ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-314/18 от 20.11.2018 Могойтуйского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-314/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Могойтуй 20 ноября 2018 года

Могойтуйский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Цыцыковой Д.В. единолично,

при секретаре Шагдурове А.А.,

с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, действующему в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 З.Б.У. о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и прекращении таких действий,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю обратилось в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя его тем, что в результате проведенной внеплановой выездной проверки в отношении ИП ФИО2 У. установлены нарушения законодательства о защите прав потребителей. Так, 31 января 2018 г. с 12 час. до 13 час. осуществлялась продажа товаров производства КНР, находившейся в организации розничной торговли «1001 мелочей» <адрес>, подлежащие обязательному подтверждению соответствия с наличием ценников, не имеющей выполненной на русском языке маркировки, содержащей сведения, предусмотренные обязательными требованиями – маркировка, содержащая информацию о наименовании страны, где изготовлена продукция, наименовании и местонахождении изготовителя, импортера, дистрибьютора; наименовании и виде (назначении) изделия; дате изготовления; единый знак обращения на рынке; размер изделия, состав сырья, гарантийные обязательства изготовителя, символы по уходу за изделием, модель, не нанесена на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции: сумки мужские в количестве 7 шт. стоимостью 350 руб. за штуку; чехлы для автомобиля в количестве 1 шт. стоимостью 200 руб. за штуку; портмоне мужское 2 шт. стоимостью 250 руб. за штуку. Перечисленная продукция не сопровождалась документами об оценке соответствия, что является нарушением обязательных требований ч.1 ст.3, ч.1,2,3,9 ст.9, ч.1 ст.12, ст.13 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», ч.ч.1,2,3, ст.9, ч.1 ст.11, ст.12 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности».

За выявленные нарушения составлены протоколы на индивидуального предпринимателя ФИО2 У. по ч.2 ст.15.12, ст.14.45 КоАП РФ. Вынесены постановления мировым судьей, которые вступили в законную силу.

В рамках выполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований технических регламентов №7 от 28.02.2018 г. проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что требования предписания не выполнены, ИП ФИО2 З.Б.У. не обеспечено наличие маркировки на товарах в срок до 28.02.2018г.: сумки мужские в количестве 7 шт. стоимостью 350 руб. за штуку; чехлы для автомобиля в количестве 1 шт. стоимостью 200 руб. за штуку; портмоне мужское 2 шт. стоимостью 250 руб. за штуку. Составлен протокол по ч.15 ст.19.5 КоАП РФ.

Обращение в защиту неопределенного круга лиц объясняется невозможностью индивидуализировать всех потребителей, права которых нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Просит признать противоправными действия ИП ФИО2 У. по не доведению до потребителя полной, необходимой и достоверной информации на товары, предусмотренной действующим законодательством (о наименовании страны, где изготовлена продукция; наименовании и местонахождении изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименовании и виде (назначении) изделия; дате изготовления; единый знак обращения на рынке; размер изделия, состав сырья, гарантийные обязательства изготовителя, символы по уходу за изделием, модель, не нанесена на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции) и прекращении таких действий.

Обязать ИП ФИО2 У. прекратить противоправные действия, обеспечив доведение до сведения потребителей в наглядной и доступной форме полной информации на товары, предусмотренной ч.ч.1,2,3 ст.9, ч.1 ст.11, ст.12 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» в срок, установленный судом.

Обязать ИП ФИО2 У. в установленный судом срок довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации.

В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

Ответчик ИП ФИО2 З.Б.У., извещенный о дате и времени судебного заседания, в зал суда не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из положений п.1 ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» следует, что орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года №322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в котором указано, что Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В полномочия Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в том числе входят и полномочия по предъявлению исков в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга лиц (п.8.19 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 З.Б.У. является индивидуальным предпринимателем в сфере розничной торговли, в том числе, непродовольственными товарами (л.д.31-33).

В период с 31 января 2018 г. по 28 февраля 2018 г. территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в городском округе «поселок Агинское» проведена внеплановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 У. Организация розничной торговли «1001» ИП ФИО2 У. расположена по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено:

До сведения потребителей не доведена информация о режиме работы.

В удобном для ознакомления месте отсутствует информация о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа, отсутствует книга отзывов и предложений. ИП ФИО2 З.Б.У. не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников (указана только цена) с указанием наименования товара, цены за единицу товара, что является нарушением обязательных требований п.19 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55.

ИП ФИО2 З.Б.У. не обеспечено соблюдение обязательных требований ч.6 ст.12 Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», п.5 Приказа Министерства Здравоохранения РФ «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения», а именно: отсутствует знак о запрете курения, который должен быть размещен у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено.

31.01.2018 г. с 12 час. до 13 час. осуществлялась продажа товаров производства КНР, находившейся в организации розничной торговли «1001 мелочей» <адрес>, подлежащие обязательному подтверждению соответствия с наличием ценников, не имеющей выполненной на русском языке маркировки, содержащей сведения, предусмотренные обязательными требованиями – маркировка, содержащая информацию о наименовании страны, где изготовлена продукция, наименовании и местонахождении изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименовании и виде (назначении) изделия; дате изготовления; единый знак обращения на рынке; размер изделия, состав сырья, гарантийные обязательства изготовителя, символы по уходу за изделием, модель, не нанесена на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции:

- сумки мужские в количестве 7 шт. стоимостью 350 руб. за штуку;

- чехлы для автомобиля в количестве 1 шт. стоимостью 2000 руб. за штуку;

- портмоне мужское 2 шт. стоимостью 250 руб. за штуку.

