоединены к централизованной системе отопления с.Пушкинское. То есть проблемы организации теплоснабжения имели место и администрация Пушкинского сельского поселения не принимала мер к их разрешению на протяжении длительного времени.

 На основании ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», должнику предоставлено право в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

 В соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

 Исходя из смысла вышеуказанных норм права, суду предоставлено право уменьшать, определенный Законом, размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя.

 Судом установлено, что в настоящее время решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 15 ноября 2012 года не исполнено, администрацией Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района не принято мер по надлежащей организацией теплоснабжения населения, несмотря на наличие судебного решения, вступившего в законную силу.

 Суд, считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку указанные истцом причины неисполнения исполнительного документа являются неуважительными, а основания для уменьшения исполнительского сбора отсутствуют. Указанные истцом обстоятельства не носят исключительный характер и не могут расцениваться судом как законные основания для уменьшения исполнительского сбора, установленного судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом. Истцом не приняты исчерпывающие меры для исполнения, вступившего в законную силу решения суда. Неисполнение решение суда носит длительный характер. Доказательств производства должником действий, направленных на своевременное исполнение требований указанного исполнительного документа суду не представлено. Решение суда не исполняется более одного года с момента его вступления в законную силу и возбуждения исполнительного производства.

 В судебное заседание истцом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства нарушения им установленных сроков исполнения исполнительного документа, вызванных чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Анализируя поведение должника в рамках возбужденного исполнительного производства, суд приходит к выводу, что администрация Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района фактически допускает бездействие в исполнении судебного решения.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действия судебного пристава-исполнителя произведены в рамках действующего законодательства, оснований для уменьшения исполнительского сбора не имеется.

 Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении иска администрации Пушкинского сельского поселения Гулькевичского района к Гулькевичскому районному отделу УФССП по Краснодарскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 03 марта 2014 года.

 Председательствующий