ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-314/19 от 05.04.2019 Ялуторовского районного суда (Тюменская область)

<данные изъяты>

№ 2-314/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялуторовск 05 апреля 2019 года

Ялуторовский районный суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи – Петелиной М.С.,

при секретаре – Сириной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-314/2019 по иску Ялуторовского межрайпрокурора, выступающего в интересах Муниципального автономного учреждения культуры «Арт-Вояж» к ФИО2 о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением,

установил:

Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах Муниципального автономного учреждения культуры «Арт-Вояж» (далее по тексту – МАУК «Арт-Вояж») обратился в суд с иском к ФИО2 о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением в размере 34 269 рублей 70 копеек.

Заявленные требования мотивированы тем, что с начала июля 2014 года по сентябрь 2014 года, точное время в ходе следствия не установлено, ФИО2, находясь в служебном кабинете здания Администрации города Ялуторовска Тюменской области, расположенном по адресу: <адрес>, занимая должность председателя комитета по культуре и туризму администрации <адрес>, являясь должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, действуя умышленно, используя свое служебное положение вопреки интересам службы, руководствуясь корыстной заинтересованностью, заключающейся в извлечении выгоды имущественного характера в виде организации проведения торжественной части свадьбы её дочери, неоднократно в указанный период обращалась к ФИО3, занимавшей должность руководителя МАУК «Арт-Вояж» и находящейся в её (ФИО2) служебном подчинении с требованием оказать услуги по организации и проведению торжественной части свадьбы ее (ФИО2) дочери работниками МАУК «Арт-Вояж», то есть без собственных материальных затрат, при этом потребовала от ФИО3 расчет за проведенную работу работникам МАУК «Арт-Вояж» произвести путем премирования за счет средств учреждения МАУК «Арт-Вояж», при этом ФИО2 осознавала, что совершая указанное преступление она причиняет существенный вред правам и законным интересам государства и общества, что выразится в дискредитации ею деятельности органов государственной власти Российской Федерации, подрыве авторитета органов местного самоуправления, а именно Администрации г. Ялуторовска Тюменской области Российской Федерации среди граждан, и в нарушении нормальной, регламентированной законом деятельности комитета по культуре и туризму Администрации г. Ялуторовска Тюменской области.

ФИО3, находившаяся в непосредственном подчинении и служебной зависимости от ФИО2 согласилась выполнить незаконные требования ФИО2 и в начале сентября 2014 года привлекла к проведению торжественной части свадьбы дочери ФИО1 подчиненных ей работников МАУК «Арт-Вояж» и в дальнейшем согласно ранее данных ФИО1 указаний за оказанные услуги работники МАУК «Арт-Вояж» на основании приказа руководителя учреждения №152-к от 11.09.2014 г. были премированы денежными вознаграждениями, выплаченными им из бюджета указанного учреждения в виде премий, то есть из средств МАУК «Арт-Вояж» на общую сумму 34 269 рублей 70 копеек.

Вышеуказанными противоправными умышленными действиями, выразившимися в использовании своего служебного положения вопреки интересам службы, заключающегося в извлечении вышеуказанной выгоды имущественного характера, и тем, что указанные денежные средства в общей сумме 34 269 рублей 70 копеек, полученные преступным путем из бюджета МАУК «Арт-Вояж», &apos;могли быть использованы данным учреждением по целевому направлению, ФИО2 совершив указанные противоправные действия, причинила существенный вред правам и законным интересам государства и общества, лишив возможности использования указанных денежных средств в интересах МАУК «Арт-Вояж», что выразилось в дискредитации ею деятельности органов местного самоуправления, подрыве авторитета органов местного самоуправления, а именно Администрации г. Ялуторовска Тюменской области Российской Федерации среди граждан, и в нарушении нормальной, регламентированной законом деятельности комитета по культуре и туризму Администрации г. Ялуторовска Тюменской области.

Приговором Ялуторовского районного суда Тюменской области от 25.12.2017г. ответчик ФИО2, признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.290 УК РФ – как получение должностным лицом лично взятки в виде денег за общее покровительство по службе в значительном размере; ч.2 ст.290 УК РФ – как получение должностным лицом лично взятки в виде денег за общее покровительство по службе в значительном размере; по ч.1 ст.290 УК РФ - как получение должностным лицом лично взятки в виде денег за общее покровительство по службе; по ч..1 ст.285 УК РФ - как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организаций и охраняемых законом интересов общества и государства.