Вышеперечисленная продукция не сопровождалась документами об оценке (подтверждении) соответствия (товарно-сопроводительной документацией, заверенной подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), что является нарушением обязательных требований ч.1 ст.3, ч.1,2,3,9 ст.9, ч.1 ст.12, ст.13 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», ч.ч.1,2,3, ст.9, ч.1 ст.11, ст.12 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности».

По результатам проверки составлен акт (л.д. 7-12).

За выявленные нарушения в отношении ИП ФИО2 У составлен протокол об административном правонарушении № 70 от 28 февраля 2018 года по ч.2 ст.15.12 КоАП РФ (л.д.13-15).

По факту выявленных нарушений в отношении ИП ФИО2 У. вынесено предписание №7 от 28.02.2018г. об устранении выявленных нарушений требований технических регламентов в срок до 29.03.2018г. (л.д.16-17).

Постановлением мирового судьи судебного участка №66 Могойтуйского судебного района Забайкальского края ИП ФИО2 З.Б.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.12 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения: сумки женские в количестве 7 шт. стоимостью 350 руб. за шт., чехлы для автомобиля в количестве 1 шт. стоимостью 2 000 руб. за шт., портмоне мужское 2 шт. стоимостью 250 руб. за шт. (л.д. 18-21).

17 мая 2018 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в городском округе «поселок Агинское» проведена внеплановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 У. в организации розничной торговли – магазин «1001 мелочей» с целью контроля исполнения ранее выданного предписания, о чем составлен акт. Из данного акта следует, что предписание не выполнено. Установлены нарушения обязательных требований ст.ст. 8, 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992, пунктов 11, 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1988 года, ст.9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» в торговом зале в продаже на изделиях, находившихся с ценниками, бумажной этикетке, прикрепленной к изделию или товарном ярлыке, упаковке изделия или листке-вкладыше к продукции или иным способом: кошельки женские из искусственной кожи в количестве 3 шт. стоимостью 150 руб. за штуку и ремни поясные женские из искусственной кожи в количестве 2 штук стоимостью 200 руб. за штуку (ярлыки отсутствуют), изготовитель не установлен, страна изготовления КНР. Отсутствует маркировка с информацией на русском языке с указанием: наименования страны-изготовителя; наименования изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (л.д.22-26).

За выявленные нарушения в отношении ИП ФИО2 У составлен протокол об административном правонарушении № 202 от 25 мая 2018 года по ч.15 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.27-30).

Согласно п. 1 ст. 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (часть 1). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (часть 2).

Пунктом 1 ст. 10 этого же Закона предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Положения п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, разработанных в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и регулирующих отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, определен перечень информации о товарах и их изготовителях, обеспечивающей возможность правильного выбора товаров, которую продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя.

В соответствии с п. 15 указанных Правил информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации; маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции; маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).

Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.

Продукция легкой промышленности, соответствующая требованиям данного Технического регламента и прошедшая процедуру подтверждения соответствия должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение. Продукция легкой промышленности маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется и предусматривающих нанесение данного знака. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза может наноситься на упаковку, вкладыш, ярлык или приводиться в прилагаемых к продукции документах (ст.12 ТР ТС 017/2011).

Имея возможность для соблюдения установленных требований к продукции, допускаемой в реализацию, индивидуальный предприниматель не принял необходимые меры по их соблюдению. Суду не представлены доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению им возложенных на него публично-правовых обязанностей.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения со стороны ответчика права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах и их изготовителях.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об их достаточности для признания установленным факта совершения ИП ФИО2 З.Б.У. противоправных действий, указанных истцом, что является основанием для удовлетворения иска о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными и прекращении таких действий.

При удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий продавца в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда (абз.2 ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В силу пп. 13 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец как территориальный орган федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей по иску, предъявленному в интересах неопределенного круга потребителей, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска.

В этом случае, по правилам ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального района «Могойтуйский район» государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю удовлетворить.

Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц потребителей действия индивидуального предпринимателя ФИО2 У., выразившиеся в осуществлении продажи товаров производства КНР в организации розничной торговли «1001 мелочей» <адрес> в отсутствие необходимой и достоверной информации на товары, предусмотренной действующим законодательством о наименовании страны, где изготовлена продукция; наименовании и местонахождении изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименовании и виде (назначении) изделия; дате изготовления; единого знака обращения на рынке; размере изделия, составе сырья, гарантийных обязательств изготовителя, символов по уходу за изделием, модели, которая должна быть нанесена на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции, и прекратить такие действия.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 У. в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей резолютивную часть настоящего судебного решения путем ее размещения в средствах массовой информации, либо в торговом зале, расположенном по адресу: <адрес>.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 У. в бюджет муниципального района «Могойтуйский район» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда, в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий судья Д.В. Цыцыкова