Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 января 2013 года город Тюмень
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи: Дубровина Е.А.,
при секретаре Федоровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-314-13 по иску ФИО1 к Фонду «Областной фонд развития жилищного строительства Тюменской области» об обязании подписать акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании подписать акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, мотивируя свои требования тем, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Истец является абонентом по договору энергоснабжения, заключенному с ОАО «Тюменьэнергосбыт», регулярно производит оплату за использованную электрическую энергию. 23 ноября 2011 года между истцом и ОАО «СУЭНКО» был заключен договор №1812-11 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 10 кВт (в том числе 8,8 кВт существующая мощность). 15 февраля 2012 года между истцом и ОАО «СУЭНКО» было заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которого стороны договорились увеличить максимальную модность присоединяемых энергопринимающих устройств до 15 кВт. Для перезаключения договора энергоснабжения с ОАО «Тюменьэнергосбыт» истцу необходимо предоставить акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ФИО1 и Фондом «Областной фонд развития жилищного строительства Тюменской области», являющегося балансодержателем электрических сетей. Истец обратился к ответчику, однако в подписании указанного акта ответчиком истцу было отказано. Так как истец является потребителем электрической энергии, а ответчик лишает его возможности потреблять большую мощностью, тем самым нарушает его права как потребителя. Истец также просит взыскать в свою пользу с ответчика штраф в размере 50% за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.
Истец в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Представитель истца – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что в настоящее время в полной мере использовать электроприборы истец не может.
Представитель ответчика – ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснив при этом, что мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляется сетевой организацией. Между истцом и ответчиком 25 апреля 2010 года был заключен договор №5/866-10 на организацию строительства индивидуального жилого дома. По условиям данного договора ответчик обязался организовать строительство жилого дома истца в соответствии с актом выбора, а также по окончании строительства передать законченный строительством жилой дом гражданину по акту приема-передачи, что им сделано и было. Согласно проектным решениям, на основании которых велось строительство индивидуального жилого дома истца, расчетная мощность потребляемой энергии составляет – 8,8 кВт. Истец не вправе обращаться к ответчику с подобным иском, поскольку обязанности по согласованию, лежат не на ответчике, а на ОАО «СУЭНКО».
Представитель третьего лица ОАО «СУЭНКО» – ФИО4, действующая на основании доверенности, полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению, мотивируя тем, что ответчик является балансодержателем электрических сетей в поселке Комарово города Тюмени. Указанные электрические сети переданы ответчиком на техническое обслуживание ОАО «СУЭНКО» по договору № 1/155-08 от 1 октября 2008 года. Истец обратился в ОАО «СУЭНКО» с заявкой на технологическое присоединение принадлежащих ей энергопринимающих устройств жилого дома в <адрес> к электрическим сетям в целях увеличения мощности данных энергопринимающих устройств. Поскольку техническая возможность технологического присоединения имелась, то 23 ноября 2011 года между ФИО1 и ОАО «СУЭНКО» был заключен договор №1812-11 об осуществлении технологического потребления к электрическим сетям, в силу которого максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 15 кВт, а в последствие составлен акт о технологическом присоединении №ТЮ11-1106. В соответствии с п. 7, п. 19 «Правил технологического при соединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрически сетям», утвержденных Постановлением правительства РФ от 27 декабря 2004 горда за №861, по завершению процедуры технологического присоединения помимо Акта о технологическом присоединении составляется также Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Поскольку энергопринимающие устройства истца имеют непосредственное присоединение к электрическим сетям, находящимся на балансе ответчика, в силу ст. 26 Федерального закона №35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике», ответчик обязан подписать акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Представитель третьего лица ОАО «ЭК «Восток» - ФИО5, действующая на основании доверенности, полагала, что иск подлежит удовлетворению. Для заключения договора между ФИО1 и ОАО «ЭК «Восток» на поставку электрической энергии в большем объёме, требуется в том числе акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между ФИО1 и Фондом «Областной фонд развития жилищного строительства Тюменской области», являющегося балансодержателем электрических сетей.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлены следующие обстоятельства:
1 ноября 2008 года между Фондом «Фонд развития жилищного строительства Тюменской области» как балансодержателем и ОАО «СУЭНКО» был заключен договор № 1/155-08 на техническое облуживание электросетевого имущества. Согласно пункту 1.1 Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению технического обслуживания (далее по тексту «Работы» электросетевого имущества, обеспечивающего электроснабжение мкр. 1 жилого района «Комарово» г. Тюмени (далее поименованного «Электрооборудование»). Пунктом 2.4.2 закреплено право подрядчика осуществлять присоединение потребителей к Электрооборудованию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861 с последующими изменениями и дополнениями.
