ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-314/2014 от 30.05.2014 Углегорского городского суда (Сахалинская область)

 Дело № 2 - 314/2014 г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 30 мая 2014 года г. Углегорск

 Углегорский городской суд Сахалинской области

 В составе: председательствующего судьи – Хлебородовой Г.Н.,

 при секретаре – Ванифатовой А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского транспортного прокурора к Закрытому акционерному обществу «Александровск-Сахалинский морской порт» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести капитальный ремонт гидротехнических сооружений,

 У С Т А Н О В И Л :

 Сахалинский транспортный прокурор, в интересах Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Углегорский городской суд с исковым заявлением к ЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении капитального ремонта гидротехнических сооружений, расположенных по адресу: <адрес> объект недвижимости Южный мол; объект недвижимости Перемычка; объект недвижимости Северный мол.

 Также просит обязать ответчика провести капитальный ремонт объектов недвижимости: Южный мол, Перемычка, Северный мол, расположенных по адресу: <адрес>, в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

 В обоснование исковых требований в заявлении указано, что в рамках проведенной в 1-м квартале 2014 года плановой проверки соблюдения законодательства, регулирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, было установлено, что ряд гидротехнических сооружений (далее – ГТС), находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных в морском терминале Бошняково порта Шахтерск, содержатся в неудовлетворительном состоянии, что не может быть допустимым по следующим основаниям.

 В соответствии с договором аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, закрепленного за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения (далее – Договор), заключенного между ФГУП «Росморпорт» (арендодатель) и ЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт» (далее – арендатор), в аренду ответчику переданы, в том числе объекты недвижимости - ГТС, расположенные по адресу: <адрес>: Южный мол, Перемычка, Северный мол.

 Согласно условиям договора аренды, арендатор обязан: использовать объекты ГТС (причалы) и акваторий в соответствии с установленными законодательством РФ нормами и правилами технической эксплуатации, санитарными нормами и правилами пожарной безопасности (п. 2.2.1.); производить за свой счет текущий ремонт, капитальный ремонт объектов, в том числе ремонт, в соответствии с документами, составляющими пополняемую часть паспорта ГТС (п. 2.2.17).

 Находящийся у ЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт» (далее – ЗАО «АСМП») в аренде комплекс ГТС, расположенный в морском терминале Бошняково порта Шахтерск, имеет износ более 30%, однако должных мер по его ремонту арендатором не принимается, что создает угрозу безопасности мореплавания и стоянки судов в акватории порта.

 Сведений о проведении капитальных ремонтов в отношении какого-либо из названных объектов, паспорта данных сооружений, оформленные ЗАО «МИДО» в 2008 г. по согласованию с ФГУП «Росморпорт», не содержат.

 Из актов освидетельствования от 2008 г. следует, что физический износ ГТС Южный Мол составляет 61,0%; физический износ ГТС Перемычка составляет 68,7% и физический износ ГТС Северный Мол составляет 66,5%.

 При этом арендатор не имеет данных о проведении капитального ремонта указанных ГТС.

 Согласно паспортам ГТС, выполненным в 2008 году, последняя реконструкция, восстановление или капитальный ремонт производились: объекта Южный мол, 1944 г. постройки - в 1966-1969 г.; объекта Перемычка, 1944 г. постройки – 1067-1969 г.; объекта Северный мол, 1944 г. постройки – в 1967-1969 г.

 В соответствии с данными Дальневосточного управления государственного надзора (ДВУ Госморнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ г., исх. № состояние сооружений следующее: Южный мол – предельное, физический износ составляет 80%; Перемычка – предельное, физический износ 60%; Северный мол – предельное, физический износ 80%.

 Таким образом, капитальный ремонт указанных сооружений ответчиком не производился, что свидетельствует о невыполнении в полном объеме обязательств, вытекающих из договора аренды, нарушении срока периодичности проведения капитального ремонта согласно п. 2.2.17 Договора, п. 231 ТР, требований, п.п. 1, 2 ст. 616 ГК РФ.

 На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ Сахалинский транспортный прокурор вправе обратиться в суд с указанными требованиями, что тем самым позволит в полном объеме защитить интересы РФ и неопределенного круга лиц, так как определить (индивидуализировать) чьи права в данном случае нарушаются, не представляется возможным, так как пострадать могут не только работники ответчика, выполняющие трудовые функции на территории ГТС, но и иные граждане – сотрудники контрольных и надзорных органов, проверяющих в силу должностных обязанностей деятельность ответчика, морских судов и иных организаций на территории морского порта.