Истец полагает, что ответчик своими противоправными действиями причинила МАУК «Арт-Вояж» материальный ущерб в размере 34 269 рублей 70 копеек, который она просит взыскать с ФИО2

Помощник Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области Шайкина А.М. в судебном заседании заявленные в интересах МАУК «Арт-Вояж» исковые требования поддержала в полном объёме, настаивая на их удовлетворении.

Представитель истца МАУК «Арт-Вояж» ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить, рассмотреть дело в её отсутствие (л.д.101,178). Суд признает неявку представителя истца не препятствующей рассмотрению дела по существу.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила возражение на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований, применить последствия пропуска исковой давности (л.д.98,108). Суд признает неявку ответчика не препятствующей рассмотрению дела по существу.

Выслушав мнение лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Ялуторовским межрайонным прокурором исковых требований.

Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:

Положениями ст. 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Кроме того, в соответствии с положениями ч.ч. 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ определено, что вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Исходя из изложенного, следует, что для наступления ответственности за причинение вреда необходимы следующие условия: наличие вреда, противоправное поведение (действие, бездействие) причинителя вреда, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств лежит на стороне истца. А на стороне ответчика в свою очередь лежит бремя доказывания обстоятельств исключающих ответственность.

Судом установлено, что приговором Ялуторовского районного суда Тюменской области от 25.12.2017г. ответчик ФИО2 признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных:

- (по факту получения взятки от ФИО3) ч.2 ст.290 УК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ) - как получение должностным лицом лично взятки в виде денег за общее покровительство по службе в значительном размере;

- (по факту получения взятки от ФИО5) по ч.2 ст.290 УК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ) - как получение должностным лицом лично взятки в виде денег за общее покровительство по службе в значительном размере;

- (по факту получения взятки от ФИО6) по ч.1 ст.290 УК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ) - как получение должностным лицом лично взятки в виде денег за общее покровительство по службе;

- ч.1 ст.285 УК РФ - как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организаций и охраняемых законом интересов общества и государства.

Положениями ч. 4 ст. 61 ГПК РФ установлено, что вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Так, указанным приговором суда установлено, что ФИО2 совершила из корыстной заинтересованности злоупотребление должностными полномочиями, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах:

Решением ФИО7 № 239-VГД от 27.01.2011г. в качестве юридического лица учрежден комитет по культуре и туризму Администрации города Ялуторовска (далее по тексту - Комитет) и положение о нем (с учетом новой редакции утвержденной решением Городской Думы №20-VIГД от 30.10.2014), согласно которому комитет является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ялуторовска и создан для реализации полномочий органа местного самоуправления - Администрации города Ялуторовска по решению вопросов местного значения в курируемой сфере, введение которого находится контроль и координация деятельности учреждений и организаций культуры, учредителем которых выступает город Ялуторовск, то есть подведомственными Комитету являются учреждения, оказывающие библиотечные услуги - Муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Ялуторовска» (далее по тексту - МАУК «ЦБС»); учреждения, оказывающие культурно-досуговые и туристические услуги - Муниципальное автономное учреждение культуры «Арт-Вояж»; учреждения, оказывающие услуги дополнительного образования - Муниципальное автономное образовательное учреждение ДОД «Детская школа, искусств» (далее по тексту - МАОУ ДОД «ДШИ»); учреждения, оказывающие музейные услуги - Государственное автономное учреждение культуры ТО «Ялуторовский музейный комплекс».

Распоряжением № 8-рк от 25.01.2011г. Главы Администрации города Ялуторовска Тюменской области о приеме работника на работу, ФИО2 назначена на должность заместителя председателя комитета по культуре и туризму Администрации города Ялуторовска Тюменской области, в этот же день с ней заключен трудовой договор № 02/01-2011 о прохождении муниципальной службы.

Распоряжением № 7-рк от 15.01.2014г. Главы Администрации города Ялуторовска Тюменской области о переводе работника на другую работу, ФИО2 переведена на должность председателя комитета по культуре и туризму Администрации города Ялуторовска Тюменской области, в этот же день с ней заключено соглашение № 7 об изменении определенных сторонами условий "трудового договора № 02/01-2011 от 25.01.2011г. о прохождении муниципальной службы.