ФИО1 является собственником жилого дома №13, расположенного по адресу: <...> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 1 августа 2011 года.
20 июля 2011 года между ОАО «Тюменьэнергосбыт» (в настоящее время ОАО «ЭК «Восток») и ФИО1 был заключен договор энергоснабжения, по условиям которого продавец обязуется подавать Потребителю электрическую энергию для жилого дома, качество которой соответствует требованиям технических регламентов (до принятия соответствующих технических регламентов – обязательным требованиям государственных стандартов) и оказывать Потребителю услуги по передаче электрической энергии до точки поставки через Сетевую организацию и по оперативно-диспетчерскому управлению путем заключения соответствующих договоров, а Потребитель обязуется оплачивать электроэнергию и оказанные ему услуги по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (л.д. 6-9).
23 ноября 2011 года между ОАО «СУЭНКО» и ФИО1 был заключен договор №1812-11 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, из условий которого следует, что сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя мощностью 10 кВт (далее – технологическое присоединение) ВРУ-0,4 кВ, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) (л.д. 10-13).
В целях увеличения потребляемых мощностей энергопринимающих устройств в доме до 15 кВт, ФИО7 обратилась к ИПБОЮЛ ФИО6 с целью проектирования и разработки схем электроснабжения электроплиты и стиральной машины-автомат, внутреннего оборудования, внутреннего и наружнего освещения жилого дома. ИПБОЮЛ ФИО6 был разработан и изготовлен проект сетей электроснабжения А13-01-2012 ЭС, ЭМ, ЭО в котором предполагалось, в связи с увеличением потребляемых мощностей, реконструкция энергопринимающих устройств.
15 февраля 2012 года между ОАО «СУЭНКО» и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение №1, по условиям которого увеличить максимальную мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя до 15 кВт (л.д. 14).
5 марта 2012 года ОАО «СУЭНКО» согласовало проект сетей электроснабжения А13-01-2012 ЭС, ЭМ, ЭО, что подтверждается письмом.
18 июня 2012 года ФИО1 обратилась к Фонду «Фонд развития жилищного строительства Тюменской области» с целью подписания акта разграничения балансовой принадлежности на выделенные мощности, что подтверждается письмом ФИО1.
18 июля 2012 года Фонд «Фонд развития жилищного строительства Тюменской области» на письмо ФИО1 ответил отказом, мотивируя тем, что изменение проектной мощности по подключению к сетям электроснабжение возможно после регистрации указанных сетей и передачи их собственнику, который определяется соответствующим распоряжением Правительства.
Постановлением Правительства РФ №861 от 27 декабря 2004 года были утверждены «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям». Из пункта 2 указанных Правил следует, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств. Согласно п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. На основании пункта 6 данных Правил - технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ОАО «СУЭНКО» имело техническую возможность технологического присоединения и не вправе было оказать ФИО1 в заключении дополнительного соглашения увеличить максимальную мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя до 15 кВт.
В соответствии с п. 7, п. 19 «Правил технологического при соединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрически сетям», утвержденных Постановлением правительства РФ от 27 декабря 2004 горда за №861, по завершению процедуры технологического присоединения помимо Акта о технологическом присоединении составляется также Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Поскольку в силу закона на Фонд «Фонд развития жилищного строительства Тюменской области», как иного владельца объектов электросетевого хозяйства в <адрес>, возложена обязанность по требованию собственника энергопринимающих устройств предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств, то исковые требования истца о об обязании ответчика подписать акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что истец не вправе обращаться к ответчику с подобным иском, поскольку обязанности по согласованию, лежат не на ответчике, а на ОАО «СУЭНКО», суд находит не основанным на нормах ст.26 Федерального закона №35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике»
Учитывая, что правоотношения между сторонами не подпадает под нормы Закона «О защите прав потребителей», регулируются иными правовыми актами в удовлетворении исковых требований о взыскании в пользу ФИО1 с Фонда «Областной Фонд развития жилищного строительства в Тюменской области» компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, а также штрафа в размере 50 % за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке следует отказать.
На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования города Тюмени государственная пошлина в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 307 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442, ст.ст. 12, 56, 67-68, 98, 103, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 к Фонду «Областной фонд развития жилищного строительства Тюменской области» об обязании подписать акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Обязать Фонд «Областной фонд развития жилищного строительства Тюменской области» подписать акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <...>, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Фонда «Областной фонд развития жилищного строительства Тюменской области» государственную пошлину в размере 400 рублей в доход муниципального образования город Тюмень.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы в Калининский районный суд города Тюмени.
Председательствующий судья Дубровин Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2013года.