 Выявленные нарушения создают условия для возможной аварии гидротехнических сооружений, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, разрушение и гибель недвижимого имущества, что повлечет вывод из эксплуатации находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости.

 Интерес неопределенного круга лиц заключается в безопасной эксплуатации инфраструктуры морского транспорта и ГТС, без соблюдения которых может пострадать любой гражданин России либо иностранные граждане, которые пользуются услугами предприятий морского транспорта, эксплуатирующих вышеуказанные сооружения.

 ЗАО «АСМП» уклоняется от возложенных по договору обязанностей, эксплуатирует ГТС с нарушением требований законодательства, не гарантирует безопасность пассажиров и членов экипажей, что создает угрозу причинения вреда здоровью данных лиц, поэтому имеются основания для возложения от ответчика обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности на морском транспорте, в силу статей 12, 1065 ГК РФ.

 Третьими лицами в исковом заявлении указаны ФГУП «Росморпорт» и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области (ТУ ФАУГИ).

 В судебном заседании старший помощник Сахалинского транспортного прокурора Лебедев М.В. уточнил исковые требования и просит:

 - признать незаконным бездействие ЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт» выразившееся в непроведении капитального ремонта гидротехнических сооружений: объекта недвижимости Южный мол, объекта недвижимости Перемычка, объекта недвижимости Северный мол, расположенных по адресу: <адрес>:

 - обязать ЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт», <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, провести капитальный ремонт объектов недвижимости – сооружений: Южный мол, Перемычка, Северный мол, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями пунктов 223-224 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620, в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

 На удовлетворении исковых требований настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – ФГУП «Росморпорт» - Покусаев Р.Н., действующий на основании доверенности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г., сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании также считает требования Сахалинского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению. В обоснование своего мнения пояснил, что за время нахождения в пользовании ответчика указанных гидротехнических сооружений, никаких мер по ремонту данных объектов ЗАО «АСМП» не предпринималось, несмотря на то, что при заключении договора аренды с его условиями ответчик был ознакомлен и полностью согласен. Передача объектов в аренду происходила на конкурсной основе.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – ФГУП «Росморпорт» - Сидоренко А.В., действующий на основании доверенности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г., сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании находит требования Сахалинского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме, при этом полностью поддержал пояснения Покусаева Р.Н.

 Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Сахалинской области, в судебное заседание не явилось, о времени месте рассмотрения дела извещено надлежаще.

 Согласно представленному 05.05.2014 г. (вх.№ 1808) руководителем Управления Е.П. Зиборевой отзыву на исковое заявление, следует, что ознакомившись с доводами, изложенными в исковом заявлении и представленными доказательствами, третье лицо поддерживает их в полном объеме и считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме. Дополнительная информация у ТУ Росимущества в Сахалинской области отсутствует в связи с тем, что ФГУП «Росморпорт», а также переданное ему в хозяйственное ведение имущество зарегистрированы в реестре по месту нахождения юридического лица и полномочия по учету и управлению у ТУ Росимущества в Сахалинской области отсутствуют. Просит о рассмотрении дела без участия представителя Управления.

 С учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела и положений статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дела в отсутствие третьего лица – ТУ «Росимущества» в <адрес>.

 Представитель ответчика – Проданюк Е.Б., действующая на основании доверенности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г., сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании с исковыми требованиями Сахалинского транспортного прокурора не согласилась, просит об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме.

 В обоснование возражений пояснила, что исковые требования не могут быть удовлетворены в силу того, что истцом избран неверный способ защиты права. Как следует из иска, исковые требования направлены на признание незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не проведении капитального ремонта недвижимого имущества.

 На основании ч. 3 ст. 131 ГПК РФ обращаясь в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга или интересов Российской Федерации, прокурор обязан указать способ защиты прав, свобод и законных интересов. Вместе с тем, статьей 12 Гражданского кодекса РФ либо иными законами не предусмотрен такой способ защиты права как признание незаконным бездействия.