Распоряжением № 60-рк от 12.05.2015г. Главы Администрации города Ялуторовска Тюменской области о переводе работника на другую работу, ФИО2 переведена на должность заместителя председателя комитета по культуре и туризму Администрации города Ялуторовска Тюменской области, в этот же день с ней заключено соглашение № 8 об изменении определенных сторонами условий трудового договора №02/01- 2011 от 25.01.2011 г. о прохождении муниципальной службы, однако фактически она продолжила исполнять обязанности председателя Комитета вплоть до 04.08.2015 г., когда распоряжением № 107-рк Главы

Администрации города Ялуторовска Тюменской области о переводе работника на другую работу, ФИО2 вновь переведена на должность председателя комитета по культуре и туризму Администрации города Ялуторовска Тюменской области и в этот же день с ней заключено соглашение №9 об изменении определенных сторонами условий трудового договора №02/01-2011 от 25.01.2011г. о прохождении муниципальной службы.

В соответствии с Положением о комитете по культуре и туризму Администрации города Ялуторовска, должностной инструкцией председателя Комитета, утвержденной Главой города Ялуторовска 15.05.2012 г., ФИО2 уполномочена осуществлять общее руководство деятельностью комитета; представлять к поощрению и взысканию с руководителей учреждений, работниковКомитета; приостанавливать и отменять в установленном порядке приказы и распоряжения директоров учреждений, подведомственных комитету; вносить Главе города предложения по назначению на должность и освобождению от должности директоров подведомственных учреждений, работников комитета; осуществлять контроль за основной и административнофинансовой деятельностью учреждений и организаций, находящихся в подчинении; организовывать взаимодействие учреждений и организаций культуры, находящихся в ведомственном подчинении; осуществлять контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств учреждениями и организациями культуры; осуществлять координацию, контроль и регулирование деятельности в курируемой сфере; организовывать работу и обеспечивать руководство по исполнению комитетом по культуре и туризму функций распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с Законом Тюменской области «О муниципальной службе в Тюменской области» № 10 от 05.07.2007 г., должность председателя Комитета и заместителя председателя Комитета относится к ведущей должности муниципальной службы, то есть ФИО2 в период с 15.01.2014 г. до 18.03.2016 г. (до увольнения) являлась должностным лицом, постоянно выполняющим организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в органах местного самоуправления, а именно в комитете по культуре и туризму Администрации города Ялуторовска Тюменской области.

Свою служебную деятельность ФИО2 осуществляла в одном из кабинетов здания Администрации города Ялуторовска Тюменской области, расположенном по адресу: <адрес>.

В период времени с начала июля 2014 года по сентябрь 2014 года, точное время в ходе следствия не установлено, ФИО2 находясь в служебном кабинете здания Администрации города Ялуторовска Тюменской области, расположенном по адресу: <адрес>, занимая должность председателя комитета по культуре и туризму администрации г. Ялуторовска Тюменской области, являясь должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, действуя умышленно, используя свое служебное положение вопреки интересам службы, руководствуясь корыстной заинтересованностью, заключающейся в извлечении выгоды имущественного характера в виде организации проведения торжественной части свадьбы её дочери, неоднократно в указанный период обращалась к ФИО3, занимавшей должность руководителя МАУК «Арт-Вояж» и находящейся в её (ФИО2) служебном подчинении с требованием оказать услуги по организации и проведению торжественной части свадьбы ее (ФИО2) дочери работниками МАУК «Арт- Вояж», то есть без собственных материальных затрат, при этом потребовала от ФИО3 расчет за проведенную работу работникам МАУК «Арт- Вояж» произвести путем премирования за счет средств учреждения МАУК «Арт-Вояж», при этом ФИО2 осознавала, что совершая указанное преступление она причиняет существенный вред правам и законным интересам государства и общества, что выразится в дискредитации ею деятельности органов государственной власти Российской Федерации, подрыве авторитета органов местного самоуправления, а именно Администрации г. Ялуторовска Тюменской области Российской Федерации среди граждан, и в нарушении нормальной, регламентированной законом деятельности комитета по культуре и туризму Администрации г. Ялуторовска Тюменской области.

ФИО3, находившаяся в непосредственном подчинении и служебной зависимости от ФИО2 согласилась выполнить незаконные требования ФИО2 и в начале сентября 2014 года привлекла к проведению торжественной части свадьбы дочери ФИО2 подчиненных ей работников МАУК «Арт-Вояж» и в дальнейшем согласно ранее данных ФИО2 указаний за оказанные услуги работники МАУК «Арт-Вояж» на основании приказа руководителя учреждения №152-к от 11.09.2014 г. были премированы денежными вознаграждениями, выплаченными им из бюджета указанного учреждения в виде премий, то есть из средств МАУК «Арт-Вояж» на общую сумму 34 269 рублей 70 копеек.