 Так как ответчик органом государственной власти либо местного самоуправления не является, его действия либо бездействие не могут быть признаны не только недействительными, но и тем более незаконными, как это предусмотрено статьей 254 ГПК РФ, поскольку действующим законодательством не закреплен способ защиты права в виде признания незаконным бездействия юридического лица.

 Также исковое заявление прокурора не отвечает критерию исполнимости судебного акта и не соответствует статей 204-206 ГПК РФ, из искового заявления не ясно, какой капитальный ремонт ГТС требует произвести прокурор – комплексный или выборочный, вместе с тем от вида капитального ремонта ГТС зависит объем и конкретизация ремонтных работ.

 Кроме этого, пунктом 2.2.6 договора аренды № <данные изъяты> недвижимого имущества, закрепленного за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность ответчика не производить на объектах без письменного разрешения арендодателя перепланировок и неотделимых улучшений арендуемых объектов. Капитальный ремонт арендуемого имущества является его неотделимым улучшением и требует в силу п.2 ст. 623 ГК РФ обязательного согласования арендодателя, которое не исполнено арендодателем.

 Более того, морской порт по своему целевому назначению является опасным производственным объектом, следовательно, при его эксплуатации лица, осуществляющие на нем работы, обязаны исполнять обязательные требования, в том числе в части содержания и ремонта такого объекта.

 Согласно Ведомственному положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений на морском транспорте Р31.3.08-04, утвержденному распоряжением Росморречфлота от 26.10.2004 г. № ВР-82-р, ремонт производственных зданий и сооружений производится на основе годовых планов капитального ремонта, которые разрабатываются на основе данных о необходимости проведения ремонта с учетом запланированных годовых и материально-технических ресурсов. Планы предоставляются балансодержателем (ФГУП "Росморпорт") в денежном выражении и натуральных показателях.

 Вместе с тем, разрешения на проведение капитального ремонта с предоставлением плана-графика, отвечающего условиям данного ведомственного положения, балансодержателем ответчику не представлялось, в связи с чем момент исполнения обязательства по капитальному ремонту ГТС для ответчика в рамках исполнения обязательств по договору не возник.

 На основании изложенного и в связи с тем, что истцом не конкретизированы объемы, стоимость и перечень работ, необходимых для проведения капитального ремонта ГТС, решение суда не исполнимо в принципе.

 Также, исковые требования не обоснованы, поскольку основаны на документации, не соответствующей фактическим обстоятельствам дела. В обоснование иска указано, что капитальный ремонт ГТС не производился, при этом прокурор ссылается на акты, оформленные в 2008 году ЗАО «МИДО» по согласованию с ФГУП «Росморпорт», что не обоснованно и некорректно, поскольку данные документы были оформлены за год до заключения рассматриваемого договора аренды, за который ГТС уже могли быть отремонтированы. С 2008 года прошло уже более пяти лет и в настоящее время указанные прокурором данные не могут отражать реальных обстоятельств дела.

 Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

 В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

 На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

 В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 Положениями п.1 ст. 421 ГК РФ установлено: граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

 Согласно п. 1 ст. 611 ГК арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

 В соответствии с п. 2 ст. 611 ГК РФ имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором.

 Арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду (п. п. 1, 2 ст. 612 ГК РФ).

 В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

 Согласно п. п. 1, 2 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

 Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

 Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

 В соответствии с договором аренды № <данные изъяты> недвижимого имущества, закрепленного за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-49), заключенного ФГУП «Росморпорт» (арендодатель) и ЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт» (арендатор) переданы в аренду сроком на 49 лет (п.1.3.) объекты недвижимости, в том числе: Южный мол (п.1.1.3); Перемычка (п.1.1.4); Северный мол (п.1.1.7).

 Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

 Указанное недвижимое имущество (гидротехнические сооружения) находится в собственности Российской Федерации, распоряжением Минимущества РФ от 30.04.2004 г. № 1580-р передано и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт», о чем имеются свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, серии <адрес>, серии <адрес>.

 Согласно п.2.2.1. Договора, арендатор обязуется использовать Объекты в соответствии с целевым назначением, указанным в п.п.1.1 Договора, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации нормами и правилами технической эксплуатации и использования гидротехнических сооружений (причалов) и акваторий, в том числе, санитарными нормами и правилами пожарной безопасности.

 Соблюдать на Объектах требования контролирующих и надзорных органов, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Арендатора и арендуемых им Объектов, в том числе, предусмотренных Стандартом Арендодателя «Положение о техническом контроле гидротехнических сооружений, закрепленных за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения» СтП РМП 31.01-2007, утвержденным приказом ФГУП «Росморпорт» от ДД.ММ.ГГГГ № (п.2.2.7 Договора).

 В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Договора арендатор обязуется производить за свой счет текущий, капитальный ремонт Объектов, в том числе ремонт, в соответствии с документами, составляющими пополняемую часть Паспорта гидротехнического сооружения.

 Положения Федерального закона от 21 июля 1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулируют отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливают обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений

 В силу статьи 3 данного Федерального закона, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; к критериям безопасности гидротехнического сооружения отнесены предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

     На основании статьи 9 указанного Закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе:

     - обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

 - обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

 - обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

 - развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

 - систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

 - обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

 - осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

 В соответствии со статьей 4 ФЗ N 261-ФЗ от 08.11.2007 "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к портовым гидротехническим сооружениям относятся инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов; акваторией морского порта является водное пространство в границах морского порта; оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.

 В силу п.1 ч.1 ст.16 данного Закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны, в том числе осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

 Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта.

 На основании п. 222 данного Технического регламента, организации, производящие ремонт объектов инфраструктуры морского транспорта, должны обеспечить выполнение требований безопасности, предусмотренных пунктами 223 - 231 настоящего технического регламента.

 В силу пункта 223 Регламента, для сохранения и восстановления технических и эксплуатационных характеристик объекта инфраструктуры морского транспорта, подвергшегося физическому износу в процессе его технической эксплуатации, следует планировать и реализовывать ремонтные работы (текущий и капитальный ремонт). К капитальному ремонту относятся работы, в процессе которых производится восстановление, замена или защита основных конструкций, обеспечивающих прочность, устойчивость и долговечность сооружения в целом или его частей. В зависимости от объема и состава работ капитальный ремонт может быть выборочным или комплексным.

 Планирование ремонтных работ следует осуществлять на основе материалов технического надзора, осуществляемого эксплуатирующей организацией и аккредитованным испытательным центром. На основании периодических осмотров определяется перечень текущих ремонтных работ и эксплуатирующей организацией составляется годовой план текущего ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. План капитального ремонта такого объекта составляется после проведения обследования сооружения аккредитованным испытательным центром. В этот план включаются работы, указанные в извещении о необходимости выполнения ремонтных работ, а также капитальные работы, отмеченные в актах периодического осмотра. Материалы обследования и заключение о техническом состоянии сооружения должны быть в качестве исходных данных включены в состав технического задания на разработку проекта ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. Планирование и осуществление ремонтных работ осуществляется организацией, на которую это возложено договором, а при отсутствии договора - собственником портового сооружения (п. 224).

 Капитальный ремонт объекта инфраструктуры морского транспорта не допускается выполнять без проекта ремонта этого объекта и проекта производства ремонтных работ этого объекта, которые должны учитывать следующие особенности:

 а) производство работ в условиях, действующих на ремонтном предприятии;

 б) возможность производства работ без вывода ремонтируемого объекта инфраструктуры морского транспорта из эксплуатации;

 в) снижение несущей способности сооружения в целом и отдельных конструкций в связи с износом и повреждениями;

 г) повышенная опасность, связанная с возможной разборкой конструкций;

 д) повышенная опасность подводно-технических работ в стесненных условиях при ремонте объекта инфраструктуры морского транспорта;

 е) повышенная опасность загрязнения окружающей среды при очистке или разборке существующих конструкций, загрязненных в процессе эксплуатации, и при ремонтном дноуглублении (п.225).

 В проекте ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта в случае разрушения или повреждения знаков опорной и наблюдательной сети инструментальных наблюдений за техническим состоянием сооружения должно предусматриваться их восстановление (п.226).

 Капитальный ремонт должен выполняться специализированной организацией, имеющей (если это необходимо) соответствующие разрешения, обладающей необходимой квалификацией, структурой, персоналом, оборудованием и опытом работы в этой области (п.227).