Вышеуказанными противоправными умышленными действиями, выразившимися в использовании своего служебного положения вопреки интересам службы, заключающегося в извлечении вышеуказанной выгоды имущественного характера, и тем, что указанные денежные средства в общей сумме 34 269 рублей 70 копеек, полученные преступным путем из бюджета МАУК «Арт-Вояж», могли быть использованы данным учреждением по целевому направлению, ФИО2 совершив указанные противоправные действия, причинила существенный вред правам и законным интересам государства и общества, лишив возможности использования указанных денежных средств в интересах МАУК «Арт-Вояж», что выразилось в дискредитации ею деятельности органов местного самоуправления, подрыве авторитета органов местного самоуправления, а именно Администрации г. Ялуторовска Тюменской области Российской Федерации среди граждан, и в нарушении нормальной, регламентированной законом деятельности комитета по культуре и туризму Администрации г. Ялуторовска Тюменской области (л.д.19-64).

Согласно распоряжения о приеме работника на работу №8-рк от 25.01.2011 г. Главы Администрации г.Ялуторовска Тюменской области, ФИО2 была назначена на должность заместителем председателя в Комитет по культуре и туризму, с ней был заключен трудовой договор № 02/01-2011 о прохождении муниципальной службы (л.д.155-159).

Распоряжением № 7-рк от 15.01.2014г. Главы Администрации г. Ялуторовска Тюменской области ФИО2 была переведена на должность председателя комитета по культуре и туризму Администрации города Ялуторовска Тюменской области, с ней было заключено соглашение № 7 об изменении определенных сторонами условий "трудового договора № 02/01-2011 от 25.01.2011г. о прохождении муниципальной службы (л.д.160-161).

На основании распоряжения № 60-рк от 12.05.2015г. Главы Администрации г.Ялуторовска Тюменской области ФИО2 была переведена на должность заместителя председателя комитета по культуре и туризму Администрации города Ялуторовска Тюменской области, с ней было заключено соглашение № 8 об изменении определенных сторонами условий трудового договора №02/01-2011 от 25.01.2011 г. о прохождении муниципальной службы (л.д.162).

Распоряжением № 107-рк Главы Администрации города Ялуторовска Тюменской области о переводе работника на другую работу, ФИО2 была переведена на должность председателя комитета по культуре и туризму Администрации г.Ялуторовска Тюменской области, с ней было заключено соглашение №9 об изменении определенных сторонами условий трудового договора №02/01-2011 от 25.01.2011г. о прохождении муниципальной службы (л.д.163-164).

Как следует из справки расчета общей суммы денежных средств, на основании приказа №152-к от 11.09.2014 г. директора МАУК «Арт-Вояж» ФИО3 в счет расчета за проведение свадьбы дочери ФИО2 сотрудникам МАУК «Арт-Вояж» были выплачены денежные средства в виде премии на общую сумму 34 269 рублей 70 копеек (л.д.18).

Сумма причиненного ущерба также подтверждается материалами уголовного дела, показаниями свидетелей ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 (л.д.109-153,154)

Таким образом, вступившим в законную силу приговором суда установлено, что ответчик своими противоправными действиями причинила ущерб истцу, который в соответствии с указанными положениями закона, подлежит взысканию с ФИО2 в пользу МАУК «Арт-Вояж».

Кроме того, ответчиком заявлено письменное ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

На основании ст. 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Поскольку лицо считается невиновным, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда, а основанием заявленных исковых требований являлось возмещения вреда, причиненного в результате преступления, то срок исковой давности следует исчислять с даты вступления приговора в законную силу.

Принимая во внимание положения п. 1 статьи 196, п. 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает, что в данном случае срок давности следует исчислять с момента вступления в законную силу приговора суда от 25.12.2017 г., которым ответчик ФИО2 была признана виновной в совершении преступлений. Право на обращение в суд возникло прокурора именно с этого момента, когда стало известно лицо, виновное в совершении преступлений, в связи с чем, срок исковой давности на обращение в суд по возмещению ущерба не истек. Истец обратился в суд с иском в пределах данного срока.

Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

В соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца.

Таким образом, размер государственной пошлины, который подлежал уплате стороной истца при подаче искового заявления, составляет – 1228 рублей 09 копеек, а следовательно, подлежит взысканию с ответчика Николаевской Е.В в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск Ялуторовского межрайпрокурора, выступающего в интересах Муниципального автономного учреждения культуры «Арт-Вояж» к ФИО2 о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением – удовлетворить в полном объёме.

Взыскать с ФИО2 в пользу Муниципального автономного учреждения культуры «Арт-Вояж» в возмещение ущерба, причинённого преступлением – 34 269 рублей 70 копеек.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1 228 рублей 09 копеек.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>