 Приемку законченных ремонтных работ осуществляет комиссия, назначаемая заказчиком. Комиссия осуществляет проверку соответствия выполненных работ проекту ремонтных работ объекта инфраструктуры морского транспорта, а также наличия и полноты исполнительной документации, актов на скрытые работы и промежуточной приемки ответственных конструкций, результатов испытаний и проверок, предусмотренных этим проектом, и по результатам этой проверки принимает решение о выполнении ремонтных работ (п.228).

 Сведения о выполненных ремонтных работах объекта инфраструктуры морского транспорта должны быть занесены в технический паспорт сооружения этого объекта (п.229).

 После приемки работ, связанных с реконструкцией объекта инфраструктуры морского транспорта, или работ, позволяющих значительно изменить режим эксплуатации этого объекта, производится внеочередное обследование сооружения аккредитованным испытательным центром и эксплуатирующая организация на основе проведенного обследования разрабатывает декларацию соответствия (п.230).

 Ремонтные работы объекта инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить восстановление технических и эксплуатационных характеристик, необходимую долговечность конструкции и безопасную эксплуатацию этого объекта. При расчетном физическом износе объекта инфраструктуры морского транспорта более 30 процентов необходимо провести его капитальный ремонт или реконструкцию (п.231).

 Согласно акту освидетельствования гидротехнического сооружения – Южный мол, составленному ЗАО «МИДО» по результатам освидетельствования, проведенного в период с 20 мая 2008 г. по 05 сентября 2008 г. (л.д.60-62), следует, что сооружение построено в 1944 г., капитальный ремонт (реконструкция) проводились в 1966-1969 г.г. (л.д.60-62).

 В заключении к данному акту указано, что физический износ мола, в целом, составил 61,0%, т.е. техническое состояние предельное. Во избежание дальнейшего разрушения рекомендуется разработать проектную документацию на ремонт мола и в кратчайшие сроки восстановить его работоспособность (л.д.63).

 В соответствии с актом освидетельствования гидротехнического сооружения от сентября 2008 года, составленным ЗАО «МИДО», по результатам освидетельствования ГТС – Северный мол, было установлено, что физический износ объекта, 1944 г. постройки, последний капитальный ремонт (реконструкция) проводились в 1966-1969 г.г., в целом составил 66,5%, техническое состояние – предельное, объект не признан годным к эксплуатации. (л.д.64-66).

 Из заключения к данному акту следует, что для сохранения оставшейся части конструкций мола от полного разрушения и восстановления его работоспособности, рекомендуется в кратчайшие сроки восстановить его работоспособность (л.д.67).

 Аналогичным актом освидетельствования ГТС – Перемычка, установлено, что по результатам проведенного освидетельствования объект, капитальный ремонт (реконструкция) которого произведены в 1967-1969 г.г., не признан годным к эксплуатации (л.д.68-70).

 Согласно заключению к данному акту (л.д.71), следует, что физический износ Перемычки составил 68,7%, техническое состояние предельное, но признаков деформаций и потери устойчивости конструкции существующей шпунтовой стенки не выявлено. Для восстановления работоспособности объекта рекомендовано выполнить ряд первоочередных мероприятий, в том числе разработать проектную документацию на ремонт с разборкой вариантов.

 Указанные обстоятельства также отражены в паспортах гидротехнических сооружений – Южный мол (л.д.72-82); Перемычка (л.д. 83-94); Северный мол (л.д.96-106).

 Согласно актам сдачи-приемки за №№ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр объектов, передаваемых в аренду ЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт», соответственно:

 - Южный мол порта Бошняково – сооружение гравитационного типа, бетонное, монолитное. Назначение – защита внутренней акватории порта от волнения, длина – 120,4 м., глубина от 0,2 до 2,2 м. Фактическое техническое состояние: первоначальная конструкция разрушена, отсутствует голова мола. Требуется полный восстановительный ремонт Южного мола (л.д.54);

 - Перемычка порта Бошняково – сооружение гравитационного типа из монолитного бетона. Назначение – защита акватории внутреннего ковша от волнения. Конструкция – заанкерованный металлический шпунт с засыпкой камнем. Длина 311 м.п. вертикальной стенки. Фактическое техническое состояние: имеются большие бреши и промоины. Требуется значительный восстановительный ремонт перемычки;

 - Северный мол порта Бошняково – сооружение гравитационного типа из монолитного бетона. Назначение – защита внутренней акватории порта от волнения, длина – 138 м.п., глубина – 0,2,1 м. Фактическое техническое состояние: разрушены первоначальная конструкция, средняя и корневая часть, отсутствует голова мола. Требуется полный восстановительный ремонт Северного мола (л.д.58).

 Таким образом, неисправности арендованного имущества были оговорены арендодателем и известны арендатору при его осмотре при передаче в аренду.

 Ответчиком не представлено суду доказательств проведения капитального ремонта указанных объектов недвижимого имущества, из обстоятельств дела следует, что в период пользования арендованным имуществом по договору аренды, никаких действий по ремонту гидротехнических сооружений ответчиком не предпринималось.

 Доказательств обратному ответчиком суду не представлено.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Сахалинского транспортного прокурора о возложении на ЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт» обязанности провести капитальный ремонт гидротехнических сооружений – Северный мол, Перемычка, Южный мол. При этом, по мнению суда, организация проведения капитального ремонта и определение его видов и объема, должны производиться ответчиком, как это предписано положениями Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620.

 В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

     Как пояснил в судебном заседании представитель третьего лица – ФГУП «Росморпорт» - Сидоренко А.В. – ведущий инженер гидротехник Северо-Западного отделения Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт», для выполнения мероприятий по организации и проведению капитального ремонта гидротехнических сооружений ответчиком, получения необходимых согласований и выполнения работ по капитальному ремонту, потребуется более длительный срок, чем 2 года, как это предложено Сахалинским транспортным прокурором. Более реальным сроком для исполнения решения суда является срок в 3 года.

      Учитывая фактические обстоятельства дела, а также то, что для организации проведения капитального ремонта гидротехнических сооружений необходимы определенные временные и материальные затраты, суд приходит к выводу о предоставлении ответчику срока для исполнения решения суда – 3 года с момента вступления решения суда в законную силу.

 Рассматривая требование Сахалинского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия ЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт», выразившегося в не проведении капитального ремонта гидротехнических сооружений – объектов недвижимости – Южный мол, Перемычка, Северный мол, суд исходит из следующего.

 Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

 Согласно правовой позиции, изложенной в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" нормы Гражданского процессуального кодекса не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 ГПК РФ решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

 Как указано выше, Сахалинский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействия ЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт», ссылаясь на нарушения ответчиком требований Гражданского кодекса РФ и федерального законодательства в сфере регулирования безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, являющихся инфраструктурой морского транспорта, указав, что выявленные нарушения могут повлечь нарушения прав как работников ответчика на безопасные условия труда, так и граждан России и иностранных граждан, потенциальных пользователей услугами предприятия морского транспорта, а также Российской Федерации, как собственника объектов недвижимости, следовательно, рассматриваемое заявление может быть рассмотрено только в порядке гражданского судопроизводства.

 Поскольку судом достоверно установлено, что в нарушение требований вышеприведенных нормативных правовых норм, при эксплуатации гидротехнических сооружений – Северный мол, Перемычка и Южный мол, ответчиком длительное время не принималось никаких мер по восстановлению безопасной эксплуатации инфраструктуры морского транспорта, а именно указанных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что имело место противоправное бездействие.

 При таких обстоятельствах, суд признает бездействие ЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт», выразившееся в непроведении капитального ремонта гидротехнических сооружений - незаконным.

 В силу частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

 На основании пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Углегорского муниципального района в размере 4000 рублей.    

     Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

     Исковые требования Сахалинского транспортного прокурора к ЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт» - удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие закрытого акционерного общества «Александровск-Сахалинский морской порт», выразившееся в непроведении капитального ремонта гидротехнических сооружений: объекта недвижимости Южный мол, объекта недвижимости Перемычка, объекта недвижимости Северный мол, расположенных по адресу: <адрес>.

 Обязать закрытое акционерное общество «Александровск-Сахалинский морской порт», <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, провести капитальный ремонт объектов недвижимости – сооружений: Южный мол, Перемычка, Северный мол, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями пунктов 223-224 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620, в течение 3-х (трех) лет с момента вступления решения суда в законную силу.

     Взыскать с закрытого акционерного общества «Александровск-Сахалинский морской порт», <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, государственную пошлину в бюджет Углегорского муниципального района в размере <данные изъяты>.

 На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

     Мотивированное решение суда изготовлено 04 июня 2014 года.

 Председательствующий судья Г.Н. Хлебородова